Что должен уметь ребенок в 4 месяца: обзор, советы родителям. Развитие ребенка в 4 5 месяца что должен уметь какие навыки


Что должен уметь ребёнок в 4 месяца: навыки и умения

Малыш 4 месяца жизни совершенствует движения, органы слуха и зрения, нервную систему. Новые умения присутствуют также и в речевом развитии.

Четырёхмесячный малыш продолжает стремительно развиваться. Быстрое развитие мозга провоцирует живой интерес к окружающему миру и самому себе. Появление осмысленных эмоций – очередная ступень в психоэмоциональном развитии крохи. Навыки ребёнка в 4 месяца подвергаются разнообразным тренировкам. День за днём малыш совершенствует органы движения. Органы чувств и нервная система также подвергаются постоянным изменениям. Если 4 месяца ребёнку уже исполнилось, что он должен уметь делать?

Умения ребёнка в 4 месяца

  • Хватательный рефлекс постепенно угасает, уступая место сознательным произвольным движениям. Способность координировать свои движения указывает на приобретённую возможность управлять собственным телом.
  • Предмет, вложенный в руку крохи, теперь является элементом познания. Раньше погремушку младенец просто удерживал не длительное время. На четвёртом месяце жизни кроха изучает игрушку, стучит ею, трогает пальцами.
  • Способность переворачиваться со спины на живот и наоборот приобретает постоянный характер.
  • Новые навыки связаны с попыткой ползать. Новорождённый ребёнок 4 месяца жизни умеет приподнимать попу и отталкиваться ногами. Что ещё должен уметь малыш в двигательной активности этого периода? Помимо попыток ползать назад или по- пластунски, должна наблюдаться способность поднимать голову и плечи. Это часто расценивается, как попытка сесть. Важно! Ортопеды не рекомендуют присаживать детей до момента, когда малыш сам начнёт садиться.
  • Новым умениям подвержен слух и зрение ребёнка в 4 месяца. Теперь кроха видит на расстоянии до 3,5 метров. Это прекрасная возможность изучать окружающий мир постоянно. Ведь до этого малыш имел возможность осматриваться лишь в то время, когда его брали на руки. Слух в этот период становится эмоционально окрашенным. Ребёнок способен различать звуки и тональности. Зрение обостряется. В это время кроха начинает выделять цветовые контрасты. Любимое черно- белое сочетание сменяется интересом к ярким деталям и элементам. Малыш способен долго и увлечённо наблюдать за движущимся объектом. В это время возможно изменение цвета глаз. Это происходит постепенно, с различными вариациями. Обычно к полугодовому возрасту цвет глаз становится постоянным. 
  • Речевое развитие на четвёртом месяце жизни тесно связано с развитием слуха. Обострение слуха является стимулом для развития речи. Ребёнок учится воспроизводить артикуляцию взрослых, произнося первые элементарные звуки. Детский лепет служит призывом к общению. Агукая и улыбаясь, малыш сообщает, что счастлив и его ничего не беспокоит.
  • На четвёртом месяце жизни сон ребёнка становится более продолжительным. Ночью малыш способен проспать около 8 часов. Теперь у мамы появляется возможность выспаться. Дневной сон составляет в среднем до 5 часов. Общая продолжительность сна в сутки равняется 15 часам.

Четвёртый месяц жизни показателен изменением в питании крохи, что влияет на приобретение новых пищевых навыков. Появление первого прикорма должно сопровождаться отсутствием сосательного рефлекса. Если рефлекс ещё сохраняется, следует отложить введение прикорма и подождать некоторое время.

Теги по теме: малыш 0-1развитие

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Что должен уметь каждый ребенок в 4 месяца

С каждым месяцем жизни малыш все меньше становится похож на тот кричащий сверток, который вы принесли из роддома. Так, четырехмесячный кроха – это пухленький ангелочек, который постепенно приобретает новые навыки, учится руководить своим телом, встречает близких беззубой пока улыбкой и активно гулит – «разговаривает» на собственном, одному ему понятном языке.

Развитие ребенка идет очень быстро, и в 4 месяца многие мамы и папы, глядя на карапуза, задумываются, а что он должен уметь к этому возрасту. Давайте рассмотрим основные критерии. Помните, что все малыши индивидуальны, а приведенные показатели являются «среднестатистическими».

Не впадайте в панику, если кроха освоил не все навыки из нижеследующего списка – здоровый малыш непременно наверстает упущенное.

Физическое и двигательное развитие

Что касается физиологического развития четырехмесячного ребенка, здесь еще сохраняется тенденция к высокой ежемесячной прибавке веса. Поскольку карапуз двигается не так много, масса тела увеличивается в среднем на 650-750 г. Средний показатель веса – от 5 до 8 кг, а роста – 57-66 см.

  • В это время гипертонус мышц ручек должен пропасть, однако в ножных мышцах еще может сохраниться. Не паникуйте, это нормальное явление.
  • Налаживается работа ЖКТ, пропадают колики. Сон становится спокойнее.
  • Четырехмесячные карапузы уверенно держат голову и даже могут подниматься на ручках, опираясь на ладошки, а не на локти, как раньше.

Важно! Нередко ребенок уже в 4 месяца пытается сесть – если дать ему ухватиться за пальцы родителей, карапуз пытается подтягиваться на ручках, словно присаживаясь. Подобное «высаживание» можно включить в гимнастический комплекс, но помните – находиться в сидячем положении малыш должен не дольше одной-двух секунд.

  • Полноценно сидеть ему еще рано, ведь мышцы спины пока слабенькие.
  • Движения ручек крохи постепенно приобретают упорядоченность, малыш учится управлять конечностями. Однако моторика развита еще слабо, поэтому долго удержать игрушку в ручке он не может.
  • В этот период детки уже активно переворачиваются со спинки на животик, а иногда и обратно. Когда ребенок начинает переворачиваться в обе стороны, родители, чтобы предотвратить падения, зачастую «переселяют» его на пол. Это позволяет крохе посмотреть на вещи по-новому и стимулирует его любознательность.

Знаете ли вы? На пятом месяце жизни можно готовить малыша к ползанию – создавать опору у пяточек, когда ребенок лежит на животе, класть неподалеку игрушку, чтобы кроха стремился достать ее.

Общение и эмоции

В четыре месяца у ребенка идет активное психологическое развитие, которое выражается в таких моментах:

  • малыш узнает маму, а также близких и родных, которых видит постоянно; при их появлении он оживляется, начинает гулить, улыбаться, размахивать ручками;
  • кроха уже знает, как его зовут, и с радостью отзывается на собственное имя;
  • среди умений ребенка в 4 месяца следует выделить установление самых простых причинно-следственных связей – например, при виде бутылочки или груди он ждет кормления;
  • у крохи проявляется интерес к новым игрушкам – он даже может заниматься ими около десяти минут, «отпуская» маму;
  • при этом психоэмоциональная связь с мамой еще очень крепкая, поэтому надолго оставлять малыша одного не стоит;
  • карапуз проявляет все больше внимания своему телу – он с интересом рассматривает свои ножки и ручки, ощупывает лицо, волосы, радуется собственному зеркальному отражению;
  • на пятом месяце жизни детки обычно начинают вести себя настороженно при виде незнакомых, могут расплакаться, если их берут на руки чужие люди;
  • очень важным является еще один момент – ребенок учится следить глазами за движущимся предметом, а если тот убрать на время из поля зрения и позже показать вновь, кроха проявит признаки узнавания;
  • кроха учится произносить гласные звуки: «о», «э», «а», «у», постепенно в лепете появляются и первые согласные – «м», «б», «п».

Рефлексы и прочие навыки

Помимо тех «новшеств», что должен уметь ребенок (узнавания, гуления, переворачивания), к 4 месяцам у деток постепенно пропадают рефлексы, присущие новорожденным.

  • Если провести по спинке сверху вниз вдоль позвоночника (на расстоянии около сантиметра от него), малыш уже не будет изгибать спинку. Этот рефлекс называют рефлексом Таланта, и к четырем месяцам он должен полностью угаснуть.
  • Безусловный хватательный рефлекс постепенно становится целенаправленным. Малыш стремится взять в ручки предметы, которые находятся рядом и заинтересовали его. Стимулируйте такую активность, и в дальнейшем мелкая моторика будет развиваться быстрее.

  • Постепенно угасает и рефлекс Морро. Он заключается в реакции крохи на резкий хлопок по поверхности, где находится карапуз. Ранее малыш вскидывал ручки, раскрывая ладошки, а потом прижимал их к груди. Теперь эта реакция становится менее яркой.
  • Рефлекс ползания тоже постепенно угасает. Впрочем, его можно стимулировать – это может ускорить у ребенка выработку соответствующего навыка.

Важно! Если вы практически с рождения обучали кроху грудничковому плаванию, в этом возрасте можно переходить к «заплывам» в полной ванне. Следует подчеркнуть, что врожденные плавательные рефлексы к четырем месяцам угасают практически полностью, поэтому начинать такие занятия нецелесообразно – момент упущен.

Стоит отметить и такие навыки, как хлопки – кроха умеет раскрывать ладошки, делает «ладушки». Движения ручек становятся более скоординированными – детки, например, знают, как «извлечь звуки» из погремушки.

В этом возрасте, если малыша поддерживать вертикально, он словно поднимается на цыпочки, отталкиваясь от поверхности.Еще одно новшество – целенаправленные попытки попробовать на зуб все, что попадается под руку (и сами ручки, кстати, тоже).

Полезные советы родителям

  • Чтобы обеспечить своему карапузу полноценное и активное развитие, правильный и обоснованный с медицинской точки зрения уход за ребенком в 4 месяца, помните, что и девочки, и мальчики в этом возрасте активно интересуются своим телом, в том числе – половыми органами. Не стоит акцентировать на этом внимание или как-то реагировать: для деток это точно такая же часть тела, как ручка или ножка. Давайте крохе иногда «погулять» голеньким, без подгузников и одежек. Это не только укрепит его иммунитет, но и позволит лучше изучить свое тело.

  • Чаще общайтесь с крохой, меняя интонацию голоса. В этом возрасте карапузы начинают различать оттенки речи, активно к ней прислушиваются и даже сами стремятся поучаствовать. Поощряйте лепет и гуление.
  • Помните, что приемы пищи постепенно выстраиваются в график и «группируются» вокруг периодов, когда малыш спит. Родители уже приблизительно могут составить распорядок дня – пока еще очень неточный. Однако даже первые попытки упорядочить детское расписание облегчат в дальнейшем приучение к режиму.
  • Четыре месяца – оптимальный срок для занятий с карточками Домана: кроха уже может сосредоточить взгляд на картинке, слушает речь мамы. Такая методика отлично стимулирует раннее развитие речи.
  • Активнее играйте с ребенком в пальчиковые игры, в ладушки, в прятки (взрослый говорит с малышом, улыбается, а потом «прячется», закрывая лицо ладонями, после чего убирает руки и «находится»).
  • Чаще включайте детям классическую музыку, различные песенки. Можно также самостоятельно играть на музыкальных инструментах. В этом возрасте детки предпочитают низкие звуки и ритмичные мелодии.

Важно! Ни в коем случае не пытайтесь сажать малыша, особенно опирая его на мягкие подушки. Это ощутимо нагружает позвоночник. Максимум – кратковременные «посадки» в рамках гимнастики.

Навыки ребенка в 4 месяца – видео

Если вы хотите больше узнать о том, что должен уметь делать ребенок в 4 месяца, как с ним заниматься и каким моментам уделить внимание, обратите внимание на следующее видео. В нем не только рассказано об основных моментах развития крохи, но и даны советы для мам и пап.

Общаться с четырехмесячными детками очень интересно – они активно отвечают, лепечут, проявляют радость при виде знакомых лиц, особенно маминого. Внешне карапузы становятся пухленькими ангелочками, вызывая умиление окружающих. А что умеет ваш ребенок в 4 месяца, какие у вашего мальчика или девочки любимые занятия? Расскажите об этом в комментариях.

www.beremennost-po-nedeliam.com

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: навыки, упражнения для развития

Три месяца для младенца – своеобразный «переходной» возраст, когда он из неосознанного крохи становится забавным и смышленым карапузом. В этот период детки становится более активными не только с физической, но также и с эмоциональной точки зрения. Развитие ребенка в 3 месяца выходит на новый уровень. Кроха больше времени играет, стремится к общению с мамой, познает мир и свои возможности.

Потребности ребенка также изменяются. Родителям следует научиться понимать, когда карапуз просто капризничает, а в каких случаях его действительно что-то беспокоит. Чтобы лучше разбираться в чувствах и эмоциях грудничка, необходимо внимательно наблюдать за ним, знать что же должен уметь малыш в этом возрасте.

Физическое развитие малыша

Показателями того, что кроха полноценно развивается и ему комфортен установленный режим является соответствие показателям принятой нормы ежемесячного набора массы тела. В этом возрасте в среднем вес увеличивается на 700 грамм (по 150–200 грамм в неделю). Недоношенный ребенок может набирать больше — около 800–1000 грамм. Мамочке следует помнить, что незначительные отклонения от представленных значений являются вариантом нормы и должны оцениваться медицинским специалистом. Показатели того, сколько должен весить трехмесячный ребенок, представлены в таблице.

Основные параметрыМальчикДевочка
Вес, кг5,0–8,0 4,5–7,5
Рост, см57,3–65,5 55,6–64,0
Окружность головы, см38,1–42,9 37,1–42,0

У новорожденного практически отсутствует подкожно-жировой слой. На его долю выпадает только 1% от массы тела. Именно поэтому кожа малышей имеет приятный розовый оттенок, ведь сосуды и капилляры очень близко расположены к поверхности. Доля подкожного жира увеличивается, складочки и морщинки на теле разглаживаются. Несмотря на то что кожа малыша остается нежной и чувствительной, ее защитная функция работает активней.

Часть врожденных рефлексов сменяется осознанными движениями. В этом возрасте, обычно, угасает хоботковый и ладонно-ротовой рефлекс, активней развивается шейная выпрямляющая реакция и рефлекс Ландау. Достаточно развиты мышцы шеи и позвоночник, поэтому грудной ребенок хорошо удерживает головку в положении лёжа на животе, учится переносить часть нагрузки на руки и ещё неуверенно приподнимает свое тело.

После рождения у малыша очень маленький пищевод и желудок, поэтому грудным детям свойственно срыгивание (движение пищи в обратном направлении). К трем месяцам длина этого участка ЖКТ становится больше, также увеличивается объем желудка, поэтому срыгивания появляются все реже.

Продолжают совершенствоваться органы чувств. Зрение становится сфокусированным, грудничок удерживает взгляд на предмете не только в положении на спине, но и на животике или вертикально. Глаза ребенка хорошо различают цвета, хотя и не видят очень далеко. Улучшается слух малыша. Он может слышать звуки на расстоянии 3 метров, поворачивает голову на источник шума. Знакомясь с новыми запахами, продолжает развиваться обоняние. По-прежнему важен тактильный контакт.

У очень некоторых малышей начинают резаться зубки, несмотря на то, что это свойственно детям в возрасте около полугода. Прорезывание – болезненный процесс, без помощи взрослых грудничок будет испытывать неприятные ощущения и дискомфорт, пускать слюни и пронзительно плакать.

Развитие крупной и мелкой моторики

Крупная моторика у детей трех месяцев активно развивается. Она основана на непроизвольной двигательной активности мышц. Ребенок постоянно тренируется сжимать и разжимать кулачки. Его ручки расслабляются, тонус мышц свойственный новорожденным проходит. Грудничку легче удерживать головку, он умеет сводить руки вместе.

Мелкая моторика – это способность кистей и пальцев делать максимально четкие движения. Зона в мозге, отвечающая за развитие мелкой моторики, очень близко располагается к зоне памяти, речи и мышления. Стимулируя один участок, задействованными оказываются все. В этот период малыш уже осознанно держит предмет в руках. Кроха пытается схватить окружающие его предметы – мамины волосы, игрушку, бутылочку, украшения. Координация движений продолжает совершенствоваться, теперь малыш может делать одной рукой то, на что еще месяц назад требовалось две. Развитие мелкой и крупной моторики способствует возникновению нейронных связей, что оказывает влияние на умственную деятельность, совершенствование различных навыков и талантов.

В совершенствовании моторики поможет игра «сорока — белобока кашку варила». Малышу надо давать в ручку предметы разной текстуры (шершавые, гладкие), формы, размера. В магазинах можно приобрести специальные игрушки с наполнителем в виде шариков. Такие изделия можно сделать самой, пошив мешочки и поместив туда различные крупы.

Психоэмоциональное и социальное развитие

В трехмесячном возрасте у карапуза начинают развиваться речевые навыки, он будет активно агукать (гулить), произносить гласные звуки. На увиденное или услышанное малыш будет эмоционально реагировать, размахивая руками и ногами. Младенец более остро нуждается в беседе, проявляет интерес к общению. Лучшая компания для него –  мама, хорошо знакомые члены семьи. Если разговаривать с малышом тихим спокойным голосом, он будет прислушиваться, затихать. Часто малыши любят говорить сами с собой, рассматривая и трогая ручки и ножки. Важно взять за правило постоянно говорить с грудничком, комментировать все свои действия.

Ярким признаком хорошего всестороннего и своевременного развития является «комплекс оживления». Это эмоционально-двигательная реакция ребенка, которая возникает, как ответ на обращение взрослого. Она имеет четыре основных компонента:

  • замирание и сосредоточение;
  • улыбка;
  • двигательное оживление;
  • вокализация (произношение звуков).

Младенец хорошо узнает маму. Он знает не только ее лицо, но также запах и голос. По этим же признакам кроха определяет остальных родственников. Незнакомый человек может напугать малыша. Однако если мама рядом, то общение будет проходить спокойно.

Как отмечает доктор Комаровский: Отношение ребенка к окружающим в возрасте трех месяцев можно охарактеризовать только одним словом  «дружелюбное».

Все эмоции становятся более выраженными и понятными. Если крохе холодно, он встревожен или ощущает дискомфорт — плачь малыша укажут маме на неполадки. Карапуз может дифференцировать игрушки на любимые и не очень. Он открыт для общения и познания. Легко идет на контакт, наслаждается вниманием окружающих, а если его мало, пытается привлечь его доступными способами.

Режим сна и бодрствования

К трем месяцам общая норма общей продолжительности сна ребенка составляет 15 часов в сутки. 10 часов грудничок должен спать ночью, а остальные 5 — отдыхать днем. Дневной сон делится на три части. За ночь маме придется вставать для кормления и смены подгузника не более 1–2 раз.

Характер сна крохи во многом зависит от его темперамента и эмоциональной домашней обстановки. Если малыш с рождения спокойный, во время отдыха он будет безмятежным и умиротворенным, а его сон — крепким. Если карапуз гиперактивен, сон часто бывает беспокойным, с просыпаниями и тревожными всхлипываниями. Наиболее частыми симптомами, вызывающими беспокойство у родителей, являются:

  • Вздрагивания. Увидев, как сын или дочка вздрагивает после засыпания, не стоит переживать. Это нормальная реакция организма на расслабление мышц. Частота и сила таких вздрагиваний с возрастом уменьшается.
  • Пробуждения. Посреди ночи ребенок может проснуться и начать плакать. В первые полгода жизни – это нормальное явление. От мамы требуется только терпение, любовь и забота.
  • Плач во сне. Карапуз может плакать, не просыпаясь, просто похныкивать. Это также не является тревожным сигналом. Возможно, малыш перевозбудился, получил очень много эмоций и впечатлений днем, поэтому беспокоится в ночное время.

Чтобы исключить такие проявления, необходимо контролировать психические нагрузки крохи. Потребуют прогулки на свежем воздухе, установление ночного и дневного режима. Необходимо формирование навыков здорового сна. Возможно, на несколько ночей младенца лучше положить спать с собой. Запах мамы и ее сердцебиение, которое он слышал еще в утробе, способно успокоить малютку.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Прогресс в развитии трехмесячного ребенка заметен абсолютно всем. Каждый день у малыша появляются новые навыки и способности. Главными достижениями этого возраста можно назвать:

  • умение удерживать головку;
  • способность дотягиваться, держать игрушки;
  • умение переворачиваться со спины набок;
  • более совершенная координация;
  • интерес к собственным частям тела;
  • расслабление мышц на руках, способность дотянутся до ножек.

Шейный отдел у крохи хорошо развит, поэтому он с легкостью следит за игрушкой, вращает головой, поворачивает ее в поисках источника шума (погремушки). Ползать или сидеть карапуз еще не может — опорно-двигательный аппарат слишком слаб для этого. Однако малыш сможет перемещаться по горизонтальной плоскости. Не удивляйтесь, если вы оставили его в кроватке в одной позе, а вернувшись, обнаружили в другой. Это первые навыки ползания.

Если ребенка поставить, придерживая, на опору, он оттолкнется. Это упражнение способствует укреплению мышечной ткани. Можно попытаться присаживать младенца на руках, но аккуратно и по чуть-чуть.

Рекомендации по развитию для родителей

Чтобы малыш рос здоровым и сильным, радовал маму и папу, с ним необходимо систематически заниматься. Важен комплексный подход, включающий в себя:

  1. Общеукрепляющий массаж. Техника массирования крохи отличается аккуратностью и нежностью. Все движения должны быть плавными. Руки лучше смазать маслом перед началом процедуры. Спокойными движениями надо помассировать спинку, для этого надо погладить ее от попы к голове. Затем можно сделать массаж поперечных мышц животика. Для этого руки надо положить на поясницу крохи и мягкими движениями перемещать их к пупку. Чтобы разработать суставы надо поднимать ручки, мягко вращать плечо. Малышу лучше лежать на твердой поверхности. Идеально для проведения процедур подойдет пеленальный стол. Занятие должно длиться не более 10 минут.
  2. Гимнастику и упражнения. Можно по утрам проводить мини-зарядку. В дневное время упражнения должны быть направлены на вибрации и встряхивания. Укреплять мышцы спины можно с помощью фитбола – занятий на большом мяче. Придерживая малыша за ножки или спинку, нужно раскачивать мяч. Дети получают удовольствие от таких веселых упражнений.
  3. Развивающие игры. Ничто лучше не поможет развить физические и интеллектуальные навыки ребенка, как игры. Можно поиграть с малышом в «ку-ку». Можно просто показывать ему разные предметы и называть их форму, цвет, предназначение. Над кроваткой можно прицепить воздушный шар, а на следующий день сменить его на шар другого цвета.

Все эти процедуры следует правильно сочетать и чередовать. В общем, длительность сеанса ограничится 30–45 минутами. Но это время благоприятно отразится на эмоциональном состоянии, физических и умственных способностях ребенка.

В некоторых случаях при мышечной кривошее, для профилактики и лечения гипертонуса рекомендуется ЛФК, которую выполняет специалист.

Возрастные особенности

В период 3–6 месяцев у малыша полностью сформировались и начали активную работу слюнные железы. Однако глотательный рефлекс еще не на таком высоком уровне. Это приводит к тому, что кроха постоянно пускает слюни, может надувать пузыри или подавиться ими. Еще повышенное слюноотделение признак прорезывания зубов. В это время важно следить за гигиеной карапуза – чаще умывать его, протирать лицо салфеткой, чаще переодевать ребенка.

Еще одной возрастной физиологической особенностью является интенсивное выпадение волос. Оно наблюдается в 1–3 месяцы жизни. Весь организм младенца активно растет, изменяется, адаптируется к внешней среде. Пушковые волосы должны пройти процесс обновления, поэтому при расчесывании, прогулках, вовремя сна тоненькие волоски выпадают.

Нормой признана ситуация, когда малыш сосет свой палец или кулак. В данном возрасте такое поведение – не вредная привычка, а обычный интерес.

Кроха только учится управлять своим телом, изучает его. Ручки, которые его случаются, являются целым открытием, поэтому он хочет их крутить, сосать, трясти. Отучать от этого не следует. Как только карапуз наиграется, он сам забросит это занятие.

Когда требуются консультации медицинского специалиста

Наблюдая за трехмесячным младенцем, важно понимать, в какой ситуации надо сохранять спокойствие, а при каких обстоятельствах, необходимо обращение за квалифицированной медицинской помощью. Проконсультироваться с врачом следует, если у малыша мама заметит:

  • Сыпь. Может быть симптомом потницы, пузырчатки, диатеза и др. Ставить диагноз и установить причину появления данного признака должен только доктор. Возникновение высыпаний может свидетельствовать о развитии пищевой аллергии, реакции на лекарства, контактном дерматите и других заболеваниях.
  • Дрожь в конечностях или тремор. Не всегда он является признаком болезни. Если дрожь в ручках появляется при сильном крике – это возрастная норма, но только для малышей 2–3 месяцев. Если симптом продолжается, это может указывать на неврологические патологии. Нужно срочно посетить педиатра и невропатолога.
  • Усиленная потливость. Когда младенец обильно потеет, это может свидетельствовать на то, что ему жарко и в комнате созданы некомфортные условия. Однако, если в помещении прохладно, а потливость продолжается, стоит обратиться к педиатру. Повышенная потливость – признак рахита. Возможно, крохе необходимы препараты с витамином D.
  • Запрокидывание головы. Когда грудничок запрокидывает голову назад, многие мамы воспринимают это, как отклонение. Не всегда данное проявление – симптом нарушений нервной системы. Понаблюдайте за малышом. Если при запрокидывании у него трясется подбородок и ножки, синеет носогубный треугольник или закатываются глаза — повод бить тревогу. В противном случае запрокидывание головки может означать, что ребенку так удобно, кто-то из родственников спал в такой позе, за изголовьем кроватки стоит игрушка.
  • Выгибание спинки. Причин, по которым кроха себя странно ведет, множество. Это и внутричерепное давление, и гипертонус мышц шеи, боль или просто признак недовольства. Посетив врача, вы узнаете точный ответ и сможете вовремя предпринять вспомогательные меры.
  • Высовывает язычок. Так делать младенец может просто из интереса. Однако, в определённых случаях высунутый язычок также может свидетельствовать о серьезных отклонениях в работе нервной или эндокринной системы. Посетите доктора, сдайте анализы и исключите опасные болезни.

Самое важное – внимательно следить за поведением ребенком, наблюдать за особенностями характера, научиться понимать без слов настроение, причины недовольства. Если малыш стал капризным и его поведение беспокоит мамочку, надо безотлагательно посетить поликлинику. Врач проведет осмотр, возьмет материал для анализов, поставит диагноз или успокоит родителей.

laktacia.ru

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: навыки грудничка

Малыши растут стремительно и в первый год жизни из маленьких беспомощных младенцев становятся непоседами с большим набором умений. Но как родителям 5-месячного крохи определить, насколько он развит и в каких случаях стоит обратиться к специалисту за помощью? Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Этот вопрос стоит рассматривать с различных позиций.

Параметры роста

К 5-месячному возрасту малыш заметно подрастает.

  • Весит в два раза больше, чем при рождении.
  • Прибавляет в росте около 14 см.
  • Окружность головы увеличивается на 1 см.
  • Окружность груди увеличивается на 1 — 2 см.

Это усредненные данные, ведь каждый ребенок индивидуален и растет по-своему. Педиатры сверяются с таблицей роста, но если есть небольшие отклонения от нормы, это не страшно. К примеру, недоношенные малыши без тяжелых патологий развития будут немного меньше своих собратьев.

Физическое развитие

К пяти месяцам ребенок каждый день учится чему-то новому.

  • Малыш уже начинает переворачиваться с животика на спинку и обратно. Более активные малыши к этому возрасту лихо кувыркаются, другие же лишь начинают пытаться. В любом случае такое развитие будет в пределах нормы.

Совет: с этого времени ребенка нельзя оставлять одного на большой кровати или другом возвышении, как новорожденного, потому что он может оказаться на краю и упасть.

  • Лежа на животике, малыш, опираясь на ладошки, поднимает верхнюю часть корпуса. Из такого положения ему удобно следить за происходящим вокруг. К тому же это упражнение подготавливает ребенка к ползанию.
  • В положении на животике малыш разглядывает вещи, лежащие перед ним, фокусируя взгляд как на ближних, так и на дальних предметах. Кроха пытается дотянуться до понравившихся игрушек или вещей.
  • Многие малыши к этому времени уже умеют уверенно держать спинку в сидячем положении в течение нескольких минут. В таком случае для удобства и безопасности дитя можно обкладывать подушками, чтобы он играл сидя. Но если малыш недоношенный или еще не освоил навыки сидения, не стоит торопить события.

Совет: ни в коем случае нельзя сажать в подушки малыша, который еще не научился уверенно держать спину. Раннее высаживание может привести к искривлению позвоночника. А для девочек это чревато загибом матки и проблемами с деторождением в будущем!

Психические и умственные навыки

В пять месяцев ребенок ближе знакомится с миром и проявляет свой характер.

  • Он умеет уверенно держать погремушку в ручках, греметь ею и разглядывать. Выронив игрушку, он пытается отыскать ее взглядом и снова взять. Также ребенок уже перекладывает небольшие игрушки из одной ручки в другую. Малышам, которые уверенно держат в руках предметы, можно уже давать бутылочки для самостоятельного кормления. Младенцы становятся требовательными. Увидев понравившийся предмет, они будут всем своим видом показывать, что он им нужен.
  • Малыши начинают тянуть в рот все, что попадается под руку. Таким образом они познают окружающий мир. Крохи тянут в рот пальчики ног, ощупывают свое тело, в том числе и половые органы. Не стоит ругать ребенка за это, но и постоянно играть с ними недопустимо. Если ребенок постоянно тянет ручки к половым органам, то это может быть сигналом раздражения в этой области из-за недостаточной гигиены либо служить признаком нехватки родительской ласки.

Следует убрать из поля зрения малыша предметы, которые могут быть опасны для его здоровья.

  • К пяти месяцам дети уже узнают своих и чужих. Они охотно идут на руки к близким. Но могут закатить истерику при встрече с незнакомым человеком или в новом месте. При этом грудничок отреагирует даже на то, что мама сменит прическу, сделает макияж или наденет новое платье. В этот период малышу очень нужна мама, с ней он чувствует себя в безопасности.
  • Малышу нравится слушать различные звуки, разговоры и музыку. Он активно пытается сам воспроизводить услышанное. Пока у него выходят лишь простые слоги: агу, ма, кх и другие. Он издает множество звуков: гулит, звонко визжит, агукает. Его голосовые связки активно развиваются, подготавливая малыша к разговорной речи.

Занятия с малышом

Даже в столь юном возрасте с карапузом нужно заниматься, чтобы он рос гармоничной личностью.

  • Нужно почаще разговаривать с крохой. Когда он не спит, родителям нужно подольше находиться рядом с ним. Мама может делать какие-то свои дела, напевая простые песенки или комментируя свои действия. Мозг малыша сейчас впитывает информацию молниеносно. Поэтому следует называть предметы, окружающие его, четко проговаривая каждый звук.
  • Малыш начинает реагировать на свое имя. В это время дети узнают на фотографиях себя и своих близких. Можно завести небольшой альбом с фотографиями членов семьи и разглядывать их с малышом, показывая и называя каждого изображенного на фото.
  • Когда-то считалось дурной приметой подносить к зеркалу маленького ребенка до года. Но жизнь меняется, и сейчас педиатры рекомендуют с 5 месяцев показывать ребенку зеркало. Если малыш развивается правильно, он будет трогать свое и мамино отражение в зеркале. Если же ребенок не реагирует на отражение, то это тревожный сигнал, и стоит обратиться к специалисту, чтобы выявить недочеты в развитии на ранних стадиях.
  • Зрение малыша к этому периоду жизни уже развито настолько, что он различает практически все основные цвета и даже некоторые оттенки. Но все же его любимыми остаются красный, желтый и синий. Он будет дольше разглядывать яркий предмет, чем однотонный. Рекомендуется развешивать в поле зрения ребенка яркие картинки и фигурки, он будет с удовольствием их разглядывать.
  • Слух ребенка тоже развивается. Он реагирует на громкие резкие звуки и может вздрагивать и пугаться при них. А вот спокойная речь или приятная музыка будут успокаивать. Родители могут рассказывать ему простые сказки, напевать песенки и потешки, чтобы ребенок познавал необъятный мир звуков.

К пяти месяцам груднички становятся более активными, осознанными и общительными. С каждым днем увеличивается количество их навыков и умений.

Читайте также

Поделиться с друзьями:

prochado.ru


Смотрите также