Раннее развитие ребенка - за и против. Раннее развитие ребенка за и против


Раннее развитие ребенка - за и против

Сыну моей знакомой О. было всего два года, когда я с удивлением узнала, что малыш уже умеет… читать! Его бабушка с гордостью рассказывала о том, как внук посещает развивающие занятия и получает призы за участие в различных конкурсах для маленьких умников. Тогда я, пожалуй, впервые задумалась о том, что же такое раннее развитие детей и нужно ли оно?

В настоящее время в Сургуте, да и в других городах открылось немало центров, специалисты которых занимаются даже с годовалыми малышами. Разработаны специальные методики, позволяющие выявить и развить таланты деток любого возраста. И вполне понятно, что родители, озабоченные будущим своих детей, хотят сделать их умными, способными и одаренными людьми. А это и является главной целью развивающих занятий. Давайте подробнее познакомимся с методиками, являющимися наиболее популярными на сегодняшний день.

Большинство родителей слышали про знаменитую систему Монтессори. Ее основательница, итальянский педагог Мария Монтессори, полагала, что необходимо относиться к любому ребенку как к уникальной личности и дать ему возможность развиваться в специально подготовленной среде. Важную роль при этом играют тактильные ощущения, возможность делать что-то руками. На занятиях дети могут выбирать понравившийся вид деятельности – рисовать, лепить, читать, играть с песком или водой, нанизывать бусы, бегать, лазить и т.д. Педагог ненавязчиво руководит занятиями, позволяя каждому ребенку проявлять свои творческие способности. Эта система хороша тем, что позволяет использовать практически любые доступные материалы для развития малыша, и ее элементы легко включить в повседневную жизнь. Дать ребенку поплескаться в тазике с водой, поощрять строительство из кубиков и конструктора, насыпать в миски разные виды круп – уже прекрасные упражнения для развития тактильных ощущений и мелкой моторики!

Наиболее известная советская система развивающего воспитания принадлежит семье Бориса и Елены Никитиных. У них родилось семь детей, и родители решились пойти в разрез с традиционной системой воспитания. Большое внимание уделяется физическому развитию детей, причем с самых первых дней жизни, раннему включению детей в трудовую деятельность семьи, развитию логики с помощью головоломок, возможности творческой самореализации. Очень важен компонент нравственного воспитания, взаимопомощи и дружбы. Никитины выявили тесную взаимосвязь между физическим и умственным развитием – будет успешно первое, удастся и второе. Они считали, что нужно внимательно вглядываться в ребенка и помнить о том, что маленькие дети близки к природе и нужно позволить им развиваться естественно. А наиболее благоприятный период развития способностей – дошкольный, причем оно должно происходить по возможности в семье, в доброжелательной и спокойной обстановке.

Многие педагоги считают, что залог успешного развития ребенка – раннее обучение чтению. Они обуславливают это тем, что читающий ребенок развивает речь, мышление, зрительную память, а в дальнейшем может самостоятельно получать информацию из печатных источников (а в настоящее время и из интернета). Методик раннего обучения чтению несколько. Так, американский педиатр Глен Доман предлагает показывать ребенку, начиная с шестимесячного возраста, слова, крупно и ярко написанные на карточках. Слова нужно четко произносить, затем ребенка обнимают и хвалят. Постепенно занятия усложняются, и к двум годам малыш вполне может читать сам. Сложность этого метода в том, что нужно выработать индивидуальный подход к ребенку, опытным путем определить состав и количество слов, скорость показа, каждый день писать новые слова и т.д. Все это требует времени и усилий, а желаемый результат достигается далеко не всегда.

Педагог Николай Зайцев разработал «кубики Зайцева», с помощью которых ребенок постигает как отдельные буквы, так и их сочетания, слоги, с помощью которых он учится составлять слова. Кубики отличаются друг от друга, поэтому усвоение информации происходит с помощью слуха, зрения, осязания, температурной чувствительности, а не только зрения, и это повышает эффективность обучения. Причем занятие происходит в игровой форме, и это вполне естественно для малышей – обучаться в процессе игры.

Интересна также методика раннего развития Сесиль Лупан. Вначале она пробовала развивать двух дочек по методу Г.Домана, но затем выработала собственные приемы, основывающиеся на личностном подходе, простоте и естественности – в качестве обучающего материала можно использовать все, что окружает малыша. Большое внимание в ее методике уделяется обучение плаванью. Также С.Лупан предлагает с раннего возраста обучать ребенка иностранным языкам. Эта точка зрения в настоящее время разделяется многими педагогами.

Так, английский лингвист Хелен Дорон предложила обучать детей иностранному языку в комфортной обстановке, с применением ярких пособий и игр. Основное в этом методе – дать возможность постигать иностранный язык так же естественно, как и родной.

Разработаны и методики творческого обучения малышей. Это, например, грудничковое рисование (М.Гмошинская), «Сказочные лабиринты игры» - развивающие интеллект и творчество игры инженера-физика В.Воскобовича, теория раннего введения детей в мир искусства М.Ибука и другие.

В результате таких занятий, при условии, что методика подобрана правильно, подходит малышу, не вызываю у него негативных чувств, вполне можно вырастить полноценно развитого человека. Причем многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины и др.) говорят о том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик.

Как пример, история девочки А., 5 лет. Мама занималась с ней с самого рождения: читала книги, разговаривала, рассказывала обо всем, что мог видеть ребенок. В 9 месяцев она начала рисовать — сначала пальчиками, что приносило ей массу удовольствия. В 2,5 года А. выучила алфавит. Сейчас в свои пять лет она читает на трех языках (русском, украинском и английском), переводит с одного языка на другой. Имеет большие познания в математике (арифметические действия, дроби, корни, проценты и т.д.) Она находит координаты в системе координат Декарта, имеет первые знания по геометрии и тригонометрии. А. знает планеты, страны, их столицы, континенты, океаны, моря; знает писателей, художников, композиторов, их произведения. Все эти познания усваивались в разговорах и играх.

Другой пример - Грегори Смит (род. в 1990 году). В 14 месяцев запоминал и пересказывал книжки, в 18 - складывал цифры, в 7 лет поступил в школу, а в 9 лет ее закончил (перескочив из первого класса сразу в восьмой), в 10 лет поступил в университет. Известен как самый юный номинант на Нобелевскую премию - в 12 лет его номинировали в первый раз (всего же он удостаивался такого внимания 4 раза).

Конечно, каждый родитель мечтает гордиться умным и развитым не по годам ребенком. Но вот в чем проблема – при раннем интеллектуальном развитии, если делать упор именно на освоение конкретных знаний, могут пострадать другие сферы развития малыша – эмоциональная и физическая. И восполнить этот важный пробел в дальнейшем будет непросто.

Шестилетний В. знал ответ практически на любой вопрос, решал примеры с трехзначными цифрами, свободно читал, легко решал логические задачки. Но вот о том, чтобы помочь маме, поинтересоваться здоровьем заболевшей бабушки или поделиться чем-либо даже не помышлял. Вряд ли такому «вундеркинду» будет легко стать частью общества – эгоистичный человек, пусть даже и очень умный, симпатии не вызовет.

Другой мальчик, С., в шестилетнем возрасте выразил большое желание идти в школу. Поскольку он отлично умел читать, писать, считать, много знал и даже сочинял стихи, родители согласились, хотя физически развит ребенок был не очень хорошо. В результате он рано окончил школу, в 15 лет поступил в университет и закончил его с отличием. Но невысокий, худенький и в очках, С. очень переживал от отсутствия друзей-ровесников и времени на полноценный отдых…

Поэтому, прежде чем начать занятия, необходимо разумно оценить возможности ребенка, чтобы не перегрузить его сложными заданиями. При этом нужно будет уделить внимание всем сферам развития – интеллектуальной, творческой, познавательной, эмоциональной, нравственной, физической. Какие-то занятия вполне можно проводить дома, материалы и пособия для этого легко приобрести в магазине или сделать самим – сшить, связать, вырезать, собрать... Те же палочки и шишки из леса, песок и камушки с моря или травы и цветы с луга – чем не наглядные пособия?! Тем более что привычная, домашняя обстановка очень располагает к усвоению новых знаний в игровой форме.

Когда малыш немного подрастет, можно выбрать подходящие курсы. Только стоит помнить о том, что не ребенок для игры, а игра для ребенка. Не нужно зацикливаться на возможных неудачах, относиться к занятиям слишком серьезно, сравнивать свои достижения с достижениями других детей. В конце концов, все люди разные, и способности у них очень отличаются. Все-таки главная цель раннего развития – воспитать гармоничную личность, имеющую гибкий ум и талантливость, умеющую найти свое место в мире. А для этого нужно позволить ребенку самому выбирать интересующую его сферу деятельности, доброжелательно направляя и помогая.

Судьбы детей авторов методик, на которых проводилась «проба пера», очень неодинаковы. В большинстве случаев очень развитые в детстве, с возрастом они практически не выделялись среди других людей (как, например, дети Никитиных), хотя и добились определенного жизненного успеха. Поэтому раннее развитие хорошо в меру, и результаты его во многом зависят от того, останется ли у ребенка стремление самосовершенствоваться и расти над собой?

Если родители дали малышу любовь и тепло семейного очага, воспитали его нравственным человеком и привили интерес к окружающему миру – можно сказать, что основную родительскую задачу они уже выполнили. Достичь чего-то большего – вполне возможно и зависит только от вас!

klubkom.net

Раннее развитие ребенка – за и против

Сыну моей знакомой О. было всего два года, когда я с удивлением узнала, что малыш уже умеет… читать! Его бабушка с гордостью рассказывала о том, как внук посещает развивающие занятия и получает призы за участие в различных конкурсах для маленьких умников. Тогда я, пожалуй, впервые задумалась о том, что же такое раннее развитие детей и нужно ли оно?

В настоящее время в Сургуте, да и в других городах открылось немало центров, специалисты которых занимаются даже с годовалыми малышами. Разработаны специальные методики, позволяющие выявить и развить таланты деток любого возраста. И вполне понятно, что родители, озабоченные будущим своих детей, хотят сделать их умными, способными и одаренными людьми. А это и является главной целью развивающих занятий. Давайте подробнее познакомимся с методиками, являющимися наиболее популярными на сегодняшний день.

Большинство родителей слышали про знаменитую систему Монтессори. Ее основательница, итальянский педагог Мария Монтессори, полагала, что необходимо относиться к любому ребенку как к уникальной личности и дать ему возможность развиваться в специально подготовленной среде. Важную роль при этом играют тактильные ощущения, возможность делать что-то руками. На занятиях дети могут выбирать понравившийся вид деятельности – рисовать, лепить, читать, играть с песком или водой, нанизывать бусы, бегать, лазить и т.д. Педагог ненавязчиво руководит занятиями, позволяя каждому ребенку проявлять свои творческие способности. Эта система хороша тем, что позволяет использовать практически любые доступные материалы для развития малыша, и ее элементы легко включить в повседневную жизнь. Дать ребенку поплескаться в тазике с водой, поощрять строительство из кубиков и конструктора, насыпать в миски разные виды круп – уже прекрасные упражнения для развития тактильных ощущений и мелкой моторики!

Наиболее известная советская система развивающего воспитания принадлежит семье Бориса и Елены Никитиных. У них родилось семь детей, и родители решились пойти в разрез с традиционной системой воспитания. Большое внимание уделяется физическому развитию детей, причем с самых первых дней жизни, раннему включению детей в трудовую деятельность семьи, развитию логики с помощью головоломок, возможности творческой самореализации. Очень важен компонент нравственного воспитания, взаимопомощи и дружбы. Никитины выявили тесную взаимосвязь между физическим и умственным развитием – будет успешно первое, удастся и второе. Они считали, что нужно внимательно вглядываться в ребенка и помнить о том, что маленькие дети близки к природе и нужно позволить им развиваться естественно. А наиболее благоприятный период развития способностей – дошкольный, причем оно должно происходить по возможности в семье, в доброжелательной и спокойной обстановке.

Многие педагоги считают, что залог успешного развития ребенка – раннее обучение чтению. Они обуславливают это тем, что читающий ребенок развивает речь, мышление, зрительную память, а в дальнейшем может самостоятельно получать информацию из печатных источников (а в настоящее время и из интернета). Методик раннего обучения чтению несколько. Так, американский педиатр Глен Доман предлагает показывать ребенку, начиная с шестимесячного возраста, слова, крупно и ярко написанные на карточках. Слова нужно четко произносить, затем ребенка обнимают и хвалят. Постепенно занятия усложняются, и к двум годам малыш вполне может читать сам. Сложность этого метода в том, что нужно выработать индивидуальный подход к ребенку, опытным путем определить состав и количество слов, скорость показа, каждый день писать новые слова и т.д. Все это требует времени и усилий, а желаемый результат достигается далеко не всегда.

Педагог Николай Зайцев разработал «кубики Зайцева», с помощью которых ребенок постигает как отдельные буквы, так и их сочетания, слоги, с помощью которых он учится составлять слова. Кубики отличаются друг от друга, поэтому усвоение информации происходит с помощью слуха, зрения, осязания, температурной чувствительности, а не только зрения, и это повышает эффективность обучения. Причем занятие происходит в игровой форме, и это вполне естественно для малышей – обучаться в процессе игры.

Интересна также методика раннего развития Сесиль Лупан. Вначале она пробовала развивать двух дочек по методу Г.Домана, но затем выработала собственные приемы, основывающиеся на личностном подходе, простоте и естественности – в качестве обучающего материала можно использовать все, что окружает малыша. Большое внимание в ее методике уделяется обучение плаванью. Также С.Лупан предлагает с раннего возраста обучать ребенка иностранным языкам. Эта точка зрения в настоящее время разделяется многими педагогами.

Так, английский лингвист Хелен Дорон предложила обучать детей иностранному языку в комфортной обстановке, с применением ярких пособий и игр. Основное в этом методе – дать возможность постигать иностранный язык так же естественно, как и родной.

Разработаны и методики творческого обучения малышей. Это, например, грудничковое рисование (М.Гмошинская), «Сказочные лабиринты игры» - развивающие интеллект и творчество игры инженера-физика В.Воскобовича, теория раннего введения детей в мир искусства М.Ибука и другие.

В результате таких занятий, при условии, что методика подобрана правильно, подходит малышу, не вызываю у него негативных чувств, вполне можно вырастить полноценно развитого человека. Причем многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины и др.) говорят о том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик.

Как пример, история девочки А., 5 лет. Мама занималась с ней с самого рождения: читала книги, разговаривала, рассказывала обо всем, что мог видеть ребенок. В 9 месяцев она начала рисовать — сначала пальчиками, что приносило ей массу удовольствия. В 2,5 года А. выучила алфавит. Сейчас в свои пять лет она читает на трех языках (русском, украинском и английском), переводит с одного языка на другой. Имеет большие познания в математике (арифметические действия, дроби, корни, проценты и т.д.) Она находит координаты в системе координат Декарта, имеет первые знания по геометрии и тригонометрии. А. знает планеты, страны, их столицы, континенты, океаны, моря; знает писателей, художников, композиторов, их произведения. Все эти познания усваивались в разговорах и играх.

Другой пример - Грегори Смит (род. в 1990 году). В 14 месяцев запоминал и пересказывал книжки, в 18 - складывал цифры, в 7 лет поступил в школу, а в 9 лет ее закончил (перескочив из первого класса сразу в восьмой), в 10 лет поступил в университет. Известен как самый юный номинант на Нобелевскую премию - в 12 лет его номинировали в первый раз (всего же он удостаивался такого внимания 4 раза).

Конечно, каждый родитель мечтает гордиться умным и развитым не по годам ребенком. Но вот в чем проблема – при раннем интеллектуальном развитии, если делать упор именно на освоение конкретных знаний, могут пострадать другие сферы развития малыша – эмоциональная и физическая. И восполнить этот важный пробел в дальнейшем будет непросто.

Шестилетний В. знал ответ практически на любой вопрос, решал примеры с трехзначными цифрами, свободно читал, легко решал логические задачки. Но вот о том, чтобы помочь маме, поинтересоваться здоровьем заболевшей бабушки или поделиться чем-либо даже не помышлял. Вряд ли такому «вундеркинду» будет легко стать частью общества – эгоистичный человек, пусть даже и очень умный, симпатии не вызовет.

Другой мальчик, С., в шестилетнем возрасте выразил большое желание идти в школу. Поскольку он отлично умел читать, писать, считать, много знал и даже сочинял стихи, родители согласились, хотя физически развит ребенок был не очень хорошо. В результате он рано окончил школу, в 15 лет поступил в университет и закончил его с отличием. Но невысокий, худенький и в очках, С. очень переживал от отсутствия друзей-ровесников и времени на полноценный отдых…

Поэтому, прежде чем начать занятия, необходимо разумно оценить возможности ребенка, чтобы не перегрузить его сложными заданиями. При этом нужно будет уделить внимание всем сферам развития – интеллектуальной, творческой, познавательной, эмоциональной, нравственной, физической. Какие-то занятия вполне можно проводить дома, материалы и пособия для этого легко приобрести в магазине или сделать самим – сшить, связать, вырезать, собрать... Те же палочки и шишки из леса, песок и камушки с моря или травы и цветы с луга – чем не наглядные пособия?! Тем более что привычная, домашняя обстановка очень располагает к усвоению новых знаний в игровой форме.

Когда малыш немного подрастет, можно выбрать подходящие курсы. Только стоит помнить о том, что не ребенок для игры, а игра для ребенка. Не нужно зацикливаться на возможных неудачах, относиться к занятиям слишком серьезно, сравнивать свои достижения с достижениями других детей. В конце концов, все люди разные, и способности у них очень отличаются. Все-таки главная цель раннего развития – воспитать гармоничную личность, имеющую гибкий ум и талантливость, умеющую найти свое место в мире. А для этого нужно позволить ребенку самому выбирать интересующую его сферу деятельности, доброжелательно направляя и помогая.

Судьбы детей авторов методик, на которых проводилась «проба пера», очень неодинаковы. В большинстве случаев очень развитые в детстве, с возрастом они практически не выделялись среди других людей (как, например, дети Никитиных), хотя и добились определенного жизненного успеха. Поэтому раннее развитие хорошо в меру, и результаты его во многом зависят от того, останется ли у ребенка стремление самосовершенствоваться и расти над собой?

Если родители дали малышу любовь и тепло семейного очага, воспитали его нравственным человеком и привили интерес к окружающему миру – можно сказать, что основную родительскую задачу они уже выполнили. Достичь чего-то большего – вполне возможно и зависит только от вас!

Автор: Олеся Дурсина

detkino.ru

Раннее развитие детей. За и против | Здоровье ребенка | Здоровье

Сейчас многие родители стараются как можно раньше научить своих детей читать и писать. Еще до школы ребятишек отдают в различные кружки и секции, студии раннего развития. Другие мамы и папы полагают, что у ребенка должно быть детство, не омраченное лишними нагрузками. Кто прав? Сегодня это – тема нашей дискуссии.

Ирина, 45 лет, бухгалтер

Я не знаю случаев, когда из маленьких гениев вырастали большие. Обычно такие дети подают надежды в раннем возрасте, а когда взрослеют, становятся обычными людьми. Почему-то мне кажется, что они несчастны от этого. Довольно трудно признаться самому себе в собственной заурядности, если в течение многих лет родители, учителя и сверстники убеждали тебя в том, что ты станешь великим человеком. Так что я считаю, не стоит раньше времени пытаться научить ребенка читать, писать или рисовать. Да, он будет выгодно смотреться на фоне одноклассников какое-то время. Но, если настоящего таланта нет, вскоре ровесники догонят в развитии маленького гения. А если у ребенка действительно есть какие-то задатки, то он проявит себя без всяких курсов раннего развития. Шило в мешке не утаишь!

Михаил, 40 лет, предприниматель

В детстве все легче дается. Мы с женой сына отдали на курсы английского в четыре года. К семи годам он уже вполне бегло болтал. И никакого языкового барьера у него не было – в этом возрасте дети редко задумываются о том, какое впечатление они производят на окружающих. Помню, когда мы на отдыхе были, он подружился с детишками из других стран, и они прекрасно общались! Если бы сын начал учиться лет в четырнадцать, так быстро он бы не освоился!

Екатерина, 32 года, администратор

Сейчас темп жизни очень сильно ускорился, поэтому, чтобы стать полноценными членами общества, дети должны начинать учиться как можно раньше. В школе времени на занятия в кружках и секциях уже не будет, особенно если с детства ребенок не привык работать. Раннее развитие нужно даже не столько для того, чтобы научить малыша читать и писать, а для того, чтобы приучить его работать. Иначе так и будет всю жизнь догонять своих более успешных ровесников.

Николай, 52 года, технолог

Обычно, отправляя детей в кружки раннего развития, секции или музыкальную школу, родители пытаются реализовать какие-то свои несбывшиеся мечты, потешить амбиции. Но может оказаться, что ребенку все это не нужно. Все время обучения он будет страдать от чрезмерной нагрузки, которая неизбежна, если маленький человечек занимается тем, к чему у него душа  не лежит. Причем очень часто такие дети не в силах противостоять родительской воле, ведь развивать их начинают с раннего детства, когда пойти наперекор маме и папе очень трудно.

Павел, 31 год, водитель

Не понимаю, зачем нужно с раннего детства учить чему-то ребенка? Пойдет в школу там и научится, чему нужно. Помню, когда я в первый класс пошел, половина детей бегло читала, а половина – вообще букв не знала. Но к концу года все читали примерно одинаково! А писать некоторых детей переучивали – учительница считала, что нужно выводить буквы не так, как учили родители.

Олег, 22 года, программист

Я очень благодарен своим родителям за то, что с самого детства таскали меня в какие-то кружки и студии. В результате теперь у меня престижная работа, я знаю два языка, у меня разряд по плаванию, я неплохо играю на аккордеоне и гитаре. И никаких нервных срывов и перенапряжения я не испытывал. Я просто привык жить так, чтобы не было времени на всякие глупости. Иногда смотрю на своих сверстников и вижу, что они еще не определились, чего бы им хотелось в жизни, а я уже многого достиг.

Светлана, 36 лет, финансовый консультант

Не вижу ничего плохого в том, чтобы ребенок пораньше научился читать и писать. В школе ему легче будет учиться. Ведь часто первоклассники просто не в состоянии справиться со школьной нагрузкой. Им не то что учебную программу освоить, им просто усидеть на месте в течение дня сложно бывает. Да и отношения со сверстниками не всегда складываются сразу, особенно у «несадовских» детей. Лучше максимально облегчить ребенку жизнь в этот сложный период, заранее научив его читать и писать.

www.aif.ru

Раннее развитие: за и против

1. Раннее развитие - это обучение и воспитание ребенка с рождения и до 6 лет.

2.   Раннее развитие - это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет).

3.   Раннее развитие - это специальные методики, направленные на опережающее развитие способностей ребенка, на то, чтобы он начал осуществлять различные физические и интеллектуальные действия и операции раньше, чем подавляющее большинство его сверстников.

4.   Раннее развитие - это миф. Продуманное обучение ребенка в первые три года жизни -это не раннее, а своевременное развитие, потому что потом мозг ребенка перестанет настолько эффективно воспринимать информацию.

 

 Обобщив все эти ответы, можно сделать вывод, что раннее развитие - это некая программа действий, которую сознательно выбирают родители для того, чтобы максимально эффективно и как можно раньше (по крайней мере, до шести лет) раскрыть и укрепить все способности своего ребенка.

Раннее развитие: аргументы «за» и «против»

И все-таки, так ли все однозначно с ранним развитием?

Как ни покажется это странным, но далеко не все умные и квалифицированные специалисты, не все любящие и неравнодушные родители убеждены в пользе раннего развития. Довольно много уважаемых и совсем не глупых людей считают, что не стоит торопить природу: нормальный ребенок обязательно сам научится ползать, ходить, плавать, рисовать, в свое время он начнет читать и писать, освоит математику и иностранный язык. В конце концов, говорят противники раннего развития, тысячелетиями человечество как-то развивалось, появлялись гении физики и химии, живописи и литературы, изобретатели и космонавты... Даже в наши дни в индийских или африканских племенах, далеких от цивилизации, растут здоровые, неглупые и счастливые дети. И все это без какого-либо намека на раннее развитие!

В общем и целом, аргументы противников раннего развития сводятся к следующему.

•  Раннее развитие вредит здоровью ребенка, поскольку нарушает естественный ход формирования его организма и адаптации к окружающей среде.

•  Развитие интеллекта и физических возможностей ребенка, на которые ориентированы почти все методики, оставляет в стороне эмоциональную сферу, уровень социализации и, самое главное, психическую жизнь ребенка. А их невозможно поторопить никаким образом. В результате возникает очень опасный дисбаланс: физически и интеллектуально опережающий своих сверстников ребенок может значительно отставать от них в эмоциональном плане, быть своеобразным «инопланетянином» в группе, классе или на детской площадке.

•  Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов. Гораздо полезнее посвятить эти драгоценные часы самому ребенку, играм и прогулкам, а не чтению книжек и клеению карточек (сейчас многие материалы можно купить, но стоят они очень недешево). И нельзя отнимать время у ребенка: лучше просто поиграть в машинки и куклы, чем заставлять его читать и считать. Читать и считать он обязательно научится позднее, а вот играть времени у него уже не будет. Не отнимайте у человека детство!

•  А зачем, собственно, ребенку нужно читать в два го да или играть на пианино в пять? Что он будет читать? У нас нет книг для такого раннего возраста - значит, родителям придется сочинять и делать их самим. Что он поймет в музыке Баха, даже если сможет воспроизвести ее? Даже если к пяти годам он будет знать таблицу умножения - что это ему даст? Рано или поздно (скорее всего к 15-20 годам) «развитой» ребенок сравняется со своими сверстниками, которые обошлись без всякого раннего развития.

• Не всякий родитель пожелает своему ребенку судьбу вундеркинда. Ведь это не только восторги взрослых, но и нелюбовь сверстников, зачастую отсутствие близких друзей и семьи, ощущение себя белой вороной. Родителям вундеркинда тоже не позавидуешь: они намертво привязаны к своему ребенку, вынуждены жертвовать своими интересами и личным временем ради занятий с ребенком по специальной программе.

На все эти опасения и обвинения сторонники раннего развития могут убедительно ответить: мир, в котором мы живем, совершенно не похож на мир, существовавший сто, двести, пятьсот лет назад. И дело не только в обилии техники или открытости границ - дело в том, что этот мир непредсказуем. Во времена Пушкина (не говоря уж о более ранних временах) родители хорошо знали, к какой жизни им следует готовить ребенка, все было заранее спланировано на много десятилетий вперед.  А в наши времена? Кто может предсказать, какой будет жизнь вашего ребенка через двадцать, тридцать лет? У нас не родители учат детей, а зачастую дети родителей. Поэтому надо крайне осторожно обращаться к опыту прошлых поколений. Что касается опыта первобытных племен - да, конечно, дети там растут замечательные и без умения читать и считать. Но ваш-то ребенок, скорее всего, будет жить не в племени среди растений и животных, а в высокотехнологичной цивилизации, среди компьютеров и мобильных телефонов!!! Так что выбирайте сами - учить или не учить.

Мы не отнимаем у ребенка детство, говорят сторонники раннего развития. Мы просто делаем это детство насыщенным, разнообразным и интересным. Ни одна методика, ни один автор не призывает заменить прогулки и игры обучением за партой. Речь идет лишь о том, чтобы сделать прогулки образовательными, а игры - развивающими. Помните самое главное правило раннего развития: никакого насилия! Если ребенку не интересно -значит, что-то вы делаете не так, и надо отказаться от занятий или выбрать другой метод. И еще один аспект. Истоки раннего развития организма лежат в физической активности ребенка, поэтому спорт и прогулки не альтернатива развитию, а необходимая и обязательная его часть.

Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, - это проблема времени. Один из лидеров раннего развития, Гленн Доман, прямо указывал, что его методика адресована «профессиональным родителям», то есть тем, для кого воспитание ребенка - основная и единственная профессия. Популярный отечественный автор Лена Данилова в одной из своих статей пишет: «Раннее развитие - это многолетний, кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь ваших детей, постоянного творческого напряжения, значительных затрат времени и сил на подготовку пособий, разработку игр и занятий». Такой подход может отпугнуть многих: все-таки в России не так много мам, единственным делом которых является воспитание ребенка. Но не все так однозначно; решение проблемы времени зависит во многом от умения взрослых организовать свое время. Потратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить раннему развитию. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется.

И наконец, про вундеркиндов. Если родителей, желающих вырастить вундеркиндов, мало, то еще меньше тех, кто мечтает вырастить серую посредственность, - по крайней мере, такие родители вряд ли читают эту книгу. Раннее развитие - это не панацея, и результат не гарантирован. Окружающая ребенка среда - важнейший фактор его развития, но ведь есть еще и наследственность, и природные способности, и склонности. Вы можете активно развивать в нем математический интеллект, а он станет спортсменом или поэтом. Цель раннего развития - не вырастить вундеркинда, а дать ребенку шанс проявить все, заложенное в нем природой. Это шанс стать счастливой, гармоничной и социальной успешной личностью. Есть вероятность, что такая личность вырастет и без активной помощи взрослых. Но эта вероятность гораздо больше, если родители помогают ребенку и верят в его силы.

{jcomments on} 

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо 

Похожие статьи:

Последние новости:

allmammy.ru

Раннее развитие ребенка: за и против

Сегодня тем, что малыш в полтора года посещает школу раннего развития, занимается английским, изучает алфавит и арифметику, уже никого не удивишь. Мода на, так называемое, «раннее развитие», в последние годы заставляет молодых мам все с большим рвением отыскивать новые методики для воспитания «маленьких гениев». Но действительно ли это все целесообразно и ценой потерянного детства можно воспитать второго Ландау или Эйнштейна? Мнение детских психологов на этот счет однозначное —  всему свое время!

Нейрофизиологические законы развития

Нельзя осуждать желание родителей для своего малыша всего самого лучшего, в том числе, и образования. Без сомнения, все мечтают, чтобы их ребенок вырос умным и успешным, смог многого добиться в жизни, реализовать все свои возможности. Но, по мнению психологов, с которым трудно не согласиться, слишком раннее навязывание ребенку учебного процесса — это только реализация родительского тщеславия и амбиций. Результат такого давления на ребенка может быть весьма плачевным — неврозы в подростковом возрасте, агрессия, ненависть к учебе и прочее.

С точки зрения физиологии, объясняется все очень просто. Существуют определенные нейрофизиологические законы развития в соответствии с которыми в три-четыре года у ребенка активно развивается сенсомоторная и эмоциональная сферы, то есть в это время ребенок должен заниматься творчеством - лепить, рисовать, танцевать и так далее. И если в этот период навязывать малышу развитие познавательной сферы, то есть заставлять читать, писать, заниматься арифметикой, то на развитие эмоций и сенсорики энергии не хватит. А это значит, что через какое-то время, родителей ждет неприятный «сюрприз» в виде соматических заболеваний, связанных с эмоциональной сферой. К слову, заболевания могут начать проявляться нескоро, в большинстве случаев в подростковом возрасте, когда и без этого проблем хватает.

Что такое понятийное мышление

Все «великие мира сего», люди, которые добились грандиозных успехов и буквально вершили судьбы народов, отличались хорошим понятийным мышлением. Для понятийного мышления характерно умение прекрасно анализировать, осуществлять синтез, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и быстро принимать решения. Люди с таким мышлением могут адекватно оценивать ситуацию и, при этом, быстро сделать выводы и принять правильные решения. Но развитие этих навыков требует очень серьезной работы в гораздо более старшем возрасте.

Развивать понятийное мышление в три или четыре года можно тоже начинать, при этом, процессу обучения придать игровую форму. Например, одеваясь на улицу, можно спросить у ребенка, что сегодня надеть и почему? Почему нужно надевать резиновые сапоги, когда на улице лужи? Почему летом не надевают варежки? Что общего у тюльпана, ромашки и гвоздики? Такие несложные вопросы помогут ребенку научиться анализировать и делать выводы, при этом, совершенно нет никакой необходимости сидеть за столом и изучать буквы или цифры. Процесс обучения проходит в самой естественной для малыша форме.

Чтение ребенку в слух — лучшая универсальная методика развития

Самым лучшим, проверенным веками способом развивать познавательные способности ребенка, является чтение вслух. Не надо «изобретать велосипед» все законы развития уже давно открыты, проверены и обнародованы. Начинать читать ребенку можно с самого рождения, вреда от этого точно не будет. Процесс восприятия информации на слух позволяет ребенку в самой естественной для него форме получать информацию и обрабатывать ее, запоминать. 

Наверное, многие наблюдали, что их дети буквально дословно запоминают прочитанные им детские книжки. Это отличная тренировка памяти, развитие фантазии, наглядно-образного мышления. А читать и считать ребенок научится немного позже. Детство на то и дано, чтобы играть, и развиваться в процессе игры, поэтому не стоит лишать малыша этого важного для дальнейшего формирования личности, жизненного этапа.

euromd.ru

В Мире Успеха » Раннее развитие детей – ЗА и ПРОТИВ

Вы когда-нибудь замечали, как некоторые молодые родители ревниво относятся к успехам и достижениям малышей своих знакомых? В зависимости от полученной информации мамы и папы либо впадают в отчаянье, если их карапуз безнадежно отстает от своих сверстников в развитии, либо, наоборот, втайне торжествуют, так как он уже давно опередил их.

Родительское тщеславие не имеет границ, но сравнивать развитие своих детей – занятие бессмысленное: все они развиваются разными темпами. Так, например, голливудская актриса Шэрон Стоун довольно сносно разговаривала уже в 10 месяцев, а Исаак Ньютон не мог справиться в школе с простейшими арифметическими задачками, Александр Грибоедов уже в 3 года свободно читал, а великий Томас Эдисон был когда-то отчислен из школы по причине «умственной отсталости»!

Поэтому не пытайтесь насильно обучать счету вашего малыша только потому, что соседский мальчик уже складывает двузначные числа. Во-первых, у каждого ребенка свои способности – кто-то с увлечением рисует, кто-то с азартом возится с конструктором, а кто-то уже в 1,5 года с удовольствием осваивает азбуку по «кубикам Зайцева». Во-вторых, если малышей развивать принудительно, то кроме отвращения к занятиям от них ничего не добьешься. Несмотря на популярность методик раннего развития, следует иметь в виду, что бездумное их использование, без учета личностных особенностей собственного ребенка, наносит ему вред, гораздо больший, чем средние – по сравнению со сверстниками – показатели интеллекта. С другой стороны, когда ребенок отстает от других малышей, ему со временем станет очень сложно осваивать программы дошкольных и школьных учреждений, а это, в свою очередь, может привести и к другим серьезным проблемам, вплоть до развития «комплекса неполноценности».

Что такое раннее развитие детей?

Большинство источников определяют, что это — всестороннее развитие малышей первых трех лет жизни. Но почему одни дети развиваются рано, а другие с трудом осваивают простейшие игровые задания? Если спросить об этом у родителей, то они наверняка заговорят о наследственности. Мол, у знаменитого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха только в пяти поколениях предков было почти двадцать талантливых музыкантов и десятки музыкально одаренных родственников! Но этот пример доказывает совсем обратное – на развитие ребенка, прежде всего, влияет обстановка, в которой он растет! Если бы австрийский музыкант Леопольд Моцарт, садясь за клавесин, не укладывал рядом с собой младенца Вольфганга Амадея, а чуть позже, не приучал его к инструменту, то еще не известно, поразил бы «чудесный мальчик» из Австрии Вольфганг Амадей Моцарт в свои три года весь мир удивительными музыкальными способностями! Поэтому – наследственность наследственностью, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос способным, всесторонне развитым и, соответственно, в будущем – успешным, то занимайтесь с ним с первого дня рождения, стимулируйте его познавательную активность, помогите ему развить его основные способности.

Не «раннее», а «своевременное»!

Мне могут возразить: «Раннее развитие детей – это зло, это неестественно, это корежит психику малышей. Ребенок должен развиваться нормальными темпами – не отбирайте у него детство!». Все верно, если речь идет о такой ситуации, когда тщеславные родители превращают дом в настоящий экспериментальный полигон, муштруя ребенка своими воспитательными подходами и преследуя при этом только одну цель: всех удивить. Нельзя забывать, что раннее развитие детей должно быть во благо самим детям, а не во славу их родителей. Методики раннего развития предполагают такое обучение и воспитание малыша, которое не навязывается ему извне, а отвечает его собственным потребностям и способностям. Например, при грамотном и вдумчивом использовании знаменитой методики П.В.Тюленева («Читать раньше, чем ходить!») 10-11-месячные малыши без усилия осваивают навыки чтения и письма; по методике Масару Ибука 8-мимесячные малыши увлеченно лепят и рисуют, а популярные «кубики Зайцева» в течение 6-9 месяцев позволяют без труда обучить 2-хлетних детей «беглому» чтению.

На сегодняшний день существуют десятки воспитательных подходов, направленных на развитие детей раннего возраста. Очень интересные методики раннего развития предлагали Жан Итар, Мисару Ибука, Леонид Китаев, Эдуард Сеген, Рудольф Штайнер, Михаил Трунов, Сесиль Лупан, Джон Хольт, Жанна Китайгородская, Шарлота Мейсон, Борис и Елена Никитины, Мария Монтессори, П.В.Тюленев и десятки других специалистов и просто энтузиастов-подвижников, посвятивших себя детям. Причем, сами они зачастую использовали термин не «раннее развитие детей», а «своевременное развитие»! И это – весьма принципиально!

Помоги своему малышу!

Все дети, без исключения, приходят в этот мир с жаждой познания. Они изучают окружающую обстановку всеми доступными им способами: нюхают, пробуют на вкус, тянутся руками к незнакомым предметам и даже пытаются разбирать их на мелкие части. И только от самих родителей зависит, насколько эффективным и полезным будет этот процесс для малышей! Конечно, если постоянно твердить ребенку: «Нельзя! Не трогай! Выплюнь – кака!» и т.п., то кроха очень скоро потеряет исследовательский интерес. Это – самая большая ошибка воспитания ребенка – ведь только познавательная активность стимулирует развитие мозга малыша и, соответственно, он гораздо раньше других сверстников начинает всему обучаться. Так что, когда мы говорим о «раннем» (своевременном!) развитии, речь идет о грамотной, тщательно продуманной и выверенной помощи мам и пап своему ребенку, который хочет побыстрее изучить этот мир.

Поэтому, например, итальянский «реформатор педагогики» Мария Монтессори считала, что основная задача родителей заключается в создании вокруг ребенка развивающей обстановки – от оформления интерьера до подбора специальных игр. А вот американец Глен Доман в основу своей развивающей методики заложил принцип прямой зависимости интеллекта ребенка от нагрузки на его мозг. Кроме того, интеллектуальное развитие детей раннего возраста Гленн Доман рассматривал в неразрывной связи с их физическим развитием, которое, по его мнению, дополнительно стимулирует развитие мозга.

Физическое развитие

На этот момент хочется обратить особое внимание: порой в погоне за повышением IQ ребенка родители зачастую забывают о необходимости укреплять его здоровье в целом. Дисгармония этих двух составляющих может привести к печальным последствиям. Яркий пример — история «младенца из Любека» (Германия) Кристиана Хейникена, родившегося в феврале 1721 года. В 10-тимесячном возрасте он удивил родителей своей уникальной способностью легко запоминать и повторять слова любой сложности. Уже в годик Кристиан мог четко и грамотно рассказать (!) об основных событиях из первых пяти книг Библии; в три года он ориентировался во многих вопросах истории, географии, математики, биологии, изучал латынь и французский язык, выступал с лекциями по общим дисциплинам при королевских дворах и… тихо угасал от истощения организма. Не дожив даже до пяти лет, Кристиан умирает со словами: «Боже Иисусе, забери мой дух!»

Детство – это самая счастливая пора в жизни любого человека. Это – время первых открытий и первых достижений. Это — время, когда у малыша происходит формирование навыков общения и познание шкалы Добра и Зла. Никто, как дети, не умеет так восторженно принимать этот мир, удивляться любой мелочи и жадно впитывать новые знания. Так помогите вашим маленьким исследователям, грамотно, мудро и ненавязчиво стимулируя их любопытство и неуемную энергию! Развитие детей раннего возраста открывает широкий простор для творческой фантазии родителей. И, кто знает, может кто-то из вас сможет даже создать свою собственную воспитательную методику?

Популярность: 16%

besthappy.ru

Раннее развитие ребенка: за и против

Каждый любящий родитель заботится о развитии своего малыша, особенно, если рождается первенец. Тогда и родители, и дедушки, и бабушки хотят приобщиться к его воспитанию, дать своему крохе все самое лучшее. С такими мыслями все больше молодых пар ищут особые школы раннего развития. Здесь чуть ли не с пеленок дети обучаются одному или нескольким иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах, учатся бегло читать и считать многозначные числа.

Можно долго перечислять программы, которые предлагают подобные заведения, но как не ошибиться, а еще лучше - не навредить ребенку? Во сколько лет нужно начинать водить его на групповые занятия, на что обратить внимание, выбирая «Маленькую школу для гения»? Сколько времени дошкольник может заниматься и концентрировать свое внимание? Водить или нет на дополнительные занятия, или же достаточно домашнего воспитания? Каким заведениям отдать предпочтение?

Ответы на эти и подобные вопросы интересуют многих родителей. Но проблема в том, что основные программы по воспитанию и обучению детей в России имеют свое основание еще со времен существования Советского Союза. То есть глобально в этом направлении ничего не изменилось: какие-то отдельные подходы и нововведения, конечно же, есть, но они единичны и предлагаются родителям не на официальном уровне. Большинство программ, которые предлагают для дошколят, не всегда грамотно построены с точки зрения учета всех особенностей ребенка.

Концепция не изменилась, вот только дети теперь совсем другие. Они рождаются с другим уровнем сознания. В три года дети уже знают такие вещи, которые у взрослых часто вызывают недоумение. Они умело справляются с современными гаджетами, знают основные функции компьютера и мобильного телефона. Как включить свои любимые мультики или музыку для них элементарно просто.

При этом все больше родителей жалуются, что уже в начальной школе у их детей совсем пропадает интерес к учебе, программа достаточно сложная, все задания рассчитаны только на запоминание. Создается впечатление, будто современные малыши появляются на свет уже четко зная, кем будут во взрослой жизни, и наотрез отказываются изучать все, что им не понадобится.

В век информационного бума наш мозг перегружен различными знаниями, поэтому мы иногда «зависаем», как компьютер. У детей же автоматически срабатывает защита от «спама». И это становится проблемой, как для учителей, так и для родителей. Отдавая малыша в школу раннего развития, сознательно или не совсем сознательно родители ориентируются на то, чтобы ребенку было легче учиться, чтобы он успевал по школьной программе, а не по общему познанию мира. Но если мыслить только так, то подход к развитию и воспитанию ребенка будет чисто формальным.

Как же действовать, чтобы не навредить ни воспитанию, ни обучению ребенка? Ответ простой. В первую очередь важно учитывать интересы вашего малыша и то, что в период раннего детства у него происходит адаптация к условиям этого мира, он осваивает возможности своего тела, познает окружающие запахи и вкусы, какие предметы безопасны, а какие - нет.

При этом у ребенка еще нет четкого осознания своего «Я», он находится в поле своих родителей. Малышу комфортно в привычных для него условиях среди своих игрушек и предметов быта исследовать пространство, быть с родными ему людьми. Очень много новых вещей или людей может скорее напугать, чем произвести на ребенка впечатление. Соответственно, обучение даст эффект только тогда, когда будет проходить в комфортных для ребенка условиях. Все эти особенности нужно учитывать, составляя программы для детей младшего дошкольного возраста в клубах и развивающих центрах.

Делайте выводы и старайтесь больше уделять ребенку времени в привычной обстановке, гулять в тишине на природе, играть с ним в развивающие игры, которые можно купить на сайте www.igrushki-shop.ru, ходить вместе с малышом на развивающих занятия. Будьте мудрыми родителями. Сейчас достаточно литературы, можно обратиться за советом к специалисту, чтобы определить, что лучше для вашего малыша. Все остальное должно занимать дополнительное место в его жизни.

blondie.ru


Смотрите также