Фундаментальные исследования специалистов – как развиваются движения ребенка в раннем возрасте. Развитие и коррекция общих движений ребенка раннего возраста


Технология развития движений у детей раннего возраста

 

Содержание

 

Введение

  1. Особенности развития у детей раннего возраста
  2. Развитие движений у детей раннего возраста

Заключение

Список используемой литературы

Методическая разработка по развитию движений детей раннего возраста

Эмоциональная гимнастика

Приложения

Введение

На втором году жизни продолжается совершенствование движений. Развитие моторики все в большей степени начинает определяться не только биологическими закономерностями роста, но и условиями внешней среды, режимом двигательной активности, системой обучения.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детстваосуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же времявесьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.        В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности развития у детей раннего возраста

В конце 1-го — начале 2-го года ребенок осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые детишки, умея ходить, после года продолжают и ползать, а подчас передвижение на четвереньках предпочитают ходьбе. Способы ползания совершенствуются и варьируются, однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза; дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Эти компоненты ползания уже были частично освоены ребенком на 1-м году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки.

Некоторое время малыш продолжает ходить «боком». Ребенок 12-15 месяцев при ходьбе может не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам.

В вертикальном положении малыш не в состоянии полностью выпрямить бедра, из-за чего он стоит «животом вперед», а ноги его несколько развёрнуты.

Когда малышу 1,5 года, он начинает передвигаться по-новому — согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук и плечевого пояса, формируются согласованные (реципрокные) движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.

Возрастание устойчивости туловища в вертикальном положении способствует развитию движений ног. Бедра и колени свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), благодаря чему появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы — так называемый перекат.

С полутора лет малыш начинает легко вставать без поддержки из положения на животе и на спине. Затем он постепенно осваивает различные комбинированные движения. Например, учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.

Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко, руки опущены вдоль туловища, а не отведены в стороны, как это было на начальном этапе овладения ходьбой. В конце 2-го года ребенок уже способен идти назад, пытается бегать. Такое поступательное развитие моторики становится возможным благодаря совершенствованию функции равновесия.

Формируется равномерный ритм шага. При ходьбе ребенок уже не поднимает высоко колени, как он делал в начале 2-го года жизни.

Малыш еще может падать, но главным образом из-за недостаточно развитой зрительно-ножной координации при наталкивании на предметы. Однако падения, связанные с потерей равновесия, случаются все реже. К концу 2-го года жизни малыш уже бегает и прыгает; отрывая от земли обе ноги одновременно.

Держась за руку взрослого, он поднимается по ступенькам, но малыш пока не способен к координированным попеременным движениям ног. Поэтому 2-летний ребенок сначала ставит одну ногу на ступеньку, затем приставляет к ней другую. Несколько позже он будет использовать этот же способ во время спуска с лестницы.

Играя, ребенок 2-го года жизни легко меняет различные способы движения: он может встать на колени или на одно колено, лечь на пол. Он по-прежнему предпочитает пользоваться одной рукой, однако вторая рука, которая раньше лишь пассивно удерживала предмет, начинает активно действовать. Например, малыш может держать чашку двумя руками.

В возрасте от полутора до 2 лет продолжают совершенствоваться ручные действия, требующие супинации предплечья, и ребенок научается поворачивать ручку двери, высыпать предметы из ящиков.

Развитие координированного произвольного разгибания пальцев и активное использование большого пальца составляют основу для совершенствования манипулятивной деятельности. Ребенок в этом возрасте уже может построить башню из 3—4 кубиков, взять и поднять одной рукой 2 маленьких предмета, бросать и перекладывать игрушки.

Постепенно начинают формироваться управляемые с помощью зрения действия с карандашом — малыш старательно копирует вертикальные линии. Такое действие требует перевода перцептивной (от лат. perceptio «понимание, познавание») информации в моторное действие, что возможно при достаточно высоком уровне интегративной деятельности головного мозга.

Благодаря тому, что малыш теперь самостоятельно ходит, он может более активно взаимодействовать с окружающим миром: развивается его способность ориентироваться в пространстве, мышечное чувство становится мерой расстояния, определения пространственного расположения предметов. Малыш теперь комбинирует способы ходьбы, довольно быстро меняет направление движения.

На 3-м году жизни продолжается дальнейшая дифференциация движений ног, совершенствуется пяточно- пальцевый навык ходьбы. По мере того как этот навык приобретает черты автоматизма, ребенку уже не требуется широко расставлять ноги для сохранения равновесия, и он может использовать достаточно узкую «базу» для шага. Это, в свою очередь, ведет к улучшению координации движений при ходьбе. Однако малыш пока испытывает некоторые затруднения при быстрых поворотах тела, потому что его вес еще неравномерно распределяется на различные отделы стоп. Вместе с тем ребенок уже сохраняет устойчивость при переносе веса тела с одной ноги на другую, благодаря чему подъем и спуск с лестницы становятся все более совершенными. Равновесие развивается, и ребенок поначалу недолго может стоять на одной ноге. Пройдет совсем немного времени — и вот он уже способен бить ногой по мячу, даже если ему предварительно и не показывали этого движения.

Умение перемещать центр тяжести и сохранять при этом устойчивость дает ребенку возможность освоить новый способ движения — перешагивание через низкие предметы.

Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Ближе к 3 годам ребенку все больше и больше нравятся игры, где нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук. Но малыш еще не может спрыгивать со ступенек, так как у него пока не сформировалась двусторонняя координация движений ног, когда обе ноги должны выполнять одновременно одно и то же движение. Ребенок этого возраста может прыгать, только держась за перила и выбрасывая одну ногу вперед.

Одновременно с совершенствованием движений в возрасте 2,5 года — 3 лет продолжается развитие начальных представлений о величине, форме и расположении предметов в пространстве. Ребенок начинает подбирать предметы по образцу, составлять пирамидки, строить башни из 6-7 кубиков, а также располагать кубики в ряд в горизонтальной плоскости (построение поезда, забора и т. д.), пытается сложить бумагу по вертикали, для чего требуются хорошо координированные двусторонние движения.

Развивается и манипулирование мелкими предметами. Так, ребенок сначала неловко, а потом свободно переворачивает страницы книги, вкладывает мелкие предметы в маленькие отверстия. По-иному теперь малыш берет карандаш — не ладонью, как раньше, а кончиками пальцев. Такой способ захвата карандаша облегчает произвольные движения в лучезапястном суставе. В возрасте от 2,5 года до 3 лет ребенок уже довольно свободно воспроизводит по подражанию вертикальные и горизонтальные линии.

С развитием дифференцируемых и контролируемых движений в лучезапястном суставе ребенок получает возможность одновременно действовать обеими руками, но по-разному. Например, когда малыш рвет бумагу, одна его рука тянет лист по направлению к телу, а другая  тоже делает в противоположную сторону. Однако процесс одновременного движения рук в разные стороны в этом возрасте еще недостаточно совершенен.

Увеличение силы мышц пальцев позволяет ребенку пользоваться в игре прищепками для белья. Малыш уже способен резать бумагу ножницами, если ему помочь надеть ножницы на пальцы.

В 2,5 года ребенок в состоянии приспосабливать двигательные навыки к различным условиям. Это можно наблюдать, когда он, играя, ходит на цыпочках, переступает одновременно через 2 предмета на полу, идет но узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, а другую на пол. При спуске с лестницы он попеременно выносит вперед то одну, то другую ногу и спускается довольно легко, держась за перила.

К концу 3-го года жизни координация движении у ребенка уже достаточно развита. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. Например, малыш может лазать по шведской лестнице, кататься на маленьком трехколесном велосипеде. Он уже может произвольно начать и прекратить движение, обойти препятствие, резко повернуться, чтобы обежать какой-нибудь предмет. При ходьбе вверх по лестнице он ставит ноги попеременно на каждую ступеньку и сохраняет равновесие, не держась за перила. Однако если он спускается по лестнице без поддержки, то идет приставным шагом.

Во время игры 3-летний ребенок все еще пользуется преимущественно одной рукой (ведущей), наиболее часто — правой. Большинство действий он начинает одной рукой, а другую использует для поддержки предметов, которыми манипулирует.

К концу 3-го года жизни формируется правильный захват карандаша: он удерживается между большим и указательным пальцами, опирается стороной на средний палец. Благодаря все более свободным движениям в лучезапястном суставе ребенок может чертить карандашом не только вертикальные и горизонтальные линии, но и круги. Он начинает с удовольствием раскрашивать картинки, но при этом его штрихи еще беспорядочны, и он нечетко соотносит их с формой раскрашиваемого объекта.

В 3 года малыш осваивает достаточно тонкое манипулирование предметами: он может нанизывать бусы, застегивать «молнию» на одежде, делает попытки расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант. Кроме этих довольно сложных манипулятивных действий малыш начинает овладевать навыками одевания и раздевания.

Таким образом, благодаря интенсивному развитию двигательных функций ребенок к 3 годам уже владеет способами употребления многих предметов, а также начальными навыками самообслуживания.

Нормальное развитие моторики имеет важное значение для становления психических функций, формирования игровой деятельности и речи.

  1. Развитие движений у детей раннего возраста

 

Здоровый ребенок в возрасте старше одного года в периоды бодрствования находится, как правило, все время в движении. Движения ему просто необходимы. С каждым днем объем их нарастает. Подвижность, являясь стимулом развития ребенка, обеспечивает ему возможность на практике узнавать новое. Поэтому она оказывает положительное влияние на психическое развитие малыша, тонизирует его центральную нервную систему.

Мышечная работа, выполняемая при движении, снижает нервное напряжение. Недостаток мышечной активности замедляет психическое развитие вашего малыша. Известно, например, что дети, раньше начавшие ходить, раньше начинают и говорить.

На втором году жизни продолжается работа по совершенствованию развития основных движений. У ребенка появляются навыки ходьбы, чувство равновесия, воспитывается координация движений, правильная осанка, формируется свод стопы. Как известно, степень развития движений ребенка зависит от состояния и развития центральной нервной системы; анатомо-физиологических особенностей; условий окружающей среды.

Формирование основных движений

Умение бросания появляется у малыша уже к 5—6 месяцам. Он уже может выпускать предмет из руки, отталкивать кистью и пальцами игрушку. В 9—10 месяцев ребенок бросает мяч, стоя, при этом держась за перила кроватки или манежа. В 1,5 года у ребенка появляются элементы замаха и бросания, которые требуют силы, ловкости, глазомера и координации движений конечностей и туловища. У малыша наблюдается различие в бросании правой и левой рукой. Бросание вдаль дается ему легче, чем в цель. Правильное бросание требует толчка определенной силы, напряжения соответствующей группы мышц, правильного поворота туловища, силы и четкости движений.После 2 лет необходимо закреплять правильный замах, при котором туловище ребенка поворачивается в сторону руки, которой он бросает мяч.В 2,5 года ребенка учат правильному бросанию: при броске правой рукой правая нога отставляется назад и на нее переносится тяжесть тела. При броске левой рукой отставляется левая нога. При замахе туловище поворачивается в сторону руки, которой будет производиться бросок, ребенок переносит тяжесть тела с ноги, отставленной назад, на впереди стоящую ногу.При овладении бросанием ребенок нередко совершает множество лишних движений. Он зачастую не умеет прицеливаться. Вдаль он бросает лучше, чем в цель. Игры и упражнения с мячом — тренировка в бросании предметов занимает важное место в работе с ребенком данного возраста.

Лазание продолжает совершенствоваться у ребенка 2—3 лет. его учат пользоваться лесенкой, подниматься до самого верха. Необходимо создавать условия для лазания, влезания, перелазания. Ходьба ребенка еще несовершенна, ее автоматизм, координация движений недостаточны. Учитывая особенности пропорций тела ребенка, можно объяснить неустойчивость и наличие у него множества лишних движений: широко расставленные ноги для увеличения площади опоры; согнутые колени, шарканье ногами; неравномерный темп передвижения; отсутствие умения соблюдать указанные направления и т.д.

По данным исследований, согласованное движение рук и ног наблюдается не более чем у 25% детей 2,5—3 лет. У них чаще наблюдается параллельная постановка стопы на грунт, полусогнутое держание ног и недостаточный вынос конечностей вперед во время ходьбы. Постоянные упражнения в ходьбе довольно рано формируют ее динамический стереотип. Значительное внимание в этом возрасте уделяется упражнениям в усложненных видах ходьбы (перешагивание через палочки, ходьба по узкой дорожке, доске и т.д.). Важно, чтобы ребенок видел безукоризненный образец ходьбы, осанки взрослого, которому он с удовольствием подражает.  Бег детей 2—3 лет похож на ускоренную ходьбу. Характерный для бега «полет» появляется спустя год после первых самостоятельных шагов. Для 2,5—3-летнего ребенка бег более привычное движение, чем ходьба, дети охотнее бегают, чем ходят. В беге у ребенка наблюдается большая, чем при ходьбе, согласованность движений. Чаще ребенок плохо отталкивается от почвы, бежит на всей ступне. Во время бега руки согнуты в локтях. Согласованные движения рук и ног при беге развиваются раньше, чем при ходьбе. Бег ребенка этого возраста малоритмичен, тяжеловат; он плохо ориентируется в пространстве, иногда теряет равновесие и падает, но затем быстро встает и продолжает бег. Развитие скорости бега строится на базе освоения правильных навыков движений. Навык бега закрепляется и совершенствуется в подвижных играх: «Бегите ко мне», «Догони-догони» и т.д.

До 3 лет ребенок редко овладевает правильным навыком прыжка. Несформированность опорно-двигательного аппарата, недостаточная крепость костей и связок нижних конечностей, слабое развитие силы мышц и функций равновесия, недостаточность пружинящего свойства стопы снижают возможность усвоения ребенком прыжка.

В 2,5 года ребенок начинает спрыгивать с небольшой высоты. Для овладения навыком прыжка ребенку даются подготовительные упражнения типа «пружинки», ритмичные приседания и выпрямления ног без отрыва от почвы, потягивания, подскоки на месте. Ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Спрыгивание и прыжок в длину с места даются ребенку легче, чем прыжки в высоту. До 3 лет ребенку не удается выполнить прыжки на одной ноге.

Чтобы закрепить основные движения, необходимо создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной деятельности. Специальное физкультурное оборудование должно включать следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений. Он входит на горку, лесенку, подлезает, перелезает, играет в мяч, катает обручи, каталки и т.д. Воспитатель побуждает ребенка к активным действиям, обучает правильным движениям, используя для этого имитационные упражнения — «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птички» и т.д. Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх.

Игры с ребенком до 1,5 лет проводятся в основном индивидуально или в небольшой группе (3—4 ребенка). В них закрепляются основные движения, воспитывается умение двигаться в коллективе, развивается координация движений, желание выполнить игровые правила и задания, а также формируются психофизические качества: смелость, ловкость, реакция на сигнал. В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ; игровые имитационные образы; заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. Они доставляют ему радость и удовольствие.Физкультурные занятия — одна из основных форм обучения и воспитания ребенка. Программное содержание движений должно отражать особенности возраста и учитывать его специфику. На 2-м году жизни ребенка у него активно развиваются двигательные умения, совершенствуются основные движения. Он по собственной инициативе ползает, подлезает, влезает, катает, бросает мяч, с удовольствием играет в мяч со взрослым, перешагивает через палочку и т. д.Физкультурные занятия с ребенком 2—3 лет проводятся в первой половине дня не менее чем через 30 минут после завтрака. При проведении занятий воспитатель распределяет детей на подгруппы. Детей от 1 года до 1 года 6 месяцев объединяют в подгруппы по 2—3 или 4—5 человек; детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет — по 6 —  8 человек. В зависимости от психофизического развития в подгруппу могут быть включены дети старше или младше определенного возраста, если у них наблюдается опережение или отставание в развитии движений. Для проведения занятий физическими упражнениями и подвижными играми используются простейшие пособия: скамейки, мячи, каталки, мостики, бревна, лесенка для лазания, короба, обручи и т.д. Пособия подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Занятия в группах раннего возраста проводятся подгруппами. Методика и организация их соответствуют возрастным особенностям ребенка. В группах раннего возраста в начале года физические упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком.Общеразвивающие упражнения чередуются с упражнениями в основных движениях. К концу года выполняются упражнения по подгруппам поточно или фронтально. В этих группах значительное внимание отводится развитию ходьбы и равновесия. С этой целью в занятия включаются разнообразные упражнения в ходьбе, перешагивание через предметы, влезание, пролезание, бросание и др.На занятиях обязательно проводятся общеразвивающие упражнения. Они подбираются для крупных групп мышц: рук и плечевого пояса, туловища, ног и стоп. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, на четвереньках. Воспитатель обучает ребенка движению, внимательно следит за качеством его выполнения.  Значительную роль в занятии играют имитационные упражнения, игры-забавы, подвижные игры. При проведении занятия педагог должен знать содержание его, подготовить соответствующие пособия, соблюдать общепринятую методику.

Заключение

Для своевременного развития движений нужно прежде всего создать соответствующие условия, т. е. правильно оборудовать игровую комнату необходимыми пособиями для развития движений: горки со скатом, диванчики и ящики для влезания детей, доски, бревна для хождения по ним, различные двигатели - тачки, машины, коляски и т. п.

Кроме организации среды для совершенствования движений детей в процессе их самостоятельной деятельности, необходимо проводить специальные занятия по развитию движений. Такие занятия проводятся в форме гимнастических упражнений и различных подвижных игр с правилами.

Организованная подвижная игра не только развивает движения, но и организует поведение детей. Как известно, правильно подобранные подвижные игры активизируют различные группы мышц, развивают ходьбу, бег, лазанье, бросание, воспитывают координацию движений и, тем самым, способствуют развитию у детей подвижности и ловкости. Совместные игры вырабатывают умение действовать согласованно. Игры, в которых требуется ожидание, тренируют процесс торможения и развивают у детей терпение и выдержку.

Текст, объясняющий ход и содержание игры, поданный в эмоциональной форме и связанный с движением детей, обогащает их словарный запас.Выполнение определенных ролей в играх (зайчики, мишки и т. д.) развивает умение подражать. Подвижная игра, кроме своего прямого назначения (развития движений детей), содействует также развитию речи, налаживанию положительных взаимоотношений между детьми, вырабатывает у них такие черты характера, как выдержка, смелость, умение преодолевать препятствия, действовать согласованно.

 

Список используемой литературы

  1. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (развитие общей моторики).- СПб.: «Паритет», 2002. – 160с.
  2. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.
  3. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 304с.
  4. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.
  5. http://parohod.kg/fisic_vospitanie/1865-zanjatija-po-razvitiju-obshhikh-dvizhenijj-na.html
  6. http://skyclipart.ru

 

 

 

ryazantseva-mdou47stal.edumsko.ru

Фундаментальные исследования развития движений детей раннего возраста

couldn't connect to host

От того, как формируется развитие и здоровье ребенка, зависит, насколько здоровым он будет, когда вырастет. Основными проблемами, которые формируют будущее малыша, являются особенности в поведении, что напрямую связано с воспитанием, и образом жизни.

Двигательная активность — основа физического и интеллектуального развития

Особенности развитие в первые годы жизни

Именно в первые годы жизни происходит быстрое развитие ребенка, увеличивается рост, вес, а к трем годам втрое больше становится и мозг ребенка. Организм маленьких детей очень восприимчив к систематическим нагрузкам и различным оздоровительным мероприятиям.

Фундаментальные исследования развития движений детей раннего возраста показывают, что даже самые незначительные огрехи развития в первые годы жизни, очень быстро вызывают функциональные расстройства развития ребенка и его нервной системы.

Развитие движений до года — начало самостоятельной ходьбы

Совет родителям: Необходимо правильно организовывать физическое и нравственное воспитание ребенка в детстве, чтобы избежать отклонений в психофизическом состоянии в будущем.

Игровая форма является очень эффективным методом в развитии движений у детей раннего возраста. Играя, дети проделывают множество движений: бегают, лазают, прыгают, что обогащает их опыт и помогает ориентироваться в пространстве.

Важность движения в развитии ребенка

Благодаря подвижным играм можно развивать выносливость и ловкость, а также быстроту реакции. Такое времяпрепровождение ребенка способствует усилению обмена веществ, учащению дыхания и сердцебиения – что в свою очередь дает оздоровительный эффект для всего организма.

Как долго, в течение дня ребенок должен быть в активном состоянии?

Различные исследования говорят о том, что подходить к вопросу сколько времени надо уделять в течении дня активным играм – чисто индивидуальный и зависит от следующих факторов:

  • В какое время суток проходят занятия: конечно в утренние часы, с 9.30 до 11.30, активность выше и соответственно потребность бегать, плавать и прыгать — больше, а вот во второй половине, ближе к 20 часам – быстрые двигательные игры не рекомендованы.
  • Возраст малыша и особенности его развития. Различный уровень от гиперактивных до спокойных детей, поможет определить, сколько необходимо ребенку времени для подвижных игр.
  • Пол ребенка и время года также являются определяющими.

Активность движений в разное время дня — разная

Совет: повышенная активность, конечно, помогает в развитии движений, но, если малыш не очень уравновешен и не может сам регулировать двигательную деятельность, необходимо вовремя переключать его с одного вида деятельности на другой.

Не стоит это делать резко, так как детям с высокой активностью сложно, по первому требованию успокоится, необходимо плавно подвести малыша к смене деятельности. Не надо разыгравшегося ребенка резко усаживать за чтение любимой сказки, лучше, сначала, попросить собрать игрушки, постепенно снижая физическую активность.

Хорошо с детьми, у которых повышена активность, периодически проводить занятия, которые требуют точного выполнения и сосредоточенности.

Зимние прогулки должны быть активными

Дети, которые от природы не склонны к активным играм и большую часть времени проводят, находясь в одном положении, нуждаются в формировании правильных двигательных навыков во избежание необратимых последствий для здоровья. Как правило это проблемы лишнего веса, отставание в общем физическом развитии, нарушение в координации движений.

Полезный совет: задача родителей – разнообразить досуг малыша совместными подвижными играми: предложите игры с мячом, катание на велосипеде или просто – догонялки.

Важно своевременно обучить малыша различным видам движений!

Различные этапы развития двигательной активности

Подражая взрослым, ребенок формирует необходимые умения. Развитие движений, важный фактор для полноценного развития. Самыми первыми и основными навыками являются владения речью, телом, развитие мелкой моторики.

Уровни двигательного развития у детей раннего возраста

Первым этапом, в возрасте до 1,5 г, считаются навыки: начало хождения, развитие самостоятельности – появляется необходимость в исследовании окружающего пространства и появления первых шишек. В это же время быстро развивается и речь малыша, что тесно связано с развитием движений руками. Чем разнообразней двигательные навыки, тем больше развитие интеллекта.

Второй этап – ребенок активно совершенствует навыки начального периода. Во время бодрствования, малыш познает мир, увеличивает количество разнообразных движений, ведь это является биологической потребностью его организма. Ведь без активных движений, костно-мышечная система не сможет полноценно развиваться. Также происходит развитие в эмоциональной сфере, растет познавательная и волевая активность.

На третьем этапе происходит самый быстрый рост умственного развития малыша. Это возраст до 3 лет, когда движения становятся уверенными и разнообразными.

Занятия физкультурой должны быть не только в детском саду, но и дома

В этом возрасте происходит вовлечение ребенка в жизнь общества, появляется умения находить общий язык со сверстниками и родителями, самостоятельность, смелость и активность, ребенок учится преодолевать свои страхи.

Здоровье ребенка, а особенно правильное физическое развитие, помогает сформировать полноценный образ взрослого человека, который сможет эффективно реализовать себя и стать успешным в любых начинаниях.

detki.guru

игры для занятий с ребенком

Почему так необходимо контролировать развитие движений у детей в раннем возрасте? В первую очередь потому, что именно от своевременности и правильности процесса будет зависеть степень познания ребёнком окружающего мира, его способность действовать и ориентироваться в нём.

Движение в раннем возрасте является главным стимулом для развития таких важных качеств, как выносливость, смелость и решительность, играющих в жизни каждого человека важную роль.

Принято считать, что в раннем возрасте дети учатся всему «с пола». Отчасти это действительно так. От того, насколько своевременным окажется развитие крупной моторики малыша, будет зависеть развитие его мышления, речи, внимания и памяти. Особенно это важно для малышей, которые с рождения имеют какие-либо отклонения физического характера.

Ниже расписаны задачи, которые должны ставить перед собой взрослые, стимулируя развитие движений у малышей раннего возраста:

  • совершенствование моторно-зрительной координации с умением ориентироваться в пространстве;
  • обучение выполнению упражнений и заданий на основании примера взрослых;
  • прививание интереса к занятиям и физическим упражнениям.

Всё это можно и нужно развивать в игровой форме, во время увлекательных упражнений дома и на улице.

Как  проводить занятия

Физические упражнения, соответствующие возрасту ребёнка, способствуют развитию у него ловкости, подвижности, чувства ритма и терпения. Многие из упражнений родители могут придумать самостоятельно, учитывая предпочтения и особенности малышей. Некоторые примеры игр и занятий можно почерпнуть для себя из специальных пособий для развития движений у детей раннего возраста.

Как правило, для активных занятий с малышами необходимо заранее запасаться дополнительными предметами, которые помогут упростить и разнообразить процесс. Это могут быть шарики, мячи, кегли, обручи, скакалки и другие различные предметы. Чем ярче будут эти приспособления, тем больше вариантов игр с ними можно будет придумать.

Ниже рассмотрим несколько вариантов игр для детей раннего возраста, в том числе с перечисленными выше предметами. Стоит обратить внимание на то, что каждая игра должна быть продолжительностью не более 7 минут. В таком случае малыш вряд ли потеряет к ней интерес на фоне эмоциональной и физической усталости. Также желательно выполнять упражнения и играть в игры под музыкальное сопровождение. А ещё дополнительным плюсом будет присутствие взрослого, который на каждом этапе задания будет поддерживать малыша своими действиями.

Игра «Мяч и скакалка».

Скакалку раскладывают в виде лабиринта. С одной стороны от скакалки рассыпают мячи, с другой ставят пустой контейнер. Ребёнок получает задание: пройти со стороны контейнера по лабиринту, взять мячик и, вернувшись, положить его в контейнер, продолжая повторять действия до тех пор, пока все мячики не окажутся в контейнере.

«Пеньки».

Для выполнения этого упражнения нужно будет подготовить несколько пеньков разной высоты, выстроив из них своеобразную дорожку. Малышу нужно будет предложить проследовать по пенькам до конца дорожки, где его будут ждать рассыпанные игрушки или мячи. Ребёнку поручают собрать предметы по одному и, вернувшись назад (на этот раз оббегая пеньки), сложить их в подготовленную корзину.

«Тоннель».

Выстраивается тоннель из нескольких гимнастических обручей в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга (можно взять обручи разных размеров). Цель для ребёнка: проползти сквозь обручи, не задев их телом. Усложнить задание можно мячами или предметами, которые нужно будет перенести из одного конца тоннеля в другой, не уронив.

Мы привели лишь несколько простых и интересных вариантов игр, ускоряющих развитие движений у детей в раннем возрасте. Каждую из них можно дополнять, изменять и совершенствовать по мере необходимости. Главное, чтобы активные упражнения и игры доставляли малышам настоящую радость.

rebenkoved.ru

Методический материал для педагогов и родителей "Развитие общей и мелкой моторики детей 2-3 лет"

Муниципальное учреждение 

"Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи,

 «Центр помощи детям»

Материал для педагогов

Развитие общей и мелкой моторики детей 2-3 лет

Подготовила:

учитель-логопед

Киселева Мария Сергеевна

Рыбинск, 2017 г.

Содержание:

Вступление …………………………………………………………………………………….3

1.Особенности развития общей и мелкой моторики детей 2-3 лет………………………….3

1.1. Общая моторика. Возрастные нормы……………………………………………………..6

1.2. Мелкая моторика. Возрастные нормы………………………………………………….…6

1.3. Особенности развития общей и мелкой моторики детей 2-3 лет с ЗПР И ЗРР ……….7

2. Основные рекомендации и направления развития моторной сферы детей 2-3 лет……..10

2.1. Развитие и коррекция общих движений …………………………………………………12

2.2. Развитие и коррекция ручной моторики………………....................................................30

2.3. Развитие и коррекция мелкой моторики………………....................................................34

2.4. Формирование зрительно-двигательной координации………………………………….47

Список использованной литературы ………………………………………………………...54

Список дополнительной литературы……………………………………………………….....56

ВСТУПЛЕНИЕ:

Возраст 2 – 3 лет характеризуется новыми достижениями ребёнка и является сложным периодом, когда он демонстрирует строптивое непослушание, которое обусловлено его страстным желанием быть самостоятельным, отыскать себя в большом и интересном мире. Дети продолжают активнообзаводиться новыми навыками, и именно по фактам их наличия или отсутствия и можно судить об уровне развития малыша.

Одним из основных показателей развития малыша 2- 3 лет является нормальное развитие общей и мелкой моторики, которое имеет важное значение для становления психических функций, формирования игровой деятельности и речи.

Общая моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, т.е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за  счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее.

Мелкая (тонкая) моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ:

На 3-м году жизни продолжается дальнейшая дифференциация движений ног, совершенствуется пяточно-пальцевый навык ходьбы. По мере того как этот навык приобретает черты автоматизма, ребенку уже не требуется широко расставлять ноги для сохранения равновесия, и он может использовать достаточно узкую "базу" для шага. Это в свою очередь, ведет к улучшению координации движений при ходьбе. Однако малыш пока испытывает некоторые затруднения при быстрых поворотах тела, потому что его вес еще неравномерно распределяется на различные отделы стоп. Вместе с тем ребенок уже сохраняет устойчивость при переносе веса тела с одной ноги на другую, благодаря чему подъем и спуск с лестницы становятся все более совершенными. Равновесие развивается, и ребенок поначалу недолго может стоять на одной ноге. Пройдет совсем немного времени — и вот он уже способен бить ногой по мячу, даже если ему предварительно и не показывали этого движения.

infourok.ru

Развитие движений у детей раннего возраста

Развитие движений у детей раннего возраста.
  1. Чтобы правильно воспитывать ребенка и сознательно заниматься с ним физическими упражнениями, родителям необходимо знать основные анатомо-физиологические особенности детского организма.
Период развития ребенка от 1 года до 3 лет – это период раннего детского возраста. Чем же он характеризуется?

Ребенок дышит значительно чаще и более поверхностно, чем взрослый, т.е. 20-24 раза в мин. Такое неглубокое дыхание ведет к плохой вентиляции легких и некоторому застою воздуха, поэтому очень важны физические упражнения на воздухе, активизирующие процессы газообмена.

Функция ССС у детей хорошо приспособлена к требованиям растущего организма: сосуды у детей шире, чем у взрослых, но путь кровообращения короче и скорость больше, поэтому и пульс у детей чаще, чем у взрослых 90 – 100 уд. в мин. Нужно хорошо усвоить, что дети очень быстро утомляются при физнагрузках, однако при смене деятельности также быстро восстанавливаются. Поэтому, при занятиях с детьми подвижные игры нужно чередовать с менее подвижными, устраивать кратковременный отдых.

Нервная система очень несовершенна, поэтому легко возбудима, ребенку нельзя давать слишком непосильные физнагрузки, избегать чрезмерных утомлений. Процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения, поэтому дети очень неусидчивы, быстро переключаются с одного на другое.

В скелете дошкольников очень много хрящевой ткани, благодаря ей возможен дальнейший рост. Костно-мышечный аппарат очень слаб, поэтому дети дошкольники неспособны к длительному мышечному напряжению. И ни в коем случае нельзя заставлять детей долго сидеть или стоять, для них это не отдых как для взрослых, а акт статического напряжения. Равновесие легче соблюдать в движении и поэтому дети так много двигаются.

  1. Сейчас мы и поговорим о развитии движений в раннем возрасте.
Часто можно наблюдать картину, когда родителей раздражает чрезмерная активность их чад, и они постоянно хотят их усадить на место. Спешу вас обрадовать: не спешите с запретами, помните, что движение является биологической потребностью растущего организма. Ни в коем случае не ограничивайте малыша в движении, всячески поддерживайте ее и создавайте для этого условия. В движении ребенок познает мир, кроме этого стимулируется развитие всех систем и органов ребенка. Правомерно выражение: « Движение – это жизнь». Именно движение делает ребенка выносливым, ловким и сообразительным, у него развивается сила и координация.

Сколько же должен двигаться ребенок 2-4 лет? Представьте себе: 2,5 – 3 км. Доказано, что мальчики в среднем двигаются больше девочек. Летом дети двигаются больше, чем зимой. Даже в разное время суток активность ребенка разная: с 9-12ч. дня и 17-19ч. вечера.

Двигательная активность детей зависит от индивидуальных особенностей: есть дети с низкой (далее – НДА), средней или нормальной и повышенной двигательной активностью (далее – ДА). Особую тревогу вызывают дети с низкой и высокой ДА. Почему? У детей с НДА медленнее формируются двигательные навыки, они вялые, не ловкие, не выносливые, бывают с излишним весом. Таким детям родители должны помочь. Нужно организовывать совместную деятельность с ребенком: игра «Догони меня», «Как прыгает зайчик», игры с мячом «Догони мяч». Обязательно давайте положительную оценку действиям малыша.

Гиперактивные дети тоже нуждаются во внимании родителей. Такие дети неуравновешенны, они не могут контролировать и регулировать свою деятельность, не могут выполнять задания, требующие точности, координации, быстро утомляются. Таких детей нужно обязательно во время переключить на другой вид деятельности, но постепенно: например, попросить найти игрушку, затем почитать сказку. Таким детям надо давать задания, которые требуют усидчивости: пройти по дорожке, прокатить мяч в воротики, попасть в цель. Даже если движения малыша далеки от совершенства, хвалите его.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений: ходьба, бег, ползание и лазание, катание и бросание, прыжки и равновесие.

(Смотри «Памятку для родителей»).

Для того, чтобы развивать ОВД малыша нужно создать для этого условия. В распоряжении малыша должны быть разнообразные игрушки, пособия: каталки, машины, ящики и коробки, дорожки из клеенки разной ширины, надувное или набивное бревно для перелезания, мячи разных размеров и из разного материала (резиновые, тряпичные, надувные), велосипед трехколесный, лыжи и т.д. Обязательно нужно поощрять самостоятельную деятельность малыша, но для нормального физического развития ее недостаточно, нужно проводить с ребенком специальные занятия, игровые упражнения, подвижные игры, делать утреннюю гимнастику. Желаем удачи в воспитании здорового ребенка!

Памятка для родителей

Ходьба.

  1. Ходить без помощи взрослого сначала на небольшое расстояние, затем доводя его до200м. с небольшим отдыхом.
  2. Ходить в определенном направлении (в гости к кукле Даши, к мишке).
  3. Поднимать ноги при ходьбе, стопы ставить параллельно. Для этого перешагивать веревочки, кубики (высота 5 – 10см. до 15 – 20см).
  4. Ходить по дорожке со следами.
  5. Держать корпус прямо.
Бег.
  1. Переходить от ходьбы к бегу.
  2. Бегать в заданном направлении
  3. Менять направление при беге
  4. Правильно держать корпус.
Ползание, лазанье.
  1. Ползание по прямой 2-3м., с подлезанием под веревку (высота 25-30см)., в обруч, под стул.
  2. Ползать вверх по наклонной доске, сползать вниз (высота 50см).
  3. Лазать по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 – 1,5м).
Бросание, катание.
  1. Катать и бросать в определенном направлении (в воротца, между кубиками, под стулом, в корзину и т.д.)
  2. Ставить корзину или ориентир на разные расстояния и кидать в них (расстояние до 1,5м.)
  3. Ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5м)
  4. Бросать мяч об пол и пытаться ловить.
Прыжки
  1. Ритмично приседать на месте «пружинка».
  2. Спрыгивать с высоты 10см.
  3. К трем годам – подпрыгивать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, перепрыгивать через линии, через «ручеек» - две линии на расстоянии 10-20см.), спрыгивать с высоты 20-30см.
При занятии с ребенком обязательно применять игровую мотивацию: прыгаем как…, бегаем как…, ходим как…, идем в гости к Кате, катаем лисичке и т.д.

uch.znate.ru

18. Особенности психокоррекционной работы в раннем возрасте

В последние годы наметился рост числа детей, имеющ. отклонения в психич. развитии и испытывающ. вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклон. в психич. развитии яв-ся актуальной проблемой для специалистов, работающих с данной категорией детей.

Ее цель – развитие познавательной сферы детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Здесь будут решаться след. задачи:

- развитие эмоционально-делового и предметного общения;

- развитие предметных действий и предметной деятельности;

- накопление и расширение сенсорного опыта;

- развитие наглядно-действенного мышления;

- развитие мелкой моторики;

- развития и коррекция слухового внимания и восприятия

Ранний возраст в жизни ребенка яв-ся более ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, речи, интеллекта и личности определяют большие потенциальные возможности в коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно и предупредить вторичные нарушения. Контроль в этом возрасте необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивид. мер коррекции и профилактики направленных на создание условий для полноценного развития все сторон психики ребенка.

Началом кореек.-развивающей работы яв-ся этап диагностики. Основное назначение диагностики получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат дальнейшему коррекционно-развивающему воздействию. При диагностики ребенка выявляют: сенсорное развитие, развитие общих движений, мелкой моторики, развитии речи, формирование игровой деятельности и навыков самообслуживания.

Все занятия с детьми раннего возраста проходят в игровой форме, продолжительность не превышает 10 минут. Подходит следующая схема построения занятия:

1. Ритуал приветствия. Цель: настроить ребенка на предстоящую игровую ситуацию сформировать эмоциональный контакт.

2. Упражнения направленные на познавательное развитие, игры на сенсорное развитие, развитие и коррекцию слухового внимания и восприятия.

3. Упражнения направленные на физическое развитие: развитие и коррекцию мелкой моторики, развитие общих движений.

19. Особенности психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, лич­ностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощно­го существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Грамотное взаи­модействие взрослых в процессе воспитания ребенка обес­печивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного раз­вития. Созда­вая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-пси­хических затрат ему это будет стоить.

Старший дошкольный возраст непосредственно пред­шествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существен­ное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начина­ет занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправлен­ное развитие личности ребенка и познавательных психи­ческих процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вто­рых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета).

Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологи­ческая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллекту­альная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее на практике работа со старшими дошкольниками сводит­ся к обучению чтению, письму и счету, чтобы обеспечить им, таким образом, некоторую фору на первый этап школь­ного обучения. Отчасти это спровоцировано и самой учеб­ной программой современной школы: она составлена так, что на отработку начальных навыков письма, чтения и счета времени отведено мало. Если ребенок приходит в школу неграмотным, он отстает от своих более продвину­тых одноклассников просто потому, что так составлена программа начальной школы. Формирование же у ребен­ка соответствующей учебной мотивации, произвольности внимания, памяти, словесно-логического мышления, ориентировки на способ действия, операциональных навыков выступает при этом лишь как побочный продукт обуче­ния: все это должно сформироваться само собой, по мере развития интеллектуальных навыков. Тем не менее это далеко не так. Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тет­радей, работы с дидактическим материалом и испытыва­ют целый ряд других трудностей учебного порядка.

К сожалению, и у педагогов, и у родителей существует убеждение, что достижение ребенком определенного возра­ста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению указанных выше качеств. Обнаружив, что они отсутствуют и это мешает первокласс­нику хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошколь­ного детства и отсутствие их у ребенка 6-7 лет свидетель­ствует о недостаточной развивающей работе с ним.

Исследования показали, что к концу старшего дошколь­ного возраста не все дети достигают того уровня психоло­гической зрелости, который позволил бы им успешно пе­рейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, посту­пающего в школу.

1. Слабое речевое развитие детей.

2. Неразвитость тонкой моторики.

3. Неправильное формирование способов учебной рабо­ты.

4. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками.

5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти

6. Низкий уровень развития самоконтроля.

Практический психолог детского сада может использо­вать программу диагностики психологической зрелости детей старшего дошкольного возраста, составленную с уче­том выделенных выше показателей. Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине психологической зрелости ребенка и его го­товности к систематическому обучению. Выполнение каж­дого задания демонстрирует сформированность у ребенка не только того психического познавательного процесса, на диагностику которого оно направлено в первую очередь, но и ряда других, сопряженных с ним функций, уровень раз­вития которых в значительной мере определяет качество решения экспериментальной задачи. Таким образом, все показанные ребенком результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о степени психологической зрелости ребенка старшего дош­кольного возраста и на этом основании вести с ним коррекционную и развивающую работу. В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отстава­ние в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Осложнения психического и личностного развития ребен­ка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибка­ми воспитания или 2) определенной незрелостью, минималь­ными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фак­тора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не зна­ют) те особенности нервной системы ребенка, которые ле­жат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воз­действиями. Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и вос­питателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психичес­кого развития детей, знание которой позволит педагогу со­вместно с психологом не только правильно построить ра­боту с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квали­фицированной медицинской помощи.

Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической по­мощи – главное условие ее успешности и эффективности.

studfiles.net

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ГБОУ Школа № 2087, Москва

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«Движение – первичный стимул ума ребенка»

Н.Н.Амосов

Сензитивный период развития движений и действий длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы, ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям.

Протекание этого сензитивного периода неоднородно: в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, так мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату),  впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

Нетрудно представить себе, насколько мир для детей станет богаче, здоровее, безопаснее, если мы, взрослые, не будем препятствовать движениям ребенка, поощрять их инициативу в самостоятельной двигательной деятельности.

Ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться к раннему возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения!

Мнение разных специалистов о значении двигательной активности нужно знать педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Только в этом случае можно обеспечить достаточную двигательную деятельность в режиме дня в детском саду.

Давно не секрет, что здоровье человека закладывается в раннем детстве, и доказана прямая связь между физическим здоровьем ребенка и уровнем умственного развития. Непосредственно-образовательную деятельность детей раннего возраста мы организуем в соответствии с психофизическими особенностями возраста, с учетом ведущих дидактических принципов и всегда помним одно из главных правил: нельзя задерживать ход развития двигательных функций детей.

В процессе непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре обеспечивается оптимальная физическая нагрузка, двигательная активность каждого ребенка, создаются благоприятные условия для общения детей между собой и воспитателем. А второй год в практику в нашем саду включается деятельность, при которой взаимодействуют сразу несколько специалистов. Иными словами, решается комплекс оздоровительных, развивающих и воспитательных задач.

В детском саду в непосредственно-образовательной деятельности малыши осваивают новые движения, уточняют способы выполнения уже знакомых действий, учатся применять их в новой для себя обстановке.

Структура непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре с детьми раннего возраста имеет свои особенности.

ВНИМАНИЕ!

- Ребенку должно быть гарантировано здоровье,

- Весь процесс должен строиться с учетом самоценности детского возраста,

- Необходимо учитывать огромные потенциальные возможности раннего детства и создавать реальные условия их реализации,

- Создавать гармонию «двусторонней связи» ребенка и взрослого в их взаимоотношениях,

-  Установка на творческое развитие ребенка,

- Гармоничное единение между содержанием, целями, задачами, средствами воспитания и обучения.

-Осуществление на практике истины: «личность воспитывается и развивается только личностью».

Психолого-педагогическая наука не только показала возможность обучения детей раннего возраста, но и подтвердила их исключительную восприимчивость в освоении учебного материала при условии организации непосредственно-образовательной деятельности на дидактических принципах.

Задачи психофизического развития детей раннего возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности в области «Физическая культура»

  1. Обогащать двигательный опыт детей, активизировать их двигательную активность:

- одно и то же движение можно выполнить по-разному;

- с одним предметом можно выполнить разные движения;

- одно и то же движение можно выполнить с разными предметами.

2. Совершенствовать моторный аппарат.

3. Продолжать развивать координационные способности детей, содействовать развитию зрительно-двигательной координации.

4. Учить ориентироваться в пространстве, развивать ориентировочные операции и механизмы ориентирования:

- зрительно-слуховые,

- зрительно-тактильные,

- слухо-мышечные.

5. Готовить ребенка к решению таких задач, как воспитание физических качеств.

6. Развивать сенсорные системы. Создавать специфические условия, погружающие ребенка в мир ощущений.

В обучении движениям помогают внутренние механизмы (органы чувств): - зрительные,

- слуховые,

- тактильные,

- мышечно-двигательные,

- вестибулярная система.

7. Формировать правильную осанку и укреплять свод стопы.

8. Добиваться оптимальных условий «двухсторонней связи» ребенка и взрослого в их взаимоотношениях (ситуативно-деловое общение). Учитывать реальные возможности каждого ребенка, его потребности в общении во время непосредственно-образовательного процесса.

9. Создавать условия и развивать активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.

Учить детей действовать целенаправленно, развивать способность удерживать поставленную задачу и на основе сенсорных ориентировок контролировать и оценивать выполненное.

10.Развивать самостоятельность у детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности, формировать способность использовать приобретенные умения при выполнении двигательного задания. Поддерживать инициативу: «Я сам».

11.Создавать реальные предпосылки к творческому развитию ребенка, стимулировать поисковую деятельность в непосредственно-образовательной деятельности, помогать ребенку открывать себя.

12.Обеспечивать эмоциональный комфорт в процессе двигательной деятельности малыша. Развивать эмоциональные реакции на одобрение взрослого, воспитывать отзывчивость, добрые, доверительные отношения между детьми, детьми и педагогами. Создавать предпосылки формирования образа «Я».

13.Оберегать нервную систему детей. Обеспечить каждому ребенку условия психофизического благополучия.

         Исходя из вышеперечисленных  задач психофизического развития, мы выделяем следующие  задачи физического развития ребёнка раннего возраста в детском саду.

Физическое воспитание детей раннего возраста детей раннего возраста способствует укреплению здоровья, обеспечению оптимального физического развития, расширению функциональных возможностей развивающегося организма, формированию точных двигательных навыков и основных движений, а также развитию качества движений. Оно помогает выработать у детей привычку к специальным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту.

Одним из средств физического воспитания являются физические упражнения. Л. Голубева выделяет 5 задач по развитию движений ребёнка с 1 года 2 месяцев до 3-х лет, которые решаются с помощью специальных упражнений:

  1. Обучение правильной ходьбе. Правильная ходьба вырабатывается путём постепенного (по мере тренировки) сужения дорожки (от 30 до 10 см), по которой ходит ребёнок.
  2. Развитие чувства равновесия. Учить ребёнка ходить по ограниченной поверхности, поднимая её на определённую высоту.
  3. Профилактика плоскостопия. Правильному формированию стопы способствуют ходьба босиком, по наклонным плоскостям, специальные дорожки и специальные упражнения.
  4. Формирование правильной осанки (укрепление крупных групп мышц спины и живота). Выполняются упражнения: ползание на четвереньках, подлезание, перелезание и специальные упражнения.
  5. Развитие координации движений. Выполняются специальные упражнения: перешагивание, перепрыгивание, упражнения с мячом и т.п.

Помимо задач развития движений детей раннего возраста в образовательной деятельности решаются и другие задачи:

  1. Расширять двигательный опыт ребёнка;
  2. Учить ориентироваться в пространстве;
  3. Активизировать познавательную деятельность детей;
  4. Приобщать к совместной деятельности;
  5. Воспитывать самостоятельность;
  6. Учить преодолевать трудности;
  7. Развивать творчество в движении;
  8. Развивать сенсорные способности;
  9. Обучать работе на несложных спортивных снарядах;

В непосредственно-образовательной деятельности по физкультуре следует обеспечить оптимальную физическую нагрузку и двигательную активность каждого ребёнка, создать благоприятные условия для общения детей между собой и со взрослыми. Также необходимо создать эмоционально благоприятную обстановку, в которой  малыши часто проговаривают свои действия, слышат похвалу, чувствуют совместную радость, получают удовлетворение от выполнения упражнений.

sch2087uv.mskobr.ru


Смотрите также