Раздел III. Теория и методики физического воспитания и развития ребенка. Общая характеристика основных понятий теории и методики физического воспитания и развития ребенка


Часть I

УДК7А

ББК 74.200.55я73 Х73

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

теории и методики физического воспитания МГПУ О.П.Юшков;

доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии

физической культуры, заслуженный деятель науки, мастер спорта В.П.Филин

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.

X 73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2

От авторов

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физического воспитания и спорта» для студентов высших физкультурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.

Книга состоит из трех частей. В первой изложены вопро­сы теории и методики физического воспитания. Раскрыва­ются его сущность, основные термины и понятия, кото­рыми должен свободно владеть профессионально грамот­ный специалист, излагаются принципы, средства, методы физического воспитания, основы теории и методики обу­чения двигательным действиям, развития физических ка­честв. Показаны особенности физического воспитания де­тей дошкольного и школьного возраста, студенческой мо­лодежи, взрослого контингента населения.

Вторая часть пособия посвящена теории и методике сгорта: дана общая характеристика спорта и спортивной подготовки; рассмотрены основы спортивной тренировки, построения процесса спортивной подготовки, технология планирования в спорте и т.п.

В третьей части раскрывается методика оздоровитель­ной физической культуры в аспекте использования ее раз­нообразных форм, средств и методов применительно к раз­личным контингентам населения.

При подготовке учебного пособия использованы раз­ ные источники, прежде всего учебники по данной дис­ циплине, а также научные труды ведущих отечественных теоретиков, научных работников и опытных преподавателей А.Д.Новикова, Л.П.Матвеева, В.В.Белиновича, В.П.Фи­ лина, В.М.Зациорского, Ф.П.Суслова, М.М.Богена, В. И. Ляха, А. М. Максименко и др. ,

Цель данного учебного пособия — дат^студентам глубо­кие теоретические основы физического воспитания и спорта, а также научить их практически реализовать его основные положения в различных Образовательных учреж­дениях и спортивных организациях-— по месту будущей профессиональной деятельности выпускников высших физ­культурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА \

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания

1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.И.Пономарев, 1970). Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой дея­тельности спонтанно происходило совершенствование их физи­ческих способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более ак­тивный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняе-мости (повторяемости действий). Именно явление упражняемос-ти стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изоб­ражение животного. Как только трудовые действия начали приме­няться вне реальных трудовых процессов, они превратились в фи­зические упражнения. Превращение трудовых действий в физи­ческие упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физичес­кого совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической под­готовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

4

Таким образом, осознание человечеством явления упражняе­мости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи воен­ным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей исто­рии они оставались достоянием немногих представителей приви­легированных классов или ограничивались рамками военного обу­чения.

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного терми­на, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории1 физического воспитания отно­сятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совер­шенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения

1Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции.

5

и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

6

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ-

ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических ка­честв и овладения жизненно важными движениями. Термин «фи­зическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Раз­личают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, от­ражающая достигнутую работоспособность в сформированных дви­гательных умениях и навыках, способствующих эффективности Целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе-

7

ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

  1. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

  2. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрас­тной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета осо­бенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наи­высшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зави­сит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон уп-ражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе

8

средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются [3]:

  1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

  2. высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

  3. пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

  4. всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

  5. владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые дви­гательные действия;

  6. физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие1.

Характерной особенностью спорта является соревновательная Деятельность, специфической формой которой являются сорев­нования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять че­ловеческие возможности на основе четкой регламентации взаи­модействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

' Более подробно спорт как общественное явление будет рассмотрен в части 2 Данного учебного пособия (глава 17).

9

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессио­нальной подготовки специалистов с высшим физкультурным об­разованием. Она призвана через свое содержание обеспечить сту­дентам необходимый уровень теоретических и методических зна­ний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной ре­ализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:

  1. практика общественной жизни. Потребность общества в хоро­шо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;

  2. практика физического воспитания. Именно в ней проверя­ются на жизненность все теоретические положения, могут рож­даться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;

3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались фило­ софами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

  1. постановления правительства о состоянии и путях совершенс­твования физической культуры в стране;

  2. результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

studfiles.net

Часть I

УДК7А

ББК 74.200.55я73 Х73

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

теории и методики физического воспитания МГПУ О.П.Юшков;

доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии

физической культуры, заслуженный деятель науки, мастер спорта В.П.Филин

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.

X 73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2

От авторов

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физического воспитания и спорта» для студентов высших физкультурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.

Книга состоит из трех частей. В первой изложены вопро­сы теории и методики физического воспитания. Раскрыва­ются его сущность, основные термины и понятия, кото­рыми должен свободно владеть профессионально грамот­ный специалист, излагаются принципы, средства, методы физического воспитания, основы теории и методики обу­чения двигательным действиям, развития физических ка­честв. Показаны особенности физического воспитания де­тей дошкольного и школьного возраста, студенческой мо­лодежи, взрослого контингента населения.

Вторая часть пособия посвящена теории и методике сгорта: дана общая характеристика спорта и спортивной подготовки; рассмотрены основы спортивной тренировки, построения процесса спортивной подготовки, технология планирования в спорте и т.п.

В третьей части раскрывается методика оздоровитель­ной физической культуры в аспекте использования ее раз­нообразных форм, средств и методов применительно к раз­личным контингентам населения.

При подготовке учебного пособия использованы раз­ ные источники, прежде всего учебники по данной дис­ циплине, а также научные труды ведущих отечественных теоретиков, научных работников и опытных преподавателей А.Д.Новикова, Л.П.Матвеева, В.В.Белиновича, В.П.Фи­ лина, В.М.Зациорского, Ф.П.Суслова, М.М.Богена, В. И. Ляха, А. М. Максименко и др. ,

Цель данного учебного пособия — дат^студентам глубо­кие теоретические основы физического воспитания и спорта, а также научить их практически реализовать его основные положения в различных Образовательных учреж­дениях и спортивных организациях-— по месту будущей профессиональной деятельности выпускников высших физ­культурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА \

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания

1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.И.Пономарев, 1970). Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой дея­тельности спонтанно происходило совершенствование их физи­ческих способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более ак­тивный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняе-мости (повторяемости действий). Именно явление упражняемос-ти стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изоб­ражение животного. Как только трудовые действия начали приме­няться вне реальных трудовых процессов, они превратились в фи­зические упражнения. Превращение трудовых действий в физи­ческие упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физичес­кого совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической под­готовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

4

Таким образом, осознание человечеством явления упражняе­мости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи воен­ным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей исто­рии они оставались достоянием немногих представителей приви­легированных классов или ограничивались рамками военного обу­чения.

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного терми­на, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории1 физического воспитания отно­сятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совер­шенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения

1Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции.

5

и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

В

6

оспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ-

ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических ка­честв и овладения жизненно важными движениями. Термин «фи­зическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Раз­личают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, от­ражающая достигнутую работоспособность в сформированных дви­гательных умениях и навыках, способствующих эффективности Целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе-

7

ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

  1. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

  2. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрас­тной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета осо­бенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наи­высшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зави­сит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон уп-ражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе

8

средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются [3]:

  1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

  2. высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

  3. пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

  4. всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

  5. владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые дви­гательные действия;

  6. физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие1.

Характерной особенностью спорта является соревновательная Деятельность, специфической формой которой являются сорев­нования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять че­ловеческие возможности на основе четкой регламентации взаи­модействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

' Более подробно спорт как общественное явление будет рассмотрен в части 2 Данного учебного пособия (глава 17).

9

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессио­нальной подготовки специалистов с высшим физкультурным об­разованием. Она призвана через свое содержание обеспечить сту­дентам необходимый уровень теоретических и методических зна­ний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной ре­ализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:

  1. практика общественной жизни. Потребность общества в хоро­шо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;

  2. практика физического воспитания. Именно в ней проверя­ются на жизненность все теоретические положения, могут рож­даться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;

3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались фило­ софами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

  1. постановления правительства о состоянии и путях совершенс­твования физической культуры в стране;

  2. результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

studfiles.net

Основные понятия теории и методики физического воспитания

Основные понятия теории и методики физического воспитания

Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления). К основным понятиям теории физического воспитания относятся: 1) физическое воспитание, 2) физическое развитие, 3) физическая подготовка, 4) физическое совершенство, 5) спорт.

1. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование. Физическое образование – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Овладевая двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества и познавать закономерности движений своего тела.

По степени освоенности, техника двигательного действия может выполняться в двух формах: в форме двигательного умения и в форме двигательного навыка. Поэтому часто вместо словосочетания обучение двигательным действиям используют термин формирование двигательных умений и навыков. 

Воспитание физических качеств - является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врождёнными, то есть, даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический характер, то корректнее говорить не развитие а «воспитание физических качеств».

2. Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

• Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объёмы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.).

• Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывают функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

• Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.). Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45 – 50-летнего возраста физическое развитие как бы стабилизировано на определённом уровне. В дальнейшем по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т. п.

Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида и реализуется в физическом воспитании.

Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» применяют тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к спортивной, трудовой и иной деятельности. 

3. Физическая подготовка - есть результат использования физических упражнений, воплощённый в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных умениях и навыках, необходимых в определённой деятельности, либо способствующих её освоению.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка - направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной двигательной деятельности (в конкретном виде спорта, профессии и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека.

4. Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным условиям жизни, труда, быта;

2)высокая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3)пропорционально развитое телосложение, правильная осанка;

4)всесторонне и гармонически развитые физические качества;

5)владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия.

5. Спорт - представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения и достижения в сфере этой деятельности.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации действий соревнующихся, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам в каждом виде спорта.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности осуществляется в форме спортивной тренировки.

opace.ru

Часть I

УДК7А

ББК 74.200.55я73 Х73

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

теории и методики физического воспитания МГПУ О.П.Юшков;

доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии

физической культуры, заслуженный деятель науки, мастер спорта В.П.Филин

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.

X 73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2

От авторов

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физического воспитания и спорта» для студентов высших физкультурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.

Книга состоит из трех частей. В первой изложены вопро­сы теории и методики физического воспитания. Раскрыва­ются его сущность, основные термины и понятия, кото­рыми должен свободно владеть профессионально грамот­ный специалист, излагаются принципы, средства, методы физического воспитания, основы теории и методики обу­чения двигательным действиям, развития физических ка­честв. Показаны особенности физического воспитания де­тей дошкольного и школьного возраста, студенческой мо­лодежи, взрослого контингента населения.

Вторая часть пособия посвящена теории и методике сгорта: дана общая характеристика спорта и спортивной подготовки; рассмотрены основы спортивной тренировки, построения процесса спортивной подготовки, технология планирования в спорте и т.п.

В третьей части раскрывается методика оздоровитель­ной физической культуры в аспекте использования ее раз­нообразных форм, средств и методов применительно к раз­личным контингентам населения.

При подготовке учебного пособия использованы раз­ ные источники, прежде всего учебники по данной дис­ циплине, а также научные труды ведущих отечественных теоретиков, научных работников и опытных преподавателей А.Д.Новикова, Л.П.Матвеева, В.В.Белиновича, В.П.Фи­ лина, В.М.Зациорского, Ф.П.Суслова, М.М.Богена, В. И. Ляха, А. М. Максименко и др. ,

Цель данного учебного пособия — дат^студентам глубо­кие теоретические основы физического воспитания и спорта, а также научить их практически реализовать его основные положения в различных Образовательных учреж­дениях и спортивных организациях-— по месту будущей профессиональной деятельности выпускников высших физ­культурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА \

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания

1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.И.Пономарев, 1970). Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой дея­тельности спонтанно происходило совершенствование их физи­ческих способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более ак­тивный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняе-мости (повторяемости действий). Именно явление упражняемос-ти стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изоб­ражение животного. Как только трудовые действия начали приме­няться вне реальных трудовых процессов, они превратились в фи­зические упражнения. Превращение трудовых действий в физи­ческие упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физичес­кого совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической под­готовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

4

Таким образом, осознание человечеством явления упражняе­мости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи воен­ным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей исто­рии они оставались достоянием немногих представителей приви­легированных классов или ограничивались рамками военного обу­чения.

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного терми­на, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории1 физического воспитания отно­сятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совер­шенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения

1Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции.

5

и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

6

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ-

ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических ка­честв и овладения жизненно важными движениями. Термин «фи­зическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Раз­личают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, от­ражающая достигнутую работоспособность в сформированных дви­гательных умениях и навыках, способствующих эффективности Целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе-

7

ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

  1. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

  2. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрас­тной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета осо­бенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наи­высшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зави­сит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон уп-ражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе

8

средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются [3]:

  1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

  2. высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

  3. пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

  4. всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

  5. владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые дви­гательные действия;

  6. физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие1.

Характерной особенностью спорта является соревновательная Деятельность, специфической формой которой являются сорев­нования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять че­ловеческие возможности на основе четкой регламентации взаи­модействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

' Более подробно спорт как общественное явление будет рассмотрен в части 2 Данного учебного пособия (глава 17).

9

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессио­нальной подготовки специалистов с высшим физкультурным об­разованием. Она призвана через свое содержание обеспечить сту­дентам необходимый уровень теоретических и методических зна­ний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной ре­ализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:

  1. практика общественной жизни. Потребность общества в хоро­шо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;

  2. практика физического воспитания. Именно в ней проверя­ются на жизненность все теоретические положения, могут рож­даться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;

3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались фило­ софами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

  1. постановления правительства о состоянии и путях совершенс­твования физической культуры в стране;

  2. результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

studfiles.net

Основные понятия теории и методики физического воспитания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ВИКТОРИЯ»

Основные понятия

теории и методики

физического воспитания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тарко-Сале, 2015

Основные понятия теории и методики физического воспитания: Методические рекомендации адресованы физкультурно-педагогическим работникам образовательных учреждений, обучающимся в учреждении дополнительного профессионального образования /Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Виктория». – Тарко-Сале, 2015. – 16 с.

Автор-составитель:

Гаджигаева С.Р. – инструктор-методист МБУ ДО ДЮСШ «Виктория»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как показывает практика проведения аттестационных мероприятий среди преподавателей, наиболее частые затруднения вызывают вопросы, касающиеся владения специальным понятийным аппаратом научной области «Теория и методика физического воспитания». Среди вопросов «ставящих в тупик» оказывается определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание» и других стержневых категорий. Не владея центральными определениями, не зная их сущности и четко не представляя цели физического воспитания, преподавать можно только базируясь на профессиональной интуиции.

Недостаточное знание теоретических аспектов физической культуры и спорта выливается в то, что, что педагоги затрудняются провести самоанализ отдельного урока, и всей деятельности за конкретный отрезок времени, страдает аналитическая составляющая работы, которая является залогом профессионального развития. В когорте учителей физкультуры и преподавателей немало глубоко «мыслящих», способных критично, творчески подходить к реализации своей работы. Мы убеждены, что на определенном этапе профессионального развития учителя дальнейший рост становится возможным только при овладении (понимании сущности) идеологических, ценностных, психологических основ физического воспитания. В интуитивный, конкретно-образный тип профессионального мышления учителя физкультуры следует более активно включать слово (термин, понятие, категория).

Методические рекомендации адресованы физкультурно-педагогическим работникам образовательных учреждений, обучающимся в учреждении дополнительного профессионального образования. Надеемся, что представленный материал окажется полезным при подготовке к квалификационным испытаниям.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть культуры общества и личности, основанная на оптимизации физического состояния и развития и рациональном использовании двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизнедеятельности.

Физическая культура как образовательная область и учебный предмет относится к гуманитарному направлению, несмотря на то, что базируется на мощной естественнонаучной платформе.

Физическую культуру можно рассматривать в трех аспектах:

  1. Физическая культура как культура двигательной активности, формирующая и развивающая биологические свойства организма.

  2. Физическая культура как совокупность предметных ценностей.

  3. Физическая культура как индивидуальный результат деятельности (уровень сформированности физической культуры).

ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

I. Специфические функции физической культуры:

  1. Обеспечение оптимизации физического состояния и развития общей физической подготовленности.

  2. Образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные, оздоровительные, реабилитационные функции.

II. Общие функции физической культуры:

Эстетические, нормативные, информационные, воспитательные, социализации личности, социальной интеграции.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и знаний в повседневной жизни.

Показателями сформированности физической культуры личности являются:

  1. Уровень развития основных физических качеств.

  2. Культура движений и широкий фонд жизненно необходимых умений и навыков.

  3. Приобретенные знания в области физической культуры.

  4. Устойчивые интересы и мотивы к физическому совершенствованию.

  5. Гигиенические навыки и привычки систематически заботиться о своем здоровье.

  6. Соблюдаемый режим двигательной активности.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – педагогический процесс (вид воспитания), направленный на формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств, овладения специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Физическое воспитание включает в себя физическое образование и воспитание физических качеств.

ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – оптимизация физического состояния человека, всестороннее совершенствование физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Специфические задачи.

Группа задач по оптимизации физического состояния:

  1. Оптимальное развитие физических качеств.

  2. Укрепление, сохранение здоровья, повышение сопротивляемости организма.

  3. Совершенствование телосложения, нормальное (от сл. – «норма») развитие физиологических функций.

  4. Сохранение высокого уровня общей физической работоспособности.

Группа специальных образовательных задач:

  1. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

  2. Формирование спортивных двигательных умений и навыков.

  3. Приобретение базовых знаний научно-практического характера.

2. Общепедагогические задачи.

Задачи, связанные с формированием личности:

  1. Воспитание трудолюбия, настойчивости, смелости, воли и др.

  2. Воспитание нравственности, духовности, эстетического вкуса, этических качеств и др.

Задачи физического воспитания преимущественно конкретизируются по трем аспектам: спортивному, профессионально-прикладному, базовому.

ОБЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

  1. Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности.

  2. Практико-ориентированный характер физического воспитания.

  3. Принцип оздоровительной направленности.

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, и приобретение таким путем необходимого в жизни (или спортивной деятельности) фонда (1) двигательных умений, навыков и (2) специальных физкультурных знаний.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – врожденные морфофункциональные качества, предопределяющие двигательную дееспособность.

Анатомо-физиологические детерминанты физических качеств:

  1. Анатомо-физиологические свойства мозга и периферической нервной системы.

  2. Физиологические особенности (МПК, показатели периферического кровообращения и др.).

  3. Биологические (особенности биологического окисления, метаболизм, эндокринная регуляция).

  4. Телесные (длина тела, масса жировой ткани и др.).

  5. Генетические.

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ – целенаправленное педагогическое воздействие на развитие (управление развитием) физических качеств человека посредством нормируемых функциональных нагрузок).

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечного напряжения.

Быстрота – способность выполнения двигательных действий в минимальный промежуток времени.

Выносливость – способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.

Двигательно-координационные способности:

  1. Способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

  2. Способность поддерживать статическую позу и динамическое равновесие.

  3. Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными (или направленными на решение специальной задачи) движениями. Выделяют общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка специализированно направлена на содействие успеху в конкретном виде деятельности, предъявляющем специальные требования к развитию двигательных способностей человека.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс становления, формирования и последующего изменения морфофункциональных свойств организма человека.

Физическое развитие декомпозируется на три группы показателей: показатели телосложения (длина тела, масса тела и др.), функциональное состояние организма (параметры здоровья, сопротивляемость, устойчивость, адаптация), и показатели развития физических качеств.

Динамика, темпы, картина физического развития зависит от наследственности и протекает в соответствии с законами: возрастной ступенчатости, единства организма и среды, единства структуры и функций, биологическим законом упражняемости.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – совокупность телесных свойств человека и обусловленных ими функциональной дееспособности, сложившейся к определенному этапу индивидуального развития.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни и деятельности.

Критериями физического совершенства являются:

  1. Крепкое здоровье, обуславливающее адаптационный потенциал человека (к условиям труда, быта и др.)

  2. Высокая общая физическая работоспособность, предшествующая высокой специальной работоспособности.

  3. Пропорционально развитое телосложение.

  4. Гармонически развитие физические качества.

  5. Владение рациональной техникой жизненно важных двигательных действий, а также способность быстро осваивать новые движения.

  6. Физкультурная образованность (владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться свои телом, физическими способностями.

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие (совокупность взглядов, идей, направленных на содействие всестороннему развитию личности, реализацию потенциала, достижения физического совершенства), теоретико-методические (положения естественных, общественных педагогических наук), программно-нормативные (стандарты, программы и другие директивные и методические документы) и организационные (государственные и общественные формы организации и управления физической культурой) основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

  1. Физическое упражнение (в различных формах и содержании).

  2. Гигиенические факторы (режим, рациональное питание, личная гигиена).

  3. Оздоровительные силы природы.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – двигательные действия и их совокупность, направленные на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль и влияние на личность.

Классификация физических упражнений

  1. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игры, спорт, туризм).

  2. По анатомическому признаку (для мышц ног, рук и др.).

  3. По направленности на воспитание физических качеств (скоростно-силовые, упражнения циклического характера, высококоординационные упражнения, упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств).

  4. По признаку биомеханической структуры движения (циклические, ациклические, смешанные).

  5. По признаку физиологических зон мощности (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная мощности).

  6. По признаку спортивной специализации (общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные).

ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно и относительно эффективно.

Индикаторы рациональной техники:

  1. Длительность приложения сил и величина ускорения.

  2. Полнота растяжения и сокращения мышц.

  3. Эстетика и красота выполняемых движений.

Критерии эффективности техники:

1. Результативность физического упражнения (высокий спортивный результат).

2. Параметры эталонной техники.

3. Разница между результатом и эталоном.

К временным характеристикам относят длительность движения и темп. Пространственно-временные характеристики – скорость и ускорение. Динамические характеристики – сила тяги мышц, силы упругого сопротивления, сила тяжести и др.

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА – определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся (выделяют объем и интенсивность нагрузки).

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

I. Общепедагогические методы физического воспитания.

1. Словесные (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор и др.).

2. Наглядные (Непосредственная наглядность, опосредованная наглядность, Срочная информация и др.).

II. Специфические методы физического воспитания.

  1. Соревновательный.

  2. Игровой.

  3. Методы строго регламентированного упражнения.

а) Методы обучения двигательным действиям (целостно-конструктивного упражнения, расчленено-конструктивного упражнения, сопряженного воздействия).

б) Методы воспитания физических качеств:

- Методы стандартного упражнения (стандартно-непрерывного упражнения, стандартно-интервального упражнения.

- Методы переменного упражнения (переменно-непрерывного упражнения, переменно-интервального упражнения).

- Метод круговой тренировки.

ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Общеметодические принципы физического воспитания:

  1. Принцип сознательности и активности.

  2. Принцип наглядности.

  3. Принцип доступности и индивидуализации.

Специфические принципы физического воспитания.

  1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания.

  2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

  3. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.

  4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

  5. Принцип циклического построения занятий.

  6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – степень владения двигательным действием, характеризующаяся сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движения, высокой прочностью и надежностью исполнения.

Законы формирования двигательных навыков:

  1. Закон изменения скорости и развития навыка.

  2. Закон «плато» задержки в развитии навыка.

  3. Закон угасания навыка.

  4. Закон отсутствия.

  5. Закон переноса двигательного навыка. предела в развитии двигательного навыка.

Структура процесса обучения двигательным действиям.

  1. Этап начального обучения.

  2. Этап углубленного изучения.

  3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ - содействие всесторонне­му развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ:

  1. Укрепление здоровья, содействие гармониче­скому физическому развитию.

  2. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.

  3. Развитие двигательных (кондиционных и коор­динационных) способностей.

  4. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

  5. Воспитание потребности и умения самостоя­тельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, трени­ровки, повышения работоспособности и укрепле­ния здоровья.

  6. Содействие воспитанию нравственных и воле­вых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

  1. Урочные формы (уроки ФК, спортивно-тренировочные занятия).

По признаку основной направленности различают: уроки общей физической подготовки, спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

По признаку решаемых задач различают: уроки освоения нового материала, уроки закрепления и совершенствования учебного материала, контрольные уроки, комплексные уроки.

По признаку вида спорта (гимнастики, лыжной подготовки и др.).

  1. Неурочные формы:

  1. Малые формы занятий (физкультминутки, производственная гимнастика и др.).

  2. Крупные формы занятий (самостоятельные тренировочные занятия, занятия оздоровительно-реабилитационного или коррекционного характера).

  3. Соревновательные формы занятий.

ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

  1. Перспективное (на длительный срок).

  2. Текущее (по этапам работы).

  3. Оперативное (на предстоящее занятие).

Требования к планированию:

  1. Целевая направленность педагогического процесса.

  2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

  3. Учет закономерностей физического воспитания.

  4. Конкретность планирования.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.

  1. Предварительный контроль (в начале учебного года).

  2. Оперативный контроль (определение срочного тренировочного эффекта).

  3. Текущий контроль (определение реакции организма на нагрузку).

  4. Этапный контроль (получение кумулятивной информации по временного отрезка).

  5. Итоговый контроль.

Методы контроля: тестирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, прием учебных нормативов, функциональные пробы и оценка физического развития и др.).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

  1. Четкость постановки целей и задач.

  2. Соответствие состав учебного материала программе и характеру поставленных задач.

  3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической ели и задач урока.

  4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими.

  5. Сочетание форм работы.

  6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения.

  7. Обеспечение травмобезопасности урока.

  8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности.

ЭТАПЫ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

  1. Вводно-подготовительный.

  2. Основной.

  3. Заключительный.

ЗАДАЧИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

  1. Образовательные задачи (овладение двигательными навыками, освоение физкультурных знаний).

  2. Оздоровительные задачи.

  3. Воспитательные задачи (направлены на формирование свойств и качеств личности).

КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ.

  1. Комбинированные уроки.

  2. Уроки с оздоровительной направленностью.

  3. Уроки с воспитательной направленностью.

  4. Уроки с образовательной направленностью.

Также выделяют:

  1. Вводные уроки.

  2. Уроки изучения нового материала.

  3. Уроки совершенствования.

  4. Комплексные уроки.

  5. Контрольные уроки.

ОБЩАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА – отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА – отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность, к общей продолжительности урока.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бутин И.М., Бутина И.А., Леонтьева Т.Н., Масленников С.М. Физическая культура: Учебник для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.

  2. Настольная книга учителя физической культуры / Авт.-сост. Г.И. Погадаев. – 2-е ид., испр. и доп. – М., 2000.

  3. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. – М., 1998.

  4. Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-методическое пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М., 2003.

  5. Физическая культура: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под. ред. В.И. Ляха. – М., 2002.

  6. Физическая культура: Учебник для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура»: В 2 т. / Под ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – М., 2003.

  7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теориия и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

infourok.ru

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста программа повторения к экзамену

140

1. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка: основные направления работы по физическому воспитанию; понятия «здоровье», «здоровый ребенок», «здоровый образ жизни», «гиподинамия»; составляющие здорового образа жизни. Основные понятия теории физического воспитания. Понятийный аппарат: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, физическая подготовка, двигательная активность, спорт.

Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка.

В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.

Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.

Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.

Основные направления работы по физическому воспитанию в ДОУ:

- создание условий для развития и оздоровления ребенка;

- разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника;

- осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания детей.

«ЗДОРОВЬЕ»

Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию.

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни».

Таким образом, здоровье - это гармоничное единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

Признаками здоровья являются:

- устойчивость к действию повреждающих факторов;

- показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

- функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

- наличие резервных возможностей организма;

- отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

- высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

Здоровье ребенка оценивается по шести критериям:

1) генеалогический - основывается на сборе данных о заболеваниях в семье, в роду; В результате обследования выводится индекс наследственной отягощенности j. Если индекс (j) больше 0,7, можно говорить о наследственной отягощенности и предрасположенности данного ребенка , например, к сосудистым или желудочно-кишечным заболеваниям.

2) физическое развитие - это физическое состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех его органов и системы в целом. Это основной компонент здорового образа жизни.;

3) нервно-психическое развитие - отображает становление разных отделов нервной системы в определенные периоды жизни;

4) устойчивость к инфекционным заболеваниям - определяется по количеству острых инфекционных заболеваний у детей на протяжении одного года жизни;

5) функциональное состояние организма. Уровень функционального состояния организма определяется по анализам крови и показателям артериального давления, которое начинают измерять в трехлетнем возрасте.;

6) наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. О наличии или отсутствии хронических заболеваний и врожденных пороках развития судят по записям специалистов в медицинской карте ребенка.

Анализ показателей по шести критериям позволяет отнести ребенка к одной из пяти групп состояния здоровья и получить от врача рекомендации по лечению, профилактике или оздоровлению ребенка.

Группы здоровья:

1 группа – здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

studfiles.net

Раздел III. Теория и методики физического воспитания и развития ребенка

Тема 1. Характеристика теории и методики физического воспитания и развития ребёнка как научной и учебной дисциплины.

Теория физического воспитания как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат теории и методики физического воспитания и развития ребёнка: физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическое образование и самовоспитание, физическая рекреация и реабилитация.

Методологические, естественнонаучные, психолого-педагогические основы физического воспитания.

Место теории и методики физического воспитания и развития ребёнка в системе человекознания. Связь теории и методики физического воспитания с другими науками.

Литература основная:

  1. Бабенкова, Е.А. Физическая культура в ДОУ разного вида // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 63-68.

  2. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика. - М.: Академия, 2009.- 120 с.

  1. Грядкина, Т.С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях //Дошкольная педагогика.- 2008.- № 2.

  2. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч.по спец. Дошк. пед. и психология, Педагогика и метод. дошк. образ. - М.: Академия, 2009. - 368 с.

  3. Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 28-33.

Литература дополнительная

  1. Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта.– Мурманск, 2004.-182 с.

  2. Барабаш, Т. «Мы - россияне!» Развиваем познавательную и физическую активность //Дошкольное воспитание.- 2011.- №1. – С.17-21.

  3. Верхорубова, О.В. Формирование культуры здоровья у дошкольников в процессе физического воспитания // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 81-84.

  4. Воронцова, О.М. Как сделать физкультуру интересной?// Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 104-113.

Тема 2. Задачи и средства физического воспитания.

Обусловленность задач физического воспитания и оздоровления детей психофизиологическими и возрастными особенностями. Сущность цели и задач, реализуемых в сфере физической культуры. Объективная обусловленность цели и задач общественными и личностными потребностями в оптимизации психофизического состояния и развития. Зависимость задач от объективных и субъективных возможностей в конкретных социальных условиях.

Оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций и систем организма, закаливание, воспитание правильной осанки, повышение работоспособности организма, формирование основ здорового образа жизни (ЗОЖ).

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств; овладение знаниями о физической культуре и ЗОЖ; развитие двигательных способностей (координации, функции равновесия и т.д.) у детей разных возрастных групп.

Активизация мышления и развитие осознанности двигательных действий. Формирование пространственных и временных ориентировок; уточнение представлений об окружающем мире; расширение словаря, связанного с выполнением движений; развитие внимания, воображения, памяти.

Воспитательные задачи: воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, интереса к физической культуре; формирование творческой активности, развитие навыков самоорганизации. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств личности.

Воспитание эстетического отношения к выполнению физических упражнений (правильная и красивая осанка, координированные и ритмичные движения в сопровождении музыки; эстетика внешнего вида, физкультурных пособий, окружающей обстановки).

Формирование эмоциональной сферы ребенка. Воспитание гигиенических и трудовых навыков, привычек самообслуживания, помощи воспитателю при проведении физических упражнений.

Комплексный подход к реализации оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.

Средства физического воспитания. Двигательная деятельность как необходимый компонент существования человека, как форма отношения к окружающему миру и способ его освоения. Роль двигательной активности в жизни человека.

Двигательная активность человека как мотивированная систематическая деятельность индивидуума по достижению физических кондиций, необходимых для поддержания оптимального уровня жизнеобеспечения.

Характеристика средств физического воспитания: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Особенности избирательного, комплексного их использования.

Физические упражнения как средство физического воспитания. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений. Форма физических упражнений как способ его выполнения, характеризующийся пространственной, временной и динамической упорядоченностью параметров. Диалектика соотношения содержания и формы физического упражнения. Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Понятие о технике физических упражнений. Основы техники. Основное звено техники. Детали техники; индивидуализация техники; фазы техники.

Естественные силы природы как средства физического воспитания: значение, виды, принципы использования.

Гигиенические факторы (соблюдение требований личной и общественной гигиены), санитарно-гигиенические требования к месту проведения физических упражнений, их значение.

Литература основная:

  1. Анохина И.А. Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 86 - 99.

    1. Бабенкова Е.А. Физическая культура в ДОУ разного вида // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 63- 68.

    2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика. - М.: Академия, 2009.- 206 с.

  2. Гунн Г.В. Здоровье детей – категория педагогическая //Дошкольная педагогика.- 2009.- № 1.

  3. Степаненкова Э.Я.   Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч.по спец. Дошк.пед. и психология, Педагогика и метод. дошк. образ. / Э. Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2009. - 368 с.

  4. Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 28 - 33.

Дополнительная литература:

  1. Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004.- 182 с.

  2. Барабаш, Т. «Мы - россияне!» Развиваем познавательную и физическую активность //Дошкольное воспитание.- 2011.- № 1. – С.17- 21.

  3. Верхорубова О.В. Формирование культуры здоровья у дошкольников в процессе физического воспитания // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 81-84.

  4. Воронцова О.М. Как сделать физкультуру интересной? // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 104-113.

studfiles.net


Смотрите также