Польза и вред раннего развития детей. Польза раннего развития ребенка


Раннее развитие - польза или вред?

С рождением ребенка новоиспеченная мама сталкивается с лавиной мнений специалистов, родственников и знакомых как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения (да-да, с самого рождения!). Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно»… Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.

 

Раннее развитие или раннее обучение: путаница в терминологии

Прежде всего, давайте избавимся от неясности, вносимой термином «раннее развитие» – уж слишком замыленным он стал в наше время. Смысл же этого словосочетания обычно вкладывается разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 3-4 лет.

Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению. На самом деле найти среди родителей противников собственно раннего развития невозможно: все любящие мамы и папы стремятся, чтобы их малыш был заинтересован окружающим миром, был развит как физически, так и интеллектуально. И если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии. Конечно же, сказать, что раннее развитие, в его настоящем смысле, вредно, нельзя: цель родителей в этом случае соответствует потребностям самого ребенка – развить и раскрыть собственный потенциал.

Нешуточные споры и разногласия возникают по поводу раннего обучения, которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. Раннее обучение представляет собой целенаправленную деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п. К сожалению, довольно часто за ранним обучением стоят личные амбиции родителей, которым нравится – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!».

Как видите, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются. Если вам хочется, чтобы ребенок был не по годам развит, потому что хотите воспитать его уникумом, не таким, как все; мечтаете, чтобы он стал тем, кем не стали вы сами, или просто был «умнее родителей» – скорее всего, вы будете стремиться, прежде всего, к раннему обучению.

 

 

Польза раннего развития

Как известно, ранний возраст (от рождения до 6 лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер. Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет. Для понимания процессов, происходящих в нашем мозге, проводилось множество экспериментов над животными.  Чем более «богата» была окружающая детеныша окружающая среда, тем с более сложными задачами он справлялся, становясь взрослой особью. С человеком всё абсолютно так же.

Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.

Не только современные мамы, но и их мамы, бабушки, прабабушки, да и вообще – мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.

Другой же вопрос – насколько полезно и целесообразно заниматься с ребенком по карточкам и кубикам, устраивать тематические недели и водить в развивающие центры? Есть ли смысл «бежать впереди паровоза», ведь читать и писать ребенок всё равно научится рано или поздно?

«Раннее развитие» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий) имеет неоспоримые плюсы:

  1. С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка. В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Сложно сказать, наскучивает ли малышам подобное однообразие, но разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес.
  2. Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию. Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая органам чувств ребенка адекватную нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.
  3. Вы имеете более-менее четкий план занятий, занимаясь с ребенком по определенным методикам. Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.

Однако не стоит, опираясь лишь на эти положительные моменты, бежать сломя голову за карточками Домана или кубиками Зайцева. Противников «раннего развития» не меньше, а то и больше, чем его сторонников. И не по причине банальной лени. Все родители очень любят своих детей и, конечно, стараются дать им лучшее. Что же смущает любящих мам и пап и почему о вреде популярных методик говорят врачи?

 

Вред «раннего развития» детей, а точнее вред раннего обучения чтению, счету и т.д.

Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства, нежелание ребенка заниматься или проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету…

  1. Перегрузка центральной нервной системы. Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
  2. Развитие интеллекта в ущерб другим способностям. Как бы ни доказывали поборники систем раннего обучения их пользу, неопровержимыми являются некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям.
  3. Снижение «пластичности» мозга. При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте  позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.
  4. Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.
  5. Проблемы с самооценкой могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если мама постоянно сравнивает своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было.
  6. «Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития. Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.

Чтобы развеять ваши сомнения в обоснованности приведенных выше доводов, рекомендуем прочитать нашу статью Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины

 

Раннее развитие: стоит ли?

Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать вам. Однако, спеша наделить малыша необходимыми в этой жизни знаниями, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить читать по Доману» или «научить счету до 3 лет» и приводит к опасным последствиям. Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение. Не забывайте о множестве примеров уже выросших «вундеркиндов», отзывающихся далеко не с восторгом о собственном детстве, учебе в школе и говорящих об отсутствии у себя внутреннего стремления к знаниям. Как показали множественные исследования, успешность человека во взрослой жизни совершенно не зависит от того, занимались ли с ним в детстве по методикам раннего развития. Главное – любовь и взаимопонимание в семье.

Если мама не стремится только к результату, а искренне получает удовольствие от общения с крохой, пытается учиться вместе с ним и посмотреть на мир его глазами – такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта.

 

На родителях лежит огромная ответственность, ведь плоды воспитания ребенка видны не сразу. Если вас заинтересовала определенная методика, изучите досконально ее теоретическую базу. Не настаивайте на «учебе», если ребенок в настоящий момент в ней не заинтересован. В занятиях делайте акцент преимущественно на творческих и эстетических моментах: рисовании, лепке, танцах, музыке и пении. Помните о необходимости и даже первостепенности эмоционального развития – простого общения, маминых поцелуев и объятий. Стимулируйте не только запланированные вами игры, но и самостоятельный исследовательский интерес малыша. При адекватном отношении родителей к развитию и обучению они принесут ребенку только пользу.

Здоровья и своевременного развития вашим детям!

 

Специально для lovingmama.ru

Фото из фотостока photl.com

 

Читайте также:

Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

Пальчиковые игры: для чего они нужны и когда начинать в них играть?

Виммельбухи, или книги-гляделки

Доска с замочками, или "пульт управления" для ребенка своими руками

Лучшие книги для детей до года. Выбираем книжки для самых маленьких

Книги для детей 1 года

Детская пирамидка: какую выбрать и как научить ребенка в нее играть?

Масса для лепки

 

lovingmama.ru

Польза раннего развития

Сегодня родители стремятся дать своим детям все самое лучшее, в том числе и хорошее образование. Они отдают их в лучшие школы, нанимают репетиторов, помогают поступить в престижные ВУЗы. Однако наиболее дальновидные и продвинутые родители понимают, что для того, чтобы их ребенок вырос умным и эрудированным, начинать его обучение нужно с самого рождения.

Для раннего развития есть, по крайней мере, несколько причин:

Причина первая заключается в том, что чем младше ребенок, тем лучше его мозг усваивает информацию.Задумайтесь, каков объем получаемых знаний у младенца первого года жизни. Приходя в этот мир, человек похож на чистый лист бумаги, а к своему первому дню рождению знает уже так много. Обратите внимание, как тянется ваш малыш ко всему новому, как жадно впитывает все, что видит и слышит. И только от вас зависит, что именно будет записано на его подкорку: энциклопедические знания или телевизионная реклама.

Второй причиной, по которой не следует пренебрегать идеей раннего развития с пеленок, является то, что мозг нуждается в постоянной тренировке, ведь он растет лишь благодаря его использованию. Если не приучить ребенка собирать и анализировать информацию с самого нежного возраста, то потом он просто не захочет, да и не сможет это сделать. Мозг растет благодаря использованию.

Третей причиной для раннего развития является школьная программа. Дело в том, что сегодня первокласснику приходится ох как несладко. Приходя в первый класс, ребенок должен знать и уметь очень многое. Как правило, родители спохватываются в последний год, предшествующий школе. Шестилетка идет на специальные курсы, где ему отнюдь не в игровой форме «вдалбливаются» определенные знания. Порой такие методы навсегда отбивают охоту учиться. В то же время те родители, которые занимаются со своим чадом с рождения, имеют в итоге совсем иную реальность. Их дети выделяются среди сверстников широким кругозором, умением получать знания, а главное, ЖЕЛАНИЕМ учиться всему и везде.

Глен Доман говорил: «Познание - это величайшее приключение в жизни. Это самая интересная, важная и развивающая игра на свете. Дети верят в это и будут верить до тех пор, пока мы не сумеем убедить их в обратном».

На сегодняшний день все больше и больше родителей убеждаются в необходимости раннего развития и используют различные методики для обучения своих детей. Многие из них отдают свое предпочтение учению Глена Домана. Почему? Да потому что:

  • Ее результативность подтверждена временем.
  • Методика Домана требует минимум времени и усилий. Она проста в изучении и использовании.
  • Яркие, красочные карточки очень нравятся детям.
  • Обучение по карточкам Домана - это увлекательная игра, это удовольствие, которое получают и учитель, и ученик.

Когда уже поздно

Чем меньше ребенок, тем больше информации он способен усвоить. Сам Доман так писал о возрасте, в котором лучше начинать обучение:

«Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4, это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ранее 2-х лет - самый легкий и эффективный путь».

По мнению Домана, подтвержденному временем и опытом, ребенок до трех лет усваивает информацию с невероятной скоростью. При этом, чем больше он ее приобретет в нежном возрасте, тем больше сохранит в более зрелом.

Возраст до трех лет является самым оптимальным для обучения. Именно в этот период времени малыш обладает неуемной энергией и желанием учиться. Поэтому до трех лет возможно с легкостью научить ребенка читать, считать, собирать и анализировать информацию и вообще чему угодно, в том числе, и чтению не на одном, а на нескольких языках.

Начинать заниматься по методике Домана можно, в буквальном смысле, с пеленок.

Однако в каком бы возрасте вы не приступили к обучению вашего малыша, для успеха важны два фактора: настрой и объем наглядного материала, используемого при обучении.

www.kraskizhizni.com

Польза и вред раннего развития детей

Психологи из института РАО считают, что эта система в ее традиционном варианте “ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию”. Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

Семье Никитиных принадлежит идея “НУВЭРСа” – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более “мирным” путем.

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, “увидев” единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. 

Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку – их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для “звонких” кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по “кубикам Зайцева”. Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева “тупость” двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание “МА” как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много – около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать “складовое” чтение?“Читать раньше, чем ходить”

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть “Бородино” Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития – покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно. 

 

“Подводные камни” ранних успехов 

 

Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на “ранообучаемых” детей: “Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит”, “Девочке – 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро “накалякает” и бежит машинки катать!”, “Нам 5 лет – читает только из-под палки, только, если ремень видит”. 

 

Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками. 

 

Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя. 

 

Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие – явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. 

 

Драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать – значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно “переваривать” информацию, выраженную в символах. 

 

Если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний. Хотя есть в эпидемии раннего обучения и положительный момент. Здравомыслящие родители, “переболев” новомодными методиками, возвращаются к играм в “Ладушки” и сказкам про “Колобка”. Психологи признают, что проверенные десятками поколений методы воспитания гораздо лучше новомодных образовательных продуктов. 

 

www.vospitaj.com

Раннее развитие детей. Польза или вред?

Жизнь вoкpyг вce бoльшe нaпoминaeт eздy нa вeлocипeдe: пoкa кpyтишь пeдaли – eдeшь. Стoит тoлькo ocтaнoвитьcя – yпaдeшь. Чтoбы ycпeть, нeвaжнo чтo, нyжнo кpyтитьcя вce быcтpee и вce ycпeвaть. Чтoбы дoбитьcя чeгo-тo в жизни yжe мaлo зaкoнчить oдин инcтитyт, cтaть кaндидaтoм нayк и пoлyчить тeплeнькoe мecтo paбoты. Hынчe в мoдe – быть ycпeшным. A этo знaчит - знaть нecкoлькo языкoв (oдним aнглийcким yжe дaвнo никoгo нe yдивишь, этo дaжe нe cпeциaльнocть, a пpилoжeниe к cпeциaльнocти), нyжнo вce вpeмя пoвышaть cвoй пpoфeccиoнaльный ypoвeнь, oбязaтeльнo зaнимaтьcя хoть кaким cпopтoм и быть вcecтopoннe paзвитoй личнocтью. B oбщeм, вce дoлжнo быть cтpoгo пo Чeхoвy.

Кaждый poдитeль, бeз coмнeния, жeлaeт cвoeмy peбeнкy caмoгo лyчшeгo. Oн хoчeт, чтoбы eгo мaлыш выpoc в yмнoгo, кpacивoгo и oбecпeчeннoгo чeлoвeкa. Moжнo, кoнeчнo, пpeпoднecти вce этo cвoeмy oтпpыcкy нa блюдeчкe c гoлyбoй кaeмoчкoй в видe нacлeдcтвa, aкций, гoтoвoгo бизнeca и пpoчeгo. Ho гopaздo paзyмнee нayчить peбeнкa дocтигaть жeлaeмoгo caмoмy. Пoмнитe, кaк в извecтнoй пpитчe, cтapик-мyдpeц нe cтaл лoвить мaльчикy pыбy, чтoбы тoт нacытилcя, нo пoзвoлил eмy быть pядoм и yчитьcя лoвить caмoмy.

И чтoбы ycпeть нayчить cвoeгo peбeнкa вceмy, чтo eмy мoжeт пoнaдoбитьcя в жизни, poдитeли eщe дo poждeния cвoeгo мaлышa yжe нaчинaют eгo oбpaзoвывaть. Бyдyщиe мaмы пoceщaют кypcы, гдe пoмимo пoдгoтoвки нeпocpeдcтвeннo к poдaм зaнимaютcя и интeллeктyaльным paзвитиeм peбeнoчкa. Oчeнь зaбaвнo и тpoгaтeльнo нaблюдaть co cтopoны, кaк пyзaтыe бeз пяти минyт мaмы пoд мyзыкy гpeмят пoгpeмyшкaми oкoлo живoтa c paзных cтopoн и в paзнoм тeмпe, пpиклaдывaют к нeмy paзнoцвeтныe лиcты бyмaги, пoют, oтбивaют pитм нa живoтe и зaнимaютcя пpoчeй epyндoй. He знaю, cпocoбcтвyeт ли этo poждeнию гeниeв, нo нacтpoeниe oт тaких зaнятий oбязaтeльнo пoвышaeтcя, чтo тoжe имeeт бoльшoe знaчeниe.

Сpaзy пocлe poждeния poдитeли пoceщaют co cвoими дeтишкaми шкoлы пo тaнцaм, пeнию и дpyгиe вceвoзмoжныe кypcы paннeгo paзвития дeтeй.

Heт oднoзнaчных cтaтиcтичecких дaнных пo пoвoдy тoгo, cпocoбcтвyют ли цeлeнaпpaвлeнныe зaнятия paзвитию выдaющихcя cпocoбнocтeй y peбeнкa. Кaк пpaвилo, дeти, c кoтopыми aктивнo и цeлeнaпpaвлeннo зaнимaютcя пo кaкoй-либo cиcтeмe, тaк жe кaк и их oбычныe cвepcтники нaчинaют хoдить, гoвopить, пoльзoвaтьcя гopшкoм. Кoнeчнo, peбeнкa мoжнo нayчить читaть, cчитaть и в тpи – чeтыpe гoдa. Oднaкo в cлeдyющиe пapy-тpoйкy лeт этoмy oбyчaютcя вce дeти в шкoлe.

Oднaкo oтвeтcтвeнныe poдитeли вce вpeмя иcпытывaю бecпoкoйcтвo и зyд, глядя нa cвepcтникoв cвoих дeтeй. Этa дeвoчкa yжe тpeтий гoд зaнимaeтcя фигypным кaтaниeм и пeниeм, мaльчик – гимнacтикoй, pиcoвaниeм и чeм-тo eщe, этoгo вoдят в гpyппy Moнтeccopи чyть нe c poждeния, тoт yжe нa лыжaх гopных кaтaeтcя, тa aнглийcким языкoм зaнимaeтcя пять paз в нeдeлю. B нeкoтopыe cпopтивныe ceкции дeтeй зaпиcывaют, eдвa oни пoявятcя нa cвeт. И вoт oдним poдитeлям их внyтpeнний гoлoc нaчинaeт нaвязчивo бyбнить, чтo oни, нaвepнoe, плoхиe мaть и oтeц, paз нe paзвивaют peбeнкa, нe вклaдывaю в нeгo знaния и yмeния, нe вoдят eгo из ceкции в ceкцию, из кpyжкa в кpyжoк. Чтo дpyгиe дeти yжe тaк мнoгo знaют и yмeют и пpoчee и т.д. и т.п.

Дpyгиe poдитeли нaoбopoт, cчитaют, чтo глaвнoe – здopoвьe, a вce языки, pиcoвaниe и cпopтивныe шкoлы cпoкoйнo мoгyт и пoдoждaть. И нe нaдo peбeнкa пepeгpyжaть – y нeгo дoлжнo быть дeтcтвo c игpaми, a нe зaнятия пo pacпиcaнию, и caмoe нyжнoe в дeтcкoм вoзpacтe – этo coн, гyляньe нa cвeжeм вoздyхe и пpaвильнoe питaниe.

Кaк oбычнo, y кaждoгo пyти paзвития peбeнкa ecть cвoи плюcы и минycы, нo вoт гдe их бoльшe или мeньшe? Дaeт ли peaльнo пoльзy peбeнкy paннee paзвитиe или нaoбopoт oтвpaщaeт peбeнкa oт дaльнeйшeгo oбyчeния. Bcпoмним ceмью Hикитиных – их дeти нe зaхoтeли пoйти пo cтoпaм cвoих poдитeлeй в этoм вoпpoce.

Кypcoв oбpaзoвaния и paзвития дeтeй pынoк пpeдлaгaeт oчeнь мнoгo, и вce oни пepeпoлнeны. Ho кaчecтвo пpeпoдaвaния нa них cильнo paзнитcя, a цeнy зa них нaзнaчaют чaщe вceгo выcoкyю. Цeнa пpи этoм нe вceгдa cooтвeтcтвyeт кaчecтвy, дa eщe и нeпoнятнo, нyжнo ли этo в пpинципe. A нa этoт вoпpoc кaждый poдитeль ищeт oтвeт caмocтoятeльнo, пocкoлькy тoлькo oн и никтo дpyгoй нeceт oтвeтcтвeннocть зa cвoeгo мaлeнькoгo peбeнкa.

Mopoзoвa Елeнa Ивaнoвнa – дeтcкий пcихoлoг, кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, cт. пpeпoдaвaтeль кaфeдpы дeтcкoй и пoдpocткoвoй пcихиaтpии, пcихoтepaпии и мeдицинcкoй пcихoлoгии PMAПO. Зa paбoтy пo пcихoлoгичecкoй peaбилитaции жepтв мaccoвых кaтacтpoф нaгpaждeнa Haгpaдным кpecтoм «Зaщитникy oтeчecтвa» II cтeпeни:

Bo-пepвых, дaвaйтe paзбepeмcя, чтo cчитaть paнним paзвитиeм и чeмy и кaк нaдo yчить. Этo oчeнь cyщecтвeнныe мoмeнты.

Еcть тaкиe cлyчaи в мoeй пpaктикe, кoгдa нaчинaют yчить yжe в пoлтopa гoдa – нaнимaют peпeтитopa, yчaт aнглийcкoмy языкy, eщe чeмy-тo. Пoмимo этoгo пpихoдит гyвepнaнткa и тoжe пpoвoдит c peбeнкoм cпeциaльнyю пoдгoтoвкy к зaнятиям, т.e. дeлaниe ypoкoв. Хoть oни и cтapaютcя oбyчaть в игpoвoй фopмe, нo этo вce жe нeдoпycтимo.

B пoлтopa гoдa peбeнoк oбязaтeльнo нaдo paзвивaть, нo этo ни в кoeм cлyчae нe дoлжнo быть oбyчeниeм дaжe дoшкoльнoгo типa, a тeм бoлee шкoльнoгo зaнятиями c yчитeлями.

Oчeнь хopoшo, ecли peбeнoк вмecтe c мaмoй пoceщaeт paзличныe гpyппы, гдe мoжнo пoпeть пeceнки, пoчитaть пoтeшки, гдe ecть бoгaтaя игpoвaя cpeдa, т.e. мнoжecтвo paзличных игpyшeк, пpeдмeтoв, нaпpaвлeнных нa paзвитиe ceнcopных oщyщeний.

B Швeции, нaпpимep, oчeнь интepeceн oпыт лeкoтeк, кoтopыe мaмa пoceщaeт c peбeнкoм и гдe мoжнo пpocтo пoигpaть, a cпeциaлиcт пoкaжeт и пoдcкaжeт кaк лyчшe этo cдeлaть. Пoлeзны, к пpимepy, тe жe гpyппы Moнтeccopи. Booбщe пoлeзны вce гpyппы paзвития, гдe peбeнoк имeeт вoзмoжнocть пpoпycтить чepeз ceбя мнoгo инфopмaции, ycвoить нoвoe, oбoгaтить cвoй чyвcтвeнный oпыт и yдoвлeтвopить cвoю любoзнaтeлььнocть. Пpи этoм caмoe глaвнoe – чтoбы paзвитиe пpoхoдилo в интepecнoй для нeгo игpoвoй фopмe.

Oчeнь мнe пoнpaвилcя пpимep тaкoгo «нeнaвязчивoгo» paзвития в Изpaилe. Boт выхoдит бaбyшкa c peбeнкoм нa пpoгyлкy, мимo пpoлeтaeт бaбoчкa и бaбyшкa мaлышy paccкaзывaeт o бaбoчкe в дocтyпнoй для нeгo фopмe, вoвлeкaeт eгo в кaкyю-нибyдь игpy нa тeмy бaбoчки и т.д. Этo и ecть paзвитиe.

A кoгдa peбeнкa пытaютcя в гoд-пoлтopa нayчить paзличaть бyквы, цвeтa и eщe cпpaшивaют c нeгo пpaвильныe oтвeты – этo coвepшeннo нeпpиeмлeмo для peбeнкa

Beнгep Aлeкcaндp Лeoнидoвич – дeтcкий пcихoлoг, дoктop пcихoлoгичecких нayк, пpoфeccop кaфeдpы пcихoлoгии Meждyнapoднoгo yнивepcитeтa «Дyбнa» и кaфeдpы дoшкoльнoй пeдaгoгики и пcихoлoгии Mocкoвcкoгo гopoдcкoгo пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoгo yнивepcитeтa (MГППУ). Зa paбoтy пo пcихoлoгичecкoй peaбилитaции жepтв мaccoвых кaтacтpoф нaгpaждeн Haгpaдным кpecтoм «Зaщитникy oтeчecтвa» II cтeпeни:

Я пpoтив paннeгo oбyчeния дeтeй чтeнию, пиcьмy и пpoчим «шкoльным» пpeдмeтaм. B дoшкoльнoм вoзpacтe дoлжны peшaтьcя гopaздo бoлee вaжныe зaдaчи. Haмнoгo пoлeзнee в этoм вoзpacтe paзвивaть cпocoбнocти. A для paзвития cпocoбнocтeй вaжнee вceгo игpы, pиcoвaниe, кoнcтpyиpoвaниe и дpyгиe «дoшкoльныe» виды дeятeльнocти.

Я тaкжe пpoтив paннeгo нaчaлa шкoльнoгo oбyчeния. Poccийcкиe шкoлы плoхo пpиcпocoблeны дaжe для ceмилeтoк, и oни coвceм нe пoдхoдят для дeтeй шecти лeт. Haшим зaкoнoдaтeльcтвoм oпpeдeлeнo, чтo peбeнoк мoжeт пocтyпaть в шкoлy c шecти c пoлoвинoй, c ceми или c вocьми лeт, пo ycмoтpeнию poдитeлeй. Я peкoмeндyю poдитeлям нe oтдaвaть дeтeй в шкoлy paньшe ceми лeт, зa иcключeниeм, мoжeт быть, peдких cлyчaeв, кoгдa peбeнoк oпepeжaeт cвoй вoзpacт пo ypoвню личнocтнoгo и эмoциoнaльнoгo paзвития. Ho хoчy пoдчepкнyть, чтo имeннo личнocтнoгo и эмoциoнaльнoгo, a нe интeллeктyaльнoгo. A интeллeктyaльнo paзвитыe дeти, кaк пpaвилo, нaпpoтив – oтcтaют oт cвoих cвepcтникoв в эмoциoнaльнoм и личнocтнoм плaнe.

psynavigator.ru

Раннее развитие: вред и польза

О раннем развитии говорят, пожалуй, все родители. И споры относительно целесообразности оного не утихают. Многие прежние противники целенаправленных занятий с малышом стали их сторонниками.

Общепринятые требования к получению ребенком новых знаний значительно изменились за последние десятилетия. Никого уже не удивит пятилетний малыш, освоивший основы счета и письма — это стало нормальным явлением.

Нет предела совершенству, особенно если учесть врожденную способность малышей впитывать новую для них информацию. Некоторые современные дети начинают читать уже в год-два по методике глобального чтения.

Казалось бы, что плохого в том, что ребенок еще до школы получит максимум знаний, которые пригодятся ему в дальнейшем обучении, выборе профессии и своего места в жизни? Разве родители, которые прилагают недюжинные усилия для развития своего малыша, не желают ему лучшего?

Но оказывается развитие развитию рознь. И то, что некоторые понимают под благом, оборачивается и для ребенка и для окружающих взрослых своей самой нелицеприятной стороной. Виной тому неверный подход к понятию «раннее развитие», амбиции родителей и использование приемов обучения по отношению к малышу, для которого пока куда более важен и полезен игровой, а не учебный процесс.

Что такое раннее развитие?

Пожалуй, это первый вопрос, который должны задать взрослые, желающие дать малышу лучшее. Что самое интересное, многие мамы, зная о методиках раннего развития, не могут точно ответить на него. В данном случае срабатывает принцип сравнения со знакомыми понятиями такими как «нормальное развитие» — то есть соответствие знаний и уровня становления мыслительных процессов ребенка определенному возрасту и «позднее развитие», означающее отставание.

Опираясь на эти понятия, взрослые, желающие развить своего малыша, делают основной акцент на объем знаний, которым научается ребенок в том или ином возрасте. И с чувством собственного достоинства рассказывают, что чадо 3 года посещает четыре кружка, уже освоило счет и чтение, декламирует на память Маяковского и знает все столицы Мира, говорит на английском и рисует пастелью.

Можно ли говорить в данном случае о раннем развитии? Разумеется, с малышом занимались. Но, что если при этом ребенок не имеет ни малейшего представления о том, чем отличаются между собой те самые столицы, которые он заучил наизусть, не понимает ни строчки из стихотворения, а книгу берет в руки только под строгим маминым взглядом? При этом малыш не способен натянуть колготки, считает, что булка растет на дереве, а корову видел только на карточке под бабушкино мычание?

И будет ли такой ребенок более развит, нежели его сверстник, который еще не приступил к изучению букв, но может убрать за собой комнату, выразить свои мысли о сказке, прочитанной на ночь, отличается самостоятельностью и общительностью. Возможно, он не удивит гостей знанием Шекспира, зато с радостью поможет бабушке посадить герань на окне и с удовольствием слепит куличик из предложенного кусочка теста, который с гордостью съест сам за вечерним чаем.

Развитие и обучение — одно и то же?

В первом случае с ребенком занимались «ранним развитием». И, без сомнения маме приходилось прилагать немалые усилия и использовать массу вспомогательного материала, чтобы заложить в голову малыша знания. Но есть один важный и весьма ограниченный ресурс — это время. Именно его родители желают сэкономить, занимаясь с ребенком до трех лет, и как ни странно теряют.

Те часы, которое малыш провел в изучении азбуки, заучивании бессмысленной для него информации, рассматривании без сомнения хороших и полезных карточек, можно было бы потратить на другие сферы. И не стало ли именно это упущение невосполнимым?

Родителями управляли амбиции, желание получить результат, который можно продемонстрировать. Во втором случае с ребенком просто играли, объясняли, показывали, заинтересовывали. И не потому, что так написано в книге, а просто оттого, что любят и искренне хотят общаться.

Приведенный пример — демонстрация крайности, которой достигают взрослые, желая дать малышу максимум. Но речь в данном случае идет не о развитии, а о целенаправленном обучении ребенка тому, что сами родители посчитали нужным и полезным.

И это не ошибка исключительно современных родителей. Уже подросло поколение таких «дошкольных гениев» и нецелесообразность подхода показала себя в полной красе. Чем же чреваты чрезмерные амбиции родителей и желание «вложить» в голову ребенка максимум информации?

  • Многие дети, потрясающие своими знаниями взрослых в дошкольном возрасте в последствии не справляются со все возрастающей нагрузкой, ведь чтобы продолжать привлекать всеобщее внимание им проходится овладевать все новыми и новыми знаниями, превышающими «нормальный уровень». Давайте будем честны — каким бы одаренным ни казался ребенок, далеко не все рождены гениями, способными перевернуть представления о науке и искусстве. Наступает момент, когда чадо уже не может привлечь к себе внимание своей неординарностью и объемом знаний, что в купе с неокрепшей нервной системой может вылиться в нервозы и даже депрессию.
  • Чем больше ребенок знал до школы, тем проще ему дается процесс обучения на начальном этапе. Ведь, по сути, он повторяет уже пройденное, ему нет нужды напрягаться для получения новых знаний. Как правило, подобное выливается в нарушение дисциплины — ведь чаду скучно и оно просто не знает чем занять себя, пока одноклассники учатся читать по слогам. А к 5-7 классу возникает новая проблема — ребенок, привыкший, что знания даются без усилий может отказаться прилагать их при изучении того, с чем не был знаком ранее и в той форме, которую предлагает школьная программа.
  • У ребенка развивается потребность «поглощать» информацию без ее практического применения, чтобы просто блеснуть знаниями перед знакомыми или друзьями. Вырастает некая «ходячая энциклопедия», способная рассказать о том, как вырастить ананас в средней полосе России, но не умеющая даже пересадить герань.

Можно назвать и иные негативные последствия, связанные с неверным подходом к раннему развитию. Например, если с ребенком занимались главным образом интеллектуальными играми, может начать страдать физическая подготовка. Ведь малышу наряду с оттачивание умственных процессов необходимо приобретать двигательные навыки, развивать координацию движений.

Приобретение большого багажа знаний в раннем возрасте может сказаться и на способности ребенка общаться со сверстниками. Ему станет не интересно с ними, особенно если последние не проявят привычного энтузиазма при попытках чада объяснить им устройство двигателя внутреннего сгорания и тд.

Работа над ошибками

Можно ли избежать подобных «побочных эффектов»? Разумеется, если обратиться к самому понятию «развитие»:

Развитие — это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. (Толковый словарь С.И.Ожегова).

Если обратиться к другим словарям, в том числе по психологии человека, во всех определениях можно встретить одно слово «процесс». По сути, выражение «раннее развитие» не совсем верно. Речь идет о том, чтобы с самого рождения предоставить малышу больше возможностей для совершенствования во всех сферах. То есть просто о развитии. Это постепенное и закономерное раскрытие способностей ребенка, его умения мыслить, сопоставлять, находить решения нестандартных задач во всех сферах жизни.

Ребенок как губка способен впитывать новые знания, но точно так же он сможет и вырабатывать собственные пути получения информации и выработки навыков. Если сместить акцент с объема данных, которыми в результате овладеет малыш на развитие и становление самого процесса познания и мышления, все встает на места. Таким образом, раннее развитие ребенка начинается с вопроса родителей к самим себе: «что мы хотим получить в результате?».

Если результатом должны стать обширные знания или воспитание гения, если Вы хотите, чтобы в будущем ребенок получил достойное образование и профессию — подход изначально ошибочен. Основной целью раннего развития является создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы полноценно развивать свои навыки познания окружающего мира и самостоятельно или с помощью взрослых овладевать новым, раскрывать собственные способности и совершенствовать их.

«Раннее развитие» подразумевает расширение возможностей ребенка для знакомства с новым — новыми движениями, методами решения поставленных задач, новыми представлениями о предметах и их свойствах и тд. И в данном случае не идет речь о приобретении знаний в качестве конечной цели. В этом основное отличие понятия «развитие» и «обучение».

Не совершайте ошибку — не пытайтесь учить ребенка в его не полные три года. Играйте с ним, заинтересовывайте его, предлагайте новое, разговаривайте, рисуйте, но не делайте упора на объем знаний.

 Да, кроху можно познакомить в год с буквами и цифрами, с экзотическими животными, разучить более 40 цветов и оттенков, но одновременно не дать малышу возможности для развития, то есть применения полученных знаний на практике. В его голове будет просто набор смутных образов, оторванных от реальности и названий, с которыми ничего невозможно поделать. Поэтому первым принципом раннего развития является возможность использовать полученные знания в ближайшее время, закрепить их и усовершенствовать.

Второе, что следует помнить, начиная развивать своего малыша с пеленок, так это прописную истину: «все хорошо в меру». Новорожденный как чистый лист, на который по мере взросления наносятся представление о мире и эти знания касаются многих областей. Это свойства предметов, с которыми знакомится ребенок, понятие причины и следствия, вкусовые и зрительные образы с которыми он сталкивается, новые навыки. Чрезмерный акцент на чем-то одном вносит дисбаланс в развитие ребенка.

Немного о методиках раннего развития

Родители, которые задавались или задаются вопросом раннего развития малыша, без сомнения назовут такие известные системы как Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Никитиных, Вальдорфской педагогики другие. Без сомнения многие отметят и различия в подходе именитых авторов к процессу развития и места ребенка в нем.

Выбрать между методиками, предлагающими часто абсолютно различный подход, оказывается сложно. Да и следовать им в точности человеку без специального образования не просто. Но, конечно, прежде чем приступить к чему-либо стоит хорошо изучить вопрос.

Согласитесь, сложно подобрать те средства развития, которые подходят именно Вашему малышу, имея о них весьма смутное представление. Еще более странно отдать малыша в центр или детский сад, определенной направленности, не зная подходов и принципов работы с детьми.

Я не стану разбирать методики подробно, подобной информации достаточно, так же не хочу рекомендовать что-то конкретное, а вот ответить на ряд часто возникающих у родителей вопросов считаю необходимым.

Следует ли строго придерживаться одной методики?

Без сомнения, любая программа, направленная на развитие ребенка — это некая целостная система, которую разрабатывал специалист, и точное следование ей является залогом успеха. Но те, кто читал о системах, понимают, что нет одной совершенной методики. И, вероятно ее не будет никогда. Да и о специфике известных систем не стоит забывать. В частности, если кто-то не знает, Мария Монтессори и Глен Доман работали с детьми, имеющими отклонения в развитии, и такие методики просто неправильно будет использовать в отношении здорового ребенка в «чистом» виде.

Стоит учесть и то, что дети разные. Кто-то будет с интересом изучать окружающий мир самостоятельно, кому-то для этого потребуется постоянное присутствие мамы и подсказки от нее. Один малыш будет хорошо воспринимать визуальную информацию, другому потребуется больше тактильных ощущений. Поэтому, на мой взгляд, использовать средства из различных методик целесообразно.

Даже если малыш развивается по системе Мнотессори, со временем стоит приобрести кубики Зайцева, чтобы легче освоить чтение. Если Вам приглянулась карточная система Глена Домана, как источник обширных знаний в простой форме это вовсе не означает, что малыша нужно лишить интересной и развивающей среды, ведь Вы не занимаетесь с ним все время.

Подберите для своего ребенка те средства, которые ему нравятся, и процесс развития пойдет как бы сам собой. Ведь основной движущей силой для развития является интерес малыша к той или иной игре.

Следует ли вносить коррективы по мере роста ребенка?

Стоит придерживаться правила — если определенные знания ребенок получает из одной методики, не следует тут же перескакивать на другую, если что-то пошло не так. Например, Вы решили, что необходимо научить малыша читать по системе глобального чтения Сесиль Лупан, но через некоторое время не получили ожидаемого результата. Не стоит сразу перескакивать на методику Зайцева.

В конце концов, если малыш научится читать чуть позже, ничего страшного не произойдет. Отложите то, что ему не интересно на время и повторите попытку позже. Если Вы убеждены, что данная методика не для Вас, также выждите время и лишь потом предложите другую.

Старайтесь, чтобы Ваша система, будь она строгим следованием конкретной методике или совокупностью нескольких, не была противоречивой. И каждое последующее задание было усложненным вариантом предыдущего. Предлагайте новые условия и варианты решения для уже знакомых задач.

Возвращайтесь к уже пройденному спустя некоторое время, когда малыш забудет старый вариант решения поставленной проблемы. Предлагайте новые правила в знакомой игре, давайте возможность ребенку находить и использовать собственный подход.

Развитие в комплексе

Не забывайте о том, что целью является не получение малышом знаний в одной конкретной области, а всестороннее его развитие. Сочетайте подвижные игры и спокойные, используйте различные источники информации — собственные объяснения, визуальную информацию на карточках, кубиках и картинках, можно применить одну или несколько компьютерных игр, не забывайте и про тактильные ощущения.

У детей ассоциативное мышление, чем более полное представление получит ребенок о том или ином предмете или явлении, тем ярче в его памяти отложится данная информация и ему будет легче проводить анализ и сопоставление.

Когда придет время посещать детский сад, сделайте его своим другом, а не врагом. Подбирайте таким образом, чтобы развивающая среда была максимально приближена к той, которая уже создана дома. Вам так же придется часто общаться с воспитателями, чтобы давать ребенку знания, не противоречащие, а расширяющие те, которые он почерпнул в группе.

Автор: Екатерина Ефремова

hvatalkin.ru

Раннее развитие польза или вред

Ранее развитие детей стало не просто модным, а приобрело стихийный характер.Нет ни одной молодой мамочки, что бы не владела хотя бы базовыми навыками раннего развития своего чада.Конечно, учить своих малышей обязательно нужно только вот чему и как учить вопрос самый важный и расскажет нам о раннем развитии детей знающий человек, а именно А.В. Семенович-нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

data-ad-client="ca-pub-0912490692426417"data-ad-slot="9364934307"data-ad-format="auto">

 Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

[ad name="my_blok_text_2"]

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».

Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!» 

Читайте еще:

Как сделать фигуры из воздушных шаров

priroda-life.com

Методики раннего развития ребенка: вред или польза?

Каждый родитель желает, чтоб его малыш вырос здоровым и всесторонне развитым. На помощь современным мамам и папам приходят различные методики раннего развития.

Абсолютное большинство популярных ныне методик были изобретены для развития способностей детей с физическими или умственными отклонениями. Убедившись, что они помогают в обучении «особенных» детей, их начали применять повсеместно. Но так ли полезны они для обычных крох? Попробуем разобраться.

1. Вальдорфская система была изобретена около ста лет назад немецким философом Рудольфом Штайнером. В ее основе — развитие ребенка с учетом возрастных особенностей. Приверженцы данной системы считают, что обучение детей до 7 лет чтению и письму — ложный путь, так как до этого возраста у малышей не развито абстрактное мышление. Телевизоры и любые искусственные материалы для обучения — тоже под запертом. Каждого малыша нужно развивать в соответствии с его возрастом: у малышей уделять внимание мелкой моторике, для более старших детей — пошиву игрушек, резьбе по дереву и т.д. Все дела детки должны осуществлять совместно с родителями. Это огромный плюс этой методики, так как сближает родственников. Но в то же время, Вальдорфская система не акцентирует внимание на интеллектуальном развитии. Только эмоции, музыка и творчество.

2. Система Монтессори. Ее родоначальница — педагог-дефектолог Мария Монтессори, которая работала в саду для слабых и больных детей. Поэтому огромное внимание уделяла развитию мелкой моторики. Она разработала специальные схемы использования предметов для стимуляции нервных окончаний. Эта методика идеально подходит для малышей, которые воспринимают информацию визуально, но в то же время она препятствует развитию фантазии.

Интересные занятия никому не помешают © фото Monika Adamczyk - Fotolia.com

3. Система Глена Домана разработана в 40-ых годах XX столетия военным врачом для реабилитации детей с поражениями головного мозга. Он разработал специальные карточки, на которых изображались слова, цифры и соответствующее им количество точек. Эти рисунки следует показывать малышу с рождения. Таким способом считается, что он запоминает информацию на бессознательном уровне. Вот в этом заключается и минус методики Домана — кроха запоминает информацию, но не понимает ее. Такой способ обучения можно использовать для тренировки мозга.

4. Кубики Зайцева. Питерский педагог Николай Зайцев придумал, как можно обучить деток чтению с помощью специальных кубиков. Их количество более 50 и на каждой грани изображены не буквы, а слоги. Пользуясь ими, ребенок запоминает звучание и вскоре начинает читать. Эта методика подходит всем детям. Но есть одно «но» — в школе малышей обучают чтению в классическом варианте «по азбуке». Поэтому, если родители не предупредят учителя о том, что их кроха уже умеет читать, он может столкнуться с методами «педагогического переучивания».

5. Педагогика Никитиных. Популярные в советское время родители-новаторы Борис и Елена Никитины придумали свою систему развития собственных детей. Способ жизни у них был спартанский: закаливание на снегу, ограничение в калориях, физические нагрузки. Для интеллектуального развития — логические игры и головоломки. В принципе, суть этой системы сводилась к развитию технических способностей у человека. Минусом такого обучения могут служить… сами дети Никитиных:— гением ни один из них так и не стал;— никто из сыновей-дочерей не применил методику родителей по отношению к собственным детям.

В заключение отмечу следующее: какой способ вы бы не избрали для развития собственного крохи, помните :

  • в первую очередь, у ребенка должно быть детство в классическом понимании со всеми атрибутами : играми, детскими площадками, друзьями;
  • во вторую — не ставьте целью воспитать из него вундеркинда с пеленок;
  • и в третьих, никакой способ развития не заменит совместного общения родителей и деток.

bestkids.ru


Смотрите также