Умственное развитие детей раннего возраста. Умственное развитие ребенка в раннем возрасте


Умственное развитие детей раннего возраста

В каком же возрасте нужно начинать развивать умственные способности малыша? Об этом, наверняка задумывался каждый родитель, ведь каждый старается спланировать будущее крохи и облегчить ему жизнь.

Данный вопрос подвержен сильной критике. Многие специалисты утверждают, что детям до трех необходимо предоставить свободу, позволить вдоволь наиграться и самому узнать окружающий мир, и лишь после этого – учить его новым навыкам.

У других сложилось мнение, что ребенка необходимо учить в раннем возрасте с помощью различных игр и ненавязчивых упражнений. Остальные считают, что в первые годы жизни малыш должен получить как можно больше новых знаний и навыков.

Маленькие дети каждый раз получают новую информацию во время игр и занятий, при общении с окружающими людьми. В этом возрасте, малыш словно «губка», которая впитывает в себя все новые и новые знания. Поэтому необходимо создать все условия для благоприятного умственного развития крохи. Необходимо учитывать способности ребенка, его интересы, стараться не нагружать лишней и ненужной информацией, создавать стимулы и мотивации для стремления к знаниям.

Особенности умственного развития на каждом этапе жизни

Интенсивное развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, восприятие и внимание, происходит в раннем возрасте. В этот период обучение ребенка должно быть направлено на формирование общих знаний о предметах, цветах и формах. Малыши учатся определять цвета вещей, узнавать назначение разных предметов, их свойства. Доминирующей функцией является восприятие, которое влияет на дальнейшее развитие остальных познавательных процессов.

В возрасте от 4 до 6 лет дети хотят получить как можно больше новой информации об окружающем мире. Но при этом их мозг быстро утомляется. Зная эту особенность детского организма, вы сможете правильно спланировать занятия для детей. Можно чередовать различные виды деятельности (отдых и игры, тренировки для ума и гимнастика и т.д.). Основную часть времени лучше всего посвятить играм. Благодаря ним кроха сможет веселиться, одновременно развиваться и получать новые знания и навыки. Кроме этого, ребенок сам должен выбирать понравившуюся игру и заниматься по собственному желанию. При этом его тяга к изучению «нового» только возрастет.

Если ваш ребенок не хочет заниматься, то лучше подождать некоторое время и не принуждать его через силу. Малыш может испугаться или перестать заниматься.

Уже к 7-8 годам процесс обучения отделяется от игр и развлечений. Ребенок должен понять всю его важность и необходимость. Развивайте выносливость и упорство чада с помощью физических нагрузок, приобщайте его к работам по дому, учите соблюдать чистоту и порядок. Можно завести домашнего зверька. Тогда ребенок научится проявлять ответственность и заботу. Важно сформировать правильные привычки и научить самому необходимому. Следите за тем, какие телевизионные передачи смотрит ваш малыш. Ведь большая часть современных программ просто не предназначена для детского просмотра. Смотрите только добрые мультики и развивающие передачи для детей.

В любом возрасте малыш нуждается в поддержке. За каждое новое достижение вы должны похвалить его, сказать ласковое слово. Так ребенок станет более уверенным, и каждый раз будет делать новые успехи, чтобы порадовать вас. В случае неудач, не стоит строго ругать детей. Проявите гуманность и помогите крохе разобраться в ошибках.

Как можно больше общайтесь с детьми. Вы можете рассказывать им сказки, забавные истории, стихи или беседовать на интересные для них темы. Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на различные предметы и расспросите, что он знает о них. Малыш должен научиться формулировать свои мысли, развивать память и речь.

forsmallbaby.ru

Консультация для воспитателей "Развитие интеллектуальной активности детей раннего возраста"

АДОУ д/с комбинированного вида №5 «Подсолнушек»

Консультация для воспитателей

«Развитие интеллектуальной активности детей раннего возраста»

Подготовила:

воспитатель Трифонова А.В.

Интелектуальная активность детей раннего возраста формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной.

Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецифических и специфических манипуляций, ориентировочно-исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокое освоение ребёнком предметного мира, развитие его интеллектуального потенциала. Экспериментируя с предметами с помощью манипуляций, ребенок извлекает много информации об объектах, устанавливая связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребёнка, реализуется его познавательная активность.

Предметная деятельность определяет содержание общения ребёнка со взрослым. В ходе совместной предметной деятельности развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребёнком прежде всего как средство деловых контактов со взрослыми. Внешне это выражается в частых обращениях ребёнка к взрослому: вопросительных взглядах, просьбах о помощи, словах «Как?...Так?...Так!»)

Предметная деятельность- это содержание и последовательность, получаемой детьми информации об объектах, переработка этой информации, активизация уже имеющихся у ребёнка знаний и умственных действий.

Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей.

Введение детей в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.

В этой области развития можно выделить несколько направлений, каждое из

которых предполагает постановку специальных педагогических задач и использование соответствующих методов их реализации. Прежде всего, это развитие культурно- нормированных, практических и орудийных действий.

В своей работе мы помогаем ребёнку научиться правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой, пить из чашки, застёгивать пуговицы, пользоваться расчёской), игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.)

Для решения поставленных задач в нашей группе организованна развивающая предметная среда, которая помогает налаживать совместную деятельность с ребёнком, созданы условия для его самостоятельных действий с предметами. Многие предметные действия ребёнок осваивает, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приёма пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно малыши охотно помогают накрывать на стол, убирать игрушки.

Орудийными действиями малыш овладевает не только в повседневной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных с воспитателем игр и занятий.(пытается завести ключиком машину, забивает моточком колышки в землю, кормит ложкой мишку)

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе находятся разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным действиям, способствует обогащению его чувственного опыта, развитию мышления. Предметы, игрушки, материалы находятся в открытом доступе, по возможности рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникло желание действовать с ними. Предметы и игрушки способствуют развитию органов чувств и формированию разнообразных умений, имеют разные размеры, фактуру, цвет. В своей работе мы поддерживаем интерес к игрушкам и предметам, учим детей исследовать их.

Мы учим детей рассматриванию (специально организованному обследованию) предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определённом виде, деятельности (обхватывает шарик, катает его, складывает кубики в коробку, достаёт предметы из мешочка определяет их форму, цвет, воспитатель действует рукой ребенка, вместе с ним,' основной метод, который использует воспитатель- показ).

 В процессе рассматривания - обследования учим детей выделять свойства и качества предметов (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве), материалы, из которых они сделаны. Делаем это не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе действий, станут полнее (масса предмета зависит от его величины и особенностей материала, круглая игрушка способна прокатываться, некруглая стоит на месте, нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие).

Поэтому в процессе обучения используем прикладывание, вкладывание предметов, т.е. наглядное сравнение с опорой на определённый признак. Это заставляет детей внимательно всматриваться, вслушиваться, ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как требуется по условиям и правилам игры (например, рассортировывает разноцветные шарики и кубики, ориентируясь на цвет, и на форму; разбирает и собирает игрушки - вкладыши: в большой предмет можно вложить меньший, при сборке матрешки подбирать половинки одинаковые по величине- сначала собрать маленькую, потом вложить её в большую).

На основе сходства выделенных свойств у разных предметов учим детей одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый, как котёнок, колючий, как ёжик). Воспитатель ставит задачу перед ребёнком, создавая проблемную ситуацию, и предлагает ребенку самому решить эту проблему. Предлагает покормить куклу, но вместо ложки лежит палочка, что надо сделать? Как поступить? При этом важно формировать умение соотносить впервые воспринимаемые предметы с теми, которые они познали раньше.

Работа осуществляется систематически, последовательно, включается во все этапы жизнедеятельности детей. Режимные моменты - умывание, одевание, завтрак, обед и т.д., игры - дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом знакомство с предметом, пронизывает весь воспитательно- образовательный процесс.

Непосредственное знакомство с предметом осуществляем живо и интересно, стараемся вызвать у детей положительный отклик. (Сухость, излишний дидактизм, формализм вызывают скуку, ухудшают запоминание)

Процесс восприятия (рассматривания, выслушивания) сопровождаем словом (шарик круглый, гладкий, красный). Дети, воспринимая предметы, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств.

Проявление самостоятельности детей, стремление поделиться своими впечатлениями поощряем, хвалим. Откликаемся на просьбу малыша о помощи, подключаемся к его игре, помогаем преодолевать затруднения. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Важно предоставить ребёнку возможность выбора свободы действий» Разве сюда подходит это колечко? По-моему оно слишком большое».

Умственное развитие ребёнка в раннем возрасте проходит через предметную деятельность, познавательные возможности 2-3 летнего ребёнка ещё невелики, несовершенны, поэтому многие задачи по ознакомлению с предметным миром решаются в форме дидактической игры.

С помощью игр - занятий мы не только передает определенные знания, формирует представления, но и учим детей играть.

Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Малыш сам кормит, причёсывает, купает кукол. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Ребенка двух - трёх лет продолжаем учить играм с куклой в процессе дидактических игр. В этих целях используем игры «Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Споем кукле колыбельную», «Покажем кукле картинки», «Накормим куклу» и т.д. Поэтому в группе имеется дидактическую куклу с комплектом сезонной одежды, а также ванночки, полотенце, мыло (кирпичик), куклы должны быть большие, средние и маленькие.

Важное значение для развития детей первой младшей группы имеют игры и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. В качестве раздаточного материала можно использовать бумажные карточки, формы строительного материала, дидактические игрушки, с ярко выраженным цветом, формой, величиной - это шары, кольца, ленточки, башенки, матрёшки, мячи, флажки.

Умственному развитию детей способствуют также игры с кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными формами, лото, домино.

. Для успешного освоения окружающих предметов требуется постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки мы повторяем неоднократно и с последовательным усложнением. К числу таких игр и упражнений мы относим следующие: «Чудесный мешочек», «Кто пришёл в гости», «Что изменилось», «Отремонтируем машину», «Построим гараж» и многие другие.

У дошкольников необходимо формировать умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Например, картина «Девочка кормит кур»: Какое у девочки платье?, Что она держит в руках?, Какого цвета миска? Какая курица, а цыплёнок?» Для малыша это серьёзная умственная задача: узнавание действий на картинке - одно из проявлений способности к обобщению. При выборе предметных картинок обращаем внимание на четкость линий, яркость колорита. Реалистичность и пропорциональность изображения, что поможет детям воспринимать предметы.

Показывая сюжетные картинки, проводя игры -инсценировки («Кто здесь плачет») мы обращает внимание на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжёг лапу, утешает, жалеет и т.д.), это помогает разобраться в том, что хорошо и что плохо. В первой младшей группе для занятий используем сюжетные картинки: «Игра с куклой», «Дети играют в кубики», «Спасаем мяч», «Катаем шары» и др.

В работе с детьми третьего года жизни используем упражнения типа «Кто что делает», которые проводятся с использованием несложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие, ребенок (по заданию воспитателя) воспроизводит его с помощью реальных предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, девочка баюкает куклу, мама стирает бельё в тазу, повар пробует суп, который варится в кастрюле, доктор лечит больного (картинки готовятся заблаговременно). Такие упражнения удовлетворяют ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением.

При складывании картинки из частей следует подобрать части так, чтобы получилось целостное изображение предмета (овощи, фрукты, различные игрушки)

Большое значение в работе с малышами мы придаём индивидуальной работе с детьми, которую мы всегда стремились сделать интересной и разнообразной, сочетать в ней разные виды деятельности: развитие мелкой и общей моторики, закрепление цвета, формы, проведение работы над звукопроизношением и речью.

В ходе работы с детьми мы создаём условия для ознакомления их с окружающим миром, экспериментирования и обогащения впечатлениями.

Поддерживаем природное любопытство детей, поощряем любое проявление к окружающему миру. Организовываем совместное с детьми наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений поддержать и проявить интерес детей к окружающему, познакомить с разнообразными свойствами природных объектов, вызвать удивление, радость открытия нового (пение птиц, шум ветра, шелест листьев).

Наблюдение за различными явлениями природы мы сочетаем с интересными играми и занятиями, в процессе которых дети на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Например, собирая букет из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, форме, цвету.

Подчеркиваем интерес к деятельности взрослых. Дети любят наблюдать, как воспитатель кормит рыбок, или ухаживает за цветами, как строится соседний дом и др. Мы комментируем свои действия, рассказываем, чем заняты люди, отвечаем на вопросы детей.

В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения умственное развитие детей к концу третьего года жизни достигает уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребенка в предметах и явлениях самого ближайшего окружения, понимание речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Ребенок этого возраста — существо и мыслящее и говорящее, проявляющее известный интерес к окружающему — все это создает новые возможности для умственного воспитания детей в годы дошкольного детства.

infourok.ru

Период раннего деттва

 

 

 

Деятельность ребенка раннего возраста

Уже в период младенчества ребенок выполняет довольно сложные манипуляции с предметами - он может научиться некоторым действиям, показанным ему взрослым, перенести усвоенное действие на новый предмет, он даже может освоить некоторые собственные удачные действия. Но манипуляции направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов - ложкой он действует так же, как палочкой, карандашом или совочком.

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника. На протяжении всего периода раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности. Специфика предметной деятельности заключается в том, что здесь ребенку впервые открываются функции предметов: назначение вещей являются их скрытыми свойствами. Функции предметов не могут быть выявлены путем простого манипулирования. Так, ребенок может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, сколь угодно стучать ложкой об пол - этим он ни на шаг не продвинется в познании функций предметов. Только взрослый способен в той или иной форме раскрыть ребенку, для чего служит тот или иной предмет, каково его функциональное предназначение.

В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встрече с новыми предметами. Если в период манипулирования ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными ему способами, то впоследствии его ориентировка направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?» сменяется ориентировкой типа «что с этим можно делать?».

Не все действия, усваиваемые ребенком в этот период, однотипны, и не все они имеют одинаковое значение для психического развития. Особенности действий зависят прежде всего от особенностей самих предметов. Одни предметы имеют совершенно определенный, однозначный способ употребления. Это одежда, посуда, мебель. Нарушение способа их употребления может рассматриваться и как нарушение правил поведения. С другими предметами можно обращаться гораздо свободнее. К ним относятся игрушки. Но и между ними разница очень велика. Некоторые игрушки созданы специально для выполнения определенных действий, в самом своем строении несут способ употребления (пирамидки, матрешки), а есть и такие игрушки, которые можно употреблять по-разному (кубики, мячи). Наиболее важно для психического развития овладение действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен.  

Игра  как особая форма детской деятельности имеет свою историю развития, связанную с изменением положения ребенка в обществе.

Предпосылки ролевой игры возникают на протяжении раннего детства внутри предметной деятельности. Они состоят в овладении действиями с предметами особого рода - игрушками. Уже в самом начале раннего детства дети в совместной деятельности со взрослыми усваивают некоторые действия с игрушками и потом самостоятельно их воспроизводят. Такие действия обычно называют игрой, но подобное название может быть применено в данной ситуации только условно.

Содержание начальных игр ограничивается двумя-тремя действиями, например кормлением куклы или животных, укладыванием их спать. Фактически дети этого возраста еще не отображают моментов своей собственной жизни (как это происходит позже), а манипулируют с предметом так, как им показал взрослый. Они еще не кормят куклу, не убаюкивают ее - ничего не изображают, а только, подражая взрослым, подносят чашку ко рту куклы или кладут куклу и похлопывают по ней. Характерным для этих специфических игр является то, что ребенок производит определенные действия только с теми игрушками, которые употреблял взрослый в совместной деятельности с ним.

В связи с развитием предметной деятельности в раннем детстве возникают и предпосылки к овладению рисованием, которое в дошкольном возрасте превращается в особый вид деятельности - изобразительную деятельность. В раннем детстве ребенок учится наносить карандашом штрихи на бумагу, создавать так называемые каракули и усваивает изобразительную функцию рисования- начинает понимать, что рисунок может изображать те или иные предметы. Начало нанесения каракуль связано с манипулированием карандашом и бумагой, которые дают ребенку взрослые. Подражая взрослым и проводя карандашом по бумаге, дети начинают замечать остающиеся на ней следы. Каракули, которые появляются из-под карандаша, представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные, с одинаковым слабым нажимом линии.

Вскоре ребенок усваивает функцию карандаша как орудия, предназначенного для нанесения линий. Движения ребенка становятся более точными и разнообразными. Более разнообразными становятся и наносимые на бумагу каракули. Ребенок сосредоточивает на них внимание. Он начинает предпочитать одни каракули другим и повторять некоторые из них многократно. Получив заинтересовавший его результат, ребенок рассматривает его, прекращая всякую двигательную активность, затем повторяет движение и получает другие каракули, близкие по виду к первым, которые он тоже рассматривает.  

Ранний возраст - период, когда ребенок, психологически погружаясь в предметную и изобразительную деятельность, осваивает разнообразные виды замещений: в его действиях любой предмет может взять на себя функцию другого предмета, обретая при этом значение изображения или знака отсутствующего предмета. Именно упражнения замещения формируют основы для развития знаковой функции сознания и для развития особой психической реальности, помогающей человеку встать над миром постоянных природных и рукотворных предметов. Эта реальность - воображение. Конечно же, в раннем возрасте все эти удивительные, свойственные человеку формы психической жизни представлены в качестве предтечи того, что может развиться в последующие возрастные периоды.

 

В начало страницы

 

Особенности общения

В раннем возрасте ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с мамой, папой и бабушкой он постепенно овладевает нормативным поведением. Но в этот период мотивы его поведения не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости. Постепенно внутренний мир ребенка приобретает определенность и устойчивость. И хотя этот мир формируется под влиянием взрослых, ребенок не может сразу усвоить то отношение к людям и вещам, которого от него ожидают.

Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. «Немые» формы руководства (показ действий, управление движениями, выражение одобрения при помощи жестов и мимики) становятся уже недостаточными для обучения ребенка приемам и правилам употребления предметов.

Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением. Многое здесь зависит от того, как взрослые организуют общение с ребенком, какие требования предъявляют к этому общению. Если с детьми общаются мало, ограничиваясь уходом за ними, то они резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если взрослые в общении с ребенком пытаются ловить каждое желание ребенка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребенок может долго обходиться без речи. Другое дело, когда взрослые вынуждают ребенка говорить внятно, по возможности ясно оформлять словами свои желания и только в этом случае исполняют их.  

Ребенок в возрасте от полутора до трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Он внимательно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается всякий раз, когда ребенок вдруг включается в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки услышанному, комментируя или задавая вопросы. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому, прежде всего к матери. Ребенок «льнет» к взрослому, задает ему вопросы, пытается понять ответы.

Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что он является источником своей вот и начинает опробовать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками. Все эти виды социальной активности занимают ребенка достаточно глубоко и являются значимыми для него, но не следует забывать, что все-таки большую часть времени он проводит в предметной деятельности за изучением предметного мира и освоением орудийных и соотносящих действий.

Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом социально приемлемыми, так как ребенок умеет хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии', он умеет также выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. Правда, все эти возможности приемлемого общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание. Умея быть достаточно терпеливым для своего возраста и умея подождать, ребенок все-таки не может переносить сильных испытаний временем ожидания внимания со стороны значимого взрослого, не может пережить некорректного к себе отношения. Он может разом дать регрессивную реакцию, и тут уж мы не увидим малыша в ареоле его достижений.

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, езда на велосипеде и т.п.) обусловливает мотивацию к достижению, что определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка, развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения.

  

В начало страницы

 

Умственное развитие

В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее - элементарными формами игры и рисования) и речью.

Развитие восприятия и образование представлений о свойствах предметов. Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия прежде всего направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Цвет в этот период не имеет никакого значения для узнавания предметов вообще. Ребенок совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета, ориентируясь только на формы изображенных предметов. Это, конечно, не значит, что ребенок не различает цвета. Мы знаем, что различение и предпочтение определенных цветов явно выражено уже у младенца. Но цвет не стал еще признаком, характеризующим предмет, и не учитывается при его восприятии.

Для того чтобы восприятие предметов стало более полным и всесторонним, у ребенка должны сложиться новые действия восприятия. Такие действия формируются в связи с овладением предметной деятельностью, особенно соотносящими и орудийными действиями.

Когда ребенок учится выполнять соотносящее действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с формой, величиной, цветом, придает им определенное взаимное положение в пространстве. Соотносящие действия могут быть выполнены разными способами в зависимости от особенностей обучения. Бывает, что ребенок, подражая взрослому, запоминает порядок выполнения действия (например, разборки и сборки пирамидок) и повторяет его, не учитывая свойств предметов (величины колец). Но это может приводить к успеху только при совершенно неизменных условиях. Если кольца пирамидки сместятся или одно из них упадет, ребенок не сумеет получить нужного результата. Поэтому раньше или позже взрослые начинают требовать от ребенка, чтобы он сам подбирал и соединял части в нужном порядке. Первоначально ребенок может выполнить подобное требование только при помощи проб, так как имеющиеся у него действия восприятия не позволяют зрительно сравнивать различные предметы по их свойствам.

Овладение внешними ориентировочными действиями происходит далеко не сразу и зависит от того, с какими именно предметами действует ребенок и в какой мере помогают ему взрослые. Значительная часть игрушек для детей этого возраста создана так, что в их устройство как бы уже вложена необходимость примеривать части друг к другу и без правильного их подбора результат получить нельзя. Матрешки, коробки с вырезами определенной формы, куда опускаются соответствующие фигурки, домики с отверстиями для вставляющихся окон и дверей и многие другие игрушки как бы сами учат ребенка внешним ориентировочным действиям. И если ребенок вначале пытается добиться результата силой (втиснуть, вколотить неподходящие части), то скоро сам или при небольшой помощи взрослых переходит к примериванию.

От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному их соотнесению. Формируется новый тип действия восприятия. Свойство одного предмета превращается для ребенка в образец, мерку, при помощи которой он измеряет свойства других предметов. Величина одного кольца пирамидки становится меркой для других колец, длина палки - меркой для расстояния, форма отверстий в коробке - меркой для формы опускаемых в нее фигурок.

Знакомясь со свойствами разнообразных предметов - различными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями - ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития. Однако если предметы находятся перед глазами ребенка, даже рассматриваются им, но ему не надо специально выяснять их форму, цвет, отношения по величине или другие свойства, то формирования сколько-нибудь четких представлений не происходит. Представления о свойствах предметов, как мы видим, связаны с характерными для ребенка видами практической деятельности, прежде всего с предметной деятельностью. Поэтому накопление представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой, выполняя действия восприятия.

Таким образом, для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета. Неверно ограничивать (как это делают иногда) материал, с которым действует ребенок, двумя-тремя формами и тремя-четырьмя цветами.  

Развитие мышления. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире.

Внешние ориентировочные действия, как мы знаем, служат исходным пунктом для образования внутренних, психических действий. Уже в пределах раннего детства у ребенка возникают мыслительные действия, выполняемые в уме, без внешних проб. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме. В процессе ее ребенок действовал не с реальными предметами, а с образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок овладевает умением решать наглядно-образным путем только ограниченный круг простейших задач. Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане.

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений - мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи, поскольку значения слов, пониманию и употреблению которых учат ребенка взрослые, всегда содержат в себе обобщения. Например, слово «часы» ребенка учат относить и к маленьким ручным часам, и к будильнику, и к большим стенным часам, а слово «пуговица» - и к черной пластмассовой пуговице на пиджаке отца, и к белой бельевой пуговице, и к художественно выполненной многоугольной деревянной пуговице на костюме матери. Но общепринятым значением слов дети овладевают далеко не сразу. Употребление первых простых усваиваемых слов говорит о том, что их значение крайне расплывчато и изменчиво. Ребенок часто называет одним и тем же словом совершенно разные предметы, перенося его с одного предмета на другой на основании сходства по случайным признакам, причем эти признаки могут все время изменяться.

Указания взрослых, примеры употребления ими слов - названий предметов - постоянно наталкивают ребенка на то, что общее название объединяет предметы, имеющие одну и ту же функцию, одинаковое назначение. Оказывается, однако, что предметы с одинаковой функцией слишком различны по внешним свойствам, слишком трудно выделить в них общее. Это, по-видимому, оказалось бы вовсе не доступным для ребенка, если бы на помощь не приходило усвоение предметных действий, овладение употреблением предметов в соответствии с их назначением.

Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Первыми носителями обобщения становятся предметы-орудия. Усвоив способ действия с помощью того или иного орудия (палки, ложки, совочка, карандаша), ребенок пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяет его обобщенное значение для решения определенного рода задач. В то же время в орудии выделяются те признаки, которые важны для его употребления, остальные отступают на задний план. Научившись придвигать к себе предметы при помощи палки, ребенок пользуется затем для этой же цели любым удлиненным предметом (линейкой, зонтиком, ложкой). Все это меняет значение усваиваемых ребенком слов. Они начинают все более обобщенно отображать функцию предмета.  

Особенности воображения. Начав устанавливать связь между заменителем и обозначаемым предметом, ребенок впервые приобретает возможность представлять себе то, о чем ему рассказывает взрослый, или то, что изображено на рисунке. Воображение в раннем возрасте работает прежде всего на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или в рисунке. Воображение в этот период работает скорее как механизм, а не как активная деятельность: оно обычно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса и эмоций. В своих играх ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственного замысла. Типичное проявление ребенка в деятельности: рисуя или конструируя, он исходит из усвоенных прежде действий, и только полученный результат «требует» от него соответствующего образа. Так, рассматривая нанесенные на бумагу каракули, ребенок спрашивает самого себя: «Это те?» Затем, сосредоточившись на конфигурации каракулей, вдруг «узнает»: «Это птички набегали тут».

Слушая сказки, ребенок пытается представить себе их персонажи, события, ситуации. Однако в связи с тем, что запас его жизненных впечатлений ограничен, он не умеет переработать их в соответствии с описанием. Ребенок раннего возраста склонен устанавливать «прямое замыкание» между тем, о чем он слышит от взрослого, и образами реальных предметов, сформированными в личном опыте. Слушая сказку про деда и бабу, он тут же вспоминает собственных дедушку и бабушку, а слушая про волка, представляет конкретное изображение на картинке. К концу раннего возраста ребенок нередко стремится «сочинять» собственные сказки, рассказы. Это, однако, не более чем мозаичное варьирование собственным опытом.

Возникновение воображения при всей его первоначальной ограниченности имеет неоспоримое значение для умственного развития. В то же время сама возможность «сочинять», «воображать» по собственному хотению, по собственному велению создает особую ситуацию выделения себя как источника воображения и поднимает в ребенке восхитительное чувство своей самости, своего волеизъявления. Произвольность решения начать воображение как деятельность, в которой создается особая новая реальность, поднимает в ребенке чувства, влияющие и на развитие его как личности.  

Особенности памяти. В раннем возрасте память ребенка развивается чрезвычайно интенсивно. За первые три года ребенок осваивает действия, которые ориентируют его в собственной телесной активности в отношении к самому себе и к окружающему миру. За это же время ребенок проходит путь от бессловесного новорожденного до говорящего общающегося человека.

В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Преобладают в этот период двигательная и эмоциональная память. Ребенок лучше запоминает собственные движения, действия, переживания.

Память в раннем возрасте становится ведущей функцией, она принимает участие в развитии всех видов познания. Представления о действиях, свойствах предметов, их назначении и т.п., возникающие в результате практической деятельности ребенка, его восприятия, мышления и воображения, закрепляются в памяти и только поэтому могут служить средствами дальнейшего познания. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребенок не выполняет. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Если при рассказывании сказки изменить порядок изложения, то ребенок с возмущением поправляет неточность. Такое запоминание, однако, ничего не говорит ни об общем умственном развитии ребенка, ни об индивидуальных особенностях его памяти. Это - результат общей пластичности нервной системы, мозга, свойственной всем детям раннего возраста.

Для запоминания имеет значение частота повторения действий. Только повторяющиеся действия, слова, способы общения, реализуемые в социальной среде, в которую погружен ребенок, формируют и поддерживают запечатления, ложащиеся в основу долговременной памяти ребенка. Социальная жизнь трансформирует познание6 через воздействие таких значимых посредников, как язык (знаки), содержание взаимодействий субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правила, предписанные мышлению и нравственным нормам, обеспечивающим систему отношений

.

В начало страницы

 

    Развитие  личности

В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего непосредственным окружением ребенка, тем, что попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить - дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.

Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых.

Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям - матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.  

Внешний образ. В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Он начинает произвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия: он ползет, идет, бежит, принимает разнообразные позы, свойственные взрослым, и совершает преобразования со своим телом, свойственные исключительно пластике малолетнего ребенка. Он повисает на стуле вниз головой, смотрит на мир сквозь свои ноги, согнувшись пополам, радостно ощущая гибкость своего тела и произведенную им перевернутость мира. Ребенок пристально наблюдает все статические изменения своего тела и чувственно переживает мышечные чувства, которые возникают при всяком новом движении или замирании. Прислушиваясь к себе внутреннему, ребенок изучает и себя внешнего. Он играет со своей тенью; наблюдает за тем, «как шалят» и как действуют его ручки и ножки; он рассматривает себя в зеркале, пристально глядя себе в глаза и весело наблюдая свои гримаски и движения.

Телесное развитие ребенка сопряжено с его психическим развитием. «Я» человека помимо духовного еще и телесно, в частности оно является проекцией некоторой поверхности: образ «Я» включает особенности всего внешнего облика. Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития. Несмотря на наличие дифференцированной кинестезии уже в младенческом возрасте, ребенок именно в раннем возрасте начинает осваивать свое телесное, физическое «Я». В это время ребенок глубоко прочувствует наличие у себя частей тела, участвующих в его действиях и деятельности.

В конце младенческого возраста ребенок начинает делать первые шаги. Перемещение в вертикальном положении - трудное дело. Маленькие ножки ступают с большим напряжением. Управление движениями ходьбы еще не сложилось, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Малейшее препятствие в виде стула, который надо обойти, или мелкого предмета, который попал под ступню, затрудняет ребенка, и он после одного-двух шагов падает на руки взрослых или на пол. Что же все-таки заставляет его преодолевать страх перед падением и вновь и вновь прилагать усилия для того, чтобы совершать первые шаги? На первых порах это участие и одобрение взрослых.

Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса овладения собственным телом и стремится как бы увеличить эту власть над собой, преодолевая препятствия. Ходьба, вытесняя ползание, становится основным средством перемещения, приближения к желаемым предметам. Постоянные добровольные упражнения в ходьбе быстро приводят к большей телесной устойчивости и доставляют ребенку истинную радость от чувства овладения своим телом. Чувство овладения придает малышу уверенность при перемещении к цели, что позитивно влияет на его настроение, но объективно сами движения еще долго остаются недостаточно координированными.

Овладение телом и способность передвижения человеческим способом подводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает возможности ориентировки в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает его направление и удаленность относительно исходного места.  

В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку. Имя отражает национальную принадлежность ребенка, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающим фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребенок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно идентифицирует его с определенной культурой.

Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя, к героям литературных произведений. В этом случае ребенок острее переживает события, происходящие с тезкой, заинтересованнее относится к его судьбе. Все, что имеет отношение к имени ребенка, приобретает для него особый, личностный смысл.

Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение («Петя хороший мальчик!») или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.  

К концу третьего года и под влиянием возрастающей практической самостоятельности происходит осознание себя как источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей. Именно в общении с другими людьми ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. Он в потрясении чувствует себя источником воли. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, он чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением.  

Кризис трех лет.  Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Трехлетний Андрюша заявляет: «Когда я выясту (вырасту) большой, я буду сам чистить зубы. Я буду пливозить (привозить) вам тойт (торт). Я буду сажать Киюшу на шкаф. Я буду писать и читать большие книжки». Ребенок говорит о будущем. Но в действительности это вовсе не означает, что он собирается ждать, когда он вырастет. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъявления. Эти чувства столь захватывающи, что ребенок открыто противопоставляет свои желания ожиданиям взрослых.

Считается, что проявление упорства есть упрямство и негативизм, направленные главным образом против близких взрослых. Действительно негативная форма поведения редко адресуется к другим взрослым и не касается сверстников. Ребенок бессознательно рассчитывает на то, что проявление упорства и испытание близких не принесет ему серьезного ущерба.

Негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремится сделать «сам». Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Именно взрослый как более социализированный человек должен в каждом отдельном случае найти выход из детского противостояния, ведущего к чувству глубокого переживания ребенком своего обособления от других. Ведь настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое провоцирует он сам, своей волей или дурным поведением.

Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обостряют сензитивность ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат рефлексии на себя и других людей, умению сравнивать себя с другими людьми в ситуации общения в социальном пространстве, контролируемом принятыми в обществе правами и обязанностями, выражаемыми для детского сознания в столь значимых словах, как «можно» и «нельзя». Возникающие в процессе развития и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

В начало страницы

 

psy-for-life.narod.ru

Умственное, интеллектуальное развитие и воспитание ребенка

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

С самого раннего возраста дети проявляют необычайное стремление к познанию окружающего мира.

  Словно губка, впитывают в себя любую информацию, постоянно осваивают новые знания и умения в процессе игры, при общении с окружающими, во время занятий с родителями или педагогами. В это время очень важно создать наиболее подходящие условия для интеллектуального развития ребенка, придать нужное направление деятельности малыша. Самое ценное в этих занятиях — то, что инициатива, тяга к узнаванию нового исходит непосредственно от ребенка, а не от взрослых. Так закладывается фундамент для последующего всестороннего развития и формирования гармоничной, самостоятельной, образованной личности.

  Чтобы правильно организовать умственное воспитание детей, необходимо учитывать возрастные особенности, способности, интересы конкретного ребенка, не допуская перегрузок, учить ребенка тому, что он в состоянии понять и осмыслить на данном этапе, одновременно стимулируя его стремление к новым знаниям. Правильно поставленное обучение способствует нормальному своевременному умственному развитию ребенка.

Типы умственного развития ребенка

  Умственное развитие ребенка происходит по индивидуальной схеме, однако для каждого ребенка можно выделить основные этапы, так называемые «окна возможностей», когда определенные навыки развиваются наиболее успешно. Традиционно психологи выделяют три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, логическое и речевое.

  Эмоциональное развитие начинается с самого рождения ребенка и наиболее интенсивно продолжается на протяжении первых полутора лет жизни. Психологи утверждают, что эта составляющая чрезвычайно важна для полноценного интеллектуального развития ребенка и является своеобразным залогом успешности в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека хорошие моральные стандарты, которые позволяют ему наилучшим образом реализовать себя в жизни. Вот почему для ребенка в первые годы жизни так важны спокойная доброжелательная обстановка в доме, общение, улыбки и похвалы родственников.

  Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Взрослый человек, изучая иностранный язык, никогда не сможет так легко овладевать грамматическими и речевыми конструкциями, как это делает ребенок, учась говорить. Стимулировать это развитие можно и нужно, разговаривая с ребенком, называя окружающие предметы, объясняя и озвучивая свои действия. Кроме того, с самого раннего возраста можно начинать читать ребенку книжки, даже если он не в состоянии пока понять их смысл. Как только малыш начнет говорить, нужно разучивать с ним стишки и песенки, тренируя одновременно и речь, и память. В дошкольном возрасте же следует начинать занятия иностранным языком. На фоне освоения родного языка эти уроки будут более продуктивны, чем в более зрелом возрасте, когда лингвистическая система уже сложилась.

  Развитие речи самым тесным образом связано с развитием мелкой моторики. Уже в первые месяцы жизни, играя с ребенком в ладушки, вы закладываете потенциал для дальнейшего развития разговорной речи, в свою очередь необходимой для полноценного умственного развития ребенка. Чтобы сделать занятия с малышом одновременно и полезными, и веселыми, придумано множество пальчиковых игр с веселыми песенками-потешками. Для развития мелкой моторики полезно давать малышу подержать предметы всевозможных размеров и форм.

  Наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей приходится на первые десять лет жизни ребенка, и этот момент следует учитывать в процессе умственного воспитания детей. Чтобы стимулировать развитие речи, нужно не только читать с ребенком книги, но и обсуждать прочитанное, пересказывать короткие рассказы, описывать изображения на картинках. В качестве новой игры можно предложить малышу сочинить новую историю про любимых персонажей книги или мультфильма.

  Основы для логического и математического развития закладываются у детей в период от года до пяти лет. Согласно исследованиям, навыки решения проблем и логического мышления связаны с развитием зрения, слуха и осязания. Например, развитие математических способностей взаимосвязано с развитием музыкального слуха. Поэтому стимулировать развитие логических и математических способностей можно, не только играя в специальные игры, конструкторы, но и занимаясь вместе с ребенком сортировкой различных по величине, форме и назначению предметов и прививая ему интерес к музыке.

Секреты гармоничного интеллектуального развития ребенка

  Первоначально интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его знакомства с окружающим миром, общения и освоения общественного опыта. В раннем возрасте стремительно развиваются основные познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление. При этом именно восприятие является в этом возрасте основной познавательной функцией. С его помощью ребенок овладевает такими понятиями, как размер, цвет, форма, назначение предметов. В это время дети учатся узнавать предметы, соотносить предмет с изображением на картинке, узнают назначение окружающих их вещей. Кроме того, активное восприятие в раннем возрасте способствует развитию других познавательных процессов — памяти, мышления, внимания.

  Восприятие ребенка в раннем возрасте существенно отличается от восприятия дошкольника. И хотя ребенок стремится усвоить как можно больше информации, мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с детьми до 4–5 лет необходимо чередовать различные виды деятельности: активные игры и отдых, умственные нагрузки и физические упражнения.

  Лучше всего интеллект ребенка-дошкольника развивается в процессе игры, когда он неосознанно, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт обязательно должен учитываться при занятиях с ребенком. Несомненно, помощь взрослых необходима маленькому человечку, в первые годы жизни именно родители являются для него проводниками и посредниками в его познавательной деятельности. Однако не следует чрезмерно увлекаться упражнениями для умственного развития ребенка. Заставляя его заниматься через силу, можно получить обратный результат и погасить в ребенке познавательный интерес. Гораздо эффективнее стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагая ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Можно и нужно предлагать ребенку новые интересные занятия, поддерживать его живейший интерес ко всяким новым предметам и явлениям, но его предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

  Только к семи – восьми годам, когда у детей закладываются основы образного мышления, оторванного от конкретных практических действий и предметов, для ребенка становится понятной ценность обучения как самостоятельного процесса, отделенного от игры и развлечений. В это время у детей формируется познавательный интерес, на котором и строится организация образовательного процесса в начальной школе.

  Часто в погоне за новейшими методиками умственного развития ребенка родители забывают о своей непосредственной роли в становлении черт характера и формировании правильных привычек у детей. А ведь появление в характере ребенка определенных качеств способно кардинально повлиять на его развитие в целом и на интеллектуальное развитие в частности. К примеру, в семьях, где родители по каждому поводу выказывают свое недовольство, выговаривают детям за малейшую провинность, дети растут скрытными и замкнутыми, а ведь общение и игры со сверстниками являются для ребенка одним из основных источников знаний об окружающем мире. Поэтому умственное воспитание ребенка подразумевает сочетание ласкового, доброжелательного обращения с дисциплиной и определенными требованиями к поведению и образу действий ребенка. Так, приучение к соблюдению порядка породит аккуратность и дисциплинированность, регулярные физические упражнения — выносливость и волю, посильная помощь в домашних делах приучит к труду, доведение до конца игры или занятия — к усидчивости и упорству. Уход за младшими детьми или домашними животными научит малыша проявлять чуткость и тепло по отношению к окружающим, ведь способность сопереживать и стремление помочь другим людям — одно из неотъемлемых качеств любого интеллектуально развитого человека.

  Важно помнить о том, что развитие мышления у детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают. Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается пересыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке. Такая перегрузка особенно опасна при длительном просмотре телевизионных программ или чрезмерном увлечении компьютерными играми.

  В процессе воспитания детей не следует забывать о ценности родительского одобрения и похвалы. Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, вы тем самым повышаете его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

www.vashevse.ru

Умственное развитие, восприятие в раннем возрасте

Умственное развитие в раннем детстве ( с 1 года до 3 лет): как ему способствовать

В раннем детстве быстро растет интерес к окружающему — этот мощный двигатель развития. Ребенок стремится все увидеть, услышать. Однако ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные: малыш хочет до всего добраться, взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить.Как вы увидите из этой главы, на втором и третьем году жизни довольно заметно развиваются действия восприятия и мыслительные действия. Если почти на всем протяжении младенчества психическая жизнь ребенка носила слитный, нерасчлененный характер, то теперь достаточно отчетливо можно увидеть: вот малыш зрительно обследует предмет, его свойства; вот он решает мыслительную задачу: как достать со шкафа любимого мишку?

Но нельзя, по-видимому, выделить как отдельные психические процессы память, внимание, воображение. Они как бы вплетены в деятельность ребенка, носят непроизвольный характер. Эту оговорку следует иметь в виду, когда мы говорим о памяти, или внимании, или воображении ребенка 2—3 лет.В начале второго года малыш узнает знакомых людей хорошо, даже если не видел их несколько недель, он вспоминает о тех событиях, которые произошли неделю назад. Начинает он ориентироваться и в пространстве: в расположении комнат в доме, находящихся в них предметах; когда он выходит на улицу, то сам идет к тому месту, где обычно играет.К концу второго года узнавание становится еще более совершенным. Мальчик 3 месяца не был в городе. Когда вернулись сдачи, пошли к бабушке в гости. Он сам поднялся на второй этаж, постучался в дверь той квартиры, где живет бабушка.На третьем году малыш может при случае вспомнить довольно отдаленные события. Малыш вспоминает зимой, как летом катался с папой на пароходе. Рассказать в детском саду, какие у него дома игрушки, из кого состоит семья, ему уже несложно.Поскольку он овладел речью, воспоминания могут возникать у него не только тогда, когда он видит перед собой предмет или человека, с которым у него что-то связано, но и тогда, когда о чем-то просто идет разговор. Мама говорит: «Поедем к дедушке», и мальчик вспоминает: «Поедем на троллейбусе, у деда рыбки в аквариуме. Мы кормить их будем». Разговаривая с ребенком о том, что было или еще будет, вы тем самым значительно расширяете его кругозор.Непроизвольное внимание малыша становится на протяжении второго и третьего года жизни более устойчивым. К году он мог заниматься игрушкой минут 10, на третьем году это время возрастает до получаса. (А если в деле, котором занят малыш, участвует взрослый, то время это значительно больше.) Если он чем-то заинтересовался, отвлечь его трудно. Но столь же трудно привлечь его к чему-нибудь, что нисколько для него не занятно, не затрагивает его чувств. Поэтому так важно, побуждая ребенка чем-то заняться, сделать что-то, вызвать у него интерес и понимание, постараться воздействовать на его чувства, но ни в коем случае не принуждать, не заставлять его.Начинает складываться и воображение. Когда малыш скачет верхом на палочке, он — всадник, а палочка — лошадка. Но при отсутствии предмета, на котором можно «скакать», он лошадку себе не вообразит, не вообразит он ее себе и тогда, когда он не занят этой игрой, хотя та же палка может быть у него под рукой. Так что пока воображение еще нуждается во внешних опорах — предмете и действии.

 

Как развивать восприятие ребенка

Если не очень задумываться, можно принять за самоочевидный факт, что восприятие малыша к концу первого года жизни достаточно развито — ведь он узнает близких людей, сторонится незнакомых, неплохо ориентируется в окружающей обстановке, совершает разнообразные манипуляции с предметами, различает некоторые их свойства.Все это так. Но более внимательный подход обнаруживает, что восприятие ребенка крайне несовершенно. Ведь узнавание — людей или предметов — может быть разным. Способен ли малыш в начале раннего детства последовательно, систематически осмотреть, обследовать предмет, выделить в нем разные свойства и признаки?Последите за своим ребенком. Как правило, глядя на предмет, он выхватывает какое-то одно свойство, какой-то один признак, который бросается в глаза, и по нему опознает его. Скорее всего это какая-то часть предмета (именно та, с которой малыш имеет дело в то время, как действует с этим предметом). Так, усвоив слово «пти» (птичка), ребенок называет так все предметы, у которых есть выступ, похожий на клюв. Поэтому «птичкой» для него будет и другой предмет, по очертанию похожий на птицу.Вы, конечно, замечали, что ребенок узнает на фотографиях близких людей, а на рисунках (в том числе и контурных) — знакомых ему животных. Но не принимайте это за доказательство того, что малыш уже понимает, что такое рисунок или фотография. Не думайте, что он по малейшему намеку (например, по силуэтному изображению морды лошади или собаки) способен узнавать окружающие предметы. Дело обстоит совсем иначе: ребенок вовсе не воспринимает рисунки или фотографии как изображения людей, или животных, или предметов. Для него это вполне самостоятельные вещи. И если он называет одинаково предмет и изображение, если он воспринимает их как одно и то же, так это потому, чтоон и в предмете, и в его изображении выделяет одну какую-то деталь, которая его привлекла. Все остальное для него неважно, как бы не существует, отбрасывается.Вы можете обнаружить на втором году жизни ребенка такое примечательное явление: для него часто безразличее пространственное положение воспринимаемого предмета или его изображения. Он может рассматривать картинки в книжке вверх ногами — это ли не доказательство того, что важны дм него лишь отдельные признаки, а вовсе не целое!На какие свойства предметов были направлены зрительные действия, которые возникли в то время, когда малыш начинал хватать предметы и манипулировать ими? Очевидно, в первую очередь на форму и величину. Цвет предмета никакого значения иметь просто не мог. Поэтому в начале раннего детства, малыш совершенно одинаково узнает предметы окрашенные и неокрашенные, его нисколько не смущают изображения предметов, имеющих совершенно неестественные цвета. Не противоречит ли это очевидным данным, говорящим, что уже малыш довольно хорошо различает цвета? Нет, не противоречит — цвета он различает, но признаками предметов они для него еще не стали и при восприятии, направляющем действие, они просто не учитываются.Поэтому в раннем детстве воспитание ребенка решает среди других задач и такую— сделать его восприятие более полным, всесторонним.Только такое восприятие сможет надлежащим образом обслужить складывающиеся в раннем детстве действия — соотносящие и орудийные. Но и само овладение этими действиями, если оно построено педагогически правильно, помогает развитию восприятия.Вспомните, что мы говорили о действиях, с помощью которых ребенок подбирает и соединяет предметы (или их части) в соответствии с величиной, формой, цветом. Если вы не довольствуетесь тем, что ребенок подражает вам, запоминая порядок разборки и сборки, скажем, пирамидки, и побуждаете его к тому, чтобы он подбирал и соединял части в нужном порядке сам, то первоначально он сможет выполнять это задание только с помощью внешних ориентировочных действий Вот ребенок прикладывает верхнюю половину матрешки к нижней, обнаруживает, что она не подходит, берет другую, потом еще, пока не найдет нужную. Вот он, перебрав колечки пирамидки, прикладывает их одно к другому, выбирает наконец самое большое — то, краешек которого выглядывает из-под других. Он нанизывает его на стерженек, затеи выбирает таким же способом самое большое из оставшихся Подбирая два кубика, он прикладывает их вплотную друг к другу: сливаются ли они по цвету?Не нужно думать, что внешними ориентировочными действиями ребенок овладеет сразу и при любых условиях; нет. очень многое зависит от того, какие предметы попадают ему в руки и в какой мере ощущает он помощь взрослых.Многие игрушки, которые предназначены для малышей этого возраста, сделаны так, что само их устройство побуждает ребенка примеривать части друг к другу — иначе вообще ничего получиться не может. Игрушки такого рода как бы сами учат малыша, за что и называются самообучающими. Это матрешки, коробки с вырезами определенной формы, куда надо опускать подходящие фигурки, домики, в которые надо вставлять двери и окна... Бывает, малыш сначала пытается добиваться результата силой (хочет вколотить, втиснуть неподходящие части), но с помощью взрослых быстро переходит к примериванию.Но другие игрушки определяют действия малыша в меньшей степени, поэтому и участие взрослых должно быть большим. Например, пирамидку можно собрать в любом порядке, не считаясь с величиной колец. Если взрослый не научит примериванию, малыш вообще не овладеет действиями с пирамидкой.А вот действия другого типа — орудийные. При выполнении их также складываются внешние ориентировочные действия: малыш пытается достать палкой игрушку, лежащую в отдалении; это не получается, потому что палка коротка; тогда он берет более длинную.Постепенно вырабатываются образцы, мерки свойств. Величина одного кольца пирамидки становится меркой для других колец, длина палки — меркой для расстояния, форма отверстий в коробке — меркой для формы тех фигурок, которые опускает в нее ребенок.Теперь появляется возможность чисто зрительной ориентировки — внешние действия «переходят внутрь». Малыш подбирает нужные предметы и их части на глаз — предварительное примеривание не нужно.На втором году жизни во время игр-занятий полезно знакомить детей с формой предметов. Вы предлагаете малышу образцы — круг, квадрат, овал, а он подбирает по этому образцу (накладывая на него) плоские фигуры.Различению размеров малыши учатся, строя башенки из кубиков различной величины, в играх с пирамидками (сначала дается пирамидка из 2—3 резко контрастных колец, а после полутора лет — из 5 менее контрастных). Вообще полезны всякие игры, в которых приходится иметь дело с одинаковыми по форме, но различными по величине предметами.Для того чтобы научить ребенка ориентироваться в цвете предметов, полезно предлагать ему выбрать из двух разных по цвету предметов тот, который соответствует образцу. Более сложна для малыша задача вставить втулочки в нужное цветовое поле столика, окрашенного в два цвета. В этих и других играх сначала надо брать два резко различающихся цвета (например, красный и зеленый, желтый и черный), а впоследствии — более близкие (желтый и оранжевый, фиолетовый и черный). На втором году не стоит требовать от ребенка, чтобы он запоминал названия цветов (хотя сами взрослые их называют). Пока будет достаточно, если он овладеет словами цвет, такой же, другой. На третьем году жизни зрительный выбор по образцу (идет ли речь о форме, величине или цвете предмета) производится малышом достаточно точно. Вместе с тем если предложить ему для выбора не два, а много разных предметов, то вы увидите, что он окажется в затруднении. То же произойдет, если предметы будут состоять из многих частей, если их окраска будет включать несколько чередующихся цветов.Когда ребенок выполняет какое-то доступное, хорошо освоенное действие, то форму, величину предметов, их цвет, расположение в пространстве он определяет хорошо. Но в других случаях восприятие оказывается неточным, расплывчатым. Некоторых родителей смущают такие случаи: казалось бы, малыш правильно опознает даже близкие цвета (например, красный и розовый) — это видно по тому, что он легко выполняет задание на выбор по образцу, но вот его просят «сделать так же», ставя у него на глазах красный кубик на синий, — и, несмотря на то что различие цветов гораздо больше, малыш ставит синий на красный. Удивляться этому не следует: задача расположить кубики в зависимости от цвета — действие для него пока незнакомое, действия взрослого он «понимает» просто как накладывание одного кубика на другой (любого на любой), поэтому учитывать цвет кубиков ему незачем.Точно так же, начиная рисовать, малыш вовсе не замечает, каков цвет изображаемых им предметов. Он пользуется карандашами, цвет которых ему просто больше по душе.Когда ребенок только вступал в пору раннего детства, он мог взять для сравнения в качестве образца любой предмет, сегодня — один, завтра — другой. Позднее, на третьем году жизни, некоторые предметы, хорошо знакомые, становятся постоянными образцами, причем совсем не обязательно уже. чтобы эти постоянные образцы находились перед глазами малыша, — это могут быть представления о них, закрепившиеся в памяти. Определяя предметы треугольной формы, он скажет: «как домик», «как крыша». Про круглые предметы мы можем услышать: «как мячик». Обо всем красном он говорит: «как вишенка», о зеленом — «как травка».Как накапливаются представления о предметах и их свойствах? Только в действиях с этими предметами. Наивно думать, что, если малыш просто видит разнообразные по форме, величине, цвету игрушки, этого уже достаточно, чтобы у него сложились четкие представления о них. Такие представления возникнут только в том случае, если ребенок не раз действовал с этими предметами, если ему приходилось при этом воспринимать их зрительно.Для того чтобы обогатить ребенка представлениями о свойствах предметов, необходимо, чтобы он действовал с ними, знакомился с основными разновидностями этих свойств.Неверно ограничивать ребенка, как это иногда делают, знакомством с 2—3 формами и 3—4 цветами. Ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о 5—6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).Отсутствие в речи малыша слов, обозначающих те или иные свойства предметов, не должно настораживать родителей. Это вовсе не свидетельствует о том, что умственный багаж малыша в этом отношении не велик. Просто существуют психологические причины, по которым дети названия свойств начинают употреблять позже, чем названия предметов и действий. Посудите сами: гораздо легче назвать предмет, «поведение» которого (независимо от его внешних свойств) всегда более или менее одинаково. Лопатка для малыша всегда лопатка (ею можно копать песок), будь она красной или зеленой, с длинной ручкой или короткой, плоской или слегка закругленной. А вот как прийти к слову красный? Для этого надо научиться объединять многие предметы по признаку, который в большинстве случаев не имеет ровно никакого значения для того, как используются эти предметы в игре, в занятиях, в быту. Возникает противоречие, которое малышу преодолеть пока трудно.Общаясь с ребенком, взрослые постоянно употребляют слова, которые обозначают свойства предметов. Но нет необходимости добиваться их запоминания и правильного употребления в раннем детстве. Позже, на 4—5-м году жизни, для этого сложатся более благоприятные условия.Родителям не следует забывать, что не только специальные игры и занятия с малышом способствуют развитию его восприятия. Самые прозаические занятия — еда, одевание, умывание — несут ему массу сведений. Взрослый может научить увидеть и сравнить, какой большой ботинок у папы и какой маленький у сына-малыша. Он поможет найти общее: у мамы синее платье и у сестры...

Когда вы ходите с ребенком на прогулку, старайтесь обращать его внимание на то, что происходит в природе, на свойства снега и дождя, песка и травы.Мы говорили главным образом о зрительных представлениях ребенка. Но, разумеется, наряду со зрительным восприятием развивается в раннем детстве и слуховое. Закон здесь действует тот же: свойства звуков малыш начинает выделять в той мере, в какой это необходимо ему для действия с ними. Прежде всего для речи. Поэтому на втором и третьем году жизни особенно интенсивно развивается восприятие звуков речи. Прежде слова воспринимались ребенком как что-то слитное. Он отличал одно слово от другого прежде всего по ритму, по интонации. Теперь он начинает открывать звуковой состав слова, выделяет в нем сначала гласные, а затем согласные и к концу второго года жизни воспринимает, как правило, все звуки родного языка. (Конечно, необходимые уточнения произойдут и в последующие годы.)А вот восприятие соотношения звуков по высоте развивается значительно медленнее. Видимо, это происходит потому, что в обычных ситуациях ребенку нет нужды в различении звуков, неодинаковых по высоте, это не играет особой роли ни в его общении со взрослыми, ни в играх.Но если вы включите восприятие высоты звука в какое-либо задание, которое привлекательно для малыша, если вы покажете, что разные по высоте звуки как-то связаны с предметами, хорошо ему знакомыми, то вы добьетесь значительного продвижения вашего ребенка и в этом отношении. Например, дети третьего года жизни легко обучаются воспринимать даже небольшие различия в высоте звуков, если оказывается, что более высокий принадлежит маленькому игрушечному животному, скажем зайчику (это его «голос»), более низкий — большому, например медведю.Когда вы поете малышу песенки, слушаете вместе с ним музыку, танцуете с ним, вы не просто развлекаете его, вызываете радостные эмоции — вы еще и развиваете его слух. Позаботьтесь о выборе надлежащих образцов — это несложно, если учесть то богатство красивых мелодичных народных песен, которым мы располагаем.

 

www.vseodetishkax.ru


Смотрите также