Нужен ли младенцу режим дня и как его правильно построить. Нужен ли грудничку режим


Нужен ли режим дня грудничку

Врачи ратуют за соблюдение биоритмов ребенка. Что, конечно, не значит, что во всем следует „слушаться” малыша. Ведь если младенец перепутает день с ночью, то некомфортно будет всей семье. Четкий режим у ребенка, а особенно у новорожденного, практически недостижим. Можно предполагать, а как будет на самом деле, неизвестно. В ваших планах уже „сон ребенка”, а он перевозбудился и спать совсем не собирается. И все планы, соответственно, сдвигаются на неопределенное время.

Крохе будет проще адаптироваться к самостоятельной жизни, если в ней будет стабильность, например: утренние процедуры, кормление, прогулка, сон... Считается, соблюдение последовательных рутинных действий дает сигнал его организму, что в мире все стабильно, а значит, безопасно. Для мамы режим дня также неоспоримый плюс. Конечно, распорядок дня младенца должен соответствовать режиму семьи. Для ребенка нет разницы, будет ли он пробуждаться в 7 утра и ложиться в 21.00 или вставать в 9 утра и ложиться в 23.00.

Главное, что должны соблюдаться суточные нормы сна. Обычно более-менее четкий режим формируется, только когда крохе исполняется 3-4 месяца.

В настоящее время всемирно признан и рекомендован свободный график кормления младенцев. Именно режим „по требованию” позволяет маме лучше установить лактацию в первые месяцы жизни крохи и избежать лактостазов и нагрубания груди, да и очевидно, что кормление грудным молоком — залог здоровья малыша.

Новорожденный в среднем просит грудь каждые 1,5 часа (то есть 10-12 раз в сутки). Правда, свободный график не подходит для детей, которые родились недоношенными или маловесными. Таким малышам необходимо кормление „по часам”, ведь они ослаблены, быстро устают при кормлении и могут просто проспать очередной прием пищи. Свободный режим не подходит и для пара-трофиков (деток с избыточной массой тела), им лучше избегать переедания.

Малыши до 3 месяцев в среднем едят каждые 3 часа, то есть 8 раз в день. Причем новорожденные обычно просыпаются 2-3 раза ночью, чтобы подкрепиться. К полугоду младенцы обычно переходят полностью на прием пищи каждые 3,5 часа (7 раз в сутки). После 6 месяцев малыши едят каждые 4 часа (6 раз в день). Одно ночное кормление обычно присутствует до 12-18 месяцев.

Сколько нужно спать ребенку?

  • До 3 месяцев — 18-20 часов.
  • С З до 6 месяцев — 16-18 часов.
  • С 6 месяцев до 1 года — 14,5 часов.
  • С 1 года до 1,5 лет — 13,5 часов.

До 3 месяцев дети в идеале должны спать по 1,5-2 часа 4 раза в день. Однако многие мамы о таком режиме могут только мечтать, некоторые младенцы спят днем по 20-40 минут и только на прогулке „выдают” полноценные 2 часа сна. Маленький секрет: продолжительность дневного сна можно увеличить, если прикорнуть с малышом рядом (сон полезен для мамы). Пока периоды бодрствования непродолжительны (40-60 минут). Это время для массажа, гимнастики и купания.

После 3 месяцев периоды бодрствования малыша все увеличиваются и составляют около 1,5 часов, уже появляется примерный режим дня. Дневной сон также остается четырехразовым, а ночью кроха спит 11-12 часов (имея полное право проснуться 1-2 раза, чтобы подкрепиться). После 6 месяцев малыши постепенно переходят на трехразовый дневной сон. Периоды бодрствования увеличиваются до 2,5 часов. Важно, чтобы в это время ребенок получил адекватную физическую нагрузку — массаж, гимнастику, занятия на фитболе, обучение в бассейне. Обычно у деток до года сохраняется 1 ночное кормление, но некоторые малыши уже способны спокойно проспать всю ночь, на радость маме.

После 9 месяцев малыши обычно переходят на двухразовый сон днем (по 2-2,5 часа). Перестройка режима может занять какое-то время, важно учитывать эмоциональный настрой крохи, его самочувствие, погоду и другие факторы. Многие малыши и ночь способны проспать без кормления, но до 1-1,5 лет ночное кормление является нормой. Суточная норма сна для детей после 9 месяцев — около 14 часов, поэтому если ребенок проспит ночью 12 часов подряд, то не ждите, что днем он будет долго спать. И наоборот, если ребенок выспится днем, то время его ночного сна сократится.

После года малыши обычно переходят на одноразовый дневной сон (продолжительностью около 3 часов).  

www.goagetaway.com

Режим дня: нужен ли он младенцу?

Режим дняОчень часто в жизни молодой мамы возникает вопрос: насколько важен режим для малыша. Что лучше: пораньше встать или дать ребенку спать до обеда, обязательно ли ложиться всегда в одно и то же время, кормить по расписанию или по требованию?

Начнем с простого: что такое режим для ребенка? В первую очередь - это состояние стабильности, которое позволяет малышу чувствовать себя защищенным. Режим создает определенный ориентир в том мире, в который попадает малыш. Режим складывается исходя из потребностей младенца. Взрослым чаще всего приходится подстраиваться под своего малыша. Все семьи разные, но расписание жизни должно быть одним и тем же изо дня в день и постепенно меняться вместе с вашим ребенком.

В первые три месяца малыш проходит период адаптации. Именно в этот период происходит настраивание мамы и малыша друг на друга. Лишь постепенно поведение ребенка и ответная реакция мамы оформляется в режим. Это происходит при достаточной чуткости мамы, которая готова постепенно учиться отличать голодный плач от простого желания пообщаться.

После трех месяцев малыш начинает активно проявлять интерес к внешнему миру, где есть мама, а за ней папа, а за ними кроватка с игрушками, а дальше комната, и так до бесконечности. Благодаря такому постепенному появлению новых потребностей начнутся плавные изменения в режиме, куда будет все больше и больше добавляться время на игру и общение с другими детьми.

Часто самым сложным для мамы бывает переход с трех- на двухразовый или с двух- на одноразовый сон. Важно почувствовать, когда ребенок к этому готов. Затем постепенно в течение нескольких недель нужно сокращать время первого сна, и сдвигать на более ранний период второй. Таким образом, малыш будет больше уставать и соответственно дольше отдыхать после этого.

Что касается возраста, в котором должны происходить эти изменения, я считаю это вопросом сугубо индивидуальным. Можно опираться на средние показатели, но при этом обязательно помнить, что ваш малыш уникален, и только мама знает и понимает, что для него лучше. Кто-то до двух лет спит по два раза, а другие в год прекрасно обходятся одноразовым отдыхом и чувствуют себя прекрасно.

Еще один не менее важный спорный вопрос - питание. Как быть: следовать советам бабушек и стараться накормить ребенка во что бы то ни стало или предоставить малышу возможность самому выбирать что, когда и в каком количестве ему есть. На мой взгляд, здесь важно найти «золотую середину». Обязательно предлагайте ребенку еду столько раз в день, сколько соответствует его возрасту. Давайте разнообразные продукты, так как гораздо полезнее съесть две ложки овощей и две ложки творога, чем целый день есть один и тот же суп. Не стоит расстраиваться, если малыш плохо покушал, например, за завтраком, в обед он обязательно все наверстает. Старайтесь избегать перекусов между основными приемами пищи, чтобы ребенок успел проголодаться.

В заключение можно сказать, что режим, несомненно, нужен каждому ребенку. Но нужно помнить, что бывают ситуации, когда время тех или иных действий можно немного сдвинуть. Главное, чтобы их последовательность по возможности оставалась неизменной. Каждая мама интуитивно чувствует, что лучше именно для ее малыша. Поэтому слушайте себя и у вас никогда не будет возникать серьезных проблем в данном вопросе.

baby-days.ru

Нужен ли режим дня грудному ребенку с рождения?

Я с уверенностью могу сказать, что да — режим дня у ребенка должен быть изначально! В роддоме мне педиатр посоветовала почаще будить малыша днем для кормления, чтобы ночью он спал подольшеИменно так я и поступила. И теперь спустя два с половиной месяца я понимаю, что все делала правильно. Мое солнышко привык к распорядку дня, и капризничает только тогда, когда нарушается время его сна.

Расскажу как я с ним занималась и в какое время.

Просыпаюсь я приблизительно в 10 утра, и поэтому я старалась показать малышу, что до этого времени я его буду только кормить, а играться и общаться будем позже. Итак, часиков с 10 утра я его будила через каждые полтора-два часа, чтобы приложить к груди (мы на грудном вскармливании), когда он покушает, засыпает не сразу, и у меня было время его развлечь. И не зависимо от того, уснул он на тите или нет, ровно через два часа следующее кормление, если не просит раньше.

То есть кормление у нас было в 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22 и иногда в полночь, если я еще не.засыпала, а ночью он меня будил сам, как проголодается: чаще всего это было около 3 ночи и 7 утра.

Когда малыш стал более активным днем, я его всячески развлекала игрушками и общением, в определенное время он имеет дневной сон, а ночной сон с каждым днем потихоньку увеличивается.

На сегодняшний день мы с ним создали вот такой распорядок дня:

10.00 — 11.00 малыш просыпается и кушает, после чего тридцать минут наблюдает за мобилем в кроватке

12.00 общаемся, играемся, гулим

13.00 кормление и затем сон около часа

14.00 садимся в шезлонг и разговариваем с игрушками — мама занимается своими делами

15.00 дневной сон

16.00 кормление, одеваемся на улицу

17.00 выходим на прогулку

20.00 возвращаемся домой, кушаем, гулим, играем

22.00 немножко покушаем и идем купаться

23.00 последнее кормление и спать

Ночью он меня сейчас будит по-разному — иногда даже только в 7 утра будит.

Конечно не всегда все получается точно по времени, но в среднем распорядок именно такой.

www.baby.ru

Нужен ли ребенку режим. Как установить

нужен ли ребенку режимПриветствую вас, дорогой читатель, на сайте «Сонная кантата». В этой статье поговорим о злободневной теме для многих родителей:

нужен ли ребенку режим, как установить его, почему так важно приучать малыша к распорядку дня, чем чревато его отсутствие.

Доверимся мнению известного психолога и многодетной маме, Екатерине Бурмистровой.

Она считает, что четкий распорядок, продиктованный здравым смыслом, родительскими установками и требованиями, необходим для нормального развития малыша, формирования у него устойчивой психики.

Многие младенцы сохраняют потребность в дневном сне до шести лет, некоторые перестают спать в более раннем возрасте. Однако любая мама знает, что малыш, не поспавший днем, становится к вечеру утомленным и трудноуправляемым. Чем младше ребенок, тем больше его нервозность зависит от наличия режима.

Как режим влияет на развитие

В современном обществе очень мало рождается детей-флегматиков, которые настолько спокойны, что способны засыпать самостоятельно. Основная масса младенцев (20%)— сангвиники и холерики, очень активные, доводящие себя до сильного перевозбуждения. Именно для таких «энерджайзеров» режим необходим в первую очередь.

Родители, отрицающие четкий распорядок для своего малютки, рискуют получить трудновоспитуемого и сложного ребенка. Без достаточного сна малыш пребывает в состоянии постоянного возбуждения, которое мешает адекватно воспринимать окружающий мир, реагировать на просьбы родителей, общаться со сверстниками, учиться и развиваться.

Режим дня должен восприниматься малышом, как картина мироздания, в которой все гармонично: день сменяет ночь, а на смену играм всегда приходит сон. Так живут все, так устроен мир. Это понимание следует внушить крохе.

Распорядок дня, с постоянно повторяющейся сменой занятий, дает ощущение стабильности и надежности окружающей жизни. Он помогает ребенку настраиваться на нужное действие: если папа купает, значит, мама споет колыбельную, а потом последует сон.

От правильного режима зависит нормальное физиологическое развитие детей до трех лет. После трех лет, когда малыш становится более самостоятельным, важно сохранить распорядок дня, изменяя его в соответствие с меняющимися биоритмами и желаниям малыша. Отправляясь на прогулку, мама может учесть желание сына играть на этой площадке или другой, но вопрос идти гулять или нет, должна решать мама.

Распорядок в жизни ребенка нужен обязательно, но он не должен походить на расписание рабочего дня министра.

Как с режимом не «перегнуть палку»

Слишком строгий и плотный режим будет утомлять ребенка. Стоит присмотреться, прислушаться к растущему человечку и уловить наилучшее время для кормления, сна, прогулки, развивающих игр. Даже самые маленькие крошки имеют свои биоритмы, которые чуткие мамы и папы могут определить, и подстроить под них весь распорядок дня.

Каждый ребенок уникален, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, позволяйте ему быть самими собой, оставляйте ему для этого время. Не следует слишком перегружать малыша, чтобы не погасить его творческую жилку.

Составляя общий распорядок дня, оставьте в нем время для свободной игры. Тогда режим не будет малышу в тягость, сформируется привычка к ответственности и организованности, самодисциплине, так необходимая в школе.

В каком возрасте ребенок сам определяет свой режим

Дети 7 лет должны уметь самостоятельно укладываться спать вечером и вставать утром по будильнику, способность различать свои биоритмы у них уже сформирована. Родители могут передать им ответственность за соблюдение привычного распорядка дня, оставив за собой право контроля.На этом этапе взросления важно научить ребенка правильно распределять время между играми и учебой.

Важные моменты режима

  • Ответственность за соблюдение собственного режима должна расти вместе с взрослением малыша.
  • Обязанности в семье. К примеру, бытовые: собирать игрушки каждый вечер самостоятельно у самых маленьких, соблюдение порядка в своей комнате у детей постарше.

Наделение обязанностями в семье поможет избежать перекосов воспитании, таких как потребительское отношение и эгоизм.

Практические советы

Если в дошкольный период ребенок не был приучен к порядку, то ему придется испытать сильный стресс при переходе к школьному ритму жизни.

нужен ли ребенку режим

Чтобы помочь самому маленькому малышу привыкнуть к распорядку, используйте наглядные картинки или плакаты.

Если вы изготовите их вместе с детьми, будет просто замечательно. Элементы Расписания дня (доброе утро, чистим зубки, заправляем кроватку, кушаем, собираемся на прогулку и так далее) можно вырезать из журналов, распечатать из интернета, нарисовать самим.

С помощью этого Расписания, помогайте ребенку настраиваться на следующее действие заранее: «Что Наташа, будет делать после того, как почистит зубки?»

Если Наташа закапризничает и не захочет чистить зубки утром или убирать игрушки перед сном, плакат тоже поможет: «А на картинке что нарисовано? Все дети так делают».

Для деток, умеющих писать, купите готовые расписания, пусть они самостоятельно заполнят графы и проникнутся ответственностью момента.

Дети, предшкольного возраста, заполняя Расписание с часами, могут одновременно учиться разбираться во времени.

Также можно начать приучать ребенка ценить время, объяснив ему, что то или иное действие можно делать с разной скоростью.

Для этого вполне подойдет таймер и элемент игры во время одевания-раздевания: «А давай научимся с таймером одеваться быстрее!»

Это простое упражнение в дальнейшем поможет понять основы тайм-менеджмента, которые необходимо усвоить в конце первого класса. Малыш должен осознавать временные отрезки в 5 или 10 минут, час или полчаса, понимать какое действие он сможет успеть сделать за этот временной период.

Ребенку важно понять, что научившись правильно распределять свои занятия по времени, он успеет посмотреть мультики, погулять, поиграть с собакой.

Необходимо, чтобы взрослый постепенно уменьшал свою ответственность в этом вопросе, (оставляя лишь право контроля) предоставляя малышу развиваться и двигаться дальше. К третьему классу детям нужно иметь навык ориентирования во времени и привычку к распорядку дня.

Научное обоснование необходимости режима

По данным статистики 85% современных людей являются ритмичными людьми, им легче жить по определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать и просыпаться. Людей, не приемлющих порядок и страдающих от режима, всего около 5%. К тому же эта особенность проявляется не в детстве.

Человек любого типа в режиме живет легче, он затрачивает меньше энергии и сил. Есть научный термин, «динамический, временной стереотип» (введен Павловым) — реакция организма на время:

Если человеку дают пищу в одно и то же время, то в его желудке заранее выделяется сок, что облегчает переваривание пищи и уменьшает энергозатраты.

У человека, привыкшего засыпать в одно время, мозг и весь организм заранее перестраивается на другой ритм работы, готовясь ко сну.

Режим бодрствования и сна — это формирование полезных охранительных привычек на всю жизнь, которые поддерживают в стрессовых ситуациях, сопровождаемых депрессией и бессонницей. Если выработан определенный распорядок действий перед сном и утром при пробуждении, выстоять организму, когда нарушается психика, гораздо легче.

Вывод:

дети изначально склонны к порядку, они любят порядок, им легче жить по распорядку. Режим необходим для нормального физического и психического развития малыша.

Я полностью согласна со всеми доводами психолога. А как считаете Вы? Нужен ли детям распорядок жизни?

Источник: www.pravmir.ru/rezhim-dlya-rebenka-podavlenie-svobodnoj-lichnosti-ili-zalog-stabilnoj-psixiki.

Елена Вальве для проекта Сонная кантата

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Любое использование материала возможно только с активной ссылкой на сайтSna-kantata.ru!

По теме:

sna-kantata.ru

Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики? | Материнство

Нужен ли ребенку режим? Насколько велика опасность подавить творческий потенциал малыша, если с малых лет приучать его к порядку во всем? Многодетная мама и психолог Екатерина Бурмистрова рассказала об этом корреспонденту портала «Православие и мир» Тамаре Амелиной.

Когда росли мы, нынешнее поколение родителей, режим в жизни ребенка не являлся чем-то обсуждаемым. Он должен был быть. Младенцев кормили по режиму, в детском саду, на продленке, в пионерлагере был режим. Никто в значении режима не сомневался. Все дети вырастали режимными.

Что происходит сейчас? В начале 90-х годов, когда рухнула империя, открылись границы, поток информации с Запада сместил национальную парадигму. Помимо музыки из кинофильмов, рекламы жвачки и всего прочего к нам приехала антиавторитарная волна в воспитании. Она выражается в том, что не родители диктуют ребенку, как себя вести, во сколько нужно ложиться спать, сколько смотреть телевизор, а ребенок, чью свободную личность, как считается, опасно подавить, сам знает, что ему надо.

- Еще есть японская система воспитания…

Когда рассказываешь, как необходима в жизни ребенка система запретов, редкая родительская группа не говорит: «А как же в Японии растят без «нельзя»?» Там ребенок, действительно, до определенного времени растет без ограничений, но потом он попадает в настолько ранжированную запретами систему (кастовыми, возрастными, сословными), что нам и не снилось то количество запретов, которое нужно знать японскому ребенку.

Как русский человек целиком не может питаться японской кухней, ему через некоторое время станет очень плохо, точно так же невозможно взять кусок чужой системы воспитания и, воплотив его в совершенно иной культуре, получить положительные результаты. Как нельзя у нас в открытом грунте выращивать экзотические овощи, так и кусок воспитательной системы, гармонично привитый в Японии, невозможно прилепить к чужому кусту.

«Японское воспитание» – это один из родительских мифов. Но такие мифы очень влияют на сознание родителей.

Еще появился миф про детей индиго, довольно опасное оккультное движение. У этих детей якобы сильное свечение в ауре, они совершенно не воспринимают запреты. Миф о детях индиго, конечно, смехотворный, но, как ни странно, его вполне серьезно могут повторять даже люди с высшим образованием, «подкованные». Под миф о детях индиго очень легко сходят все минимальные расстройства нервной системы – ребенка к невропатологу нужно вести, его лечить надо, а у родителей в голове миф о детях индиго, якобы он такой необыкновенный, это шестая раса, и он не подчиняется законам пятой расы. Все! Он непролеченный идет в школу, и потом выясняется: он не ребенок индиго, а у него минимальная мозговая дисфункция, которую нужно было вовремя корректировать.

Все эти факторы в воспитании подействовали так, что почему-то стало считаться, что режим вообще не нужен. Родители перестали укладывать младенцев, когда надо; почему-то стало считаться, что двухлетний ребенок может отказаться от дневного сна; стало считаться, что ребенок сам знает, когда ему есть и что ему есть.

С точки зрения практикующего психолога и мамы тоже я заявляю: БЕЗ РЕЖИМА И ПОРЯДКА, КОТОРЫЕ ДИКТУЮТСЯ РОДИТЕЛЬСКИМИ НОРМАМИ, УСТАНОВКАМИ И ПРЕДПИСАНИЯМИ, ОЧЕНЬ СЛОЖНО ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА СО СТАБИЛЬНОЙ ПСИХИКОЙ. Чем младше ребенок, тем более ему необходим этот внешний скелет в виде режима и распорядка.

Только пятая часть детей – флегматики – в состоянии сами заснуть тогда, когда им это нужно. А остальные 80% – холерики, сангвиники, – им необходима помощь в засыпании, потому что они доводят себя до состояния крайнего перевозбуждения.

И если родители не относятся к сторонникам режима, то у них этот ребенок будет в постоянном хроническом перевозбужденном состоянии. В таком состоянии очень сложно и учиться, и сложно реагировать на родительские просьбы. Получается сложный, сложновоспитуемый ребенок.

- Тем не менее, это очень распространенная родительская позиция.

Режим – огромная тема. Мы имеем некоторый сдвиг в родительских головах, что режим может ребенку повредить. Как вернуться к здравому смыслу?

Сейчас антиавторитарная волна пошла на спад, потому что выросло поколение детей, выращенных вне запретов, и явно видно, насколько хуже они обучаются, насколько хуже отношения в семье, насколько меньшие результаты они имеют в подростковом возрасте. На Западе эта волна кончилась раньше, у них даже есть исследования по поводу того, как влияет бесструктурный день на ребенка. Режим должен быть, но я бы тут брала слово не режим, а ритм. Режим – это что-то очень жесткое: кормление точно в 6.30, в 9.30, в 13.30 и т.д. Ритм – это нечто более гибкое, если есть ритм дня – это значит, что создает и задает его родитель, а не ребенок.

– А сам ребенок может как-то влиять на собственный режим-ритм?

Возвращаемся к вопросу о главенстве ролей в семье. Если в семье главный – ребенок, то он знает, когда ему есть, когда спать и пойдет ли он гулять. Я считаю это колоссальным трагическим перекосом. Так вырастают дети–тираны. Это возможно, когда ребенок единственный. Если рождается хотя бы второй ребенок, этой детской диктатуре приходит конец.

Семья – иерархическая структура, где главный – отец, потом мама, именно взрослые должны задавать ритм, скорость наполнения жизни. Пока ребенок мал, ритм жизни, режим являются основной канвой, которую могут создавать только взрослые. Ребенок не настолько за себя отвечает, передоверять устройство жизни несознательному несмышленому человечку – это просто странно. Это меняет порядок, переворачивает иерархию.

- Но ведь можно и переборщить с режимом?

Режим должен быть как некий закон мироздания: не злая воля родителей, которая калечит ребенка, а понимание, что все так живут. Все дети младше шести лет спят днем. Но в семьях всегда бывают отклонения от правил: есть дети, которые рано перестают спать, но это скорее исключение, я даже о нем не говорю.

Любая опытная мама знает: ребенок, который не поспал днем, не поспал вовремя, не поспал столько, сколько надо, становится как бы никаким во второй половине дня. Чем младше ребенок, тем больше его нервность связана с распорядком.

У ребенка должен быть режим, но он у него не должен походить на рабочее расписание помощника министра. Потому что иногда родители склонны создавать очень плотный распорядок и могут держать этот ритм, но они очень перегружают ребенка, перестимулируют. Это тоже один из важных воспитательных вопросов.

– С какого возраста ребенок может сам отвечать за собственный режим?

Начиная примерно с семи лет можно уже ждать, что ребенок сам может ложиться спать – укладываться и засыпать, что ему не нужна помощь. Родители передают ему ответственность за режим, но они должны контролировать, так или иначе, чтобы все было по плану.

Начиная с семи лет у ребенка формируется способность отвечать за себя и за свои ритмы. Ему надо учиться распределять свое время: сколько он будет тратить на уроки, сколько оставит на игру. Это довольно плавный процесс, требующий большого наблюдения.

И ТУТ ВАЖНО ИМЕННО СТРЕМЛЕНИЕ УПОРЯДОЧИТЬ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА, И НЕ УНИЧТОЖИТЬ В НЕМ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. Если ребенок будет перегружен, у него не останется времени для игры. А игра – это основная деятельность ребенка-дошкольника, ИГРА И ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, а вовсе не посещение развивающих занятий, как кажется многим ответственным родителям.

- Есть связь между режимом и развитием ребенка?

СУЩЕСТВУЕТ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ – РЕЖИМ, ПОРЯДОК, ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ. Режим для младенца – это внешний скелет формирования, позволяющий нормально расти. И, в принципе, физиологическое благополучие ребенка до трех с половиной лет точно вплотную завязано на режиме. Но очень важно после трех лет, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, характер, не сбиться с правильной дороги. И по-прежнему основные режимные события должны диктоваться ребенку взрослыми: когда кушать и что кушать, когда спать, сколько спать, гулять или не гулять – знает только взрослый.

В семье должна быть четкая область взрослых решений. Взрослый может позволить ребенку решить, куда он пойдет гулять – на эту площадку или на ту. Но гулять или не гулять, – за это ответственность передать нельзя, это не детский уровень компетентности.

Из режима происходит привычка, что жизнь – не хаос, это космос, это порядок, а не анархия. Режим не подавляет творческое начало, он организует жизнь, никак ничему не мешая. Конечно, в режиме, детском укладе должно оставаться время на гуляние, на свободную игру, когда он ничем не занят сам по себе, но это должно быть вписано в некую канву. И тогда у ребенка возникнет привычка к организованности, к ответственности, что воплотится потом, например, в школьных занятиях. Потому что, если жизнь до школы была хаотическая, потом при переходе в школьную жизнь будет огромный стресс, ведь там уже все всерьез. Если у ребенка не было порядка в жизни, он не сможет подстроиться под школьный ритм, спокойно делать уроки.

- Какие еще важные составляющие режима?

Чем старше ребенок, тем больше должно становиться:

А) ответственности за собственный режим,

Б) обязанностей по отношению к семье, в частности, бытовых, потому что если вся загрузка сводится только к интеллектуальной, соответственно это будет очень однобокое развитие. И будет формироваться потребительское отношение к семье. Поэтому с самого раннего детства в режим должны быть вписаны некоторые обязанности по отношению к другим.

- Можете дать какие-то практические советы?

Дарю замечательную рекомендацию: приготовьте наглядный плакат с расписанием. Если ребенок еще не умеет читать, то его распорядок дня, его ритм хорошо изобразить в картинках. Для школьников это может быть расписание, заполненное от руки, чтобы ребенок это делал сам, тоже очень полезно.

Но пока ребенок не читает, это может быть, как говорят психологи, некая пентаграмма, серия рисунков: вот малыш встал, вот почистил зубы, вот малыш заправил кроватку вместе с мамой, вот пошел кушать, одевается на гуляние. В картинках должна быть выражена вся последовательность распорядка дня. Многие родители говорят: «Я рисовать не умею». Я бы лично хотела, чтобы такой плакат можно было приобрести в полиграфическом варианте, но любой уровень картинок устроит ребенка. Если уж совсем рисовать не получается, можно вырезать картинки из журналов или скачать из Интернета, качество графического исполнения совершенно не важно. Важно – наглядно вынесенная серия последовательных сюжетов.

- Не хочу гулять! – говорит малыш.

- А что у нас нарисовано на картинке? Так все детки делают.

Дети, которые умеют читать, вместе с мамой заполняют свой распорядок, с часами. Ближе к школе нужно учить ребенка разбираться во времени.

Рекомендации по поводу режима из своей практики: захронометрировать вместе с ребенком его основные дела. «Ты хочешь одеваться быстрее? А давай поучимся с таймером». Ребенок должен знать, что не просто нужно одеться, а на одевание нужно столько-то времени.

И особенно важно, одна из самых типичных проблем – уроки с ребенком. Чтобы делание уроков не растягивалось на часы, ребенок к концу первого класса должен быть обучен основам тайм-менеджмента. Он должен знать, что такое 5, 10 минут, полчаса, что он может успеть за этот период. Ребенок должен знать, что, если он сделает уроки вовремя, уложится в тот интервал, который в его распорядке заложен, то у него будет выбор интересных занятий (не только мультики): погулять, почитать, поговорить с мамой. И тогда эти неприятные обязанности не будут расползаться. Важно, чтобы за режим ребенка взрослый постепенно переставал отвечать. Взрослый человек режим задает, но к середине начальной школы ребенок должен уметь сам по своему режиму двигаться.

85 % всех людей (по данным физиологов) относятся к ритмичным людям, которым в определенном ритме жить проще – просыпаться в одно и то же время, укладываться в одно и то же время. Только 5-7% людей страдают от порядка, но обычно эти особенности проявляются не в детском возрасте.

Человеку любого типа легче жить в режиме, он тратит меньше сил, меньше энергии. Приведу научное понятие, так называемый «динамический стереотип, временной стереотип» (по Павлову) – система реакций на время, т.е. когда в одно и то же время человеку дают завтракать, то у него заранее, за несколько минут начинает выделяться желудочный сок. Когда, примерно в одно и то же время ребенка укладывают спать, у него мозг начинает заранее готовиться к переходу в состояние сна.

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: ДЕТИ ЛЮБЯТ ПОРЯДОК ИЗНАЧАЛЬНО, ОНИ СКЛОННЫ К ПОРЯДКУ, ДЛЯ НИХ ЛЕГЧЕ ЖИТЬ В ПОРЯДКЕ.

materinstvo.ru

Нужен ли младенцу режим дня и как его правильно построить

Как часто мы слышим о том, что, невзирая на возраст, вид деятельности и даже день (праздничный или будний) все мы обязаны четко следовать режиму дня. Но если взрослого человека за «халатное» отношение к собственному распорядку ругать уже не получится, маму младенца, который живет не по "графику", некоторые врачи могут и немножко отчитать. Поэтому давай поговорим, нужен ли младенцу режим дня и как его правильно построить.

Зачем ребенку режим дня

Соблюдать режим дня для младенцев, которые еще не совсем поняли, куда это они попали из уютной маминой утробы, целая проблема. Примерно до того времени, пока крохе не исполнится пол года ребенок будет жить по собственным законам и предписаниям, несмотря на попытки уложить его спать вовремя, в определенное время покормить и т.д.

Но все же пытаться приучить младенца к режиму все-таки стоит. Ведь так малыш привыкнет к определенному порядку, будет воспринимать многие твои действия поспокойнее. Кроме того, у детей, следующих четко распорядку дня, больше развито чувство времени, нежели у тех малышей, для которых не существовало конкретных временных границ.

Не хочу и не буду!

Но мама, которая стремится к тому, чтобы приучить свое чадо к распорядку дня, может столкнуться с некоторыми моментами. Например, время кормить малыша, а он разоспался так, что даже рука не поднимается его будить. Некоторые родители таки будят, при этом даже чувствуя себя виноватыми за украденные минуты сна у малыша.

Но сама подумай, если бы ребенок и впрямь был очень голодным, он бы точно проснулся. А если организм решил, что ему необходим сон, пусть так и будет, покормишь ребенка позже. Да и аппетит после длительного здорового сна будет намного лучше. Также стоит поступать во всех похожих случаях. Не впихивать в ребенка еду, если по режиму уже пора, а дите отпирается, или наоборот, он кричит от голода, требуя пищи, а до заветного времени еще целый час.  Но если подобного не происходит, лучше все же следовать определенному графику.

Нюансы

Важно помнить, что при кормлении ребеночка естественным путем важна не привязанность к определенному времени, а интервал, через который кроха будет получать еду. Но если речь идет об искусственных смесях, которые достаточно тяжелы  для желудка, тогда лучше все же придерживаться определенного распорядка дня.

Сон

Первые недели ребенок спит почти постоянно. И лишь начиная с двухмесячного возраста он уже способен продержаться даже больше часа. Именно в этот период и появляется возможность приучить кроху к определенному режиму сна.

Учитывая то, что вначале ребенок спит днем четыре раза, а ночной сон составляет 8-9 часов, ты можешь составлять режим дня таким образом, чтобы ребенок спал именно в такие часы, и не произошло сбоя в организме, когда уложить младенца ночью практически невозможно. Постепенно ребенок спит меньше, но следить за количеством и качеством дневного сна нужно за тем же принципом. Если хочешь, чтобы ребенок крепко спал и хорошо кушал, позаботься о том, чтобы в месте для его сна ничто кроху не отвлекало, не раздражало и не мешало. Также прогуляйтесь на свежем воздухе, подвигайтесь, чтобы аппетит и сон пришли сами по себе.

mama.ua

Нужен ли младенцу режим. Режим для для новорожденного

Малышу режим нужен для ощущения стабильности и надежности этого мира. Это нам, взрослым, иногда хочется спонтанности и непредсказуемости. Крохе же предстоит вначале убедиться, что ему ничего не угрожает и все на своих местах. Так ему спокойнее. Поэтому молодым родителям важно организовать все таким образом, чтобы ребенок точно понимал, что за чем следует.

 

 

Режим поможет не только крохе, но и родителям. Ведь с его помощью можно организовать более крепкий и продолжительный сон младенца, а также наладить кормления. Всем будет спокойней, если малыш привыкнет спать, как и бодрствовать, в одно и то же время. Вы сможете организовать дневной сон дома и на прогулке, а вечером кроха сам начнет тереть глазки, и уложить его будет очень просто. 

Позаботившись о распорядке дня с рождения, ты избежишь таких неприятностей, как «перевернутый» режим, переутомление малыша, а это позволит всем больше наслаждаться общением друг с другом! 

 

Важные ритуалы

 

Повторяющиеся изо дня в день действия помогут крохе почувствовать стабильность и привыкнуть ложиться и вставать в одно и то же время без капризов. Отсутствие графика может повлиять на качество сна младенца. Он становится беспокойным, его сложнее уложить. Удели внимание тому, что вы делаете каждое утро после пробуждения: времени и месту кормления, прогулкам, играм. Особенно важно создать условия для подготовки ко сну.

 

 

Перед тем как уложить ребенка, каждый вечер уделяй 20-30 минут выполнению одних и тех же действий в том же порядке. Например, выкупай кроху, сделай ему успокаивающий массажик, переодень в пижаму, спой колыбельную или включи тихую спокойную музыку. Покорми малютку уже в темноте, очень скоро он закроет глазки...

 

Устраняем дискомфорт

 

Засыпание и сам сон – это моменты, требующие низкого уровня активности как от ребенка, так и от взрослого. Все, что повышает уровень активности, скорее всего оказывает негативное влияние на сон малютки. А создание комфортных условий для детского сна поможет снизить уровень активности. На физический комфорт могут оказывать влияние различные факторы, например, голод, жаркий сухой воздух или, наоборот, холод, мокрый подгузник. Поэтому непременно корми кроху перед сном, следи за температурой воздуха в комнате (18-20 °С), приглушай свет, звуки и, конечно, позаботься о качественном «дышащем», непромокаемом подгузнике.

 

Перепутал день с ночью

 

Если биологические часы ребенка не совпадают с реальным временем, часто возникает проблема. Кстати, это может произойти с крохой любого возраста и на любом этапе. Малыш старается понять разницу между днем и ночью. Иногда время, когда он засыпает и просыпается, не совпадает с желанием и режимом родителей. Такая проблема возникает у малышей, которые засыпают слишком поздно, просыпаются в разное время или рано. 

 

 

Чтобы настроить биологические часы ребенка, создай обстановку, располагающую ко сну. Одним из основных факторов является уровень освещения. Свет бодрит, в то время как темнота способствует сну. Не спеши включать свет во время ночного кормления. Когда вокруг темно, наше тело вырабатывает гормон мелатонин, который влияет на биологические часы и играет важную роль в продолжительности сна. Свет снижает выработку мелатонина.

 

 

Если проснувшийся новорожденный окажется в ярко освещенном помещении, вряд ли он снова уснет. Когда наступит пора просыпаться, постепенно освети комнату, медленно открывая штору за шторой или неторопливо поднимая жалюзи. Не давай малышу много спать днем, а тем более в вечернее время – и ваш режим за пару дней однозначно наладится!

 

Начинаем кормить по графику?

 

Если речь идет о грудном вскармливании, младенец может сам определить, проголодался он или хочет утолить сосательный рефлекс, успокоиться. Но с введением прикорма нужно при­учать ребенка кушать в одно и то же время. Таким образом желудочный сок вырабатывается свое­временно, что улучшает пищеварение и способствует хорошему аппетиту. 

Завтрак малыша должен быть вскоре после пробуждения, но не сразу, как он откроет глазки. Дай ребенку окончательно проснуться и почувствовать аппетит. Вечером же сытный ужин желательно устроить незадолго до сна, правда, стоит кормить кроху продуктами, которые хорошо насыщают и легко усваиваются. Например, разнообразными кашами. Мясо, рыбу, яйца следует есть не раньше чем за 2-3 часа до сна.

 

 

Интервал между принятием пищи должен быть не меньше 3-3,5 часа для того, чтобы еда могла перевариться и не начались процессы брожения в кишечнике. Исключение составляет только материнское молочко. Его переесть невозможно.

 

tvoymalysh.com.ua