Диагностики психического развития ребенка младенческого возраста. Диагностика психического развития ребенка младенческий и ранний возраст


Принципы ранней диагностики психического развития детей

Калашникова С.А.

Диагностика психического развития детей в младенчестве и раннем возрасте:Учебно-методическое пособие.- Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007.- 67 с.

 

В пособии рассмотрены основные принципы, подходы и методы диагностики психического развития детей младенческого и раннего возраста. Пособие восполняет недостаточность систематизации опыта в области практической работы психолога с детьми младенческого и раннего возрастов.

Пособие адресовано студентам психологических специальностей, практикующим психологам. Представленные материалы могут быть использованы при изучении дисциплин «Методы психологической диагностики», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методы диагностики в норме и патологии».

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте.

1.1. Принципы ранней диагностики психического развития детей. 4

1.2. Методы ранней психологической диагностики. 6

1.3.Ранняя диагностика нарушений развития. 14

1.4. Организация диагностического обследования. 16

 

Глава 2. Психологическая диагностика развития детей от рождения до 1 года.

2.1. Показатели развития младенца и параметры диагностики. 23

2.2. Признаки нарушений нервно-психического развития в младенчестве. 27

2.3. Психодиагностический инструментарий. 28

 

Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.

3.1. Показатели развития ребенка и параметры диагностики. 32

3.2. Признаки нарушений нервно-психического развития в раннем возрасте. 35

3.3. Психодиагностический инструментарий. 36

 

Словарь терминов 42

 

Литература 45

 

Приложение 1.Таблицы для оценки психомоторного развития детей

от рождения до трех лет. 47

 

Приложение 2. Психопатологические симптомы и симптомокомплексы нарушений у детей раннего возраста. 61

 

Приложение 3. Методика диагностики умственного развития детей раннего возраста. 64

 

Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте.

Принципы ранней диагностики психического развития детей.

 

Психологическая диагностика раннего детства является актуальным направлением практической деятельности психолога. Это связано, прежде всего, с необходимостью раннего выявления возможных отклонений, планирования индивидуальных мер психологической коррекции и профилактики. Необходимость ранней диагностики также связана с исключительной значимостью ранних периодов онтогенеза для развития личности. Поскольку темпы психофизического развития в младенчестве и раннем возрасте очень велики, то порой незначительные проблемы или отклонения в развитии могут привести к серьезным нарушениям в более старшем возрасте. С другой стороны, на ранних этапах развития имеются огромные возможности для преодоления имеющихся затруднений за счет пластичности нервной системы и чувствительности детской психики к коррекционным воздействиям.

Для успешной профилактики возможных трудностей в развитии ребенка в ранней диагностике необходимо придерживаться ряда принципов.

Первый принцип предполагает использование всех возможных путей для получения сведений о психическом развитии ребенка и условий его семейного воспитания.

Психолог может получить необходимую информацию из анамнеза, в процессе наблюдения, используя заключения других специалистов (педиатра, невролога и др.). На основе анамнеза можно получить предварительное впечатление о психическом развитии ребенка до получения объективных данных. Сбор анамнеза позволяет выявить возможные вредности, которые могли повлиять на развитие ребенка в пренатальном и постнатальном периодах развития.

Из беседы с родителями можно получить представление о темпе развития ребенка.

Второй принцип касается выявления факторов риска для нормального развития ребенка. Оценка психического развития ребенка должна производиться как можно раньше. Факторами риска могут быть как пренатальные, так и постнатальные вредности.

Третий принцип – комплексность обследования – предполагает интеграцию информации, полученной разными методами и разными специалистами. Данный принцип требует от диагноста профессионального владения отдельными методами, умения интегрировать результаты обследования в диагностическое заключение.

В изучении человека различают следующие плоскости данных [19]:

- биологическая (соматическая): на первом плане стоят соматические процессы, которые можно зафиксировать физическими и химическими способами;

- психическая (психологическая): акцент ставится на индивидуальном переживании и поведении, включая деятельность;

- социальная: акцент на межличностных системах, социальных условиях;

- экологическая: в центре внимания находятся материальные условия.

Абсолютизация какой-либо из плоскостей не может дать полной картины при изучении психики.

Четвертый принцип – целостное и системное изучение ребенка – предусматривает обследование всех сфер психики ребенка (когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой). Кроме того, необходимо установление взаимосвязей между отдельными показателями психического развития (особенностями восприятия, памяти, других функций), поскольку психологическое заключение не может складываться из суммы изолированных друг от друга показателей.

А.Л. Венгер отмечает, что для описания особенностей ребенка следует использовать не перечень отдельных показателей (симптомов), а более крупную единицу — синдром – комплекс органически связанных между собой симптомов, имеющий свое происхождение и историю развития. В качестве ядра синдрома предлагается рассматривать три блока: 1) психологические особенности ребенка; 2) зависящие от них особенности его деятельности и 3) складывающиеся в этой деятельности взаимоотношения с окружающими людьми. Взаимоотношения в свою очередь влияют на ход дальнейшего психического развития. Так замыкается обратная связь, обеспечивающая целостность синдрома (точнее, его ядра) и определяющая направление его развития [3].Психологические синдромы складываются в основном в кризисные возрастные периоды и, по-видимому, в значительной мере определяются общими закономерностями, характеризующими эти периоды. Можно полагать, что в каждый возрастной период формирование психологических синдромов связано преимущественно с той сферой, которая в этом возрасте является ведущей. Вместе с тем данные исследований свидетельствуют о том, что, раз возникнув, синдром часто оказывается очень устойчивым и окрашивает собой все последующее развитие ребенка.

Синдромный подход в психологии позволяет формулировать диагноз в терминах, задающих направление коррекции — в данном случае психологической.

Пятый принцип – принцип динамического изучения. В основе данного принципа лежит концепция Л.С.Выготского о двух уровнях психического развития ребенка – актуального и потенциального. Данный принцип требует учета при диагностике зоны ближайшего развития.

Шестой принцип – генетический – предполагает учет того, что симптомы возможных отклонений могут быть обусловлены не только повреждением центральной нервной системы, но и могут появляться под влиянием социальной ситуации развития ребенка, в связи с чем один и тот же симптом может иметь разное значение.

Седьмой принцип касается особенностей диагностического процесса и предусматривает возможность качественно-количественной оценки результатов диагностики. Для реализации данного принципа необходимо использование валидных и надежных диагностических методик, количество которых должно быть необходимым и достаточным. По содержанию диагностические методики должны быть взаимодополняющими.

Использование указанных принципов дает возможность адекватно оценить не только актуальное состояние и уровень развития ребенка, но и качественные характеристики формирования основных составляющих психического развития и потенциальный уровень их развития.

 

studopedya.ru

19. Диагностика психологического развития младенцев и детей раннего возраста.

20. Оценочные шкалы развития в западной психодиагностике.

Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов для детей моложе шести лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения устных инструкций. Небольшое число заданий включает элементарные действия с карандашом и бумагой. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметом глазами и т. д.).

  1. Шкалы развития младенцев А. Гезелла.

Проведя серию лонгитюдных исследований нормального развития младенцев и дошкольников, А. Гезелл и его коллеги подготовили таблицы развития, охватывающие четыре основные сферы поведения:

Они обеспечивают стандартизированную процедуру для наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве тестов, все же большинство из них основаны только на наблюдении. В исследованиях Гезелла данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополнялись информацией, сообщаемой матерью ребенка. А. Анастази отмечает недостаточную стандартизованность этих таблиц развития, но указывает на их полезность в качестве дополнения к медицинским обследованиям, осуществляемым педиатрами и другими детскими специалистами, выявляющими причины ненормальности поведения в ранний период жизни.

  1. Метод диагностики младенцев Д. Лешли.

Преимущество различных методов наблюдения за детьми — от простого присмотра без каких-либо заметок до структурного наблюдения, подробно распланированного заранее и проводимого с определенной целью, — показано в работах Д. Лешли, практического психолога из Англии. Для того чтобы метод наблюдения был более качественным и давал информацию о развитии, Д. Лешли вводит особый методический прием — создание определенной схемы наблюдения и заполнение карточек развития. Цель такой карточки развития, по мнению Д. Лешли, — создание четкого представления о ребенке на данный отрезок времени. Продолжая через месяц наблюдение по заданной схеме, можно судить о ходе развития младенца. В карточке учитывается:

  1. физическое развитие (умение ребенка двигаться, переворачиваться, поднимать голову, сидеть...)

  2. описание общения, понимания им речи (прислушивается, понимает...)

  3. социальное развитие и игра

  4. описание самостоятельности и независимости ребенка

  5. степень непоседливости ребенка или спокойствия (степень концентрации, преодоление трудностей)

Эти карточки развития сопоставляются с описанием этих же показателей у детей того же возраста. Психолог оценивает - насколько особенности ребенка в карточке развития совпадают с типичными. Информация о ребенке сравнивается с карточками развития одного и того же ребенка, заполненные на него в развных возрастах.

  1. Шкалы развития младенцев Бейли.

Еще одним примером использования метода наблюдения являются исследования Бейли и ее коллег. Шкалы развития младенцев Бейли предусматривают три вспомогательных средства оценки развития ребенка в возрасте от двух до тридцати месяцев:

Шкала умственного развития выявляет такие функции, как восприятие, память, обучаемость, решение проблем, вокализация, зачатки словесного общения и простейшее абстрактное мышление.

Шкала моторного развития измеряет макромоторные способности, такие, как умение сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте развитие двигательных функций, манипулирование с предметами играют важную роль в развитии умственных процессов.

Записи поведения предназначены для оценки различных аспектов развития личности ребенка, таких, как эмоциональное и социальное поведение, объем внимания, настойчивость и целеустремленность.

Н. Бейли указывает, что эти шкалы, как и все, предназначенные для тестирования младенцев, должны использоваться главным образом для оценки текущего уровня развития, а не для предсказания последующего развития способностей. На развитие способностей в столь раннем возрасте оказывает влияние такое огромное число различных факторов, что предсказание на длительный период времени оказывается малоценным. Однако шкалы весьма полезны для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательных влияний окружающей среды.

Шкала Кэттела для определения интеллекта применима детям от 2 до 30 мес. Эта шкала представляет собой расширение теста Стэнфорда — Бине. Основана на познавательной деятельности.

Ж.Пиаже – тесты

studfiles.net

Глава 2. Диагностика психического развития ребенка

2.1.Диагностики психического развития ребенка младенческого возраста

В зарубежной психологии диагностика развития ребенка до 1 года осуществляется преимушественно методом тестирования. Этот метод построен на основе оценки ряда поведенческих проявлений с нормативным показателем, характерным для здоровых детей в определенном возрасте. Большая часть тестов для младенцев предназначена для диагностики сенсомоторного развития (способности держать голову, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметами глазами и т.д.

В настоящее время в отечественной психолого-педагогической практике получило распространение новый подход к диагностике психического развития детей от рождения до трех лет, разработанный Е.О Смирновой, Л.Н., Галигузовой Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой [39]. Авторы предлагают изучать наиболее важные в раннем возрасте сферы, оп-ределяющие развитие личности ребенка, а именно общение со взрослым и ведущая деятельность.

Многие отечественные ученые младенческий и ранний возрасты рассматривают как период физиологического созревания отдельных функций, что, по мнению Е.О. Смирновой, Л.Н., Галигузовой Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой, ведет к представлению о развитии ребенка, как сумме рядоположенных процессов: моторики, сенсорики, речи, эмоциональной сферы и т. д. [39]. Однако вышеуказанные ученые считают, что такой подход создает неадекватную педагогическую ориентацию, нацеливает педагогов на формирование у ребенка отдельных навыков и умений. При этом личность ребенка либо игнорируется, либо всѐ сводится к ее разрозненным, частичным характеристикам. На их измерение и направлено большинство существующих в настоящее время диагностических методик. Следовательно, такая диагностика не дает представления о целостном психическом развитии ребенка, поскольку нормальное развитие отдельных функций, таких как восприятие, мышление, моторика и другие, может маскировать отставание ребенка в не менее существенных областях его психической жизни как в мотивационной сфере, взаимоотношениях с окружающими людьми, самосознании и т.д. [39].

Рассмотрим другой подход к диагностике психического развития ребенка раннего возраста. В настоящее время в психолого-педагогической практике широкое распространение получили методики диагностики умственного развития детей раннего возраста разработанные Е.А Стребелевой [11]. В основу данного подхода к диагностике детей раннего возраста Е.А. Стребелевой положены следующие теоретические положения: – положение И.П. Павлова о том, что чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействие извне; – культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготско-го. В развитии ребѐнка есть возрастные периоды, в которых определѐнный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что ещѐ более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно;

Психика ребѐнка формируется в процессе активной деятельности и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности ребѐнка [11]. Как указывает Е.А. Стребелева у ребѐнка раннего возраста ведущей деятельностью является предметная, в процессе которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи. Основным способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребѐнок уже способен к сотрудничеству с взрослыми, т.е. желание ребѐнка выполнять задание, предложенное взрослым. Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности самого ребѐнка – общения, предметной деятельности, игры, учения. В противоречиях, порождаемых собственной активной деятельностью ребѐнка в мире, и заключены подлинные движущие силы его развития. В соответствии со сменой возрастных этапов развития перво-начально совместные действия, а затем действия по подражанию взрослому уступают место самостоятельной деятельности [11].

Так, в младенческом возрасте эмоциональное общение взрослого и ребѐнка возникает на основе совместных действий, которое сопровождается улыбками и ласковым голосом, в дальнейшем оно сменяется предметно-деловым, а затем и речевым общением [11]; – положение о ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин). Известно, что формирование представлений об окружающей действительности происходит двумя путями: стихийно-практическим взаимодействием ребѐнка с окружающим миром и со сверстниками и целенаправленным обучением, организованным взрослым. Оба пути полноценны и вносят свой вклад в развитие психики ребѐнка. Отсюда возникает необходимость анализа всех представлений его об окружающей действительности [11]. Огромное значение имеют изучение уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности, оценка его соответствия возрастным нормам. Целью диагностического психолого-педагогического обследования становится определение уровня готовности ребѐнка к коррекционному обучению, ве-дущему к преодолению отставания и искажения в его развитии. В соответствии с этими позициями Е.А. Стребелева считает, что основными направлениями психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста являются: изучение особенностей умственного развития ребѐнка, восприятие, (отдельные признаки предмета: величина, цвет), узнавание, наглядно-действенное мышление, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование). Параметрами умственного развития ребѐнка являются: принятие задания, адекватность его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение ребенка к результату своей деятельности. По мнению автора, разносторонность диагностики умственного развития ребѐнка позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения Методики являются невербальными, поэтому могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. При анализе результатов обследования используется количественный и качественный анализ полученных данных, которые выступают во взаимосвязи и основное внимание уделяется оценке возможностей ребѐнка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости. Количественная оценка в баллах производится следующим образом: 1 балл – ребѐнок сотрудничает с взрослым и ведѐт себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели; 2 балла – ребѐнок принимает задания, начинает сотрудничать с взрослым, стремиться достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания; 3 балла – ребѐнок начал сотрудничать с взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания; 4 балла – ребѐнок сразу начал сотрудничать с взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения. Диагностический набор содержит по 10 методик на возрасты с 1 до 2-х лет и с 2 до 3-х лет. Их содержание и подведение итогов работы ребѐнка основываются на закономерностях психического развития нормально развивающегося и особенностях психического развития умственно отсталого ребѐнка. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении 10 заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34–40). По мнению Е.А. Стребелевой такой подход к оценке действий ребѐнка позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. «зону ближайшего развития». Это в свою очередь даѐт возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребѐнка [11].

studfiles.net

Диагностики психического развития ребенка младенческого возраста

В зарубежной психологии диагностика развития ребенка до 1 года осуществляется преимушественно методом тестирования. Этот метод построен на основе оценки ряда поведенческих проявлений с нормативным показателем, характерным для здоровых детей в определенном возрасте. Большая часть тестов для младенцев предназначена для диагностики сенсомоторного развития (способности держать голову, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметами глазами и т.д.

В настоящее время в отечественной психолого-педагогической практике получило распространение новый подход к диагностике психического развития детей от рождения до трех лет, разработанный Е.О Смирновой, Л.Н., Галигузовой Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой [39]. Авторы предлагают изучать наиболее важные в раннем возрасте сферы, оп-ределяющие развитие личности ребенка, а именно общение со взрослым и ведущая деятельность.

Многие отечественные ученые младенческий и ранний возрасты рассматривают как период физиологического созревания отдельных функций, что, по мнению Е.О. Смирновой, Л.Н., Галигузовой Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой, ведет к представлению о развитии ребенка, как сумме рядоположенных процессов: моторики, сенсорики, речи, эмоциональной сферы и т. д. [39]. Однако вышеуказанные ученые считают, что такой подход создает неадекватную педагогическую ориентацию, нацеливает педагогов на формирование у ребенка отдельных навыков и умений. При этом личность ребенка либо игнорируется, либо всѐ сводится к ее разрозненным, частичным характеристикам. На их измерение и направлено большинство существующих в настоящее время диагностических методик. Следовательно, такая диагностика не дает представления о целостном психическом развитии ребенка, поскольку нормальное развитие отдельных функций, таких как восприятие, мышление, моторика и другие, может маскировать отставание ребенка в не менее существенных областях его психической жизни как в мотивационной сфере, взаимоотношениях с окружающими людьми, самосознании и т.д. [39].

Рассмотрим другой подход к диагностике психического развития ребенка раннего возраста. В настоящее время в психолого-педагогической практике широкое распространение получили методики диагностики умственного развития детей раннего возраста разработанные Е.А Стребелевой [11]. В основу данного подхода к диагностике детей раннего возраста Е.А. Стребелевой положены следующие теоретические положения: – положение И.П. Павлова о том, что чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействие извне; – культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготско-го. В развитии ребѐнка есть возрастные периоды, в которых определѐнный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что ещѐ более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно;

Психика ребѐнка формируется в процессе активной деятельности и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности ребѐнка [11]. Как указывает Е.А. Стребелева у ребѐнка раннего возраста ведущей деятельностью является предметная, в процессе которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи. Основным способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребѐнок уже способен к сотрудничеству с взрослыми, т.е. желание ребѐнка выполнять задание, предложенное взрослым. Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности самого ребѐнка – общения, предметной деятельности, игры, учения. В противоречиях, порождаемых собственной активной деятельностью ребѐнка в мире, и заключены подлинные движущие силы его развития. В соответствии со сменой возрастных этапов развития перво-начально совместные действия, а затем действия по подражанию взрослому уступают место самостоятельной деятельности [11].

Так, в младенческом возрасте эмоциональное общение взрослого и ребѐнка возникает на основе совместных действий, которое сопровождается улыбками и ласковым голосом, в дальнейшем оно сменяется предметно-деловым, а затем и речевым общением [11]; – положение о ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин). Известно, что формирование представлений об окружающей действительности происходит двумя путями: стихийно-практическим взаимодействием ребѐнка с окружающим миром и со сверстниками и целенаправленным обучением, организованным взрослым. Оба пути полноценны и вносят свой вклад в развитие психики ребѐнка. Отсюда возникает необходимость анализа всех представлений его об окружающей действительности [11]. Огромное значение имеют изучение уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности, оценка его соответствия возрастным нормам. Целью диагностического психолого-педагогического обследования становится определение уровня готовности ребѐнка к коррекционному обучению, ве-дущему к преодолению отставания и искажения в его развитии. В соответствии с этими позициями Е.А. Стребелева считает, что основными направлениями психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста являются: изучение особенностей умственного развития ребѐнка, восприятие, (отдельные признаки предмета: величина, цвет), узнавание, наглядно-действенное мышление, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование). Параметрами умственного развития ребѐнка являются: принятие задания, адекватность его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение ребенка к результату своей деятельности. По мнению автора, разносторонность диагностики умственного развития ребѐнка позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения Методики являются невербальными, поэтому могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. При анализе результатов обследования используется количественный и качественный анализ полученных данных, которые выступают во взаимосвязи и основное внимание уделяется оценке возможностей ребѐнка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости. Количественная оценка в баллах производится следующим образом: 1 балл – ребѐнок сотрудничает с взрослым и ведѐт себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели; 2 балла – ребѐнок принимает задания, начинает сотрудничать с взрослым, стремиться достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания; 3 балла –ребѐнок начал сотрудничать с взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания; 4 балла – ребѐнок сразу начал сотрудничать с взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения. Диагностический набор содержит по 10 методик на возрасты с 1 до 2-х лет и с 2 до 3-х лет. Их содержание и подведение итогов работы ребѐнка основываются на закономерностях психического развития нормально развивающегося и особенностях психического развития умственно отсталого ребѐнка. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении 10 заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34–40). По мнению Е.А. Стребелевой такой подход к оценке действий ребѐнка позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. «зону ближайшего развития». Это в свою очередь даѐт возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребѐнка [11].

Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 113 | Нарушение авторских прав

Рудольф Амтхауэр (Германия). | Прогрессивные матрицы Равена. | Виды совокупностей. Область применения теста | Стандартизация тестовых процедур. Виды шкал. | Тестовые нормы и проверка их репрезентативности | Надежность теста и ее виды | Валидность теста и ее виды | Требования к организации обследования. | Этапы психодиагностического обследования | Психолог не должен браться за решение тех проблем, которые не входят в пределы его компетенции. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.062 сек.)

mybiblioteka.su


Смотрите также