Как вырастить ребенка умным и счастливым: методики раннего развития. Как вырастить ребенка умным и счастливым методики раннего развития


12 советов как вам вырастить умного ребенка

Как вырастить умного ребенка – вопрос, интересующий каждого современного родителя. Если вы хотите, чтобы ваш малыш добился успеха в жизни и стал умным человеком, необходимо приложить максимум усилий. И начинать придется с самого рождения. Обнимая, играя со своим чадом, разговаривая и читая ему книги, вы закладываете основы для его интеллектуального развития. Предлагаем вашему вниманию 12 шагов по воспитанию умного ребенка.

1. Любите вашего ребенка. Когда вы проявляете нежные чувства, обнимаете, целуете вашего ребенка, вы не только передаете ему ощущение безопасности и покоя, но и помогаете развивать его мозг. Исследования американских ученых показали, что любовь матери физически влияет определенные области мозга, которые отвечают за эмоции, память, стрессоустойчивость и обучение.

2. Говорите с ребенком. Это развивает речевые навыки малыша. Также слушайте ребенка, когда он говорит. Тем самым вы поощряете желание общаться и совершенствуете его речь. Почаще задавайте ему открытые вопросы, например: «Что ты сегодня делал в детском саду?» Такие вопросы помогают ребенку осмыслить то, что он знает, и дают понять, что его мнение имеет значение. Используйте в речи неизвестные малышу слова. Он обязательно догадается, что они означают, если их употребить несколько раз в знакомом контексте.

3. Читайте ребенку книги. Начинайте читать, даже если он еще не понимает слов. Это не только даст ему фору в развитии языковых навыков, но и привьет интерес к чтению. Начав читать еще в дошкольном возрасте, ваш ребенок хорошо подготовится, чтобы в дальнейшем хорошо разбираться в литературе, истории и математике. Предложите вашему малышу уютно устроиться на диване и почитать с вами. Храните книги на полках и журнальном столике. Маме в копилку: 260 КНИГ, КОТОРЫЕ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ ДЕТЯМ!

Читаем также: влияние сказок на развитие ребенка

4. Пусть ваш ребенок играет. Несерьезная, казалось бы, возня с игрушками создает основу для его интеллектуальных, социальных, физических и эмоциональных навыков. А когда ваш малыш играет в коллективные игры, он учится обмениваться идеями, впечатлениями, чувствами и опытом с другими детьми.

5. Поощряйте физические упражнения. Занятия физкультурой не только делают вашего ребенка сильным и спортивным, но и развивают интеллект. Упражнения увеличивают приток крови к мозгу. Кровь, в свою очередь, доставляет кислород и глюкозу, в которых нуждается головной мозг для повышения внимания и умственной концентрации. А прыжки со скакалкой укрепляют вестибулярный аппарат, что совершенствует пространственное мышление.

Читаем также: ТОП 10 видов спорта и спортивных развлечений для детей от 0 до 5 лет

6. Сделайте музыку частью жизни ребенка. Исследования показывают, что прослушивание музыки не только улучшает память и внимание малыша, но и снижает стресс, который пагубно влияет на развитие ребенка. А обучение игре на музыкальном инструменте помогает формировать абстрактно-логическое мышление.

Читаем также: влияние музыки на развитие ребенка

7. Будьте положительным примером. Дети учатся, глядя на взрослых. Если ваш ребенок видит, что вы читаете, рисуете картины, занимаетесь музыкой или любым другим творческим занятием, он станет подражать вам.

8. Ограничьте просмотр телевизора. Вашему ребенку не следует смотреть телевизионные программы до двух лет. Если малыш проводит слишком много времени у голубого экрана, то он устраняется от выполнения более важных для интеллектуального развития действий: игры, общения со сверстниками и чтения книг.

Читаем также: несколько правил о просмотре детских мультфильмов

9. Кормите ребенка правильно. Чтобы вырастить ребенка умным, недостаточно только духовной пищи. Богатая белком диета (яйца, рыба, мясо и орехи) улучшает внимание, скорость реакции и мыслительные процессы малыша. Углеводы, которые находятся в злаках и фруктах, дают его мозгу топливо. Очень важны для полноценного развития витамины и минералы. А вот обработанные углеводы (содержатся в конфетах, выпечке, гамбургерах, пакетированные соки) не лучшим образом влияют на концентрацию внимания, сосредоточенность и уровень активности.

10. Обеспечьте ребенку полноценный сон. Здоровый сон так же нужен малышу, как вода и прием пищи. Родители тех дошкольников, которые спят меньше нормы, рискуют столкнуться с истериками, нервными срывами. Также у детей могут ухудшиться внимание, память и даже зрение. Во сне ребенок не только отдыхает физически, но и набирается сил для активной умственной работы. Поэтому с самого раннего детства нужно приучать малыша к правильному режиму сна и бодрствования.

11. Помогите ребенку развить упорство и выдержку. Твердость характера – это склонность преследовать долгосрочные цели, трудолюбие и выносливость. Иногда упорство важнее, чем врожденный талант или интеллект. Расскажите, как вы добивались поставленной цели, несмотря на неудачи и разочарования.

12. Выбирайте «умные» компьютерные игры. К сожалению или счастью, информационные технологии и гаджеты все прочнее входят в нашу жизнь. Выбирайте для ребенка такие компьютерные игры, которые могут научить его буквам, математике, музыке и многому другому. Они также развивают координацию рук и глаз и подготавливают к завтрашним технологиям. Что еще более важно, малыш усваивает это, пока играет. Но не забывайте, что ни один современный гаджет не заменит ребенку общения с вами и сверстниками.

Методики развития:

Важно:

Каждый малыш с рождения обладает уникальными способностями. Задача взрослых заключается в совершенствовании этих природных задатков. Даже если у вас не получается вырастить маленького Эйнштейна, помните, что ваш ребенок неповторим. Любите его таким, какой он есть!

Как воспитать ребёнка умным. Анатолий Вассерман

Еще топ 8 советов, как воспитать ребенка умным. Раннее развитие детей

razvitie-krohi.ru

15 советов, как вам вырастить умного ребенка

Каждый родитель считает своего малыша самым лучшим и талантливым на свете. Однако чтобы он действительно вырос умным и образованным, старшему поколению придется долго и упорно трудиться. И, как это ни удивительно, начинать следует еще до появления младенца на свет.

Мы подобрали несколько полезных рекомендаций, которые обязательно помогут вам вырастить умного и счастливого ребенка.

Хотя психологи давно изучают детский интеллект, однако единой формулы по воспитанию гения не существует. И все же специалисты выделили несколько аспектов, которые помогут развить у детей природные задатки.

Прежде всего, будущей маме следует правильно питаться и передавать малышу положительные впечатления от музыки, посещения интересных мест.

Как вырастить умного ребенка?

Кроха появился на свет, а значит, вашего внимания ему потребуется еще больше, причем на каждом этапе развития. Безусловно, многие современные мамы вынуждены много работать, чтобы обеспечить детей всем необходимым. Но не забывайте, что материнская ласка даст фору всем самым «навороченным» игрушкам. О чем еще следует помнить?

1. Чаще обнимайте малыша

Американские нейропсихологии установили, что материнские ласки, прикосновения, объятия и поцелуи влияют на определенные участки головного мозга новорожденного, которые отвечают за обучаемость, эмоциональное равновесие, развитие памяти и устойчивость к стрессу.

Все эти качества обязательно пригодятся крохе, когда он станет немного старше.

2. Общайтесь с детьми

Чем чаще взрослые разговаривают с грудничком, тем выше будет его уровень интеллекта. Да, сейчас он мало что понимает, однако каждое слово, произнесенное родителями, создает в мозгу новую связь.

Когда ребенок начнет говорить, внимательно слушайте его, поощряя тем самым желание общаться. Используйте в речи неизвестные слова, употребляя их в знакомом контексте.

Вместо закрытых вопросов («Ты играл в садике?»), задавайте открытые: «Во что ты сегодня играл с ребятами?» Подобные вопросы помогают детям рассуждать, высказывать собственное мнение.

3. Читайте книги

Умный человек – читающий человек.

Попробуйте заинтересовать малыша литературой практически с младенческого возраста, сначала читая короткие стихи, а затем сказки и басни.

Ежедневные 20-минутные сеансы чтения помогут речевому, эмоциональному, познавательному развитию, привьют моральные ценности.

Научив дошкольника читать, вы подготовите его к поступлению в школу. Начальные знания по истории, естествознанию и прочим наукам простимулируют детей к дальнейшей учебе.

Однако не стоит заставлять малыша читать, чтобы не привить отвращение к книгам.

4. Играйте

Что помогает интеллектуальному развитию ребенка? Конечно, игра!

Именно в игровой деятельности малыши знакомятся с окружающим миром, учатся новым навыкам, ненавязчиво развивают речь, воображение, творческое и логическое мышление.

Чтобы игра-занятие приносила не просто удовольствие, но и была полезной, соблюдайте определенные несложные правила:

  • первую половину дня посвятите упражнениям со схемами, цифрами, буквами, лабиринтами, геометрическими фигурами и прочими головоломками. Они задействуют левое полушарие головного мозга;
  • во второй половине займитесь «правополушарными» или творческими играми, например, пальчиковым рисованием, лепкой из пластилина или теста, гимнастикой для пальчиков.

5. Занимайтесь физкультурой

Оказывается, физические упражнения великолепно развивают детский интеллект. При занятиях спортом значительно увеличивается приток крови к мозгу, которая доставляет глюкозу и кислород. Благодаря этому повышается умственная концентрация, объем и распределение внимания.

К примеру, прыжки со скакалкой развивают вестибулярный аппарат, который, в свою очередь, совершенствует пространственные представления и пространственное мышление.

6. Познакомьте с музыкой

Многочисленные психологические исследования показали, что регулярное прослушивание музыкальных произведений (не обязательно классических) улучшает внимание и память у детей.

Изучение нотной грамоты, игра на музыкальных инструментах помогает в формировании абстрактно-логического мышления, что благоприятно влияет на понимание основ математики.

7. Расширяйте кругозор

Во время прогулок показывайте малышу все, что вы видите. Например, заприметив мост, объясните, для чего он необходим: «Посмотри, по нему катаются машины, похожие на те, с которыми ты дома играешь. Только эти машинки намного тяжелее».

Ходите на экскурсии в дельфинарий, зоопарк. Сначала сами рассказывайте, какие животные находятся в той или иной клетке, затем спрашивайте ребенка о главных отличительных чертах тигра, слона, дельфина. Подобные упражнения развивают словарный запас и память.

8. Поощряйте фантазирование и творчество

Начиная с трех лет, дети становятся удивительными фантазерами, а родители каждый день слушают невероятные истории.

Научитесь отличать фантазии от преднамеренной лжи, и ни в коем случае не пресекайте детское воображение.

Наоборот, предложите ребенку творческие занятия: рисование, лепка.

Старшему дошкольнику наверняка понравится выжигание по дереву, фотографирование, составление гербариев. Попробуйте сочинять с малышом волшебные истории, придумывая разные ситуации и благоприятный выход их них.

9. Ограничьте просмотр телевизионных передач

По мнению зарубежных психологов, значение развивающих телепрограмм для самых маленьких деток сильно преувеличено. Многие специалисты вообще крайне негативно относятся к просмотру телевизора детьми младше двух лет.

Если кроха очень долго сидит перед голубым экраном, он пропускает более важные для его умственного развития занятия: взаимодействие со сверстниками, игры, чтение книжек.

10. Обеспечьте здоровый сон

Полноценный отдых необходим ребенку точно так же, как еда и вода.

Если дошкольник спит меньше нормы, его родители рискуют столкнуться с регулярными нервными срывами и истеричностью. У малышей из-за недостатка сна ухудшается память, внимание и даже зрение.

Дети во сне не только физически отдыхают, но и набираются новых сил для дальнейшей умственной работы. Постарайтесь с раннего возраста приучить кроху к правильному распорядку дня, режиму сна и бодрствования.

11. Развивайте упорство и целеустремленность

Хотите воспитать умного ребенка целеустремленным, трудолюбивым и выносливым? Приучайте доводить начатые дела до логического завершения, не вмешивайтесь сразу, если кроха столкнулся с затруднением. Помните, что упорство порой намного важнее для человека, чем врожденные задатки и способности.

12. Кормите правильно

Для активизации мыслительных процессов необходимы продукты, богатые белками: яйцо, мясо, орехи, рыба. Находящиеся во фруктах и злаках углеводы помогают детскому мозгу с «топливом».

Для полноценного развития организма нужны минеральные вещества и витамины.

А вот к обработанным углеводам, которые содержатся в пакетированных соках, булочках, сладостях и гамбургерах, стоит относиться с настороженностью.

13. Выбирайте правильные компьютерные игры

Не секрет, что многочисленные гаджеты, компьютеры и информационные технологии все активнее проникают в жизнь ребенка. Предпочитайте те компьютерные приложения, которые учат малышей азбуке, математическим навыкам, музыке и другим полезным умениям.

Однако не забывайте, что в детском возрасте намного важнее общение с родителями и сверстниками.

14. Учите самостоятельности

Предоставьте ребенку действовать самостоятельно в играх и познании окружающего мира. Маленькому умнику нежелателен излишне строгий контроль со стороны родителей, поскольку ограничение независимости – главная преграда на пути к высокому интеллекту.

Конечно, в определенных «проблемных» ситуациях без взрослой помощи кроха не обойдется. Однако попробуйте руководствоваться девизом школы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

15. Учитывайте детскую индивидуальность

Большая ошибка родителей – стремление вылепить из своего чада идеального ребенка. Такой неосмотрительный шаг может убить в малыше индивидуальность. Поэтому если в вашей семье подрастает холерик, не следует ругать его за чрезмерную активность. И, наоборот, нельзя отчитывать маленького флегматика за постоянную медлительность. Обращайте внимание на сильные стороны своего отпрыска.

Итак, каждый малыш – это уникальная личность, обладающая неповторимыми способностями. Задача родителей – развить его природные задатки. Но даже если у вас не получится воспитать маленького гения, не расстраивайтесь. Все равно ваш ребенок неповторим, поэтому старайтесь любить его таким, какой он есть.

Поделиться ссылкой:

Автор публикации:

Детский психолог

МДОУ № 53 Центр развития ребенка – детский сад Копейского городского округа Челябинской области, г. Копейск

Другая информация по теме

www.mapapama.ru

Умный ребенок или как вырастить гения. Вундеркинд и что для этого нужно.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным. Что нужно, чтобы сделать из ребенка вундеркинда? Есть множество систем раннего развития, например, метод Монтессори, Вальфдорская педагогика, система Никитиных, методика Глена Домана, кубики Зайцева и другие, менее известные, которые помогают развитию задатков и становлению способностей ребенка.

Каждый родитель сам выбирает, какая методика лучше подходит к темпераменту и способностям ребенка, и также ближе к ценностям самого родителя.

Но помимо известных систем раннего развития, есть общие правила, которые способствуют расцвету способностей и задатков ребенка, а также известны закономерности или стадии интеллектуального развития  ребенка.

Какие это закономерности? Обратимся к теории Пиаже, в которой наиболее четко и полно отражены стадии интеллектуального развития ребенка.

В целом он выделил 3 стадии развития, при этом обращая внимание на то, что интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Стадии - это уровни развития, сменяющие друг друга.

1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2-7 лет)

В этот период набирается кинестетическая база знаний, которая станет основой для дальнейших стадий развития – ребенку надо все пощупать, подергать, послушать, даже попробовать на вкус.

2. Стадия конкретных операций или репрезентативный интеллект (7-12 лет)

Стадия, когда разбираются-собираются вещи – игрушки или даже вещи взрослых. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций – сначала эти операции нужно проделать наглядно, самому ребенку, чтобы потом не сомневаться (продумывая их только в уме), что так оно и есть.

3. Стадия формальных операций (12-17 лет) или основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, продумывать их  проверку на опыте, делать выводы.

Основа интеллекта человека закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения и до 5-6 лет, потому что мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.

Итак, правила для того, чтобы вырастить гения.

1)      Общайтесь с ребенком. Общаться – значит рассказывать, слушать и отвечать на вопросы. Единственным авторитетным источником знаний для маленького исследователя является авторитетный взрослый. Задавая вопросы, малыш не только получает сведения об окружающем мире. Ваша реакция на его вопросы формирует такие качества личности,  как уверенность в себе или заниженная самооценка, любознательность или погашение интереса во всем, развитое творческое мышление или просто следование инструкциям.

Планируя что-то, пусть меню ужина – привлекайте ребенка к обсуждению. Именно такие дети, к чьему мнению прислушиваются, легче всего проходят через период подросткового кризиса.

Когда трехлетнее чадо рассказывает историю, произошедшую в детском саду – наберитесь терпения и дослушайте до конца. Если взрослый раз за разом отмахивается от ребенка, он делает вывод “Меня не любят”, “Я не нужен и не интересен”. За таким выводом следует потеря как доверия к взрослому, так и вера в себя, плохое поведение (с целью привлечь внимание взрослого), растет тревожность ребенка.

Отвечайте на вопросы ребенка. Задавая вопрос, малыш как бы спрашивает: “Ты считаешь, что я достоин ответа, ты меня любишь?..” Все это может скрываться за невинным вопросом, “Почему дует ветер или деревья растут?” Для детей очень важно родительское уважение, в том числе внимание к их вопросам – это воспитывает в ребенке самоуважение.

2)      Давайте ребенку красивые, развивающие воображение игрушки – вы не просто тратите деньги, а вкладываете их в воспитание гения. Позволяя ребенку рисовать, пусть на стенах, хотя конечно лучше на ватмане, наклеенном на обои, разбирать те же игрушки, слушать, как звучит погремушка, смотреть, как рассыпаются брошенные на пол предметы, лепить что-то из пластилина или теста,  – вы обеспечиваете ребенку успешную сенсомоторную стадию развития.

Нельзя принуждать в раннем возрасте ребенка к обучению – это может надолго отбить у него желание учиться. Но и нельзя мешать ребенку играть, так как он хочет  – это может сделать его пассивным и затормозит его дальнейшее развитие.  В идеале нужно играть и обучать одновременно. Например, на кубиках Зайцева написаны буквы и слоги так, что в процессе строительства домика или паровозика получаются целые фразы. Сами кубики набиты опилками: древесными, если на них написаны глухие согласные, и металлическими -  если звонкие.

В возрасте до пяти лет дети легко могут выучить до пяти языков. Важным фактором успешного  обучения является естественность – общение с носителями языка или в форме игры, например, читая сказки, слушая песенки.

3)      Используйте яркие детали в оформлении детской, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами. Приобщайте ребенка уже в детстве к искусству – это разовьет в нем чувство прекрасного. Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома – украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты, картины известных художников.

Не обязательно ребенок станет великим художником или музыкантом, но это будет способствовать его общему развитию. Чем больше информации из разных областей есть в распоряжении ребенка, тем проще раскрыться его таланту и развиться задаткам и способностям. Но у ребенка должна быть возможность выбора.

4)      Гуляйте с ребенком – ведь мозг нужно насыщать не только полезной информацией, но и кислородом. Отправьтесь с ребенком в лес, к реке, рассматривайте окружающие предметы, беседуйте. Например, возьмите в руки листья  нескольких деревьев и покажите многообразие цветов и разнообразие форм. И это будет не просто информация, но и система взаимосвязанных представлений ребенка о себе и своем месте в окружающем мире. Малыш с удовольствие бегает, прыгает и лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей.

5)      И последнее, не одергивайте ребенка. Не заставляйте ребенка  читать книгу, когда он хочет рисовать, чтобы не отбить у него желание к чтению и не помешать развитию его художественных способностей. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастает неуверенным в себе, закрытым для восприятия информации. Если ребенок чувствует себя нужным, понятым, принятым – он учится находить в этом мире любовь.

Вот какие особенности воспитания будущих гениев отметил в своей книге “14 гениев” (Наполеон Бонапарт, Уолт Дисней, Айседора Дункан, Пабло Пикассо, Мария Монтессори, Никола Тесла и другие) автор исследователь Джин Н. Ландрам:

  • Снисходительные родители. Обращаясь с ребенком как с уникальной особенной личностью, вы привьете ему стойкое самолюбие и уверенность в себе.
  • Демонстрируйте свою независимость. Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребенку те же поведенческие модели.
  • Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги  и учат не бояться неопределенных ситуаций.
  • Свобода поступков и движений. Позвольте детям испытать риск, конечно, не допуская катастрофы. Ребенку должна быть предоставлена свобода исследования мира, в то время как родители отслеживают его деятельность, чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада.
  • Развивайте сильные стороны, не обращая внимания на слабости. Оптимизм — вот что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств. Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия.
  • Внушите ребенку, что отличаться от других — это здорово. Лидеры отличаются от других. Риск следует поощрять, не ругая за ошибки, позволить детям экспериментировать и учиться на ошибках.
  • Игровое обучение учит решению абстрактных проблем. Конструкторы, мозаики-головоломки и радиоконструкторы — игрушки гения. Решение эвристических проблем развивает целостное понимание мира и творческие способности. Интуиция для гения — золотое качество.
  • Книги, фильмы и воображаемые герои. Воображаемые и мифологические герои открывают перед ребенком неограниченные перспективы, становятся примерами для роста и высвобождают его энергию. Книги и жадное чтение — ключи к успеху.
  • К знаниям и любознательности следует относиться с почтением. Знания рождают энтузиазм. Дети должны получать знания в искусстве, точных науках, журналистике, поэзии и философии.
  • Помещайте ребенка в обстановку, стимулирующую его, бросающую ему вызов. Бессознательное впитывает в себя все как губка, и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки. Старайтесь обогатить ее, а не обеднить.
  • Гиперактивность  - чрезвычайно полезное качество. Высокая энергичность и скорость всегда выигрывают. Наблюдайте за чересчур активными детьми, но не успокаивайте их лекарствами и не наказывайте. Подобным поведением управляют, но переменить его нельзя. Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны.
  • Не ограничивайте воображения. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий, которые являются побочным результатом развитого правого полушария (отвечающего за пространственно-образное мышление) и целостного видения мира.

 

 

Нашу рассылку читают счастливые люди.

Читай и ТЫ!

 

Наша группа Вконтакте:

 

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Детский отдых: чем занять ребенка в каникулы, как с пользой провести свободное время.
  • Вперед: Ребенок сидит за компьютером: компьютерная зависимость у детей. Компьютерные игры и их влияние на ребенка.
Добавить комментарий

psycabi.net

Как вырастить умного ребенка

Здравствуйте, дорогие друзья! Как вырастить умного ребенка? Чтобы у него была хорошая память, развитое мышление, чтобы он хорошо учился в школе?

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТНА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ:

Генетический фактор.

На 80 % интеллект и память генетически детерминированы. Поэтому все, что передалось с генами – это, как говорится, какой уродился, такой и получился. И каким-либо образом мы на этот процесс повлиять не можем. Но зато на оставшиеся 20 % мы будем влиять и повышать ум и мышление детишек.

Фактор воспитания.

Сейчас ученые утверждают, что на эмоциональном уровне на малыша мама может повлиять еще внутриутробно. А вот в интеллектуальном плане как воспитывать? Родители очень часто жалуются на своих детей: «Ничего не хочет! Учиться не хочет, ничем не интересуется. Что делать?»

А ларец-то просто открывается. И ключиком к правильному воспитанию является любовь к маленькому человечку. И не на словах, а на деле. Ведь если любишь, то  живешь интересами сына или дочки. Стараешься понять, что им нравится, уважаешь их потребности, считаешься с их желаниями.

До года малыш тянет в рот все, что попадется. Он таким образом познает мир. Не ограничивайте его. Если он ест руками и весь перемазался – ничего страшного. Зато он получит удовольствие от еды и у Вас никогда не будет проблем с его аппетитом.

Когда он начнет ходить, он будет руками хвататься за все: рвать обои, чирикать по ним карандашом, лапать ладошками по полировке и зеркалу. Так он познает мир и нельзя ему это запрещать. Лучше закройте чем-нибудь зеркала и мебель. Ведь это временно!

В 3 – 4 года он постоянно задает вопросы «Что это?», а потом извечные «Почему?» Нельзя отвечать ему: «Как ты надоел со своими ПОЧЕМУ! Вот вырастешь и узнаешь!» Терпеливо нужно объяснять  и всему учить.

Если Вы хотите вырастить ребенка, чтобы он был аккуратным в быту, умел гвоздь прибить – учите его убирать за собой, помогать накрывать на стол, самому одеваться, прибивать гвозди.

Как вырастить умного ребенка, интеллектуально развитого? Показывайте ему интересные вещи, рассказывайте как они устроены. Вместе с ним решайте детские кроссворды. Все объясняйте до самых истоков какого-либо явления или события. Если Вы не будете этого делать сейчас, то не обижайтесь на него потом.

Когда он вырастет, он никогда не подойдет к Вам за советом и Ваши слова «Садись за уроки» для него не станут авторитетными. А уж когда  станет взрослым, считайте, что Вы его просто потеряли. Придется все время  молиться за него, чтобы в жизни у него все удачно складывалось. Но жить он будет сам, опираясь  на собственный опыт.

Поэтому с раннего возраста ненавязчиво развивайте в малыше инициативу, любознательность, стройте доверительные отношения, уважайте его как личность. В семьях, где родители много времени уделяют воспитанию детей, обычно не бывает проблем с  обучением  в школе.

Фактор правильного питания.

Кто из Вас  задумывался – а из каких строительных элементов построен головной мозг? Неужели, чтобы улучшить память и  интеллект человеку нужны лекарства: ноотропил, пантогам? Или природа сама может позаботиться о развитии когнитивных функций и просто мы об этом не все знаем.

Оказывается, что степень развития умственных способностей ребенка во многом зависит от того, что  он ест. Более того, заниматься развитием интеллекта ребенка родителям нужно еще тогда, когда им только пришла идея обзавестись потомством. А не тогда, когда малыш уже родился. За это время многое уже может быть упущено.

К 9 неделе беременности у плода закладывается нервная трубка и начинает формироваться головной мозг. К этому времени в организме матери должно быть все подготовлено. Поэтому питание будущей мамы должно быть обогащено  разнообразной белковой пищей, сбалансированной по составу с жирами и углеводами. В пище должно быть достаточное количество органического йода, кальция, цинка и других минералов. Обязательно должны присутствовать витамины группы В (В1, В6, В12), А и С,  полиненасыщенные рыбные жиры Омега 3 и многое другое.

А грудные дети? Они должны получать с молоком мамы самые полезные элементы питания, чтобы мозг лучше развивался. А что делают мамы? Боясь аллергии у ребенка, питаются однообразной, гипоаллергенной пищей. Увы, аллергичных детей сейчас очень много, но как же быть с интеллектом?

Что касается малышей дошкольного возраста, многие мамы и бабушки знают, как трудно подчас накормить ребенка. То он отказывается от рыбы или мяса, то не ест фрукты, творог  или не пьет молоко, то вообще ничего ему не надо, лопает одни конфеты.

Друзья мои! В каждом конкретном случае нужно обязательно выявить причину нарушенного аппетита. Чаще всего так себя ведут ослабленные, часто болеющие дети. Нередко нарушенный аппетит бывает при дискинезиях желче-выводящих путей, при глистных инвазиях, рахите, врожденной невропатии.

У школьников с аппетитом, вроде бы все в порядке, но они очень часто любят то, что им не приносит никакой пользы: пепси-колу, магазинные фруктовые соки с большим количеством сахара, обожают макароны с сосисками, всякие Сникерсы, соленые сухарики и чипсы, гамбургеры.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Белки. А это все виды мяса, рыба, молочные изделия, растительные белки, которые присутствуют в горохе, чечевице, бобах.

Белки являются источником аминокислот, многие из которых абсолютно необходимы для формирования умственного развития. К ним относится триптофан, тирозин, фенилаланин, глутаминовая кислота, глицин.

2. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать разнообразные растительные масла, а также рыбный жир  из морской рыбы – семги, скумбрии. Омега 3  являются составной частью клеток коры головного мозга, укрепляют ассоциативные связи нейронов и проводящих путей в нервной системе. А это – прекрасная память и высокие когнитивные показатели нервной системы.

3. Ягоды и фрукты – это незаменимый источник витамина С и биофлавоноидов. Этот витамин необходим для укрепления сосудов головного мозга и отличного его кровоснабжения. Лучшим источником витамина С является черника, черная смородина, киви, апельсины.

4. Ребенок должен получать яйца, семена подсолнуха и тыквы, соевые продукты. Все они являются источником холина. А это предшественник синтеза нейромедиаторов, т.е. основных веществ – носителей мыслительных процессов.

5. Разнообразные овощи тоже должны входить в рацион ребенка. В морковке много витамина А, в свекле – бетаина. Они важны для уравновешенного поведения ребенка, укрепления иммунитета, хорошего зрения.

6. В сухофруктах очень много железа, магния, селена и массы других минералов. Как нервная система без них будет развиваться?

7. Ребенок должен получать орехи: фундук, миндаль, фисташки, кедровые орешки. В них много белка и полиненасыщенных жирных кислот.

8. В обязательном порядке все детки должны есть йодосодержащие продукты. У нас вообще тотальный дефицит йода в организме, как у детей, так  и у  взрослых. В то же время, дефицит йода вызывает у детей психическую вялость, отсутствие интереса и инициативы. Вот одна из причин плохой  успеваемости у школьников. Кормите их морской рыбой, морепродуктами, морской капустой и побольше разнообразных овощей.

9. В питании детей обязательно должны присутствовать изделия и зерновых продуктов. Но не белая булка, пирожки и пирожные. Зерновой хлеб, разнообразные каши, макароны твердых сортов.

10. Продукты, богатые минералами, обязательно должны присутствовать на столе наших детишек. Особенно в этом плане нас интересует кальций. Кальций - это наш позвоночник, кости и суставы. Это и нервная система и работа сердечно-сосудистой системы. И многое другое.

Как вырастить умного ребенка? Этот вопрос занимает родителей, учителей, школьных психологов. По-видимому, только комплексный подход даст положительный результат. Воспитывайте ребенка собственным примером, заботьтесь, любите и принимайте его таким, как он есть. Ведь все детки уникальны! Какое содержимое Вы вложите в ребенка в детстве, таким он и вырастет. Поэтому на вопрос - как вырастить умного ребенка, ответ прост! Будьте умными, заботливыми и любящими родителями. Просто живите в гармонии с собой и своими детьми.

Друзья! Если Вас заинтересовала тема поста, высказывайте свои мысли в комментариях, делитесь с друзьями в социальных сетях и подписывайтесь на обновления блога. Для этого заполните форму (с черепашкой) и жмите на кнопку. Не забудьте пройти в свою почту и активировать ссылку. Откройте письмо и нажмите на саму длинную ссылку. Теперь Вы гарантированно будете получать новые статьи на свой блог.

На сегодня все!  Успехов Вам, здоровья и счастливых отношений в семье!До новых встреч, Наталия Богоявленская.

startinet12.ru

Как вырастить ребенка умным и счастливым: методики раннего развития

В каждом ребенке заложен собственный потенциал и определенный набор талантов. Если их своевременно обнаружить и развивать это может дать толчок к дальнейшему личностному росту. К сожалению, большинство родителей не имеют педагогического опыта и не знают, как правильно развивать малышей. Поэтому существуют специальные методики, занятия по которым помогут воспитать талантливого, счастливого и умного малыша.

Известные педагогические методики раннего развития

Популярные и широко используемые системы раннего развития малышей это методики от таких педагогов, как:

  • Глен Доман;
  • Мария Монтессори;
  • Сесиль Лупан;
  • семья Никитиных.

Метод Глена Домана, военного нейрохирурга из Америки, был создан в 40-х годах прошлого века и успешно применяется до сих пор. Первоначально методика разрабатывалась для отсталых детей с травмами мозга, но показала свою эффективность для любых малышей. Она заключается в стимулировании органов чувств, что усиливает активность мозга. Для этого используются яркие карточки со словами или точками, которые ребенку следует прочесть или сосчитать. Также малышу предлагается повертеть какой-либо предмет. Занятие занимает несколько секунд но, при повторении десятки раз в день, даже в первый год жизни можно развить способности ребенка.

Метод итальянского учителя Марии Монтессори это обучение детей в формате самостоятельных игр. Разработана методика была более 100 лет назад, но в России применяться начала лишь в 90-е годы прошлого века. Принцип заключается в том, что дети сами устанавливают ритм занятий и используют дидактический материал в любых целях, без вмешательства взрослых. Учитывая специфику, начинать занятия по Монтессори, то есть создавать подготовленную среду, имеет смысл лишь когда малышу исполнится 2,5-3 года. Обучение длится на протяжении всего дошкольного периода и, по мнению многих педагогов, эффективно до 12-14 лет.Метод Сесиль Лупан является адаптацией принципов Домана с добавлением эмоциональной и творческой составляющих. Основная идея состоит в учете личных качеств и интересов малыша. Принципы заключаются в том, что ребенка следует увлекать, но не экзаменовать, игра должна заканчиваться с потерей интереса, а лучшие воспитатели для ребенка это родители.

Семья Никитиных создала систему, балансирующую между чрезмерным вниманием и отсутствием воспитания. Принципы состоят в том, чтобы предоставить малышу время для самостоятельного творчества, но не ограничивать уход в бытовом обслуживании. Никитины считали, что для малыша важен естественный труд, творчество и занятия на природе. Суть методики заключается в самостоятельной разработке распорядка ребенком с контролем родителей за его исполнением.

Узконаправленные методики обучения чтению и рисованию

Существуют не только системы общего детского воспитания, но и для дошкольного образования. В частности, это методики Зайцева и Гмошинской.

Система Николая Зайцева для раннего обучения детей чтению первоначально была предназначена для взрослых людей, изучающих русский. Затем было замечено, что такой метод подходит и детям с отставанием в развитии, а позже он был адаптирован для универсального применения. Специальные крупные кубики со складами, оригинальной формой речи, размещаются на доске для работы стоя. Каждый кубик имеет характерные особенности – цвет, наполнение и материал. Обычно, если малыш испытывает сложности с изучением чтения, такой метод позволяет освоить письменный язык задолго до школы.

Грудничковое рисование это система, разработанная Марией Гмошинской и использующаяся для совместного творчества родителей и малышей. Занятия можно начинать с 6-7 месяцев, как только младенец сможет сидеть. Метод позволяет развивать сенсорику, творческие способности и мелкую моторику. Параллельно с рисованием происходит диалог, что развивает слух и позволяет быстрее научить детей разговаривать.

svetl-ok.ru

Как развивается мозг. В три все только начинается [Как вырастить ребенка умным и счастливым]

Как развивается мозг

Созревание мозга длится с рождения до пятнадцати лет. Нейропсихологи выделяют три этапа.

С начала беременности до трех лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоцио-нальное и познавательное состояние ребенка. Девиз этого периода – все попробовать, все исследовать, ни на чем не останавливаться, проверить все границы и возможности. Изучаем окружающее от собственного тела до папиного компьютера, от унитаза до свежего теста. Попутно учимся брать, бросать, ползать, ходить, говорить, пользоваться горшком, натягивать трусы, узнавать нашу машину, запоминать наш этаж, нажимать кнопку в лифте, танцевать под пылесос и сморкаться в платочек.

С трех до 7–8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое, обоняние, осязание. Теперь уже далеко не все нужно пробовать на зуб, многое уже попробовано. Зато есть шанс что-то объяснить – и тебя поймут. Понятно, что в книжке есть картинки и буквы, и «читают» буквы, а я уже большой и наверняка сам смогу в них разобраться (или с чьей-нибудь помощью). А также в моей власти оказываются шнурки и пуговицы, ложка и вилка, я сам придумываю игры, распределяю роли, могу и посуду помыть, и кота побрить, точно знаю, сколько пальцев на руке, и обгоню папу, если он чуть-чуть поддастся. Мое внимание мне подвластно, мое тело слушается. Я готов выйти в большой мир.

С 7–8 до 12–15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную сознательную психическую деятельность. Малыш пошел в школу и тут понятно уже – он сознательно обучается. И это его основная самостоятельная, подчеркиваю, самостоятельная деятельность. В ней ему может потребоваваться помощь, но деятельность эта его. И она сознательная, а сознательное обучение предшествует сознательной же работе над чем-то. Так предполагается, во всяком случае… И в связи с этими предположениями формируются структуры мозга. Или формирование мозга формирует эти предположения, не важно. Важно, что так происходит в большинстве случаев.

И это большинство считается нормой.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап, стимулирование и опережение развития негативно сказываются на процессах, которые, согласно «природной программе», должны закладываться в данный момент. Реакция на ранее обучение (обратим внимание, «обучение», а не «развитие») может проявиться не сразу, а спустя годы, вылившись отклонениями в эмоционально-личностных взаимоотношениях, тиках, неврозах, заикании. Отчего? От совершенно простых причин. От того, что малыша долго держали в «спокойной» позе, от повторения одного и того же, от чрезмерной однообразной нагрузки на мозг… Негативно скажется не количество знаний, которое вы ему предложите, а форма их внедрения. Например, чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение для ребенка, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжение центров дыхания и пищеварения.

Не очень здорово, правда? Но показать буквы и даже слоги вполне можно, сколько угодно, но не привязывайте маленького непоседу к стулу. До 4–5 лет все должно быть ненавязчиво и вплетено в игру. Иначе вы потеряете время и свое, и своего ребенка, а толку не добьетесь. Так, дети младше пяти лет почти не понимают смысла прочитанного самостоятельно. Так зачем учить их читать?

Американский профессор Р. Мур говорил: «Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы дошкольного обучения ведут к успеху; напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться позже».

Период до семи лет чрезвычайно важен для психоэмоционального развития ребенка. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, преданность, честность, справедливость и т. п. Чувствительность и эмоциональная сила, самость и чувство партнерства. Все это отрабатывается ребенком в играх: ролевых, с игрушками, с товарищами. Если ребенку недостает игровой деятельности, есть вероятность, что его действительная деятельность будет развиваться с задержкой.

Самое важное для малыша на данном этапе – научиться контактировать с внешним миром, вступать в отношения, чувствовать других людей. С первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными эмоциональными переживаниями, а лет с 3–4 – сюжетно-ролевыми играми. Раннее же обучение серьезно искажает восприятие и психическое состояние ребенка: малыш, не пройдя обязательного этапа игровой подготовки, сразу окунается в обучающую среду. Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел в дальнейшем будет почти невозможно.

И снова я хочу вернуться к разнице между развитием и обучением. Целенаправленное развитие навыков чтения, счета, различения времен года, цветов и т. д. как бы сужает сферу развития ребенка в этом возрасте, когда процесс развития направлен скорее вширь, чем вглубь. Психика и интеллект должны заложить базу для будущего направленного развития. База закладывается в игре. И в этой игре могут участвовать и буквы, и цифры, и животные, и цвета, и ноты, и все то, к чему вы хотите приобщить своего ребенка. Но это должна быть игра, и правила в ней устанавливает малыш, а не вы. Он интуитивно набирает эмоционально-чувственный опыт, волевую практику, интеллектуальный багаж. Но делает это в естественной для своего возраста форме.

По большому счету маленький человек учится общаться, общаться с миром и со всеми его проявлениями. Природа заложила такую структуру обучения, как игровая деятельность. До трех лет – время игр. Они удовлетворяют все потребности и разума, и психики, и подвижности малыша, гармонично вписывая его в окружающую среду и позволяя ее исследовать. Что, кстати, спасает от состояния эмоциональной подавленности, заторможенности, грусти, скуки. Дети, которые умеют и имеют возможность играть, психологически и эмоционально стабильны.

А большинство вундеркиндов страдают неуверенностью, депрессиями, неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Психоневролог-психотерапевт профессор Вилен Гарбузов считает, что речь идет об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами: «Буквы, цифры, схемы, ноты подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным».

Важно также вдуматься, какую цель преследует ранее обучение. Ребенок в три года может бегло читать, но ему самому это радость вряд ли принесет. Или принесет, но не от понимания прочитанного, а от того, что он хорошо делает то, что радует маму. Любовь к чтению это в дальнейшем не разовьет. В этом возрасте процесс складывания букв в слова затруднителен, и, пока кроха дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил уже не хватает. Таковы возрастные особенности детей до 5–6 лет. По статистике, 70 % детей до пяти лет не понимают прочитанное самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читаем мы, взрослые. Какой напрашивается вывод? Больше читайте детям!

Как видите, факты – упрямая вещь, и они говорят сами за себя. Но я не преследую своей целью показать вам все ужасы раннего развития и обучения.

Я лишь хочу, чтобы вы поняли и научились разграничивать эти два понятия. Я также хочу, чтобы в этом важном для любого родителя и ребенка деле было больше здравомыслия и понимания как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, к которым вы отправите своих детей.

Поэтому давайте подведем итог и определим плюсы и минусы раннего развития.

Многие родители прекрасно понимают, что гениями становятся далеко не все.

Жизнь вокруг все больше напоминает езду на велосипеде: пока крутишь педали – едешь, стоит только остановиться – упадешь. Чтобы успеть, неважно что, нужно крутиться все быстрее и все успевать.

Чтобы добиться чего-то в жизни, уже мало закончить один институт, стать кандидатом наук и получить тепленькое место работы. Нынче в моде быть успешным. А это значит – знать несколько языков (одним английским уже давно никого не удивишь, это даже не специальность, а приложение к специальности), нужно все время повышать свой профессиональный уровень, обязательно заниматься хоть каким спортом и быть всесторонне развитой личностью.

Каждый родитель, без сомнения, желает своему ребенку самого лучшего. Он хочет, чтобы его малыш вырос в умного, красивого и обеспеченного человека.

И чтобы успеть научить своего ребенка всему, что ему может понадобиться в жизни, родители еще до рождения малыша уже начинают его образовывать. Будущие мамы посещают курсы, где помимо подготовки непосредственно к родам занимаются и интеллектуальным развитием ребеночка. Очень забавно и трогательно наблюдать со стороны, как «кругленькие» без пяти минут мамы под музыку гремят погремушками около живота с разных сторон и в разном темпе, прикладывают к нему разноцветные листы бумаги, поют, отбивают ритм на животе и занимаются прочей ерундой. Не знаю, способствует ли это рождению гениев, но настроение от таких занятий обязательно повышается, что тоже имеет большое значение.

Сразу после рождения многие родители посещают со своими детишками школы танцев, пения и другие.

Нет однозначных статистических данных по поводу того, способствуют ли такие занятия большей успешности в дальнейшей жизни. Нет, они не вредные, если не занимают все время ребенка. А ему нужно личное время для исследования мусорного ведра, разбрасывания и собирания игрушек, знакомства с унитазом, возни с папой… Дети, вы не поверите, размышляют! Все это мы с вами обозначили одним емким словом «игра», так и продолжим называть. Так вот, после трех не поздно научиться читать, считать, танцевать, но для некоторых игр время непоправимо уходит. Поэтому, как ни крутите, а игры важнее. Потому что они моделируют жизнь, а навыки раннего обучения моделируют будущую школу…

Однако ответственные родители все время испытывают беспокойство и зуд, глядя на сверстников своих детей. Эта девочка уже третий год занимается фигурным катанием и пением, мальчик – гимнастикой, рисованием и чем-то еще, этого водят в группу Монтессори чуть не с рождения, тот уже на лыжах горных катается, та английским языком занимается пять раз в неделю.

И вот одним родителям их внутренний голос начинает навязчиво бубнить, что они, наверное, плохие мать и отец, раз не развивают ребенка, не вкладываю в него знания и умения, не водят его из секции в секцию, из кружка в кружок. Что другие дети уже так много знают и умеют и прочее и т. д. и т. п.

Другие родители, наоборот, считают, что главное – здоровье, а все языки, рисование и спортивные школы спокойно могут и подождать. И не надо ребенка перегружать – у него должно быть детство с играми, а не занятия по расписанию, и самое нужное в детском возрасте – это сон, гулянье на свежем воздухе и правильное питание.

А теперь мне бы хотелось ввести еще одно понятие, хорошо известное в быту – «золотая середина».

Мы с вами уже поняли несколько вещей:

1) после трех обучаться не поздно и все только начинается;

2) до 3–4 лет главной деятельностью малыша – познавательной, эмоциональной, двигательной, деятельностью общения – является игра. Он играет во все: в еду, в горшок, в одевание, в мытье, в буквы, если вы захотите, в отношения, в подражание и кастрюлю – во все, и так общается с миром и познает его;

3) есть разница между развитием и обучением. И если первое может быть, опять же, подано в форме игры и естественно вплетено в жизнь, то второе – это целенаправленное развитие какого-то навыка, и оно жестко структурирует маленький мозг.

И, зафиксировав это, продолжим рассуждать о плюсах и минусах раннего обучения.

Во-первых, давайте разберемся, что считать ранним развитием и в чем и как можно малыша развивать. Это очень существенные моменты.

Есть такие случаи в моей практике, когда малыша начинают учить уже в полтора года: нанимают репетитора, учат английскому языку, еще чему-то. Помимо этого приходит гувернантка и тоже проводит с ребенком специальную подготовку к занятиям, то есть выполнение уроков. Хоть они и стараются обучать в игровой форме, но это все же недопустимо.

В полтора года ребенка обязательно надо развивать, но это ни в коем случае не должно быть обучением даже дошкольного типа, а тем более в виде школьного занятия с учителями.

Очень хорошо, если ребенок вместе с мамой посещает различные группы, где можно попеть песенки, почитать потешки, где есть богатая игровая среда, то есть множество различных игрушек, предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений.

В Швеции, например, очень интересен опыт лекотек, которые мама посещает с ребенком и где можно просто поиграть, а специалист покажет и подскажет, как лучше это сделать. Полезны, к примеру, те же группы Монтессори. Вообще полезны все группы развития, где ребенок имеет возможность пропустить через себя много информации, усвоить новое, обогатить свой чувственный опыт и удовлетворить свою любознательность. При этом самое главное – чтобы развитие проходило в интересной для него игровой форме.

Очень мне нравится «ненавязчивое» развитие, ко-гда выходит мама или бабушка с ребенком на прогулку, мимо пролетает бабочка, и взрослый рассказывает малышу о бабочке в доступной для него форме, вовлекает его в какую-нибудь игру на тему бабочки и т. д.

Это и есть развитие.

А когда ребенка пытаются в год-полтора научить различать буквы, цвета и еще спрашивают с него правильные ответы – это совершенно неприемлемо. «Спрашивать» и «требовать» – термины вообще не этого возраста. «Показывать», «пробовать», «наблюдать», «всюду совать свой нос» и т. п. – вот деятельность в раннем дошкольном возрасте. Сейчас ребенок хватает все и в огромных количествах, и направляет его своеобразный исследовательский инстинкт, природный. Важно помогать ему новой информацией, впечатлениями, возможностями, а не мешать жесткими однообразными требованиями. Однообразие и статичность губят способности малыша.

Я против раннего обучения детей чтению, письму и прочим «школьным» предметам. В дошкольном возрасте должны решаться гораздо более важные задачи. Намного полезнее в этом возрасте развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование и другие «дошкольные» виды деятельности.

Я также против раннего начала школьного обучения. Российские школы плохо приспособлены даже для семилеток, и они совсем не подходят для детей шести лет. Нашим законодательством определено, что ребенок может поступать в школу с шести с половиной, с семи или с восьми лет, по усмотрению родителей. Я рекомендую родителям не отдавать детей в школу раньше семи лет, за исключением, может быть, редких случаев, когда ребенок опережает свой возраст по уровню личностного и эмоционального развития. Но хочу подчеркнуть, что именно личностного и эмоционального, а не интеллектуального. А интеллектуально развитые дети, как правило, напротив, отстают от своих сверстников в эмоциональном и личностном плане.

По статистике, каждый пятый ребенок – потенциальный гений. Но лишь единицам удается реализовать свои способности. Остальные 80 % детей тоже одарены в той или иной степени, но не всегда этот дар удается разглядеть и выпестовать. Этой цели служат многочисленные методики раннего развития. Не факт, что по итогам занятий в семье появится свой Пикассо, Бах или Пушкин. Но почти гарантировано, что ребенок научится рисовать красками в полтора года, читать – в два, а в четыре будет решать задачи для второго класса. Вопрос в другом: насколько ему это нужно.

Методиками раннего развития легко увлечься. Ведь приятно, когда на детской площадке малыш демонстрирует энциклопедические познания в живописи и виртуозные умения в играх, в то время как его сверстники еще не разбираются в оттенках и с трудом поднимаются на вторую ступеньку лестницы. Вопрос в том, что вам придется спланировать и дальнейшее проживание с этими рано развитыми способностями. И предусмотреть несколько вариантов.

Вариант первый: малыш сохранит свое интеллектуальное превосходство. Тогда ему необходимо будет окружение таких же «опережающих», чтобы не опускать планку, и думать, куда способности применять, а по нынешним временам – и продавать.

Вариант второй: что-то случится – способности сойдут на нет, или не дай бог травма… Тогда нужен запасной аэродром и мощная психологическая поддержка.

Конечно, от того, что вы будете водить свою девочку на рисование или обучать сына чтению, ничего страшного, может, и не случится, и скорее всего, все будет нормально, но я хочу, чтобы вы подумали о крайних вариантах. И прежде чем увлекаться обучающими программами, подумали о возможных последствиях.

Многие родители считают, что мозг ребенка способен, как губка, впитывать новую информацию, поэтому нужно загружать его по полной программе. Но такое рвение – ошибка. Не стоит ускорять развитие ребенка искусственно, ведь существует такое понятие, как психологическая готовность (или неготовность) ребенка к тому или иному объему информации. Ребенок должен дозреть до систематического обучения не только физически, умственно, но и психологически. Иначе перегрузки превратят его из пытливого вундеркинда в апатичного неудачника.

Раннее детство – наиболее подходящее время для общения, обучения и всестороннего развития крохи. Но родители должны научиться находить «золотую середину»: не пускать дело на самотек, но и не заставлять малыша быть самым умным. Пусть ребенок развивается в собственном темпе, выбирает себе занятие по душе (предложить их – задача родителей) и имеет право отказаться от тех, которые ему скучны (вы же хотите воспитать в нем личность, умеющую принимать решения?). В конце концов, покатать машинку по двору, поиграть с подружками в куклы или посетить вместе с мамой кукольный театр – это тоже развитие. Не раннее, может, но очень своевременное, если речь идет о маленьком ребенке.

Конечно же, заниматься с малышом нужно с рождения. Однако природой не предусмотрено, чтобы грудные дети рассматривали карточки и кубики. У них есть дела поважнее: познавать возможности своего тела, исследовать окружающий мир, рассматривая, ощупывая и пробуя на зуб все, что им попадется на пути. Развивающие пособия в лучшем случае не принесут никакой пользы, а в худшем могут даже навредить, нарушив естественный ход развития малыша. И снова мы возвращаемся к разнице между ранним обучением и ранним развитием. Под ранним развитием я понимаю создание среды, в которой таланты крохи будут развиваться тогда, когда он будет к этому готов. В противном случае это дрессировка при помощи искусственно выдуманных пособий и методик, которые призваны не столько развить детские способности, сколько удовлетворить родительские амбиции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru


Смотрите также