Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития. Вред раннего развития ребенка


Пугающие последствия раннего развития | Материнство

Сегодня, как и 15 лет назад, прогрессивные мамы озабочены тем, что ребенка надо развивать прямо-таки с рождения. А как же! Ведь “после трех уже поздно”. К услугам мам методики Глена Домана, Лены Даниловой (на основе того же Домана, дополненная и адаптированная к российским реалиям), Сессиль Лупан, Масару Ибука (по большому счету, вариации того же Домана), Марии Монтессори, Тюленева и Сузуки, система Никитиных, методический материал Кюизенера, Денеша, Воскобовича, Чаплыгина, школа 7 гномов… Думаю, хватит для начала. И это только то, что я вспомнила. Уверена, что на поприще раннего развития подвизаются гораздо больше педагогов, психологов, просто талантливых людей, которым есть что передать детям.

Современная жизнь подливает масла в огонь, не отставая в своих требованиях. На моей памяти 3-х летний малыш должен был проходить собеседование, чтобы попасть в элитный детский сад, а собеседования при приеме на курсы подготовки к школе – сплошь и рядом.

При этом ребенку уже предъявляется ряд требований, что он должен уметь делать.

Вот и боятся родители отстать от этого темпа. И начинается: не успел человек родиться, как 10 раз в день карточки с кружочками, 5 раз – занятия по программе развития интеллекта, столько же – физические упражнения, сон и сеансы ползания в треке; по дому развешаны карточки со словами, а еще нужно послушать за день несколько музыкальных отрывков и текстов на иностранных языках, позаниматься развитием памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений…

Думаете, я утрирую? Ничего подобного! Жизнь моих старших детей протекала именно по такому графику с самого рождения. Как и жизнь еще 52-х детишек друзей и знакомых единомышленников, увлеченных в то время ранним развитием.

Математика, чтение, развитие интеллекта, музыка, рисование, иностранные языки, физкультура, развивающие игры всех сортов – вот что наполняло их детскую жизнь. Времени на “ничегонеделание” просто не было. Если дети просто играли, то взрослые следили, чтобы игра все равно охватывала зону ближайшего развития и тем самым развивала ребенка. На прогулке – занятия по окружающему миру. Кубики Зайцева и штанги Монтессори моя средняя дочь до сих пор вспоминает с ностальгией (как прикольно было первые грызть и вторыми драться). Дополняли картину ранняя социализация и общая развивающая среда (привет монтессори-классам и вальдорфской педагогике, про нее тоже не забыли).

К началу школьного возраста мы все были более, чем довольны результатами: общительные, не по годам физически и интеллектуально развитые, рассудительные, начитанные (а как же, читали все – самое позднее с 2-х лет), самостоятельные, отлично социализированные, с огромным кругозором дети – о чем еще могут мечтать родители? Такими детьми так удобно и приятно хвастаться!

Никаких отрицательных последствий интенсивного раннего развития мы не видели, наоборот, одни плюсы.А потом у всех начались школы. И школы были уже разные. Должна заметить, что не знаю, каков был бы результат эксперимента, останься кто-то из этих детей на домашнем обучение, так как все то поколение, рожденное в 1997-2000-х годах, пошло в школы.

Трудности начались с первых классов. Нашим детям попросту было скучно даже в самых продвинутых гимназиях. С одной стороны, они очень многое знали и по многим вопросам гораздо больше, чем предполагала программа. С другой, знания эти характеризовались негибкостью, частичной систематичностью и по отдельным предметам обнаруживались большие дыры, которые не позволяли перепрыгнуть через класс. Ликвидировать пробелы теми же скоростными темпами не получалось, так как желание учиться, познавать новое, искать и добывать знания отсутствовали у этих детей напрочь.

Страшная часть айсберга раннего развития всплыла наружу – эти дети не хотели и не любили учиться! Они привыкли, что новые знания преподносятся им на блюдечке готовыми, загодя, задолго до того, как у них в сознании сформируется запрос на новую информацию. Они не понимали - а зачем нужно еще и еще что-то узнавать, так как сам процесс их уже за 6-7 лет предыдущей жизни изрядно пресытил. Мотивация на обучение отсутствовала как факт.

У кого-то родители схватились за голову и успели вернуть радость познания, к кому-то нашли подход учителя, а кто-то в этом вялотекущем состоянии так и проковылял до почти конца школы (самые старшие сейчас в 11-м классе).

В подростковом возрасте у всех обнаружился и еще ряд проблем, а так как все эти проблемы оказались общими (мы, родители, периодически до сих пор общаемся друг с другом, многие так и работают в одной организации, так что информацией обмениваемся), то с определенной долей уверенности можно сказать, что корни этих проблем лежат там же, в раннем детстве, которое целиком было посвящено “развивашкам”.

  • У всех детей очень лабильная самооценка, при этом она скачет от резко заниженной до неадекватно завышенной, но никогда не бывает адекватной.
  • Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить, хотя поверхностно общаются в коллективе все очень легко. Ни у кого нет “лучшего друга”.
  • Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями (так ей, привязанностью этой никто и не занимался, как-то не до этого было).
  • Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни – ничто не привлекает, все уже заранее кажется скучным и неинтересным.
  • Среди них очень мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором.
Зачем я все это пишу?

Оказалось, что за почти 16 лет, прошедших с рождения моего старшего сына, ничего не изменилось. Родители так же гонятся за ранним развитием. Хвастаются успехами своих 3-х, 4-х, 6-ти летних детей…Часто я слышу на мамских форумах от родителей дошколят: “мы ходим в садик на целый день и с привязанностью все в порядке”…

А меня так и подзуживает спросить, а каким эти мамы хотят видеть своего ребенка в подростковом возрасте? И готовы ли они в этот сложный период столкнуться с оборотной стороной раннего развития?

Большинство из развивающих методик для малышей не развивают креативные способности, не стимулируют творчество, не учат учиться, не прививают любовь к познанию, вообще не учат осознавать, что вот он, этот познавательный интерес у меня появился и мне надо удовлетворить эту потребность познания нового.

Также большинство обучающих методик учат решать задачу в специально организованной среде, никак не обучая переносу навыка в реальную жизнь. Если Ваш ребенок лихо шнурует рамку Монтессори и на соседней так же быстро застегивает пуговицы, это совсем не значит, что завтра он так же лихо будет управляться со своей рубашкой и шнуровкой ботинок. Все методики Домана – обычное натаскивание, предполагающее переход количества в качество, который не всегда происходит. Кубики Зайцева отлично учат читать, но за скобками у большинства педагогов, а значит и детей, остается смысл прочитанного и осознание душевных переживаний героев (а этому тоже надо учить – сопереживать, сочувствовать, вырабатывать свое отношение к добрым и злым, видеть неоднозначность мира…) И так можно продолжать бесконечно.

Нет ни одной методики, которая бы развивала привязанность, сердечные отношения, любознательность, спонтанное творчество, жажду познания, стойкость при столкновения с трудностями на этом пути… Лишь только память, внимание, мышление, скорость мыслительных операций, силу мышц, зрительное, слуховое, тактильное восприятие…А кому что важнее, - каждый родитель сам выбирает для себя… и своих детей.

P.S. Сейчас у нас растет младший, ему 6 месяцев. Мы с ним тоже занимаемся отдельными упражнениями из самых разных методик, но только когда и у него, и у меня есть настроение, нам обоим нечего делать и нет настроения заняться чем-нибудь более полезным, например, поесть грудного молока или поспать вместе :), т.е. исключительно ради моего развлечения и ни капли не систематически.

Фото - фотобанк Лори

materinstvo.ru

Какие последствия у раннего развития

Я - против раннего развития!

Родственники считают меня ленивой и безответственной. У меня трое детей (старшей дочери - четыре с половиной года), а я, представьте себе, не занимаюсь с ними ни чтением, ни письмом, ни математикой. Более того, я рада, что с бабушками дети проводят не больше шести часов в неделю, из которых на обучение приходится меньше половины. А значит, в оставшееся время я смогу уменьшить негативные последствия чрезвычайно высокой обучающей активности. Почему я пропагандирую столь непопулярные в современном мире взгляды? Откуда пришло ко мне "тайное знание" о вреде раннего интеллектуального развития?

В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в "информационном обществе", что главным в наши дни является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами.

В ущерб здоровью

В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки.

Почему так происходит? Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом - за движение и только потом - за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов - и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.

На прием приходит мама девочки трех с половиной лет. И жалуется, что в детском саду девочка начала заикаться. Из беседы я узнаю, что малышка "плохо сидит на уроке, через десять минут выпадает с занятия, молчит, если ее вызывают к доске прочитать стишок".

Мама искренне считала, что проблема - в ребенке, что девочка слишком застенчива. Над чем мы стали работать? Было понятно, что на первой же консультации мама не примет решение поменять сад. Мы назначили курс дыхательных упражнений, пение и двигательную терапию. Девочка ходила в садик, но "учителя" перестали вызывать ее к доске - мама поговорила с ними по нашей просьбе. (Здесь и далее МЫ - это команда специалистов, которая собирается для коррекции одного или нескольких детей.)

Спустя месяц запинки в речи стали появляться только на фоне сильного потрясения. Тогда мы добавили занятия с логопедом и игротерапию, включающую сенсорную стимуляцию - рисовали руками, "плавали" в сухом бассейне, играли в ролевые игры. Еще через месяц мама сменила девочке садик. В другом саду малышка много играла, общалась с детьми и нормально отвечала во время занятий. Уровень интеллектуальных занятий в той группе был вполне физиологичен - уроки в игровой форме, часто просто на ковре. Изучали не буквы и цифры, а формы, цвета, понятия один - много, часть и целое… Девочка сейчас учится в массовой школе, почти отличница, и вся семья как страшный сон вспоминает свою растерянность перед ее заиканием.

Что же произошло? Эмоционально, физически и психически нормальный ребенок попал в ситуацию, в которой испытал чрезмерное напряжение, физиологически не соответствующее его развитию. Мы провели разгрузочную программу, которая способствовала уменьшению напряжения и возвращению ребенка в русло адекватного развития.

Человеческое общение

У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной - высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чем больше родители будут стремиться "развивать" своих суперспособных чад, тем раньше и тем острее проявятся психические нарушения, если ребенок имеет к ним склонность. В то время как без чрезмерных нагрузок ребенок мог бы прожить жизнь психически здорового человека или же нарушения проявились бы лишь в старшем возрасте.

Для многих молодых родителей интеллектуальное развитие в ущерб эмоциональному стало нормой жизни. Замотанная мама лишний раз не приласкает малыша, не поцелует и не погладит его. Грудничок подолгу лежит в мокрых пеленках, мама радуется, что он нетребователен, интересуется только развивающими игрушками и не теребит ее за фартук. В два года малыш начинает говорить длинными фразами и цитировать стихи. Родители опять радуются и отдают его в языковую группу. До трех лет все нормально. А потом ребенок становится неуправляем, отказывается слушаться взрослых, а порой перестает говорить вообще.

Конечно, этот абзац не может полноценно обрисовать спектр эмоциональных и волевых проблем, в результате которых проявляются тяжелые психические заболевания, но в общем и целом картина именно такова. В нашем центре и подшефных детских садах мы работаем с такими детьми, играем с ними в телесно ориентированные игры, приучаем к самостоятельности, прививаем навыки опрятности и социально адаптируем малышей. Вовремя начатая эмоциональная коррекция позволяет многих отдавать в массовые школы, не отдаляет их от сверстников. К сожалению, бывают случаи, когда родители все-таки не прислушиваются к рекомендациям и интеллектуально перегружают детей. Дети выпадают из общественной жизни, переводятся на домашнее обучение, часто получают серьезную терапию психотропными препаратами.

Поэтому я советую при нарушении контакта с сыном или дочкой как можно раньше обратиться к специалисту. Помните, что развитие имеющихся способностей может совсем подавить те функции, которые в организме работают плохо.

Второй язык - особая тема

Отдельно хотелось бы сказать о двуязычных семьях. Педагоги считают, что ребенку эмигрантов легко освоиться в новой языковой среде, поскольку психика детей гораздо более пластична, чем психика взрослых. На самом деле все это верно лишь для абсолютно здоровых детей.

Об этом нужно помнить и родителям, которые стремятся как можно раньше обучить детей иностранному языку. Ограничения здесь таковы: если у ребенка есть замедление темпов психического развития, если он на первом году жизни имел задержку двигательного развития, то ему нельзя ходить на такие занятия без пристального контроля со стороны невролога. Ребенок, который не имеет представления о право - лево, внутри - снаружи, больше - меньше, не умеет общаться со сверстниками, истеричен или заторможен, получит лишь отрицательный заряд для собственного развития. Сил его организма не хватит и на компенсацию физиологической задержки, и на интеллектуальный толчок.

Во втором классе массовой школы учились две сестры-погодки. Младшая успешно усваивала пройденный материал, играла в подвижные игры со сверстниками. На приеме мама сказала, что старшая девочка на первом году жизни была мало активна, поздно начала держать голову, переворачиваться, мало ползала, пошла в год с небольшим. Младшая росла бойкой и неленивой, начала переворачиваться в три месяца, поползла в шесть, проявляла чудеса исследовательской деятельности - в семь месяцев научилась открывать коробочки, в восемь - расстегивать молнии.

Из Таджикистана семья перебралась в Москву, когда девочкам было 4 и 5 лет. Старшая замкнулась на новом месте жительства, хотя интеллектуальный уровень развития вроде бы соответствовал возрасту. Младшая сестра хорошо адаптировалась, у нее появилось много друзей во дворе, болела она меньше старшей. В восемь лет старшая пошла в школу одновременно с младшей. В течение первого года проблемы были общие - новый коллектив, незнакомая обстановка (девочки не посещали детский сад). Но вот во втором классе младшая стала отличницей, а старшая попала в отстающие.

На приеме у невролога было выявлено много проблем. Но решили мы начать с занятий с логопедом и зарядки для мышц языка. Довольно быстро девочка стала раскованнее, речь стала более плавной и четкой. Девочка начала посещать группу, где училась общаться со сверстниками. К сожалению, процесс реабилитации в школе был не столь успешным - у детей и учителя сложился стереотип отношения с девочкой. Мама была готова перевести ее в другую школу. Но мы пошли другим путем. Стали усиленно заниматься с девочкой, посоветовали ей нанять репетиров. Перевели ее на индивидуальное обучение, за год она осилила программу двух лет и перешла по итогам тестирования в пятый класс. Где новые дети и разные учителя по достоинству оценили ее способности.

Проблема этой семьи заключалась в том, что, попав в необычную языковую среду, девочка испытала проблему острой дезадаптации. Погружение в двуязычную среду стало непреодолимым социальным фактором, поскольку девочка имела проблемы со здоровьем. опубликовано 

econet.ru

Противникам раннего развития, вред раннего развития

Последнее время, очень часто стало слышно нападки на раннее развитие, говорят о вреде для ребенка. очень хочется возразить всем противникам сразу, для этого я обьединила основные возражения и попробовала ответить на них.

Около 10 лет назад нашу страну захлестнуло повальное увлечение ранним развитием. Мамочки стали судорожно читать книги Дамана, скупать кубики Зайцева, Уникубы Никитина. Открылись Почемучки, Незнайки, ну а о студиях, центрах раннего развития можно вообще не говорить. Они как грибы повырастали в каждом дворе. И никто не сомневался в нужности и целесообразности раннего развития.

Но, как и все модное проходит. И вот последнее время тренд сменился. И теперь на каждом углу кричат о вреде раннего развития детей и загубленном детстве…  И противники чаще всего приводят одни и те же аргументы. Давайте попробуем проанализировать все пункты, опираясь на доступные факты.

1. Ранним развитием лишают ребенка детства. Да! Если усадили 2 летного ребенка за парту (стул для кормления) и заставляете его рисовать, читать книгу, смотреть карточки. Но основной закон раннего развития гласит, что обучение должно быть только тогда, когда ребенок настроен на это  и в хорошем настроении и самочувствии. Насилие не допустимо. Если родители развивают ребенка в игре, а игра основной и единственный вид деятельности дошкольника младшего возраста, то лишения детства не происходит. Наоборот, оно становится ярким, более насыщенным событиями и происходит удовлетворение естественного любопытства. Ведь обучение как обучение занимает совсем немного минут, а все остальное обычное взаимодействие мамы и малыша.

2. Все равно в школе все сравняются.  Если у малыша с раннего детства заложена потребность в обучении, его мозг требует постоянной стимуляции, новых знаний. Да, может школьные знания будут примерно одинаковыми. Но общая развитость, живость  мышления, высокий интеллект будут выделять его из остальных ребят. И даже можно получать одинаковые оценки. Но при этом тратить разное время на обучение. Раннее развитие – учит учится и быстро схватывать и обрабатывать и6нформацию. И как следствие на выполнение заданий уходит времени на много меньше, а все освободившееся время  можно тратить на секции и друзей.

3. Развитому ребенку не интересно в школе. Потеряет интерес к учебе. Да! Это вполне вероятно. Если ребенок попадет в класс, где учителю не интересно с детьми и детям с учителем. Но даже в обычной школе, где есть учитель с энтузиазмом, он сможет найти подход к талантливому ребенку. Даст задачку посложнее. Дополнительное задание. Выдвинет на олимпиаду… И тут, прежде всего, обязанность родителей определить ребенка в школу, где тот не будет скучать. А не просто отмахнутся и привести поближе к дому.

4. Всему свое время. Зачем бежать вперед паровоза. А кто определил, когда наступает это время? Ни одних четких, доказанных данных нет, но все, даже скептически настроенные нейрофизиологи говорят, основные мозговые процессы формируются до 3 лет(на 80 %). И цель раннего развития не научить читать. А именно в  закладке и активизации нейронных связей. Раньше считалось, что для семилетки нормально не уметь читать. Сейчас этот возраст сдвинулся на 5 лет.  Что будет дальше. Если по последним данным неонатологов, раньше считалось, что младенец, только появившийся на свет, не может фиксировать взгляд. Сейчас доказано, что нынешние дети взгляд фиксируют, наблюдают за действиями врачей. Дети Индиго есть и с этим сложно спорить и их сейчас 50 % всех рождающихся детей. И как можно не развивать то. Что требует развития. Эти дети сами требуют обучения.

5. Хватит простого общения. Зачем методики? Конечно.  Может и хватить простого общения с мамой. Но только в том случае, что мама предпочитает играть с ребенком, а не сидеть в интернете или у телевизора. Но не у всех есть идеи для занятий с малышом, и многое из за недостатка собственных мыслей (а это не грех, так как не все педагоги и не все с буйным воображением), начинают скучать от сидения дома и малыш это чувствует и тоже начинает маяться от скуки. В этом случае готовые, разработанные методики с прописанными рекомендациями очень выручают мам. И что плохого в том, что кто – то постарался и разработал все эти методики?

 И чтоб не было перекосов в обучении малышей полезно знать основные законы и правила раннего обучения, которые разработаны и опробованы годами. И в этом очень могут помочь небольшие книжицы, например: 10 законов обучения, 10 заблуждений об обучении… (http://www.umnitsa.ru/metodiki_umnicy/metodika_domana-manichenko/ внизу страницы можно скачать)

 

www.baby.ru

Вся правда о раннем развитии

Каждая мама, вставшая на путь раннего развития ребенка, хоть раз слышала от окружающих укоризненные комментарии. Ведь, по мнению большинства, у этого процесса существенное количество минусов. Вот только основная часть этих негативных последствий — чаще всего вымысел. Прежде, чем принимать решение о необходимости занятий с малышом, стоит развеять основные мифы о вреде раннего развития.

Миф 1: раннее развитие наносит вред детскому здоровью

На самом деле:

Нейропсихологи и педиатры, как и многие другие специалисты, всерьез опасаются за физическое здоровье детей, чьи родители неверно поняли основной принцип раннего развития — всестороннесть. Грамотный подход к развитию ребенка предполагает и физическую активность, и упражнения на развитие мелкой моторики, и психоэмоциональные контакты. Нельзя заставлять ребенка учить что-то через силу или требовать от него долгой сосредоточенности, все это и впрямь скажется на здоровье, состоянии нервной системы и мозга. Однако равномерное распределение активностей, игровая форма подачи материала, занятия только с заинтересованным ребенком не нанесут ему вреда.

Миф 2: ребенку будет неинтересно в школе

На самом деле:

Будет ли ребенку скучно в школе, зависит в первую очередь от преподавателя, к которому он попадет. Разумеется, если педагог не умеет находить общий язык с детьми, читает материал «с бумажки», не является интересной личностью, любой ребенок заскучает.

Так или иначе, раннее развитие не имеет со школьной программой практически ничего общего, оно не сводится к перечислению фактов и правил, а учит получать и усваивать информацию. Кстати, если ребенку не нравится школьная программа, потому что он ее перерос, всегда можно найти дополнительные источники знаний (кружки, секции, семинары, музеи), чтобы он не потерял интерес к самому процессу обучения.

Миф 3: умственное развитие идет в ущерб эмоциональному

На самом деле:

До трех лет основным примером для ребенка являются родители. Общение на разные темы, игры, совместные занятия искусством и посещение интересных мест пойдут ребенку лишь на пользу. На время занятий мама не превращается в строгого педагога, она хвалит, поощряет, радуется и сопереживает малышу — и таким образом служит для него эмоциональным ориентиром.

Если же вы занимаетесь развитием ребенка не самостоятельно, а с помощью специализированных центров, то к общению со взрослыми добавляется не менее ценный навык коммуникации со сверстниками. Подвижные и интеллектуальные игры, дух соревнования, общение между занятиями — все это помогает формированию детской эмоциональности.

Миф 4: обучение по выбранной программе лишает ребенка возможности самостоятельно познавать мир

На самом деле:

Никто не предлагает родителям строго следовать одной единственной развивающей программе, ведь каждый ребенок уникален и любит что-то свое. Из существующих методик можно выбрать по несколько упражнений и занятий, которые понравятся малышу, и делать именно их. Доказано, что занятие, проведенное «через не хочу», не принесет крохе никакой пользы — материал не усвоится, а настроение испортится.

Кроме того, методики РР — это лишь инструменты, с помощью которых малыш познает мир. Карточки Домана, квадраты Никитина, организация пространства по Монтессори — все это только способы развить мозг ребенка, а не строгие рамки, которым нужно соответствовать.

Миф 5: сравнявшись со сверстниками по уровню знаний, ребенок испытает разочарование, перестанет считать себя уникальным

На самом деле:

Сам ребенок не сравнивает себя с окружающими довольно долго, и уж точно не рефлексирует по поводу того, что Петя собрал пирамидку быстрее, а у Маши кружочки вышли ровнее. Если родители изначально не будут акцентировать внимание малыша на его уникальности, пренебрежительно отзываться о других детях, проводить сравнения и озвучивать результаты, то сам он никогда этого не заметит.

Миф 6: общеобразовательные программы детсада и школы сведут все усилия на нет

На самом деле:

Часто можно услышать, что бессмысленно учить ребенка первые три года жизни, ведь в детском саду он все равно растеряет все знания и сравняется со сверстниками, которые пока ничего не знают. Разумеется, если в первый же день детсадовского периода перестать заниматься с ребенком и больше никогда к этому не возвращаться, то со временем сверстники его догонят. Но если вы будете продолжать развивать малыша, детский сад станет еще одной возможностью закрепить пройденное.

Никто не отнимет у вашего ребенка знания, которые вы ему дадите. Даже если остальные малыши в группе только начали учить цвета и цифры, ваш кроха не скатится в одночасье до этого же уровня. Занятия в общеобразовательных учреждениях в раннем возрасте важны не столько знаниями, которые они дают, сколько навыками коммуникации, которые развиваются у малышей в коллективе.

Миф 7: раннее развитие лишит ребенка беззаботного детства

На самом деле:

Этот, пожалуй, самый распространенный миф, опять же связан с непониманием разницы между развитием и обучением, а также с фанатичностью некоторых родителей. Ребенок больше всего любит учиться, постигать новое. Это касается и новых слов, и игр, и предметов, и погодных явлений, и всего окружающего мира.

Раннее развитие предполагает передачу информации от родителей к малышу в доступной игровой форме. Ни один разумный специалист не посоветует усадить полуторагодовалого кроху за парту и целыми днями читать ему учебники. Но что плохого в том, что после прогулки под дождем мама с малышом его нарисуют, прочитают пару стихотворений, послушают звуки дождя в записи, сложат это слово из кубиков? Это и есть всестороннее развитие, к которому стремится любой любящий родитель.

letidor.ru

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

23 января 2018

17406

Анна Владимировна Семенович — нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ.

Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется. Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года. То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?»

А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов. Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?  

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».

Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!» Источник  

Метки: Воспитание,

Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми: Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

psyhologytoday.ru

Вред раннего развития для ребенка

В последнее время психологи и педагоги бьют тревогу. Многие дети при поступлении в первый класс умеют и читать, и писать, и считать. Некоторые даже успевают овладеть основами иностранного языка. И, несмотря на это, большинство из них совершенно не готово к школе. У них не развиты элементарные навыки общения, они не могут сосредоточиться, налицо проблемы с воображением. В особо тяжелых случаях у детей напрочь отсутствует интерес к обучению как таковой. Причиной является чрезмерное увлечение ранним развитием. Психологи настаивают: всему свое время. Форсирование развития какой-либо области мозга неизбежно влечет к отставанию в развитии другой. И нагнать упущенное потом бывает очень сложно.

Нужны ли дошколятам знания школьника? Что может произойти, если ребенок не наиграется вдоволь в дошкольные годы? С каким багажом должен покидать сад будущий первоклассник? Все эти вопросы традиционно вызывают множество споров и разногласий. Поэтому необходимость законодательного регулирования данной области образования назревала давно. И вот с начала 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт о дошкольном образовании, который был разработан в русле нового федерального закона «Об образовании».

Суть этого стандарта заключается в радикальном смещении акцентов и изменении роли дошкольного образования. Раньше приветствовалась активная подготовка детей к школе, которая часто проводилась в виде уроков (почти как в начальной школе). Малыши изучали буквы и цифры, им давались основы природоведения, они даже знакомились с прописями. Теперь же усилия работников дошкольных учреждений будут направлены на формирование совсем других навыков, в которых, по-мнению компетентных специалистов, ребенок нуждается гораздо больше.

Речь идет об умении рисовать, конструировать, просто играть, общаться со сверстниками и взрослыми. Делается акцент на развитии инициативности и самостоятельности. На первое место выводится индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Воспитатель теперь должен выявлять способности и потенциальные возможности ребенка и создавать соответствующую среду для их развития (естественно, посоветовавшись перед этим с родителями малыша). То есть инициатором в этом случае выступает сам ребенок — именно он выбирает ту область знаний или искусства, в которой желает развиваться и совершенствоваться. Воспитатель и родители здесь лишь посредники, поддерживающие малыша в его начинаниях.

Основная образовательная программа делится на две части. Первая из них, обязательная, включает комплекс мероприятий по социализации детей и поддержанию индивидуальности каждого из них. В рамках этой части малышей учат основам поведения в обществе и природе, объясняют «что такое хорошо, и что такое плохо», прививают важные бытовые нормы, формируют у детей правильное понимание мира. Что касается второй части программы, то здесь предоставлена некоторая свобода творчества для участников образовательных отношений, потому что они формируют ее самостоятельно. Предполагается наличие одной (или более) программ развития, касающихся той или иной области знаний. Это может быть английский, изобразительное искусство, обучение игре в шахматы — да все что угодно. В любом случае профессиональные педагоги и психологи должны прежде разработать специальную программу, основной элемент которой будет игровой.

Детские психологи единодушны — значительные умственные перегрузки дошкольника и отсутствие меры в обучении его различным дисциплинам негативно сказывается на мотивации к обучению в школе. Иными словами, ребенок к моменту поступления в первый класс совсем не горит желанием грызть гранит науки. Он уже успел об него все зубы обломать.

Поэтому новый стандарт направлен на то, чтобы развить в дошкольниках воображение, любознательность, живой интерес и любопытство ко всему происходящему. С таким багажом ребенок легко освоит все школьные дисциплины, потратив на это гораздо меньше времени и нервов, чем это потребовалось бы ему, например, в четырехлетнем возрасте.

igiuv.ru

Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины

Несмотря на значительную популярность различных методик раннего развития, современные психологи и неврологи бьют тревогу: последствия от неадекватного вмешательства в формирование мозговой деятельности малыша как родителей, так и разнообразных "центров раннего развития" могут быть весьма плачевны.

 

Почему врачи высказываются против раннего развития?

Вред раннего чтения, знания цифр и других «маминых радостей» не является надуманной проблемой. Опасность методик раннего развития заключается в том, что фанатично настроенные родители стремятся следовать выбранной методике, не учитывая естественные последовательности развития ребенка. Дилетантство в образовательной сфере может приводить к самым плачевным последствиям.

По мнению французского психоаналитика Француазы Дольто, дети мыслят и чувствуют иррационально, они как дикари, живущие в мире мифов. И попытки раньше времени «разбудить» малыша губительны для его развития. По словам Дольто, «если инициировать ребенка преждевременно – он потеряет свой потенциал».

 

Вопросами раннего развития в свое время занимались многие известные психологи: Выготский Л.С., Божович Л.И., Элконин Д.В., Леонтьев А.Н. Эти передовики психологической мысли учитывали в своих исследованиях закономерности развития и формирования личности у детей до 3 лет, рассматривали влияние кризисов первого и третьего года жизни на психические процессы. Эксперименты российских и иностранных ученых свидетельствуют, что мозг и личность ребенка созревают неравномерно, гетеросинхронно (в разное время). Важной характеристикой развития являются не столько уже сформировавшиеся функции и процессы мозга, а в большей степени – то, что находится в стадии созревания. Область формирующихся в данный момент процессов называется «зоной ближайшего развития». Определение «зоны ближайшего развития» находится в компетенции квалифицированных специалистов. Адекватное внедрение в мозговые нервно-психические процессы поможет выявить и развить необходимые в конкретный временной отрезок качества.

 

Ведущие специалисты отечественной детской психологии о «раннем развитии» в целом

Смирнова Елена Олеговна, российский ученый, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития, в своем учебнике для студентов высших педагогических учебных заведений «Детская психология» пишет:

 «В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками)».

 

В учебном пособии «Введение в нейропсихологию детского возраста» Анна Владимировна Семенович, известный нейропсихолог, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии пишет:

«Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредноносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. …Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации».

 

Мнение врачей о раннем обучении чтению, письму, счету

В статье «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму» специалисты высказываются относительно «раннего развития» практически единогласно – дилетанское, фанатичное следование одной методике может принести только вред ребенку.

Марьяна Безруких, директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор:

«Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения».

Татьяна Волосовец, директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО:

«Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжелом режиме — ходят и на занятия по английскому языку, и на спортивные секции, и на занятия по живописи, и еще куда-нибудь, куда придумают родители. Потом дети приходят в 9 часов вечера домой и падают от усталости. Это приводит и к общесоматическим заболеваниям, и к неврозам и к уничтожению мотивации к обучению как таковой, так как он приходит в первый класс и не хочет учиться, и уже не может учиться».

 

В интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать» Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), говорит:

«К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют…

В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.

Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей».

 

Ольга Исаенко, детский психолог, кандидат психологических наук, в методическом учебном пособии «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания» пишет:

«Если ребенка интенсивно обучать чтению в 3-4 года, это приведет:

  • к энергетическому истощению мозга, обкрадыванию участков, обеспечивающих движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений: ребенок в 7-8 лет не умеет прыгать или с трудом спускается по лестнице.
  • Дефицит энергии также может вызвать заикание, нарушение речевого развития, нарушение эмоциональной сферы (капризность, агрессивность).
  • Образы букв, сформированные без должной опоры на моторику и пространственное восприятие, долго будут оставаться рисунками, а не символами, и, значит, переход к беглому чтению затянется.
  • Плохо развитые связи между левым и правым полушарием приведут к самым разным школьным проблемам и проблемам с поведением.

Каким бы странным современным родителям это не казалось, но именно двигательная активность в 1, 2, 3, 4 года принесет больше пользы для чтения, а вовсе не карточки или кубики с буквами. Для начала лучше хорошо поползать, потом двигаться на четвереньках, стать на две ноги, начать бегать, прыгать на двух ногах и на одной ноге, затем в свое время играть в детские уличные игры, танцевать и т.п.

Что делать, если вы уже «преуспели» в раннем обучении чтению или чтение нарушено по другим причинам? Подкачать энергию для работы мозга, устранять ее утечки, учить ребенка ползать и прыгать на одной ножке, дать ему возможность упражняться в ловкости в детских играх, учить его отстукивать простые ритмы по образцу, составлять рассказ по картинке, создавать повторяющиеся узоры из кубиков».

 

Логопед Дарья Иванченко (статья «Кубики Зайцева»):

«Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. <…> В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.

В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов. По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает….».

 

Надеемся, что приведенные выше мнения ведущих специалистов в области детской психологии заставят вас задуматься перед тем, как неумеренно нагружать малыша занятиями. Любое обучение должно соответствовать возрасту и быть ребенку в радость!

 

Специально для lovingmama.ru

Фото из фотостока photl.com

 

Читайте также:

Раннее развитие - польза или вред?

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

Виммельбухи, или книги-гляделки

Пальчиковые игры: для чего они нужны и когда начинать в них играть?

Доска с замочками, или "пульт управления" для ребенка своими руками

Лучшие книги для детей до года. Выбираем книжки для самых маленьких

Книги для детей 1 года

Детская пирамидка: какую выбрать и как научить ребенка в нее играть?

Масса для лепки

 

lovingmama.ru


Смотрите также