Как воспитать гения, или чем опасно раннее развитие детей. Раннее развитие ребенка чем опасно


Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать? | Здоровье ребенка | Здоровье

Такую точку зрения поддерживает наш эксперт – семейный психолог Ирина Карпенко.

Природный процесс

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа этого процесса:

Первый – с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

Второй – с 3 до 7–8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.

Третий – с 7–8 до 12–15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.

Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы – неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.

К тому же чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие – возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5–6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Время игры

Еще одной негативной стороной раннего интеллектуального развития малыша является десоциализация.

В дошкольное детство закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честность, справедливость… Самое важное для малыша на этом этапе – научиться контактировать с внешним миром, взаимодействовать с другими людьми и чувствовать их. Именно поэтому в «нежном возрасте» младенцу крайне важна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих.

Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными переживаниями, а лет с трех-четырех и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст – это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к новой ступени развития – обучению.

Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить – залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2–3 лет – переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.

–  Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, – предупреждает профессор.

Без понимания

При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения – не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте дети еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова – затруднителен, и пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Таковы возрастные особенности младшего дошкольного возраста – до 5–6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанного самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

Любовь на всю жизнь

Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6–7 годам, в редких случаях – в 5 лет.

Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.

Малыш с упоением зачитывается дет­скими книжками, открывая для себя удивительные миры. Ведь интересное занятие захватывает целиком, и чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.

Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.

www.aif.ru

Чем опасно раннее развитие детей.

Чем опасно раннее развитие детей. Тренинги и развивающие занятия для самых маленьких

Не секрет, что сегодня развивать своё чадо принято чуть ли не с пелёнок. Однако специалисты предостерегают – интеллектуальные гонки могут привести к проблемам со здоровьем

Зерно истины в методиках раннего развития, безусловно, присутствует – основы интеллекта закладываются в ранние годы.

– К трём годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к семи годам – на 90%, – рассказывает Евгений Мухин, д.м.н., профессор Научного центра неврологии РАМН. – После этого врождённые способности, не получив необходимой подпитки и должного импульса, «засыпают».

Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалистов, приходится на период от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте развивающие занятия с ребёнком приносят наиболее ощутимый результат. Многочисленные наблюдения детей, обучавшихся с «пелёнок», показали, что большинство из них в начальной школе были отличниками. Среди их сверстников, не прошедших «курса», такой успеваемостью мог похвастаться один из десяти.

Однако успешность занятий с малышами зависит от многих факторов. Главный из них – правильная дозировка. Многие честолюбивые родители стремятся «впихнуть» в своего ребёнка максимум знаний. И поначалу это приводит, казалось бы, к блестящим результатам – малыши приветствуют гостей на английском, трогательно декламируют сонеты Шекспира и уверенно считают – кто до ста, кто до тысячи. Но это не говорит о сверхспособностях малыша.

– Запоминание у детей носит механический характер и больше похоже на цирковой номер (как считающие собачки в цирке), чем на обучение, – уверенаМарина Степанова, д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. – Вызубренный материал они понять и тем более проанализировать не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница.

Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем – приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, дерматиты, экземы) и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность – большинство маленьких «гениев», так же как и их старших коллег, отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные «продвинутостью» ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.

Проблемы могут возникнуть и в школе, в которой он сразу попадает в положение «выскочки». Оказавшись на голову выше остальных, он будет скучать на уроках, за что его будут недолюбливать и одноклассники, и учителя.

– Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме – так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ваша цель – не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда он сам захочет узнать о нём как можно больше, – считает М. Степанова.

Самые популярные методики раннего развития

Система Монтессори Задача методики – создать благоприятные условия для саморазвития ребёнка. Основательница методики Мария Монтессори взяла за основу принцип, когда ребёнок сам знает, в каком направлении «двигаться». Главный принцип Монтессори-групп – «помоги мне сделать это самому», т.е. инициатива к любому действию должна исходить от ребенка, а учитель только помогает и направляет малыша. Ведь если мы постоянно все будем делать за детей (кормить с ложки, завязывать шнурки и т.д.), то сами они никогда этому не научатся.Задача педагога или родителя – организация процесса обучения при помощи монтессори-материалов. Все пособия красивые, интересные и приятные на ощупь. Располагаются они от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и всегда находятся в полном доступе для ребят. Таким образом, малыш сам выбирает, когда и чем будет заниматься. Существуют занятия в группах «мама+малыш», которые посещают родители с детьми от 1 года до 3 лет. А ребята с 3 до 6 лет уже обучаются в группах самостоятельно.

Плюс. Огромный выбор материалов, которые дают полное представление о форме, цвете, структуре окружающего мира.

Минус. Нет места ролевым и спонтанным играм. Подходит лишь «вдумчивым» детям, которые способны подолгу изучать один предмет.

Кубики Зайцева

Обучение чтению с 2 лет. Материалы – кубики, таблицы и музыкальные записи, под которые ребёнок пропевает «склады» – части слов. Его методика – это не только обучение чтению, он также разработал пособия для изучения чисел, есть также «Любимые картины», «Дорожные знаки», «Читай и пой» (обучение чтению через пение), «Тысяча +» (обучение математическим действиям, работе с квадратом числа, дробями), «Пишу красиво» (обучение каллиграфии).Возраст:начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом возрасте. Но если речь идет о занятиях в группе, то лучший возраст 4–5 лет.Плюс. Помогает освоить чтение детям с задержкой психического развития, аутизмом и психоневрологическими проблемами. Пропевание «складов» улучшает качество речи здоровых детей, расширяет их словарный запас.Минус. Специалисты считают, что обучать детей чтению нужно не раньше чем в 5-6 лет. У детей, научившихся читать по Зайцеву, в школе возникают трудности с разбором слова по составу и при фонетическом разборе.
Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика изначально ориентирована на личность ребенка и состоит в развитии его природных способностей. Вальдорфцы считают, что детство – прекрасный возраст, который надо постараться продлить. Поэтому основной упор делается на развитие художественных, музыкальных и театральных способностей. Обучение во многом построено на принципе подражания и повторения за педагогом. Большое значение придается эмоциональному состоянию ребенка. Но раннее развитие интеллекта считается недопустимым, т.е. обучение чтению и письму здесь начинается крайне поздно. В вальдорфском детском саду большое внимание уделяют ручному труду: все дети учатся вышивать, готовить, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже выращивать овощные культуры. Игрушки здесь необычные: в большинстве своем сделаны руками ребят или представляют собой предметы из натуральных материалов, как правило, некрашеное дерево или глина, т.к. это развивает фантазию и творческие способности малыша. Часто в таких группах есть свой живой уголок, где ребята учатся ухаживать за братьями нашими меньшими. В вальдорфских садиках постоянно проводятся праздники и ставятся театральные представления. Возраст: группы в детском саду не разделены между собой по отдельным возрастам, а представляют собой смешанную, разновозрастную группу от 3 до 6 лет. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.

Метод Гленна Домана

Разработан врачом-нейрохирургом для детей с поражениями центральной нервной системы. Основной принцип – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребёнку предлагаются карточки с изображением предметов разных тематических серий. Их показывают 1-2 секунды. Предполагается, что ребёнок подсознательно запоминает изображение.

Плюс. Идеально подходит для детей с поражениями ЦНС. Помогает заучить большой объём информации.

Минус. Известны случаи, когда большой объём информации приводил к нервным срывам. Карточки с подписями не дают полного представления о всех предметах и явлениях.

Система Никитиных

Набор заданий как спортивных, так и развивающих, расположенных в порядке возрастания сложности. Ни способ, ни порядок решения их объяснять нельзя. Если ребёнок не выполняет задания – нужно подождать, пока он подрастёт.

Плюс. Позволяет рационально организовать время, способствует закаливанию и спортивной подготовке детей.

Минус. Отсутствует индивидуальный подход, нет упражнений на развитие речи, отсутствуют ролевые игры.

Советы специалистов

Заниматься с малышом нужно обязательно, но, чтобы уроки пошли на пользу, придерживайтесь следующих правил.

– Помните, что развитие должно не опережать, а соответствовать возможностям ребёнка. Лучше придерживайтесь «расписания уроков» (см. ниже) и не пытайтесь перепрыгивать возрастные «ступеньки». – Оптимально начать обучение ребёнка с посещения невролога. Консультация поможет выявить проблемы в развитии и выбрать занятия, которые их скорректируют. – Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН считают, что групповые развивающие занятия лучше не начинать раньше 3 лет. – Ни в коем случае нельзя пытаться ускорить интеллектуальное развитие за счёт физического и наоборот. Отменять из-за занятий прогулки нельзя ни в коем случае! – Любые «уроки» должны проходить в форме игры. Так дети лучше запоминают информацию. – Главный критерий успешных занятий – хорошее настроение ребёнка и умение применять полученные знания на практике.

Расписание уроков

6 месяцев – пора читать книжки с яркими картинками. Подойдут яркие игрушки разных цветов, фактуры и звучания. 1 год – с ребёнком нужно как можно больше разговаривать. 2 года – активное формирование речи, поэтому необходимы выходы «в свет» и знакомство с другими детьми. Рекомендуются лепка и рисование. 3 года – расширение словарного запаса и работа над правильностью произношения. Пора на групповые развивающие занятия – рисование, лепку, ритмику. 4 года – лучший возраст для начала изучения иностранных языков – знакомства со словами и буквами. Рекомендуются занятия на развитие мелкой моторики – например, собирать конструктор или мозаику. 5 лет – начало обучения чтению и самообслуживанию. Время играть в ролевые игры: одеть, обуть «ребёнка» – куклу, сложить и убрать вещи, посуду. 6 лет – занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Рекомендуется посещение подготовительных курсов при школах.

www.baby.ru

Чем опасно раннее развитие детей.... - запись пользователя Елена (madhelen) в дневнике

Современные дети не такие как мы. В год они разбираются в гаджетах, в пять играют в компьютерные игры, а кроме этого, кажется, ничем не интересуются.

- Людмила Владимировна, бытует мнение о том, что сегодняшние дети не хотят думать, что клиповое мышление мешает аналитически мыслить. Но так ли сильно они отличаются от поколений-предшественников?

- Не думаю, что мы про это что-то понимаем, чтобы делать какие-то выводы и обобщения. Мы не знаем, улучшает ли привычка быстро переключать внимание и воспринимать короткие куски информации общую способность мыслить и анализировать, ухудшает ли. Есть задачи, где нужно долго и внимательно обдумывать, а есть куча задач, где важна способность быстро переключаться и мгновенно ориентироваться. Учитывая, что общество меняется, жизнь меняется, возможно, наши дети больше будут адаптированы, чем старшее поколение. С другой стороны, понятно, что у любой медали две стороны, и, что-то приобретая, мы что-то теряем.

- Есть родители, которые буквально зациклены на раннем развитии. Они с младенчества обучают детей языкам и укачивают под классику. Скажите, так действительно можно вырастить гения? И где та грань, которую переступать нельзя?

- Таким образом можно вырастить по-настоящему ничем не интересующегося ребенка. Часто детей, которых развивали чуть ли не с внутриутробного периода, к 12-13 годам уже тошнит от всего, и все, что они хотят, - чтобы от них отстали и дали спокойно «тупить» в телефон. Все их детство прошло под лозунгом: быстрее, выше, сильнее. Родители все время смотрели на них как на проект, на инвестицию. Дети это очень болезненно переносят. Они хотят быть для родителей самоценностью. По сути вся эта история про раннее развитие - это история про то, что ты мне нужен не любым, а только очень развитым, лучше других. Это нарциссическая история, когда ребенок становится продолжением родительских амбиций. При таком подходе к подростковому возрасту у ребенка развивается депрессивно-апатичное состояние, и все общение с родителями сводится только к «выйди и закрой дверь в мою комнату». Это и протест, и усталость. Так что попытки сделать из ребенка гения обычно дают обратный эффект.

Ни одного выходного без посещения выставок, только лучшие учителя, музыка, шахматы и много чего еще… Все это, может, и неплохо, но при каком раскладе? Если родители хотят на выставку сами и берут с собой ребенка. Они получают удовольствие от этого, ребенок это видит. Если же все это делается только для того, чтобы ребенок развивался, результата не будет. Можно ли привить ребенку любовь к искусству, если взрослый сам пошел на выставку через силу?

- Еще один вопрос, которым нередко задаются молодые родители: как заставить ребенка читать? И что делать, если читать классиков по школьной программе не хочется?

- Чтение всегда было процессом удовольствия, это всегда про досуг. Превращать его в обязаловку - безумная идея. Почему мы не требуем, чтобы все любили танцевать, но ждем, что все будут любить читать?

Первое, что нужно понять: любовь к чтению не является делом родителей, ребенок сам решает. Все что они могут сделать - приоткрыть дверцу в мир чтения. Как правило, личным примером. Ребенок должен видеть родителя увлеченно читающим. Что можно советовать, когда в доме нет ни одной книжки, а родители проводят вечера перед телевизором, но очень озабочены вопросом, как приучить ребенка к чтению?

Что касается школьной литературы, чаще всего это, действительно, дикая скукота, непонятные, неблизкие произведения, которые даются не по возрасту.

Если вам самим нравятся какие-то программные тексты, лучше всего прорекламировать их до того, как школа сделает их неудобоваримой жвачкой. Возможно, ребенок заинтересуется и прочтет, но настаивать тоже не стоит.

- Сегодня выбирать направление, в котором ребенок будет двигаться по жизни, система образования предлагает уже с седьмого класса. Способны ли дети в таком нежном возрасте определиться? И чем могут помочь учителя и родители?

- В некоторых школах по профилю делят уже в пятом классе, и ничего хорошего в этом нет. Ранний подростковый возраст на то и дается, чтобы пробовать все. Ребенок не может разделить в этом возрасте познание на кластеры: ему может очень нравиться математика, и совсем не нравиться химия. Или может совсем не нравиться химия, но очень нравиться биология. Он имеет право пробовать. Тем более, в современном мире востребованы междисциплинарные специальности, которые соединяют в себе знания и компетенции из сфер, которые традиционно считались разными. Сейчас самые интересные исследования появляются на стыке.

Разделение по профилю вызвано очень сильной перегруженностью школьной программы фактами. В системе образования будто бы не заметили, что вообще-то сейчас есть Гугл, и совсем не обязательно все помнить.

У нас же до сих пор действует кондовая система: выучи, повтори, ответь перед классом. Это дикая трата времени - сидеть и слушать, как кто-то пересказывает параграф из учебника.

- Как, по-вашему, должна измениться система образования с учетом современных реалий?

- Здесь есть несколько вариантов. Первый - это то, что сделала, например, Финляндия. Финская система образования ориентирована не на самых талантливых и одаренных, а на всех. Там создана максимально дружелюбная среда для детей с разными возможностями и способностями. Минимум оценок, минимум конкуренции, минимум обязательного общего для всех, максимум возможностей. Если не смог, не понял - всегда можно еще раз послушать. Индивидуальный подход там действительно индивидуальный: каждый ребенок идет с той скоростью, с которой он может.

Все это требует очень большой работы, больших вложений на уровне государства, и это дает результаты. Эстония - крошечная, исторически аграрная страна без каких-либо университетских традиций - какое-то время назад переняла финскую систему образования, и сегодня занимает ведущие позиции в Европе в сфере IT.

Второй вариант - государство просто убирает руки от образования, ограничивая свой контроль условиями обучения. Отапливаются ли классы? Не бьют ли детей? А дальше каждая школа может пробовать, выдумывать, родители могут выбирать, переводить ребенка из школы в школу.

В этой ситуации будет достаточно примеров, когда все плохо, но постепенно, через конкуренцию, голосование ногами, мы придем к разнообразию. При таком раскладе у нас могут появиться интересные школы, интересные методы. Кому-то не повезет, и получится не очень хорошо. Но и сейчас у нас получается довольно плохо.

Увы, наше государство не готово вложить в образование на порядок больше денег, и в то же время не готово устраниться со своим контролем. Поэтому наша школа будет и дальше деградировать.

- Вернемся к финской системе. В числе плюсов вы назвали минимум оценок. То есть, по-вашему, школа возможна и без оценок?

- Ребенку важно знать, где он ошибся, потому что ему нужно это исправить. Но какой смысл подсчитывать ошибки? Важно, чтобы он понимал их суть, мог исправить.

Я вообще не понимаю, зачем нужны оценки. Начнем с того, что они попросту не информативны. Четверка в одной школе у одного учителя совершенно не то, что четверка в другой школе у другого учителя. Кроме того, как можно ставить одну и ту же оценку за пять ошибок в диктанте ребенку, который раньше делал по две ошибки, и ребенку, у которого раньше их было 15.

Система оценивания уводит нас от главного: ошибка - неотъемлемая часть обучения. Если мы делаем то, что у нас и так получается, мы не учимся. Вот эта мысль для нашей школы абсолютно неочевидная.

- Но что делать родителям, если со школой все так плохо? Быть может, выход - возврат к системе гувернеров-репетиторов?

- Не думаю, что полный отказ от школы - это правильно. Ведь школа - это еще и сверстники, общение.

Правда, сейчас многие родители, действительно, принимают решение учить детей дома, кооперируются между собой, приглашают преподавателей на группу учеников. Дети, с одной стороны, могу общаться, с другой - получать неплохие знания. Это альтернатива школе, и упирается все, как ни странно, не в деньги. По деньгам подобная схема доступна многим. Но этим нужно заниматься, искать преподавателей, договариваться с другими родителями, а вот это по силам не каждому.

- И главный вопрос, которым задаются, пожалуй, тысячи родителей в преддверии выпускного: что делать, если ребенок не знает, куда поступать?

- Это нормально. Как в 17 лет молодой человек может понять, чем он хочет заниматься всю оставшуюся жизнь. Есть дети, которые мечтают о профессии с детства, но таких, скорее, единицы. Более того, сейчас так быстро меняется мир, что и родители не в силах что-то посоветовать: сложно угадать, какие профессии вообще будут существовать через 15 лет.

В этом смысле акцент лучше делать на более общее университетское образование, выбирая свободный вуз с интересной внутренней жизнью.

Если есть возможность, можно вообще переждать год-другой. В некоторых европейских странах есть такая практика, когда ребенок, окончив школу, может год поездить по миру, и даже получает на это государственное пособие.

А можно использовать это время иначе. Думаешь, что хочешь стать врачом? Пойди и поработай годик санитаром. За год можно многое понять, да и учиться потом будет интереснее.

Анна Семенец

www.babyblog.ru

Как воспитать гения, или чем опасно раннее развитие детей / DoctorNet.ru

Не секрет, что сегодня развивать своё чадо принято чуть ли не с пелёнок. Однако специалисты предостерегают - интеллектуальные гонки могут привести к проблемам со здоровьемЗерно истины в методиках раннего развития, безусловно, присутствует - основы интеллекта закладываются в ранние годы.- К трём годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к семи годам - на 90%, - рассказывает Евгений Мухин, д.м.н., профессор Научного центра неврологии РАМН. - После этого врождённые способности, не получив необходимой подпитки и должного импульса, «засыпают».

Расписание уроков

6 месяцев - пора читать книжки с яркими картинками. Подойдут яркие игрушки разных цветов, фактуры и звучания.1 год - с ребёнком нужно как можно больше разговаривать. 2 года - активное формирование речи, поэтому необходимы выходы «в свет» и знакомство с другими детьми. Рекомендуются лепка и рисование.3 года - расширение словарного запаса и работа над правильностью произношения. Пора на групповые развивающие занятия - рисование, лепку, ритмику.4 года - лучший возраст для начала изучения иностранных языков - знакомства со словами и буквами. Рекомендуются занятия на развитие мелкой моторики - например, собирать конструктор или мозаику. 5 лет - начало обучения чтению и самообслуживанию. Время играть в ролевые игры: одеть, обуть «ребёнка» - куклу, сложить и убрать вещи, посуду.6 лет - занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Рекомендуется посещение подготовительных курсов при школах.

Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалистов, приходится на период от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте развивающие занятия с ребёнком приносят наиболее ощутимый результат. Многочисленные наблюдения детей, обучавшихся с «пелёнок», показали, что большинство из них в начальной школе были отличниками. Среди их сверстников, не прошедших «курса», такой успеваемостью мог похвастаться один из десяти.

Однако успешность занятий с малышами зависит от многих факторов. Главный из них - правильная дозировка. Многие честолюбивые родители стремятся «впихнуть» в своего ребёнка максимум знаний. И поначалу это приводит, казалось бы, к блестящим результатам - малыши приветствуют гостей на английском, трогательно декламируют сонеты Шекспира и уверенно считают - кто до ста, кто до тысячи. Но это не говорит о сверхспособностях малыша.

- Запоминание у детей носит механический характер и больше похоже на цирковой номер (как считающие собачки в цирке), чем на обучение, - уверена Марина Степанова, д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. - Вызубренный материал они понять и тем более проанализировать не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница.

Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем - приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, дерматиты, экземы) и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность - большинство маленьких «гениев» так же, как и их старших коллег, отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные «продвинутостью» ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.

Проблемы могут возникнуть и в школе, в которой он сразу попадает в положение «выскочки». Оказавшись на голову выше остальных, он будет скучать на уроках, за что его будут недолюбливать и одноклассники, и учителя.

- Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме - так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ваша цель - не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда он сам захочет узнать о нём как можно больше, - считает М. Степанова.

Методики раннего развития:

Система Монтессори

Задача методики - создать благоприятные условия для саморазвития ребёнка. Основательница методики Мария Монтессори взяла за основу принцип, когда ребёнок сам знает, в каком направлении «двигаться». Задача педагога или родителя - организация процесса обучения при помощи монтессори-материалов.

Плюс. Огромный выбор материалов, которые дают полное представление о форме, цвете, структуре окружающего мира.

Минус. Нет места ролевым и спонтанным играм. Подходит лишь «вдумчивым» детям, которые способны подолгу изучать один предмет.

Кубики Зайцева

Обучение чтению с 2 лет. Материалы - кубики, таблицы и музыкальные записи, под которые ребёнок пропевает «склады» - части слов.

Плюс. Помогает освоить чтение детям с задержкой психического развития, аутизмом и психоневрологическими проблемами. Пропевание «складов» улучшает качество речи здоровых детей, расширяет их словарный запас.

Минус. Cпециалисты считают, что обучать детей чтению нужно не раньше чем в 5-6 лет. У детей, научившихся читать по Зайцеву, в школе возникают трудности с разбором слова по составу и при фонетическом разборе.

Метод Гленна Домана

Разработана врачом-нейрохирургом для детей с поражениями центральной нервной системы. Основной принцип - стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребёнку предлагаются карточки с изображением предметов разных тематических серий. Их показывают 1-2 секунды. Предполагается, что ребёнок подсознательно запоминает изображение.

Плюс. Идеально подходит для детей с поражениями ЦНС. Помогает заучить большой объём информации.

Минус. Известны случаи, когда большой объём информации приводил к нервным срывам. Карточки с подписями не дают полного представления о всех предметах и явлениях.

Система Никитиных

Набор заданий как спортивных, так и развивающих, расположенных в порядке возрастания сложности. Ни способ, ни порядок решения их объяснять нельзя. Если ребёнок не выполняет задания - нужно подождать, пока он подрастёт.

Плюс. Позволяет рационально организовать время, способствует закаливанию и спортивной подготовке детей.

Минус. Отсутствует индивидуальный подход, нет упражнений на развитие речи, отсутствуют ролевые игры.

РЕКОМЕНДАЦИИ:Заниматься с малышом нужно обязательно, но, чтобы уроки пошли на пользу, придерживайтесь следующих правил.

■ Помните, что развитие должно не опережать, а соответствовать возможностям ребёнка. Лучше придерживайтесь «расписания уроков» (см. инфографику) и не пытайтесь перепрыгивать возрастные «ступеньки». ■ Оптимально начать обучение ребёнка с посещения невролога. Консультация поможет выявить проблемы в развитии и выбрать занятия, которые их скорректируют. ■ Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН считают, что групповые развивающие занятия лучше не начинать раньше 3 лет. ■ Ни в коем случае нельзя пытаться ускорить интеллектуальное развитие за счёт физического и наоборот. Отменять из-за занятий прогулки нельзя ни в коем случае!■ Любые «уроки» должны проходить в форме игры. Так дети лучше запоминают информацию.■ Главный критерий успешных занятий - хорошее настроение ребёнка и умение применять полученные знания на практике.

doctornet.ru

ОПАСНОСТИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ — PSYMAGAZINE — BODY — SOUL — MIND

  • Развивать с помощью карточек или творчества?
  • Чем раньше научить иностранному языку, тем лучше будет ребенку в будущем!
  • Если упустить первые три года, то ребенок не сможет стать успешным!
  • В первые три года закладывается все самое важное в ребенке, дальше будет уже поздно!

Мы разбираемся в самых популярных мифах,

мы за развитых, но здоровых детей! 

Психическое и физиологическое созревание ребенка очень тесно переплетены между собой и одно помогает другому в развитии. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

В понимании многих психологов и специалистов раннее развитие — это нормальное развитие. Это развитие ребенка от рождения до года, от года до двух и с двух до трех лет. С этим мы, абсолютно согласны вот почему:

Мы понимаем под ранним развитием ребенка создание таких условий развития, (развивающей среды), в которых малыш может полностью и своевременно реализовать свои способности, для создания дальнейшей зоны ближайшего развития (Л.С. Выгодский). Иными словами, говоря о раннем развитии, мы имеем в виду, что ребенок будет развиваться и идти в правильном направлении достижения тех или иных возрастных норм.

Например, если ребенка поместить в среду, где никто не разговаривает, то даже самый способный ребенок начнет разговаривать с задержкой. Если мама гипертревожна и все время носит ребенка на руках, боясь, что он упадет или замерзнет, то такой ребенок пойдет или слишком быстро или слишком поздно, что и такой и такой вариант неблагополучен для ребенка. Таким образом, совсем все пустить на самотек может быть действительно опасно и ребенок будет развиваться с некоторой задержкой.

По словам В.С. Юркевича, сутью раннего развития ребенка является «развитие, укрепление и углубление познавательной потребности», исходя из выступлений А.И. Савенкова суть раннего развития это «расширение диапазона исследовательского поиска», «развитие общих способностей» по словам Ю.Д. Бабаева, а условием такого развития является ориентация на потребности ребенка, его собственную активность. Целью раннего развития не могут быть сами по себе навыки чтения, овладения иностранным языком или игрой в шахматы.

Целью является личность ребенка.

Все психологи и педагоги считают раннее развитие необходимым, однако в вопросах оценки средств и методов раннего развития среди специалистов нет единства. В этом вопросе слово остается за родителями, но мы считаем главным в раннем возрасте стимулировать свойственные на данном этапе развития функции мозга. Каждому родителю при выборе методики развития или специалиста/группы, важно понимать, что в первые 3 года развитие психики и физиологии НЕРАЗДЕЛЬНО!

Следовательно специалист по раннему развитию — это не просто педагог и даже не просто психолог, он должен понимать, как та или иная игра, форма отношений с ребенком влияет на развитие его головного мозга и только на основании этого, составлять программы развития. 

А между тем, согласны вы с этим или нет, развитие ребенка начинается уже с момента его рождения. И то, что принято называть ранним развитием ребенка, — на самом деле является нормальным развитием.

Ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен самому себе, он должен играть под руководством взрослых. Но также постепенно необходимо вводить ребенка в коллектив сверстников: это могут быть детские площадки, прогулки с друзьями их детьми или же посещение детских развивающих центров. Ребенку с малых лет нужна социализация в коллективе. Он будет там учиться общаться, дружить, отстаивать свои интересы или уступать, участвовать в коллективных играх с элементами состязательности; и все это на первых порах будет на глазах у мамы, что в свою очередь ослабит тревогу у ребенка по поводу расставания с мамой и улучшит процесс адаптации к детскому учреждению..Он не должен вырасти, как писал Сергей Михалков, «у папы с мамой на виду, как растение мимоза в ботаническом саду».

Мы являемся противниками раннего интеллектуального развития. И причина тому естественные физиологические процессы в организме ребенка:

  • Примерно до 5-6 лет у всех детей доминирует правое полушарие головного мозга. Именно оно отвечает за творческие способности, фантазию, оперирование образами, эмоциональную сферу, оно действует очень быстро. Если родители принимаются за «раннее интеллектуальное обучение» малыша, они нарушают естественное развитие правого полушария мозга, и это уже невозможно компенсировать в более старшем возрасте, следовательно ребенок лишается творческого подхода к жизни, он сложнее и дольше принимает решения, он сложнее испытывает эмоции и чаще впадает в депрессии и ощущения бессмысленности в будущем.
  • Левое полушарие ответственно за логическое мышление, вербальную сферу, оперирование символами (буквы, цифры, схемы и т.п.), оно действует сравнительно медленно. Обучая малыша в раннем возрасте, родители стимулируют несвоевременное развитие левого полушария в ущерб правому — творческому.
  • Правое полушарие управляет эмоциональной сферой. Если этому не уделяется достаточное внимание, палитра чувств и эмоций ребенка оскудевает, ощущения и переживания упрощаются, выражение их становится либо примитивным, либо невозможным. В последнем случае ребенок идет самой короткой дорожкой к сложным невротическим заболеваниям. Последствиями слишком раннего обучения являются также агрессия, синдром дефицита внимания, импульсивность, неуправляемость — это плоды неразвитости эмоциональной сферы.
  • Левое (логическое) полушарие действует медленно. К тому же вербальная сфера не является доминантной у дошкольника. При обучении взрослый постоянно подгоняет ребенка, чтобы тот быстрее запоминал, быстрее отвечал, быстрее оперировал знаковыми системами. При этом долгий путь, который должен совершить ребенок, используя собственные мыслительные операции, сокращается до механического запоминания и «выдачи» информации. В итоге, вы хотели сделать ребенка более умным, а получили человека, который не умеет мыслить, а умеет только зубрить, что абсолютно бессмысленно в современно мире огромного количества информации. 

Что следует за ранним интеллектуальным развитием ребенка в раннем возрасте?

  • Психологические проблемы:

Повышение интеллекта ведет за собой провалы в других личностных сферах, тем более, если интеллектуальное развитие насильно стимулируется родителями (бессонница, энурез-энкопрез, нарушение навыков общения и социализации, истерики, тики, заикания и т.д.) недоразвитие эмоций влечет за собой неумение чувствовать, сопереживать и дифференцировать свои эмоции. Такие дети не умеют играть, примерять на себя разные социальные роли, что ведет к деформации личности.

  • Потеря времени:

Мозг ребенка созревает постепенно. Сначала превалирует игровой подход, конкретное мышление, развиваются сенсорные навыки. Интеллектуальная деятельность ничего этого не дает, а попросту вытесняет предметную деятельность, развитие моторики крупной и мелкой, развитие координации. В ребенке угасает его одаренность и талант, если таковые имелись с таким подходом. То время, которые родители тратят с усердием на интеллектуальное обучение является утраченным и не использованным, исходя из сензитивности ребенка.

  • Проблемы в школе:

Здесь в принципе все логично. Ребенок устает от обучения, ему становится не интересен знакомый материал и его поисковая деятельность (природная любознательность) затухает. Отсюда нежелание ходить в школу, плохая успеваемость, истерики и конфликты с родителями. Также такие дети привыкают к тому, что материал им знаком и не включаются в учебную деятельность, позднее не могут в нее включиться, т.к. школьная программа ушла далеко вперед.

Но все вышеперечисленные факты не отвергают необходимость занятий с ребенком. Только эти занятия должны быть творческими, необходимо подпитывать и развивать эмоциональную сферу, развивать надежную привязанность с мамой, так как в дальнейшем это послужит фундаментом для выстраивания отношений с коллегами, друзьями, супругами и т.д.

Оставьте в покое чтение и счет, пусть ваш ребенок лепит, рисует, танцует, измазывается в глине и песке, играет в воде и т.д. А познавательным процессам обучайте, учитывая возраст. 

Малявкина Анна Васильевна — Специалист по раннему развитию

И помните дорогие родители, что ранний возраст это самый важный период в жизни каждого человека, потому, что по сути в этот период закладывается фундамент для личности. Стараясь сделать лучше своему ребенку, помните о том, что он еще малыш и достоин счастливого беззаботного детства!

 

Поверьте, это будет лучший подарок и урок для него, который он пронесет через всю жизнь!

http://Школародительства.рф

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Мой мир

E-mail

Pinterest

LinkedIn

Одноклассники

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

psymagazine.ru

Слишком раннее развитие: почему это опасно

Сегодня очень модно буквально с первых месяцев жизни отдавать малышей в различные «развивашки». Стоит ли это делать? Мы решили разобраться.

Для некоторых родителей раннее развитие ребёнка становится навязчивой идей. Кому же не хочется, что его ребёнок был развит «не по годам». Однако, как утверждают специалисты, есть опасение чрезмерными нагрузками нанести ребёнку вред. Одно дело - способствовать опережающему развитию своего малыша, другое дело перегружать ранним обучением, не учитывая особенностей возрастной категории.

Развитие интеллекта может происходить в ущерб другим способностям ребёнка

Мозг ребёнка развивается последовательно – сначала те области, которые отвечают за дыхание и пищеварение. Затем области, связанные с движением, эмоциями, и только потом с восприятием информации, в частности абстрактной. Если от годовалого ребёнка, которому хочется бегать и играть, познавать окружающий мир, требовать усидчивости и запоминания цифр или букв, то вряд ли из этого выйдет что-то хорошее. А если и произойдёт, то будет в ущерб другим способностям малыша.

Проблемы с центральной нервной системой

Главные мифы о развитии речи малыша

Всё ли вы знаете о том, как формируется речь у ребёнка? Мы собрали самые распространённые мифы, которые могут не только не помочь, но и помешать правильному развитию малыша.

Волнение, напряжение в результате не соответствующих возрасту ребёнка занятий, может привести к расстройству сна, заиканию, эндокринным нарушениям, энурезу и другим отклонениям по здоровью.

Ребёнок утрачивает связь с родителями

Пока малыш сам не пожелал отойти от вас и пообщаться с кем-то ещё, он очень сильно к вам привязан. Со временем связь между матерью и ребёнком становится слабее в силу того, что крохе необходимо познавать мир. Отдавая ребёнка в школы раннего развития, вы раньше времени и намеренно нарушаете тесную связь со своим малышом. Это может привести к холодности в отношениях в будущем (особенно, это будет заметно, когда ребёнок достигнет подросткового возраста) и равнодушии в целом. 

Потеря «пластичности» мозга

Большой объём знаний обучающего характера, например, касающийся изучения иностранных языков, абстрактных понятий, а также других не соответствующих возрасту задач, может нарушить нейронные цепи, отвечающие за обработку определённой информации. Что может тормозить интеллектуальное развитие.

Всё должно быть поступательно и в соответствии с возрастными особенностями, это позволит в последствии максимально реализовать умственные способности ребёнка.

У малыша должно быть детство!

Прежде чем отдавать ребёнка в пять кружков сразу, подумайте, а не лишаете ли вы своё чадо детства? С играми с друзьями, игрушками и прочими забавами, которые на самом деле, развивают ребёнка куда больше, чем всевозможные методики. Задания, направленные на определённый результат, не позволяют малышу фантазировать со всей его детской непосредственностью, а ещё не дают изучить самого себя. Ведь ребёнку нужно дать вдоволь наиграться с самим собой. 

Перед тем как принять решение – заниматься с малышом по методикам раннего развития или нет, проконсультируйтесь у специалистов, взвесьте все «за» и «против».

Теги по теме: развитиедети 1-3

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Раннее развитие ребенка опасно?

Добрый день, дорогие родители. Все чаще мы слышим, что раннее развитие ребенка опасно для психики малыша. Многие родители хотят, чтобы их детки с самого раннего детства учились быть независимыми. Если маленький кроха рассуждает подобно взрослому, то у многих вызывает умиление.

Мамочки любят хвастаться, что их сын весь день способен играть в одиночестве или что их дочь — отличница, причем успевает посещать музыкальную школу и прекрасно учится плавать.

Также родителям нравится, что их детишки мало отвлекают взрослых по пустякам — особенно они будут благодарны, если в семье несколько детей.

Тогда больше всего ожиданий будет к старшему: «Ты — взрослый, ты все можешь делать сам, иди займись делом, не мешай маме».

А если старший начинает просить к себе внимания или хочет вместе во что-нибудь поиграть, то часто вызывает раздражение или недоумение. Он же уже «взрослый»!

Содержание статьи:

О потребностях наших детей

Постарайтесь всегда учитывать потребности своего сына или дочки. Если малыш — старший, и вы постоянно призываете его к самостоятельности, то ему не остается ничего другого, кроме как уступить вам и усиленными темпами начинать взрослеть.

Однако любой психолог вам скажет, что раннее взросление и раннее развитие ребенка опасно — не всегда хорошо, что малышу для гармоничного развития требуется положенное время. Однако современные родители словно тревожатся, что они чего-то не успеют. Прогрессивные родители учат свое чадо читать не в 6 лет, как положено, а в 3.

Чадо при такой спешке действительно кое-что не успеет получить — а именно вашей заботы и внимания. Также ему нужно определенное время, чтобы побыть ребенком и как следует насладиться этой порой.

Если чадо вволю не наиграется, не наслушается колыбелек и сказок, то в школу кроха придет неспокойным, и мало что у него будет получаться. Нередко у такого дошкольника начинают проявляться разнообразные невротические симптомы.

Конечно, относиться к 10-летнему малышу, как к 2-летнему, не стоит — это другая малопривлекательная крайность. Мы же говорим о вынужденном форсировании событий.

Что такое гармоничное развитие ребенка

Первым делом у крохи формируется привязанность к самым важным для него взрослым. Привязанность должна быть достаточно надежной и сильной — только после этого он сможет постепенно отделяться от родителей.

Привязанность — это уверенность малыша в том, что значимый взрослый даст ему необходимую защиту, спокойствие и надежность в любой момент времени.

Если же этот взрослый с самого раннего детства стремится отдалить от себя карапуза, то последний наверняка впоследствии станет беспокойным, без внутренних опор и с желанием «прилепиться» к кому-нибудь сильному.

Таким образом, желание малыша зависеть от мамы или папы — это естественно и крайне для него необходимо. Ошибкой было бы относиться к этому, как к капризам сына или дочки, и ваша ответственность — обеспечить все для формирования этой привязанности.

К счастью для детишек, ускоренного внутриутробного развития плода человечество еще не добилось, и все протекает своим путем, как задумано природой. Однако затем мама после рождения первенца позволяет проявляться симбиозу с ним, а затем постепенно начинает его торопить. Раннее развитие ребенка опасно.

Он нуждается в нашей поддержке — а мы отталкиваем его от себя: «Засыпай самостоятельно!», «Ходи ножками сам!», «Скоро ты пойдешь в садик, чтобы не сидеть возле мамы!». Чуть позже дочка или сынок слышит наши «Делай уроки сам!», «Не взваливай на меня свои школьные проблемы!» Мало какой родитель обладает терпением вникнуть в проблемы своего сына или дочки, даже если со стороны они кажутся малозначительными.

Представьте себя этим ребенком. Наверняка вы почувствуете страх от того, что столь важная для жизни связь с взрослым начинает рушиться, и вам придется бороться с миром один на один.

Ранняя самостоятельность — отставание в развитии?

Наш мозг способен одновременно справляться с огромным количеством задач, поскольку представляет собой сложнейший орган. Одной из его задач является наблюдение за тем, какова дистанция между ребенком и значимым для него взрослым.

Если дистанция велика и малыш имеет неудовлетворенные потребности, то мозг начинает работать в режиме тревоги, что сразу же сказывается на выполнение другой важной задачи — развитии.

Специалисты отметили, что воспитанники детских домов заметно отстают от своих более благополучных сверстников в плане интеллектуального, эмоционального и физиологического развития.

Итак, уверенность родителей в благоприятном эффекте ранней самостоятельности ошибочна. Малыш может быстро и гармонично развиваться только в том случае, если он успешно прошел первую стадию своего развития — привязанность к маме и папе.

Без этого в дальнейшем он не сможет успешно идти по своей дороге жизни — постоянная тревога за свою жизнь будет постоянно его тормозить.

Просто представьте, что вы в течение жизни слышите сигнал тревоги, который звучит прямо у вас в голове. Вы смогли бы вести полноценную жизнь?

А ведь именно так чувствует себя малыш, когда родители с самого раннего возраста начинают приучать его к самостоятельности, наплевав на естественные, природные законы развития.

Какими должны быть родители

Никогда не считайте себя менее компетентными, чем современные «супер-няни» и «супер-воспитатели». Да, они обладают множеством знаний по теме ускоренного развития, однако в раннем возрасте ребенку это абсолютно ни к чему.

Малышу необходимы именно свои мама и папа, чтобы родители оберегали его и давали ему столько близости, сколько требуется. Отказываясь взять кроху на ручки в 3 года, в 15 лет вы начнете просить его хотя бы разок обнять.

Иногда детки, стремясь заглушить сигнал тревоги, изобретают невероятные пути привлечения внимания к себе, становятся манипуляторами. Нередко их называют «сложными» детьми.

Итак, какими же должны быть родители, чтобы их сын или дочь вырос счастливым и уверенным в себе человеком? Просто будьте ласковыми, заботливыми и внимательными, транслируйте малышу уверенность и защиту, и все у вас получится замечательно.

Ну что, раннее развитие ребенка опасно? Спорный вопрос.

Успехов в воспитании!

Раннее развитие ребенка опасно – смотрим видео

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

sosed-domosed.ru


Смотрите также