Мануальная терапии необходима для новорождённого ребёнка. Мануальный терапевт для грудничков


Детский мануальный терапевт: кто это, что лечит и как проходит осмотр

Детский мануальный терапевт — специалист, занимающийся лечением патологий позвоночного столба, мышечных и суставных заболеваний маленьких пациентов. Врач имеет высшее образование по специальности неврологии, педиатрии, знания в области мануальной терапии.

Используя ручные техники, детский мануальный терапевт способствует улучшению компенсаторных способностей ребенка, устранению болезненных ощущений и другой неприятной симптоматики. Большинство заболеваний позвоночника, опорно-двигательного аппарата лучше всего поддаются коррекции именно в раннем возрасте, поэтому важно своевременно отвести ребенка на прием к доктору.

Какие болезни лечит доктор?

Детский мануальный терапевт специализируется на борьбе с патологиями, нарушениями в функционировании опорно-двигательного аппарата у малышей с первых дней рождения и до совершеннолетнего возраста. В своей практике специалист использует мягкие, щадящие методики, имеющие как лечебный эффект, так и профилактические свойства.

В специализацию доктора входят следующие виды заболеваний:

  • кривошея, развивающаяся преимущественно в период внутриутробного развития;
  • нарушения осанки — сколиозы, кифозы, лордозы;
  • остеохондроз;
  • патологии, поражающие внутренние органы;
  • суставные заболевания как врожденного, так и приобретенного характера;
  • генетические патологии костной и мышечной ткани;
  • переломы, травматические повреждения позвоночного столба;
  • патологии позвоночника, не требующие хирургического вмешательства, период восстановления после перенесенной операции;
  • последствия родовых травматических повреждений;
  • мышечная дистония;
  • вегето-сосудистая дистония.

Своевременное обращение к детскому специалисту значительно повышает шансы на успешное лечение перечисленных выше заболеваний, улучшает качество жизни ребенка. Определенные ручные техники могут использоваться и как основной способа лечения, и в виде составляющего элемента комплексного терапевтического курса.

При каких клинических проявлениях нужно обращаться к врачу?

Помощь детского мануального терапевта может понадобиться малышу уже на протяжении первых месяцев его жизни. Поводом для внеочередной консультации со специалистом для родителей должны послужить признаки отставания в физическом развитии грудничка, постоянный плач, ограничения суставной подвижности.

Маленьких пациентов дошкольного и школьного возраста рекомендуется отвести к детскому мануальному терапевту при проявлениях следующей симптоматики:

  • головные боли;
  • снижение успеваемости;
  • проблемы с обучением, концентрацией внимания, запоминанием новой информации;
  • сутулость;
  • нарушения походки;
  • болезненные ощущения, проявляющиеся в области шеи, позвоночного столба, поясничного отдела;
  • повышенная утомляемость;
  • нарушения сна;
  • мышечные и суставные боли.

Данные клинические признаки могут свидетельствовать о заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, позвоночника. Поэтому родителям следует как можно скорее обратиться за консультацией к детскому невропатологу, владеющему мануальными методиками.

Как найти хорошего специалиста?

Хороший, профессиональный детский мануальный терапевт — это специалист, имеющий образование в области педиатрии, неврологии или ортопедии, прошедший дополнительный курс мануальной терапии.

Найти доктора можно в частных медицинских центрах и клиниках. Также выдать направление к детскому специалисту может невропатолог, хирург, педиатр, выявив у ребенка определенные клинические симптомы.

Хороший мануальный терапевт, работающий с маленькими пациентами, должен иметь обширные познания в области детской анатомии и физиологии, уметь находить к каждому ребенку индивидуальный подход.

Как проходит прием?

На приеме детский мануальный терапевт осматривает малыша, изучает присутствующую симптоматику, выслушивает жалобы родителей и маленького пациента, анализирует результаты собранного осмотра. Доктор оценивает фигуру, осанку, пропорциональность тела ребенка, определяет мышечный тонус.

Помимо визуального осмотра и применения метода пальпации, для того чтобы поставить правильный диагноз, определиться с методом лечения, могут понадобиться следующие виды дополнительных инструментальных исследований:

  • рентгенографическое исследование;
  • компьютерная томография позвоночного столба;
  • магнитно-резонансная томография;
  • ультразвуковое исследование суставов.

Исходя из полученных результатов, установленного диагноза, детский мануальный терапевт разрабатывает для ребенка лечебную программу с применением ряда техник, определяется с длительностью терапии, необходимым количеством сеансов.

Методы лечения

В своей практике детский мануальный терапевт использует результативные, но при этом максимально щадящие техники и приемы, с учетом заболевания и возрастной категории пациента. В большинстве случаев применяются такие методики:

  • массажи — ручное воздействие на область суставов, шейно-грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночного столба;
  • иглоукалывание — воздействие на биологически активные точки;
  • вправления — при сдвигах позвоночных элементов, вывихах;
  • постизометрическая релаксация спины, шеи, грудного отдела.

Существует большое количество техник и приемов, предназначенных для работы с детьми, которые подбираются специалистом в индивидуальном порядке после осмотра и предварительной диагностики пациента.

Какие существуют противопоказания?

Мануальное воздействие противопоказано ребенку при наличии:

  • инфекционных процессов, поражающих суставы и позвоночный столб;
  • психических расстройств;
  • нарушений в функционировании желудочно-кишечного тракта в период своего обострения;
  • опухолевых новообразований злокачественного характера;
  • расстройств процессов спинального или же мозгового кровообращения, протекающих в тяжелой форме;
  • артериальной гипертензии.

Некоторые из перечисленных выше противопоказаний являются абсолютными, другие же — носят относительный характер, предполагающий более осторожное воздействие доктора.

С целью исключения возможных рисков для ребенка детский специалист перед началом курса обязательно назначает маленькому пациенту комплексное медицинское обследование, а также может рекомендовать консультации других узкопрофильных специалистов.

nebolet.com

Мануальная терапия для детей

Очень часто бывает, что новорожденный плачет ни с того, ни с сего, бывает вялым илиМануальная терапия для новорожденных детей, фото пассивным. Когда обеспокоенные родители обращаются к участковому педиатру, он высказывает только предположение, но ничего конкретного сказать не может. Анализы тоже в норме.

Такое поведение малыша может быть вызвано родовыми травмами.  Поэтому в центрах по подготовке к родам родителям рекомендуют показать новорожденного квалифицированному мануальному терапевту. С помощью мануальной терапии для новорожденных детей в первые дни их жизни можно определить и устранить последствия родовых травм , со временем это сделать намного сложнее.

Очень важно отличать  профессионала от шарлатана.   По приказам и нормам Минздрава России квалифицированный мануальный терапевт должен иметь 3 документа государственного образца: 1) диплом о высшем медицинском образовании;

2) сертификат  врача-специалиста по неврологии или травматологии и ортопедии;

3) сертификат мануального терапевта.

Кроме того, настоящий профессионал работает практически безболезненно. Если же Вам рассказали о классном специалисте, на сеансе которого люди кричат и корчатся от нестерпимой боли, не спешите к нему обращаться, лучше найдите другого.

Мануальная терапия для новорожденных детей поможет избавиться от ряда проблем, которые глазу не видны:

  1. запустить работу кишечника;
  2. «освободить» случайно прижатую во время родов почку;
  3. травмы шейного отдела позвоночника;
  4. травмы ключиц и плечевого пояса;
  5. дисплазия тазобедренных суставов;
  6. гематомы и  т.д.

В последнее время мануальная терапия для новорожденных детей становится все популярнее. Так что, если поведение Вашего крохи настораживает, беспокоит, кажется неестественным, сразу же обращайтесь к специалистам.

vseodetishkah.ru

ОСНОВЫ МАНУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

При мануальной диагностике можно использовать специальные тесты. 1. Сопротивление на сгибание головы (нормальное, низкое, высокое). 2. Проба на тракцию. В положении новорожденного на спине берут его руки за запястье и осторожно, медленно тянут на себя. В норме при этом ощущается умеренное сопротивление. 3. Сопротивление на отведение бедер. В положении новорожденного на спине разогнутые нижние конечности быстрым движением отводят в стороны. В норме при этом ощущается умеренное сопротивление. Затрудненное отведение бедер может быть при вывихах и дисплазии тазобедренных суставов. 4. Перекрестный рефлекс экстензоров. В положении новорожденного на спине разгибают и фиксируют одну нижнюю конечность и наносят укол иглой в подошву. В норме при этом происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. В положении ребенка на животе проводят пальпацию остистых отростков позвоночника, межостистых связок, паравертебральных зон с целью определения блоков в позвоночно-двигательных сегментах, вывихов, подвывихов, травматических повреждений позвонков и связочного аппарата позвоночника, мышечных гипертонусов, зон гиперестезии.

Обязательно исследуют функцию черепно-мозговых нервов, что помогает в диагностике родовых травм, врожденной патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Родовой парез диафрагмы возникает при травме диафрагмального нерва СЗ-С5. Чаще бывает у крупных плодов при затруднении выведения головки и плечиков, часто сочетается с родовым плекситом. Грудная клетка асимметричная, более выпуклая на стороне пареза, отмечается парадоксальный тип дыхания. Родовое повреждение лицевого нерва развивается при длительном стоянии головки плода в родовых путях, прижатии ее к костям таза матери, наложении щипцов, кровоизлиянии в ствол нерва. Встречаются родовые повреждения лучевого и седалищного нервов. Поражение запирательного нерва может быть следствием чрезмерного разведения бедер ребенка в матке.

Бывают врожденные пороки развития обонятельного, зрительного, глазодвигательных и лицевого нервов, аплазия ядер тройничного нерва. Пороки развития каудальной группы черепно-мозговых нервов часто сочетаются с синдромами платибазии, базилярной инвагинации, Клиппеля-Фейля и др. Очень важной является диагностика безусловно-рефлекторной деятельности новорожденного. При этом надо учитывать не только наличие рефлекса, но и его симметричность, время появления с момента нанесения раздражения, силу, полноту и быстроту угасания. Изменение этих рефлексов (угнетение, задержка, отсутствие, несимметричность) возможно при поражении как центральной и периферической нервной системы, спинного мозга и сосудов, питающих его, так и позвоночника и его мышечно-связочного аппарата.

СЕГМЕНТАРНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ (ОРАЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ) 1. Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) - при надавливании на область ладони происходит открывание рта и сгибание головы. После 2 мес. жизни рефлекс начинает ослабевать. Может отсутствовать при периферическом парезе руки и травме шейного отдела позвоночника. 2. Хоботковый рефлекс - быстрый удар пальцем по губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, вытягивание губ «хоботком» определяется до 2-3 мес. 3. Поисковый (искательный рефлекс Куссмауля) - поглаживание пальцем в области угла рта вызывает опускание и поворот головы в сторону раздражителя. Может быть изменен при травме шейного отдела позвоночника. 4. Сосательный рефлекс. Сохраняется в течение первого года жизни.

СПИНАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ 1. Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс может быть угнетен, отсутствовать при поражении центральной нервной системы, спинного мозга и шейного отдела позвоночника. 2. Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденного. Ребенок, поставленный на опору, выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Если его слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения. Рефлекс физиологичен до 1 -1,5 мес. При родовой травме центральной и периферической нервной системы, позвоночника и наследственных нервно-мышечных заболеваниях этот рефлекс может быть угнетен или отсутствовать. 3. Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание. Из положения на животе, голова по средней линии, ребенок начинает совершать ползающие движения - спонтанное ползание. Если дать ему точку опоры, подставив к подошвам ладонь, то ползание усиливается. Рефлекс физиологичен до 4 мес. жизни, затем угасает. При поражении центральной нервной системы - сохраняется до 0,5-1 года. При поражении позвоночника и его мышечно-связочного аппарата - может быть угнетен или ослаблен. 4. Хватательный рефлекс. При надавливании на ладонь ребенка появляется хватательный рефлекс. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. При поражении шейного отдела позвоночника и периферических парезах может быть ослаблен или отсутствовать. 5. Рефлекс Таланта. Из положения лежа наживете, голова по средней линии, раздражают кожу спины паравертебрально на одной стороне. При этом ребенок изгибает спину - вогнутой стороной дуги к раздражителю. Нога на той же стороне разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. При поражении головного мозга его можно наблюдать во второй половине года и позже. При поражении позвоночника и его мышечно-связочного аппарата рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать. 6. Рефлекс Переза. Если из положения лежа на животе провести пальцами, слегка надавливая, на остистые отростки позвоночника от копчика к шее, то ребенок разгибает туловище, а верхние и нижние конечности сгибает. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. При поражении спинного мозга и позвоночника рефлекс может быть угнетен или отсутствовать, при поражении головного мозга он угнетен, и отмечается задержка обратно го развития. 7. Рефлекс Моро. Его можно вызвать внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей или приподниманием разогнутых ног и таза над постелью. При этом ребенок отводит руки в стороны и разгибает пальцы (первая фаза). Затем руки возвращаются в исходное положение. Рефлекс физиологичен до 4-5 мес. При поражении головного мозга отмечается задержка обратного развития, при парезе руки имеется неполный рефлекс. При сочетанном поражении спинного мозга и позвоночника рефлекс может быть угнетен или отсутствовать. Способность поднимать голову, сидеть, стоять, ходить тесно связана с регуляцией мышечного тонуса, его изменением в зависимости от положения тела в пространстве. В регуляции мышечного тонуса активное участие принимают центры продолговатого (миелэнцефальные) и среднего (мезэнцефальные) мозга. К миелэнцефальным позотоническим автоматизмам относятся асимметричный шейный тонический рефлекс, симметричные тонические лабиринтные и шейные рефлексы.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС Исходное положение, лежа на спине. При ротации головы так, чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо, и сгибание противоположных. При поражении позвоночника и его мышечно-связочного аппарата рефлекс может быть угнетён или отсутствовать.

СИММЕТРИЧНЫЕ ТОНИЧЕСКИЕ ШЕЙНЫЕ РЕФЛЕКСЫ Исходное положение, лежа на спине. При приведении головы к грудине повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей, преимущественно в руках, при разгибании - в разгибателях. При поражении позвоночника и его мышечно-связочного аппарата рефлекс может быть угнетён или отсутствовать.

ТОНИЧЕСКИЕ ЛАБИРИНТНЫЕ РЕФЛЕКСЫ В положении на животе повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей, в положении на спине - в разгибателях. Рефлексы физиологичны до 2 мес. При поражении нервной системы они сохраняются долго. Параллельно с угасанием этих рефлексов формируются мезэнцефальные установочные рефлексы, и, во втором полугодии, появляется возможность раздельной ротации тазового и грудного отделов позвоночника, возникают цепные установочные рефлексы, обеспечивающие повороты со спины на живот и с живота на спину.

ШЕЙНАЯ ВЫПРЯМЛЯЮЩАЯ РЕАКЦИЯ Данная реакция появляется в результате раздражения мышц шеи. За ротацией головы следует ротация туловища в ту же сторону. Ребенок поворачивается на бок, как одно целое. Реакция физиологична до 5-6 мес. При поражении шейного и грудного отделов позвоночника рефлекс может быть угнетен или отсутствовать.

ТУЛОВИЩНАЯ ВЫПРЯМЛЯЮЩАЯ РЕАКЦИЯ При соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит выпрямление головы. Наблюдается с первого месяца жизни. При поражении позвоночника и его мьшечно-связочного аппарата реакция может быть ослаблен ной или отсутствовать.

ЛАБИРИНТНЫЕ УСТАНОВОЧНЫЕ РЕФЛЕКСЫ Лабиринтный выпрямляющий рефлекс на голову появляется к концу первого месяца жизни. В исходном положении, лежа на животе, ребенок удерживает голову по средней линии с экстензией верхнего отдела туловища. Экстензия туловища увеличивается и к 5-6 мес. достигает нижних конечностей. В норме ребенок, из положения лежа на животе, может поднимать голову и верхнюю часть туловища и при помощи рук удерживаться в такой позе - верхний рефлекс Ландау. На 5-6-м месяце ребенок, лежа наживете, может разгибать ноги и даже поднимать их вверх- нижний рефлекс Ландау.

ЦЕПНОЙ УСТАНОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС С ТУЛОВИЩА НА ТУЛОВИЩЕ Поворот плеч ребенка приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот таза вызывает поворот туловища и плеч в ту же сторону. Выявлению родовой травмы способствует исследование сухожильных рефлексов, чувствительности, вегетативно-трофической функции и оценка уровня психического развития. Из сухожильных рефлексов у ребенка наиболее постоянными являются коленные и с дву- и трехглавой мышц. Ахилловы, брюшные рефлексы становятся более выраженными к 3-5 мес. У новорожденного сформирована только поверхностная чувствительность, глубокая чувствительность развивается к 2-м годам. Ребенок на тактильные раздражения (болевые, холодовые) отвечает общей двигательной реакцией. Это связано с тем, что у него еще недостаточно развита дифференциация раздражений на уровне коры головного мозга. Вегетативно-трофические функции ребенка еще несовершенны, недостаточно выражена терморегуляция, разбалансирован ритм сна-бодрствования. При обнаружении нарушений со стороны нервной системы и опорно-двигательного аппарата следует сделать вывод о дальнейшей тактике лечения: проводить срочно мануальную терапию, дополнительно обследовать, проконсультироваться у других специалистов или наметить сроки профилактических осмотров. Все эти вопросы, конечно, решаются индивидуально с каждым больным. Если нет необходимости в проведении срочных лечебных мероприятий, но есть показания к мануальной терапии, то такие больные должны быть взяты на диспансерный учет. В этом случае мануальный терапевт при контрольном обследовании ребенка любого возраста должен также тщательно собрать анамнез, отмечая этапы индивидуального физиологического развития. Они могут быть вариабельны и зависеть от многих факторов (течение родов и беременности, перенесенные инфекционные заболевания, травмы, социальные условия жизни). Необходимо учитывать основные этапы статико-моторного развития, которые тесно связаны с формированием психоэмоциональной сферы ребенка.

Первый месяц. Преобладает флексорная гипертония мышц: руки приведены к туловищу, пальцы сжаты в кулачок, ноги согнуты во всех суставах и немного отведены. Лежа на животе, ребенок может приподнять голову на 1 -2 сек. Из положения лежа он может ротировать голову. В положении на животе приподнимает голову на 1-2 сек. На раздражение отвечает общей двигательной активностью. Два месяца. Голову удерживает лежа на животе более длительное время. Увеличивается объем активных движений в плечевых суставах: отводит руки в стороны, поднимает их выше плеча. Целенаправленной деятельности нет.

Три месяца. Увеличивается объем движений в плечевых суставах. Двигательная реакция на раздражение становится более дифференцированной. В положении на животе ребенок может приподняться, опираясь на предплечье. Удерживает голову в вертикальном положении, тянет игрушки в рот, удерживая их. Может поворачиваться со спины на бок. При поддерживании под спину сгибает голову и поднимает ноги, сокращая мышцы живота. На раздражение отвечает локальной двигательной реакцией. Четыре месяца. Усиление общей двигательной активности: часто поворачивается со спины на бок, сидит с поддержкой, тянется к игрушкам, двигает пальцами рук, тянет игрушки в рот, в положении на животе может уже приподнимать верхнюю часть туловища. Поворачивает голову на звук. Пять-шесть месяцев. Может активно схватывать предметы, примитивно манипулировать с ними, но не может пока играть с двумя предметами. Сидит при поддержке, кифоз позвоночника при этом сохраняется. Активно поворачивается со спины на живот. Лежа на животе, опирается на разогнутые руки, может опираться и на одну. Поворачивает голову на звук. При вертикальном подвешивании ноги разогнуты. Семь-восемь месяцев. Двигательная активность воз растает. Из положения на спине может самостоятельно сесть, хорошо сидит, сохраняя равновесие. Встает на четвереньки, пытается ползать, при поддержке встает на ноги. Протягивает руки к близким, хлопает в ладоши, перекладывает предметы из одной руки в другую. Девять-десять месяцев. Активно ползает, чаще принимает вертикальное положение - поднимается и становится на ноги, держась за барьер, стоит при поддержке за руку. Хлопает в ладоши, перекладывает предметы из одной руки в другую, протягивает руки к близким.

Одиннадцать-двенадцать месяцев. Принимает вертикальное положение - стоит самостоятельно, ходит с поддержкой, может самостоятельно сделать несколько шагов, приседает, ходит за каталкой. Может манипулировать несколькими предметами. Подражает движениям взрослых, играете частями собственного тела. Бросает, постукивает игрушками. Может есть самостоятельно ложкой. Выполняет ряд инструкций. В дальнейшем происходит интенсивное формирование нервной системы, психической сферы и двигательной системы. Можно выделить критические возрастные периоды для позвоночника и его мышечно-связочного аппарата, суставов, системы кровообращения и иннервации. Ребенок из горизонтального положения переходит в вертикальное: сначала начинает держать головку, затем сидеть, стоять, говорить, ходить, бегать. Идет формирование физиологических изгибов: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз. В период полового созревания происходит интенсивный рост ребенка, возрастает мышечная активность и возрастные нагрузки на позвоночник, суставы, их мышечно-связочный аппарат, системы кровообращения и иннервации. Эти структуры испытывают критические стадии развития, когда наряду с физиологическими процессами обостряются или проявляются патологические врожденные или приобретенные пороки.

Исходя из вышеперечисленного, необходимо проводить профилактические осмотры мануальным терапевтом в следующие возрастные периоды: период новорожденности-до 1 мес., грудной возраст-до 1 года, ясельный - до 3 лет, дошкольный - до 6-7 лет, младший школьный - до 10-11 лет, старший школьный - до 15 лет. В эти возрастные периоды идет не только приобретение новых двигательных навыков, но и выявляется врожденная, приобретенная патология, возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и происходит декомпенсация скрытой патологии. Кроме того, могут проявиться пороки развития (сколиотическая болезнь, черепно-ключичньй дизостоз, шейно-глазо-лицевая дистрофия, платибазия, синдром Арнольда-Киари, синдром Клиппеля-Фейля, сирингомиелия, слабая круглая спина, полая круглая спина, плоская спина), органические заболевания центральной нервной системы, наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (болезнь Русси-Леви, торсионная дистония, семейная спастическая параплегия, мукополисахаридозы, синдром Черногубова-Элерса-Данлоса, гаргоилизм, прогрессирующие мышечные дистрофии, спинальные и невральные амиотрофии), которые следует вовремя выявить, чтобы провести дифференциальную диагностику вертеброгенных заболеваний. Это необходимо для правильной постановки диагноза, выбора тактики лечения, предупреждения осложнений, выработки показаний и противопоказаний к применению мануальной терапии. Вопрос об эффективности, осложнениях, отдаленных последствиях, показаниях и противопоказаниях к мануальной терапии при многих заболеваниях четко и полностью еще не решен и требует дальнейшего научного и практического обоснования.

В частности, мануальную терапию не рекомендуется применять при онкологических заболеваниях, в остром периоде нейроинфекционных болезней, при остром нарушении цереброспинального кровообращения, спинномозговых грыжах, закрытом расщеплении дужек позвонков, сочетанных пороках развития лица, черепа, позвоночника и нервной системы, артрогрипозе, наследственных заболеваниях соедини тельной ткани.

Кроме динамического наблюдения за детьми, необходимо прибегать к комплексному обследованию (рентгенография, электромиография, магнитно-ядерный резонанс, биохимические анализы) и консультациям других специалистов (детских невропатологов, рентгенологов, ортопедов, генетиков и др.) Проведение мануальной диагностики ребенку, который уже ходит, бегает, разговаривает, отличается от диагностики у новорожденных и детей грудного возраста. В этот период жизни уже возможно использовать традиционные приёмы манипуляционной диагностики и проводить обследование не только в положении лежа на животе и спине, но и стоя (спереди и сзади), с боков, при ходьбе, беге, сидении, вставании, во время игр. Ребенок должен быть полностью раздет. Перед осмотром следует тщательно собрать анамнез.

ЛИТЕРАТУРА 1. Александров В.И. Комплексное лечение родовых плекситов в восстановительном периоде с применением рефлексотерапии. Кандидатская диссертация. Москва. 1986. 2. Александров В.И. Комплексное лечение родовых плекситов в восстановительном периоде с применением рефлексотерапии. М., 1986. 3. Бадалян Л.0. Детская неврология. М., 1984. 4. Гойденко B.C., Ситель А.Б., Галанов В.П., Руденко И.В. Мануальная терапия неврологических проявлений остеохонд роза позвоночника, М., 1988. 5. Лебедев Б.В. Справочник по неврологии детского возраста. М., 1995. 6. Левит К. Мануальная медицина. М., 1993. 7. Ситель А.Б. Мануальная медицина. М., 1993. .Поступила в редакцию 28.03.2003 34

www.tkachev-vv.ru

Терапия для новорожденного || Мануал

Здоровый позвоночник

успех и сила жизни

Беспричинный плач новорожденного, вялость и пассивность – причины, которые должны вызывать тревогу у родителей. Подобное поведение может быть следствием скрытых родовых травм. Одна из рекомендаций в центрах по подготовке к родам – показать новорожденного ребенка мануальному терапевту не лишена практического смысла.

Только профессиональный и опытный специалист в области мануальной терапии в состоянии определить норму и степень силового воздействия на тело новорожденного.

Естественное внутриутробное положение плода – вниз головой. К двадцатой неделе беременности плод полностью формируется в анатомическом строении, в том числе формируется и опорно-мышечный аппарат.

Оставшийся период беременности любые удары, прыжки и падения матери могут восприниматься ребенком как удары в область головы и верхнего отдела позвоночника. Конечно, околоплодная жидкость амортизирует сотрясения, но не исключает полностью их негативные последствия, в том числе и травмы позвоночника, что может стать причиной развития остеохондроза у новорожденного.

Мануальная терапия для новорожденных позволяет определить и устранить такие последствия родовых травм, которые со временем могут стать причинами серьезных заболеваний.

Помимо проблем с позвоночником мануальный терапевт в состоянии определить и принять меры по устранению проблем, на первый взгляд неразличимых:

  • активизация работы кишечника;
  • освобождение почки, прижатой во время родов;
  • диагностирование травмы шейного отдела позвоночника;
  • диагностирование травмы ключицы и плечевого пояса;
  • диагностирование дисплазии тазобедренного сустава;
  • обнаружение внутренних гематом и другое.

Естественно, что один сеанс мануальной терапии не сотворит чуда. За один сеанс можно провести диагностику, обнаружить проблемы и наметить ход лечения. Пользу принесет лишь регулярное сотрудничество. Для эффективного воздействия понадобится не один и не два сеанса, но оно того стоит, так как некоторые проблемы, нерешенные в младенческом возрасте, могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до инвалидности, в старшем возрасте.

www.mc-manual.ru

Мануальная терапии необходима для новорождённого ребёнка.

 Об авторе книг и статей: доктор, ведущий иглотерапевт Белоруссии, кандидат медицинских наук, Молостов Валерий Дмитриевич, опубликовал в Москве и Минске 23 книги

(по неврологии, иглотерапии, массажу, мануальной терапии и по старению общества как организма), домашний телефон: Минск, (8---107-375-17) 240–70–75, E-mail: [email protected] Моя страничка в Internet-е: www.molostov-valery.ru , где выложены книги (ранее опубликованные в Москве и Минске) с подробным обоснованием реального существования описанной здесь идеи.

 

Мануальная терапии необходима для новорождённого ребёнка.

Как это не покажется странным для педиатров, но у новорождённого ребёнка имеются прямые показания для их лечения мануальной терапией. Конечно, применение мануальной терапии к только что родившемуся ребёнку требует большой осторожности и нежности. Хороший врач-мануалист должен чувствовать норму физического воздействия к грудному ребёнку. Слишком слабое и чрезмерно деликатное воздействие на малыша не вылечит болезнь, будет бесполезным. Слишком грубое воздействие принесёт только вред здоровью ребёнку, сделает его инвалидом на всю жизнь. Поэтому при мануальном воздействии на грудного ребёнка все действия должны носить вид медленных и аккуратных действий. На протяжении 9 месяцев ребёнок находится внутри матери и, как правило, в положении вниз головой.

 1. Компрессионное воздействие родов на позвоночник ребенка. За 9 месяцев беременности у женщины увеличивается количество мышечных волокон матки и влагалища почти в 3 раза. Плод «покрывается» мышечным слоем матки в 3 – 4 сантиметра, потом идёт слой околоплодных вод толщиной в 2 - 3 сантиметра. Плод пребывает в состоянии «свободного плавания в водной среде» до момента стремительного отхождения вод перед родами. Огромная толщина мышечного слоя матки необходима для создания мощного давления на плод во время родов.

 

Рисунок 1. Направление давления мощных мышц матки на позвоночник ребёнка – от ягодиц к голове.

 Во время схваток толстая мышечная стенка матки сжимает позвоночник новорождённого в направлении от таза к голове. Роды создают прямое травматическое воздействие на позвоночник ребёнка. Сила сжатия плода при родах довольно сильное, до 5 килограммов на каждый сантиметр поверхности тела ребёнка и в поперечном и в продольном направлении. Во время родов плод часто испытывает запредельное сжатие нежных хрящевых межпозвоночных дисков. Последствия чрезмерного сжатия позвоночника в продольном направлении – это остеохондроз, который может не купироваться до 2 лет. Если проследить тот трудный путь, который преодолевает ребёнок во время родов, то можно только удивляться, как позвоночник новорождённого выдерживает такие нагрузки вдоль по оси позвоночника. Смотрите рисунок 1. Мощные мышечные волокна матки сжимают плод с такой силой, что он (в прямом смысле этого слова) выдавливается через узкие половые пути женщины. Под действием давления матки на позвоночник макушка черепа ребёнка раздвигает и раскрывает мышечный сфинктер, которым является шейка матки. Впереди движения по родовым путям находится (как правило в 99,3%) голова ребёнка. Если околоплодных вод у женщины было очень много, то ребёнок может перевернуться внутри живота головой вверх, и тогда возникнет «ягодичное предлежание плода», что во много раз усложняет роды. Далее головка плода испытывает чудовищное давление толстых мышц влагалища. Голова ребёнка довольно сильно сжимается по окружности, особенно у первородящих женщин и у пожилых (с возрастом более 35 лет), у которых эластичность мышечных тканей снижена. Если бы не естественная жировая смазка головы и туловища новорождённого, то продвижение плода «по туннелю женских половых органов» было бы невозможным делом из-за сильного трения и сопротивления. Сокращение матки женщины передаётся тазу, туловищу и голове, и через шею голова испытывает сильное давление. Нежные шейные позвонки ребёнка во время родов испытывают сильнейшее осевое давление. Как следствие этого возникает кривошея, а это есть ни что иное как листез шейных позвонков, смещение центральной оси в шейном отделе позвоночника. По причине сдавливания черепа ребёнка родовыми путями матери на голове новорождённого часто возникает кефалогематома – кровоизлияние под надкостницу кости черепа. Самому сильному давлению по оси подвергается шейный отдел, так как он является самым «незащищённым» местом, «самым слабым звеном» во всём позвоночнике. Основное клинические проявление сильного сжатия межпозвоночных дисков вдоль по оси позвоночника сразу после рождения – это интенсивный плач от боли. Только что родившиеся дети всегда плачут. А долго плачет ребёнок, потому что у него болит позвоночник. Это не «нормальная рефлекторная реакция» только что родившегося ребёнка, это не норма, а патология. У большинства детей клинические и патолого-анатомические проявления остеохондрозов (боли), возникшие сразу после родов, полностью проходят через 2 месяца. Но у 36 % детей различные проявления остеохондроза продолжают их тревожить до 1 – 2 лет. Из анатомии периферической нервной системы хорошо известно, что 90 % соматических нервов и 80 % вегетативной нервной системы выходят из спинного мозга. При остеохондрозе происходит сдавливание нервов, выходящих из спинного мозга, которые иннервируют лёгкие, сердце, желчный пузырь и печень, желудок, кишечник, мочевой пузырь. У грудного ребёнка возникают следующие симптомы остеохондроза:

 1) Внезапные острые боли при наличии травмы позвоночника младенца во время родов. У грудных детей довольно часто и внезапно возникает болевой приступ в позвоночнике и ребёнок (до этого тихо спавший или играющий лёжа на спине) на протяжении несколько часов плачет «навзрыд», синеет от натуги, дёргает ногами и руками, кричит без остановки, интенсивно, громко. В половине случаев источник внезапной боли у грудного ребёнка является остеохондроз, а в другой половине случаев – внезапное образование большего количества газов в кишечнике от попадания туда с пищей патологической микрофлоры. Источник резкой боли в позвоночнике является в 70 % случаях - шейный отдел позвоночника, а в 20 % случаях – поясничный отдел, в 10% случаев – перерастянутые связки крестцово-подвздошного сочленения. Когда ребёнок начинает рыдать от боли, матери тут же берут его на руки, и начинают интенсивно качать, крепко прижимать к туловищу. Качается во все стороны головка ребёнка, свисая с руки матери назад и вытягивая под действием своего веса шейные позвонки. Под действием сжатия руками матери прогибается грудной и поясничный отделы позвоночника ребёнка. Фактически матери делают ребёнку мануальную терапию: сгибают и вытягивают шею, прогибают позвоночник. Так матери проводят вполне неосознанно вытяжение позвоночника, «вправление» позвонков, происходит «самоизлечение», боли прекращаются, и ребёнок засыпает.

 2) Кривошея. Сокращение матки женщины передаётся тазу, туловищу и голове, и через шею голова испытывает сильное давление. Нежные шейные позвонки ребёнка во время родов испытывают сильнейшее осевое давление. Как следствие этого возникает кривошея, а это есть ни что иное как листез шейных позвонков, смещение центральной оси в шейном отделе позвоночника. Новорождённый ребёнок в положении лёжа на спине сильно наклоняет головку к правому или к левому плечу. Кривошея – это не патологическое укорочение кивательной мышцы с права или слева. Кривошея – это сползание 3 – 4 шейных позвонков на право или на лево.  Кривошея указывает на прямой необходимости проведения мануальной терапии для новорождённого. Мануальная терапия при патологии шейного отдела у ребёнка имеет максимально щадящий характер.Мануальная терапия проводится рядом простых приёмов. Сначала проводится массаж шейных мышц, их растяжение, изометрическая миорелаксация. После этого, лежачему на животе ребёнку (голова ребёнка повёрнута на бок вправо или влево) врач кладёт одну руку на голову, а другую на обе лопатки или противоположное взгляду плечо. Рука, которая находится на голове, начинает вращать (катить) голову в сторону затылка, усиливая поворот головы до определённого предела. Часто возникает хруст и щелчки в шейных суставах ребёнка, после чего наступает выздоровление - боли в шее перестают беспокоить ребёнка. Смотри рисунок 2.

 

       1                                                                     

2

Рисунок 2 – 1, 2. Приёмы мануальной терапии для воздействия на шейный отдел новорождённого.

 3) Патология ЖКТ новорождённого, вызванная листезом и радикулитами грудного отдела позвоночника. В период движения головки по родовым путям позвоночник ребёнка сильно компрессируется и изгибается в грудном отделе. Нервами, исходящими из грудного отдела спинного мозга, иннервируется печень, желчный пузырь, и кишечник. Если нервы грудного отдела будут компрессированы, то ухудшится деятельность перечисленных органов. При наличии листеза в грудном отделе позвоночника у новорождённого обязательно возникнут патологические симптомы со стороны дыхательной и пищеварительной системы.

Во-первых, ребёнок будет внезапно плакать (заходиться) от боли на фоне полного благополучия. Во время плача, дыхание ребёнка на несколько секунд будет останавливаться и лицо ребёнка будет синеть на протяжении 1 – 3 секунд. Это указывает на наличие радикулита, или остеохондроза, или листеза (смещения) позвонков, находящихся между лопатками (Th.3 – Th.7). Вправление позвонков в межлопаточном отделе позвоночника сопровождается остановкой дыхания на несколько секунд, от чего лицо ребёнка будет синеть на протяжении 1 – 3 секунд. После удачной мануальной терапии описанные симптомы (остановка дыхания во время плача и посинение лица) никогда больше не возникают.

Во-вторых, от сдавливания нервов, отходящих от позвоночника и иннервирующих желудок, возникает частое срыгивание пищи. Это указывает на наличие радикулита, или остеохондроза, или листеза (смещения) позвонков, находящихся ниже 6-го грудного позвонка.

В-третьих, кал будет иметь зеленоватый цвет. Важным показателем патологической иннервации желчного пузыря по причине остеохондроза грудного отдела позвоночника являются поносы с калом тёмно-зеленого цвета. Это указывает на наличие радикулита, или остеохондроза, или листеза (смещения) позвонков, находящихся ниже 9-го грудного позвонка. Характерно, что сразу после первого сеанса нежной мануальной терапии грудного отдела позвоночника, кал ребёнка приобретает нормальный жёлтый цвет.

В-четвёртых, кал «дольше положенного» остаётся в кишечнике, а поэтому возникает брожение и большое количество газов. Возникает процесс избыточного газообразования у ребёнка с остеохондрозом поясничного отдела по причине ухудшения иннервации и замедления перистальтики нижнего отдела толстого кишечника (сигмовидной и прямой кишки). Акт дефекации становится редким - через каждые 8 часов. Это указывает на наличие радикулита, или остеохондроза, или листеза (смещения) позвонков, находящихся ниже 11-го грудного позвонка. Характерно, что сразу после первого сеанса нежной мануальной терапии грудного и поясничного отдела позвоночника, процесс избыточного газообразования у ребёнка прекращается, и акт дефекации становится учащённым (через каждые 4 часа).

 4) Мануальная терапия для лечения остеохондрозов грудного и поясничного отделов новорождённого можно проводить следующими простыми приёмами. Смотрите рисунок 2 – 3, 4. Сначала проводится массаж мышц спины с целью их расслабления.

            

                                        3                                                           

4

 Рисунок 2 – 3, 4. Два метода мануальной терапии грудного отдела у новорождённого.

 Врач изгибает ребёнка, лежащего на животе, в поясничном и грудном отделе.Часто возникает хруст и щелчки в межпозвоночных суставах ребёнка, после чего наступает выздоровление.  

 3. Симптомы травматизации тела ребёнка от поперечного, кольцевидного сжатия родовыми органами матери. Во время прохождения по родовым путям (вдоль шейки матки и влагалища) младенец испытывает дополнительное круговое и поперечное давление.

 1) «Первопроходцем» во время родов является теменная часть головы. От действия сжимающих по окружности мышц возникает кровоизлияние под надкостницу костей головы, которое располагается на самой верхней части головы. Это так называемые кефалогематомы. Кефалогематома — это кровоизлияние между надкостницей и наружной поверхностью черепных костей. Наиболее частая локализация — теменная кость, реже затылочная. Симптомы патологии следующие. У ребенка после рождения на голове опреде­ляется флюктуирующая опухоль, отграниченная краями той или иной кости черепа. Обычно процесс односторонний (правая теменная кость или левая).  В течение 1-й недели после родов опухоль имеет тенденцию к увеличению. Полная резорбция гематомы наступает через 6—8 недель. Лечение не требуется. Пунктировать не осложненную кефалогематому не рекомендуется. При инфицировании производят разрез, применяют антибио­тики.

 2) Если давление в родовых путях матери по окружности было чрезмерным, то у новорождённого возникают смещения костей черепа относительно друг друга ивнутричерепные кровоизлияния.Патогенез внутричерепных кровоизлияний. Кровоизлия­ние возникает при рождении под влиянием ряда факторов — недостатка вита­мина К, повышенной ломкости сосудов мозга, легкой смещаемости костей черепа, внутриутробной асфиксии. Различают кровоизлияния: 1) эпидуральные, 2) субдуральные, 3) субарахноидалыше, 4) кровоизлияния в вещество мозга, 5) внутрижелудочковые. Клинические проявления зависят от величины и локализации кровоизлияния. При небольших кровоизлияниях отмечаются вя­лость и сонливость при рождении; нарушены сосание и глотание. При субарахноидальных кровоизлияниях ведущим симптомом являются частые приступы асфиксии. Характерна заторможенность ребёнка. Ребенок лежит с открытыми глазами, не активен и безучастен, аппетит отсутствует, тихо плачет. Отмечаются судо­рожные подергивания мышц лица или конечностей, а также тонические судороги.

 3) Прямым доказательством очень сильного сжатия тела ребёнка в родовых путях матери является перелом одной или двух ключиц у младенца. Это довольно частая патология для новорождённых. На месте перелома обычно отмечается небольшая гематома. При пальпации определяется крепитация. Смещение двух осколков костей, как правило, отсутствует, так как этому препятствует плотная и прочная надкостница, которая покрывает все трубчатые кости новорождённого. Активные движения рукой не нарушены. Часто перелом выявляется лишь в ста­дии образования костной мозоли. Лечение. При распознавании перелома фиксирующая повязка.

 4) Врожденный вывих бедра. Причина возникновения. Самым грозным для новорождённого является ещё одна патология, которая возникает по причине поперечного сдавления таза ребёнка в родовых путях матери – это врождённый вывих бедра. Однако такое название патологии в корне не правильное. Это не генетически врождённая патология, не врождённая. Это приобретённая патология для ребёнка в узких родовых путях, во влагалище матери. Нормальный таз новорождённого имеет форму овала (вид сверху), а сильное сжатие тазовых костей в родовых путях матери превращают таз в кольцо (вид сверху). Именно по этой причине возникает «врождённый вывих бедра». Нормальный таз у новорождённого в боковом, поперечном размере (от одного края крыловидной кости до другого) в 2 раза длиннее, чем передне - задний размер, то есть от крестца до надлонной поверхности живота. Направление вертлужных впадин относительно друг друга в нормальном тазе ребёнка находится почти на одной линии, то есть - равны почти 180 градусов. Смотрите рисунок 3 – 1, 2.  Если измерять размеры таза у ребёнка с врожденным вывихом бедра, то поперечный размер таза будет почти равен продольному размеру. У ребёнка с «врожденным» вывихом бедра форма таза приближается к правильной окружности, в которой вертлужные впадины находятся не сбоку, а направлены кпереди. Смотрите рисунок 3 - 3.  Проходя через родовые пути матери, которые имеют вид правильной окружности, таз младенца деформировался благодаря сильному растяжению связок крестцово-подвздошного сустава. Для ребёнка это довольно серьёзная травма, которая иногда может сопровождаться сильными болями, но в большинстве случаев протекает бессимптомно. Вместо овальной формы таз приобретает вид окружности. Направление вертлужных впадин относительно друг друга в патологически зауженном тазе ребёнка находится почти под углом 90º, то есть – этот угол стал в 2 раза меньшим, чем у нормальной тазовой кости.  Это влечёт за собой частичное вхождение головки бедренной кости в вертлужную впадину, что ортопеды расценивают как подвывих бедра.

 

Рисунок 3 – 1. Овальная конфигурация нормальных тазовых костей ребёнка (вид сверху). 

 

Рисунок 3 – 2. Овальная конфигурация нормальных тазовых костей ребёнка (вид сбоку). 

 

Рисунок 3 - 3. Круглая конфигурация тазовых костей (при виде сверху) у младенца с «врожденным» вывихом бедра.

 Первым клиническим симптомом приобретённого во время родов «врождённого вывиха» бедра является ограничение отведения бёдер, поднятых вверх у лежащего на спине ребёнка. Детские ортопеды при исследовании детей в поликлиниках придают большое значение ограничению объёма отведения бёдер. Конечно, направленная вперёд вертлужная впадина своими краями не даёт возможности развести ноги ребёнка в полном объёме. Поэтому этот симптом закономерен при данной патологии. Сильные мышцы ягодицы тянут бедро назад, и почти вытаскивают головку бедра из вертлужной впадины, так как они вытягиваются от патологического перемещения бедра вперёд. Дальнейшее неправильное стояние головки бедра в вертлужной впадине приводит к перерастяжению связок спереди тазобедренного сустава. Вместе со связками вытягиваются и рвутся мелкие сосуды и нервы, возникает дисплазия головки бедра. размягчение кости головки, возникает её неправильная форма.  Дисплазия к 10 годам приводит к анкилозу (обездвиживанию) костей в тазобедренном суставе ребёнка. Ребёнок превращается в инвалида на всю жизнь.

 4. Лечение врождённого вывиха бедра мануальной терапией. Как известно, лечение врожденного вывиха бедра в поликлиниках является длительным – до 3 – 5 месяцев родители ребёнка держат малыша в специальных ортопедических аппаратах, которые фиксируют ноги ребёнка в раздвинутом в разные стороны состоянии. Ребёнка с таким аппаратом трудно одевать для прогулки по улице, особенно зимой. За ребёнком трудно ухаживать. Аппарат снижает двигательную активность и тормозит физическое развитие малыша. Однако при помощи мануальной терапии можно излечить ребёнка от врождённого вывиха бедра практически в одну секунду. Для этого врачу-мануалисту или ортопеду необходимо силой поставить крыловидные кости ребёнка в правильное состояние, сблизив их с крестцом. Существует множество прекрасных методов для лечения врожденного вывиха бедра. Обратим внимание на два из них.

        

                                1                                                                                

 

2

      3                                                               

4

Рисунок 4 – 1, 2, 3, 4. Метод мануальной терапии по лечению растяжения связочного аппарата крестцово-подвздошного сочленения у новорождённого.

 Первый метод. Сначала проводится массаж мышц таза с целью их расслабления. Как выяснено из предыдущих рассуждений, причина врождённого вывиха бедра заключается в патологическом сближении крыловидных костей друг с другом. Лечение подразумевает противоположные действия тем, которые виновны в возникшей болезни. Для этого надо крыловидные кости привести к крестцу, то есть вылечить растяжение задних связок внутри крестцово-крыловидного сустава. Делается это следующим образом. Ребёнок ложится на живот. Одна рука врача упирается в крестец ребёнка, а другая тянет крыловидную кость за её гребень вверх. Часто возникает хруст и щелчки в крестцово-крыловидном сочленении ребёнка, после чего наступает выздоровление. Смотрите рисунок 4 – 1, 2.

Второй метод. На крестец лежащего на животе ребёнка врач нажимает сверху двумя руками. Полукольцо таза лежащего ребёнка (на переднем подвздошном гребне) упирается в горизонтальную поверхность кушетки. При нажатии сверху на крестец ребёнка происходит сближение двух костей таза (крестца и крыловидной кости) между собой. Часто возникает хруст и щелчки в крестцово-крыловидном сочленении ребёнка, после чего наступает выздоровление. Смотрите рисунок 4 – 3, 4.

Рассказано о применении мануальной терапии для нескольких, самых распространённых болезней, возникших у новорождённого после родов. Однако ортопедических и терапевтических послеродовых патологий значительно больше. Много осложнений возникает при щипцовом родовспоможении. При ягодичном положении плода и при поперечном положение плода (головка плода расположена справа или слева), роды протекают с многочисленными осложнениями у новорождённого и у матери. К началу родов необходимо диагностировать ягодичное или поперечное положение плода (УЗИ) и перевернуть плод головкой вниз через смещение его, нажимая на живот роженицы. Ведь окружённый околоплодными водами плод свободно плавает внутри матки матери, поэтому его можно без труда сместить в нужную сторону, нажимая на живот матери в нужном направлении. Смещение плода с положения «головкой вверх» или «головкой сбоку» (поперечное положение плода) на положение «головкой вниз» - эта процедура также относится к элементам мануальной терапии. В настоящее время в детских поликлиниках России и Белоруссии отсутствуют детские мануальные терапевты, и это очень плохо для будущего здоровья взрослых детей. Если у новорождённого можно легко вылечить мануальной терапией кривошею, врождённый вывих бедра и другую патологию , то у взрослого человека излечить эту патологию без операции практически невозможно. Хочется надеяться, что в ближайшее десятилетие отношение к детской мануальной терапии в корне изменится в странах СНГ и во всём мире.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

molostov-valery.mirtesen.ru

Мнение эксперта: ДЕТСКИЙ НЕВРОЛОГ - Блог Наши дети - Здоровье - От 0-1 года

 

В беседе с Айтпаевой Гульнарой Бауржановной, опытным детским неврологом, мы обсудили самые актуальные вопросы молодых мам. Показаны ли нашим детям мануальная терапия и динамическая зарядка? Когда нужно обращаться к неврологу и делать первые УЗИ? Почему важно лечить ребенка до года и спать на ортопедической подушке? Ответы и много другой ценной информации – в специальном интервью для Pandaland.

 

Какие органы обследует детский невролог?

Детский невролог занимается диагностикой и лечением болезней, связанных с нервной системой. Это заболевания центральной нервной системы – головного и спинного мозга –  и периферической нервной системы – нервных волокон.

Работой детского невролога является наблюдение за тем, как гармонично происходит развитие и формирование не только нервной системы малыша, но и организма в целом, ввиду того, что нервная система регулирует деятельность всех органов и систем.

На что вы обращаете внимание при осмотре?

В первую очередь, на жалобы родителей и, конечно, самого ребёнка. Если это младенец, то исходим из данных неврологического осмотра. Часто бывает, что у родителей жалоб нет, а при осмотре обнаруживаются неврологические проблемы, требующие коррекции.

Очень важен анамнез, то есть история заболевания: как давно появились жалобы, что предшествовало началу заболевания, были ли обращения к неврологу ранее. Если обращение не первичное, необходимо рассмотреть проведенные обследования и лечение, его результаты. Немаловажен и анамнез жизни, при котором тщательно ведётся опрос о течении беременности и родов матери – так как повреждения нервной системы у новорожденных могут возникать как внутриутробно, так и во время родов – и о развитии данного ребёнка.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы наиболее часто являются гипоксия и родовые травмы, реже – внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Непосредственно сам неврологический статус, status nervosus, является заключительным этапом осмотра.

Из всего вышеизложенного у врача складывается определённое представление о пациенте, о том какие обследования нужно проводить и как в дальнейшем вести тактику лечения. Особое внимание уделяется качественной диагностике, так как дело касается детей, тем более –  детей до года.

Обязательно ли делать УЗИ головы и шейного отдела позвоночника в грудничковом возрасте? Для чего это необходимо?

Когда малышу исполняется месяц, я рекомендую пройти данные виды обследования, а также УЗИ поясничного отдела позвоночника при родах в тазовом предлежании. Такие роды всегда более травматичны. Педиатры иногда могут не увидеть неврологическую симптоматику, если она слабо выражена, не говоря о самих родителях. Поэтому для ранней диагностики, чтобы исключить неврологические проблемы в будущем, со всеми результатами нужно обратиться к специалисту для их правильного толкования. Чтобы малыш был здоровым, а мама спокойной – лучше пройти эти обследования.

С какими проблемами к вам чаще всего обращаются? Почему так сложилось?

Чаще всего это последствия родовых травм – повреждений новорожденного ребёнка, вызванных механическим воздействием на плод во время родов. Это актуальная проблема детской неврологии, педиатрии и акушерства – родовой травматизм имеет место в 90-95% случаев.

Роды являются очень важным событием для ребёнка. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь, или когда малыш очень крупный и ему помогают родиться специальными приёмами.

В процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего могут явиться различные повреждения шейного отдела позвоночника, в особенности межпозвоночных суставов и места соединения первого шейного позвонка-С1 и затылочной кости. Могут быть сдвиги, подвывихи и вывихи в суставах.  Для акушера важно предвидеть возможность возникновения родовых травм, а для этого необходимо точно знать, как вставилась головка, где находится её проводная точка и какова степень конфигурации головки, а также знать биомеханизм механических повреждений различных структур черепа, мозга и позвоночника.

Раньше родовспоможение было достаточно грубым, с использованием щипцов или вакуум-экстракторов. Благо, сейчас ситуация изменилась. Родовые травмы, в основном, с минимальными родовыми повреждениями, в связи с чем стало сложнее их диагностировать – чаще всего они лёгкой степени тяжести.Но это ни в коем случае не значит, что их можно оставлять без внимания – необходимо активно заниматься ребёнком! Последствия игнорирования могут проявиться позже.

Хочется подчеркнуть, что в большинстве случаев последствия родовых травм легко поддаются лечению немедикаментозно – в особенности у детей до года – и, следовательно, не несут негативных последствий для его здоровья в будущем.

Почему важно лечить ребенка именно до года?

Потому что именно в этот период идёт активное развитие детского организма, и эффект от проводимого лечения, в частности от корригирующего остеопатического воздействия, наиболее высок.

Как пусковой механизм работают сеансы мануальной терапии остеопатическими техниками. Очень мягко, так как ввиду физиологических особенностей детского организма скелет ребёнка в основном состоит не из костей, а из хрящей, и все ткани очень податливые и нежные. Так мы добиваемся потрясающих результатов.

Таким образом, убрав мышечные блоки, мы избавляемся от энергетических блоков. Следовательно, течение жизненной энергии ЦИ по основным меридианам будет идти беспрепятственно, и чакральная система организма тоже будет работать слаженно, что очень важно для гармонизации организма в целом и его способности к саморегуляции и самовосстановлению.

Достаточно будет 2-3 сеансов мануальной терапии с обязательными перерывами между ними. Затем по необходимости – массаж и занятия плаванием, ЛФК или занятия йогой, восточными единоборствами для детей более старшего возраста.

 

Это моя тактика лечения, проверенная и отработанная, позволяющая, как правило, обходиться без назначения лекарственных препаратов за исключением  редких случаев. Ведь, по сути, медикаменты – это корригирующий момент, а не лечебный. Любое лекарство действует ровно столько, сколько оно находится в организме. Как только ребёнок перестаёт его принимать, действие препарата заканчивается. Не стоит забывать, что у каждого лекарственного препарата помимо лечебного эффекта есть и побочные действия.

Как часто нужно делать общий массаж до года?

Это индивидуально, в зависимости от степени тяжести неврологической симптоматики и динамики лечения. Важно, чтобы сеанс массажа проходил без криков, слёз и истерик ребёнка, не вызывал негативных реакций. Во время плача, особенно длительного, могут сформироваться мышечные спазмы и блоки. Постарайтесь, чтобы ваш малыш оказался в руках квалифицированного массажиста. Мама, кстати, может сама ежедневно делать профилактический массаж своему малышу:

Если же ребёнок абсолютно здоров, можно обойтись и вовсе без массажа, подкрепляя хорошее самочувствие лечебной физкультурой в домашних условиях.

Это комплекс простых упражнений для детей более старшего возраста, которые могут быть полезны и для их родителей. Обязательно занимайтесь ЛФК ежедневно, несколько раз в день,10-15 минут при каждом подходе. И этого будет вполне достаточно для поддержания жизненного тонуса организма.

Также советую делать деткам точечный массаж стоп, используя элементы системы соответствия су-джок терапии. Эффект от этой стимуляции быстрый, но недолговременный, поэтому здесь нужна регулярность. Массируйте точечно, по часовой стрелке, не забывая о метафизическом воздействии. Верьте в пользу лечебных манипуляций и ваша вера обязательно оправдается.

А какие советы вы можете дать по грудничковому плаванию?

Определенно, нужно отдать выбор в пользу водных процедур. В воде ребёнок находится в состоянии невесомости, при этом совершает массу активных движений. Заметьте, детям, как правило, нравятся водные процедуры. При правильном подборе упражнений и маминой поддержке переоценить пользу грудничкового плавания сложно. По моим наблюдениям оно даёт больший лечебный эффект, нежели массаж. Оптимальное нагрузка – 3 раза в неделю по 20-25 минут, без фанатизма.

В последнее время слышу о тренерах, которые пропагандируют подводные ныряния и плавание под водой с задержкой дыхания до 5-7 секунд. Это противопоказано для ещё несформированного детского организма! Тем более, что мы наоборот боремся с гипоксией, а здесь получается противоположный эффект. У новорожденных только-только начинается налаживание всех важных процессов жизнедеятельности, и нервная система, регулирующая дыхательный центр, ещё несовершенна.Такие сверхнагрузки противопоказаны для детей до года.

Сторонник ли вы модной сегодня детской динамической зарядки?

К динамической зарядке отношусь отрицательно. Тем более, её основатель не имеет никакого отношения к медицине. Мое мнение по этому поводу – это больше элемент шоу. Очевидно, что это противоестественно для ребёнка. Хотя связки и мышцы детей очень хорошо растягиваются ввиду физиологических особенностей, не вижу лечебного эффекта от таких перенагрузок для растущего организма. Польза от этого не доказана, и это не физиологично. Более того, мы лично не знакомы с поколением взрослых людей, “выращенных” на динамической зарядке.

Должен ли спать грудничок на подушке? Если да, то на какой?

Приобретите детскую ортопедическую подушку, соответствующую возрасту вашего ребёнка. Либо скрутите небольшой мягкий валик под шею и голову вашей крошки, чтобы избежать перенапряжения мышц шеи и спины при длительном положении в одной позе во время сна. Особенно показана такая подушка малышам с асимметричной головой, что тоже является следствием послеродовых осложнений.

Назовите основные ступени развития ребёнка до года в соотношении с возрастом.

Всё индивидуально. Конечно, нужно наблюдать за психофизическим развитием ребёнка, но не зацикливаться на своих ожиданиях – первую улыбку он может подарить вам как в первую неделю жизни, так и в первый его месяц. Данные, о которых я буду говорить сейчас, среднестатистические: голову малыш начинает уверенно держать в 3 месяца, сидеть в 6-7 месяцев, ходить – в год.

Всё обязательно будет хорошо и по плану, если малютка растёт в любви и заботе.

Для того, чтобы записаться на прием к Гульнаре Бауржановне,

нужно позвонить по телефону +7 701 761 69 44.

 

pandaland.kz

Мануальная терапия новорождённых, как лекарство от многих болезней

Мануальная терапия — это метод лечения руками, как правило, опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, с целью восстановления какой-либо дисфункции организма. Данный метод активно популяризируется чуть меньше 25 лет. Хотя, корни идут из времен Гиппократа. Несмотря на многолетнюю успешную практику применения, не многие доверяют мануальным терапевтам, в том числе, родители в лечении своих детей. Отдавая предпочтение медикаментозным препаратам и методикам, которые имеют ряд противопоказаний.

Когда нужно обращаться к остеопатии?

Рождение ребенка — это не только сложный и опасный процесс для мамы, но и в первую очередь для малыша. В процессе деторождения, кроха может получить массу родовых травм, таких как:

  • смещение шейных позвонков;
  • травмы ключиц и грудной клетки;
  • различные гематомы;
  • пережатые внутренние органы и многое другое.

К сожалению, врачи в родильных домах не диагностируют такого рода нарушения и выписывают домой.Часто дети с такими повреждениями беспокойные и постоянно плачут, показывая новоиспеченным родителям, что что-то не так. В этом случае, мануальные терапевты проведут осмотр крохи и помогут устранить недомогания, что поспособствует комфортному состоянию ребенка и спокойствию родителей.

Безопасный метод лечения

Терапия для детей полностью безопасна и высокоэффективна. «Гуру» данного направления и ведущие специалисты, рекомендуют обращаться к мануальной терапии в первые недели жизни. Наиболее эффективное лечение достигается при возрасте до 3 месяцев жизни малыша.

Остеопатия помогает при следующих болезнях:

  • слабый тонус мышц и развитие костной ткани;
  • бронхиальной астме;
  • нарушенной работы пищеварительной системы.

Она скорректирует полученные повреждения на начальном этапе и позволит организму малыша расти и развиваться правильно. Проводить профилактические осмотры рекомендуется регулярно до 1 года, далее — раз в год, если нет видимых причин.

Противопоказания

Особых показаний к отмене лечения нет, но стоит помнить о некоторых нюансах:

  • после приема от двух недель до месяца не допускается вакцинация ребенка;
  • в случае высокой температуры, инфекционных и гнойных заболеваниях кожи лучше отложить терапевтический сеанс.

Выбор мануального терапевта

Маленькие дети очень слабы, их скелет и мышцы находятся на стадии становления и активного развития. Поэтому очень важно, чтобы врач остеопат был высококвалифицированным. Его прикосновения к ребенку во время сеанса не должны быть резкими и слишком слабыми, так как не будет достигнут желаемый эффект.

Важно помнить! Что лучшие мануальные терапевты Самары имеют высшее медицинское образование и большой медицинский стаж работы с детьми, а так же обладают дополнительными сертификатами о повышении квалификации.

www.medicinaportal.com