Развитие ребенка в течение первого года жизни по месяцам. 1 года жизни развитие ребенка


Что надо знать про развитие ребенка в первый год жизни

На вопросы MedAboutMe отвечает Полякова Ольга Александровна, детский травматолог-ортопед ОАО «Медицина»

— С какими страхами чаще всего к вам обращаются родители грудничка?

— Как правило, это переживания по поводу того, что малыш отстает (на их взгляд) в физическом развитии — должен держать головку, но не держит, должен уже переворачиваться, и так же не делает, пора сделать первые шаги, но все еще ползает и так далее. Но на консультации выясняется, что все нормально и это всего лишь частная особенность развития ребенка.

— На чем основываются эти страхи родителей?

— Родители нынче часто занимаются самодиагностикой, изучают просторы Интернета, различные учебные пособия и по ним наблюдают за состоянием малыша. Следует понимать, что критерии нормы и рамки в них условные и не учитывают индивидуального развития. В большинстве случаев только врач во время осмотра и при наличии результатов анализов и инструментальных методов обследования может выявить патологические отклонения.

— Когда следует родителям бить тревогу?

— Если ребенок в полтора года не ходит и даже не ползает, это уже повод для волнения. Но, повторюсь, только врач может определить, формируется ли у ребенка патология или нет, поэтому не надо сразу самостоятельно ставить диагнозы.

— Если судить по темам форумов, почти всех мамочек волнует тема тонуса.

— Начнем с того, что тонус в той или иной мере есть у всех новорожденных и это нормально. Все новорожденные появляются на свет с физиологическим гипертонусом. И это не повод для волнения, просто за ребенком надо наблюдать. Так называемый физиологический гипертонус, как правило, проходит к концу первого месяца. Если врач видит, что требуется массаж, он его назначит, как и лечебную гимнастику, и другие процедуры. А самостоятельно принимать решения не стоит, особенно по совету друзей, соседей и так далее. Ведь нужно руководствоваться правилом — не навреди!

— Что надо обязательно знать родителям про развитие ребенка в первый год жизни?

— Помимо основного (кормления, ухода и игр) родители, конечно, должны наблюдать за состоянием малыша, фиксировать его физические параметры (вес, рост). При этом не стоит сопоставлять данные вашего ребенка и его сверстников — все дети развиваются индивидуально. Одни детишки делают первые шаги в десять месяцев, другие в год.

— Но как ни успокаивают врачи мам, у них все равно сомнения вряд ли убавится. Что чаще всего беспокоит родителей?

— Да практически страхи у всех одни — подозрение на наличие патологии или подозрение на задержку в физическом развитии. Но, как правило, на приеме у врача становится ясно, что волновались родители зря.

— В последнее время врачи развенчивают многовековые мифы ухода за детьми, так, например, наложено табу на тугое пеленание детей, что еще можно отнести к относительно новым запретам?

— Американские врачи доказали, что детей до полугода не желательно выкладывать на животик ввиду высокой внезапной детской смертности. И мы уже сейчас предупреждаем мам об этом. Кроме этого, рассказываем родителям, что до двух лет лучше, чтобы ребенок спал без подушки, просто на матрасике. Педиатрия не стоит на месте, с каждым годом появляются новые данные, которые мы оперативно доносим до родителей.

— После ваших слов про подушку, вспомнилось, как одна мама беспокоилась о том, что у ее сына слишком большая голова — это тоже часто беспокоит родителей?

— Когда ко мне на прием приходит мама с переживаниями насчет размеров головы ребенка, я сразу рекомендую сначала посмотреть детские фотографии ее и отца ребенка, и тогда не будет повода для волнений.

— Спасибо за познавательную беседу!

medaboutme.ru

Развитие детей в первый год жизни

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

2003, №  1 (2) февраль-март, Младенец

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами-педиатрами по следующим показателям:

· Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции; · Эмоции; · Общие движения; · Движения руки и действие с предметами; · Подготовительные этапы развития и понимания речи; · Навыки и умения.

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт — поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то      неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а»,» а-бы-ы»,» е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова» надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру» Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.Ваша любовь и ласка — основа гармоничного развития малыша!

Хныканье

– ноющие, писклявые звуки, издаваемые ребенком и периодически прерываемые плачем, двигательных реакций на внешний раздражитель.

Однако уже в возрасте 2-3 недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте 2-3 месяцев начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Так, услышав голос, 3-месячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление уже можно рассматривать как первые зачатки речевого общения.

Лепет

– несвязанная, неразборчивая речь ребенка.

После 3-4 месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это объясняется тем, что ребенок начинает бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги типа: «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на жесты взрослого, сопровождаемые словами. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок протягивает руки. Дети этого возраста реагируют и на отдельные слова. Например, на вопрос «Где мама?» ребенок поворачивается в сторону матери или ищет ее глазами. Таким образом, в 6-6,5 месяцев ребенок начинает связывать воспринимаемый предмет с определенным словом – именем или названием объекта и предмета.

С 7-8 месяцев у ребенка значительно увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями.

Существенной особенностью речевого развития детей является то, что первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка эти слова еще не являются настоящим языком, хотя характерно, что возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных для него ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками.

С 8-9 месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые вызывают у него определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.

Одновременно с началом попыток активной речи быстро увеличивается количество понимаемых ребенком слов. Так, до 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-13-й месяцы этот прирост увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться собственно обращенными к нему словами.

Нормы развития

По мнению С. Н. Карповой, основными характеристиками развития речи ребенка в первый год жизни являются следующие стадии:

1. К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

2. На третьем месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое подражание.

3. Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения.

4. На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например на ритмику взрослой речи. Одновременно возрастает и фонетическая организованность собственных звуков ребенка. Завершается переход ребенка к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии его активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением возникает и обособляется предметное общение. 5. Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться «псевдословами», которые, выполняя сигнальную функцию, еще не имеют постоянных обобщенных значений. С 8-9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. И к концу первого года жизни малыш усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл.

Период первоначального овладения языком

В конце первого – начале второго года жизни у ребенка начинается период развития собственно речевого общения, которое выделяется теперь уже в самостоятельную форму общения малыша с окружающими. Таким образом происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью – периоду первоначального овладения языком.

Стадия «слов-предложений»

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка может быть условно разделен на несколько стадий. Первая стадия – стадия «слов-предложений». Она начинается на 12-13-м месяце жизни и длится до полутора лет.

Первые слова ребенка отличаются особым своеобразием. Малыш уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данным предметом и отношения к нему.

Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребенка, манипуляцией с предметами, с процессом общения. При этом одним и тем же словом ребенок может называть совершенно разные предметы. Например, слово «ки-ки» у ребенка может означать и кошку, и меховую шубу.

Следующей особенностью данного периода является то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом – как правило, существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и призыв о помощи, и просьбу о том, что ребенку необходимо что-то      сделать, и др. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающего его жеста или действия малыша. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, но еще грамматически несопоставимых друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития не является грамматически дифференцированной.

Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, наряду с которым формируется и речь, еще имеет характер наглядных, практически действенных интеллектуальных операций. Обобщенные представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляются в его сознании в конкретных словах языка. Эти слова сами включаются в мышление ребенка на данном этапе только в наглядном, практическом процессе.

Надо отметить, что в этот период речевого развития ребенка не является достаточно развитой и фонетическая сторона детской речи. Малыш часто выпускает в словах отдельные звуки и даже целые слоги. Например, «Эня» вместо «Женя» и др. Нередко ребенок переставляет звуки в словах или замещает одни звуки другими. Например, «осё» вместо «хорошо» и др.

Стадия двух-трехсловных предложений

Вторая стадия начинается со второго полугодия второго года жизни ребенка.

Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений или как стадия морфологической расчлененности детской речи. С переходом к данной стадии начинается весьма быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250-300 слов, имеющих уже гораздо более устойчивое и четкое значение. Увеличение темпов овладения языком на данной стадии речевого развития ребенка может быть объяснено тем, что в своей речи малыш пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, то есть что не связано с наглядностью и действенностью конкретной ситуации. Вероятно, это явление в свою очередь обусловлено развитием мыслительных процессов у ребенка.

www.deafworld.ru

Развитие ребенка в течение первого года жизни по месяцам

Самая главная особенность развития ребенка первого года жизни в том, что все процессы на этом этапе движутся вперед семимильными шагами. Буквально вчера ваш малыш напоминал живую куклу, большую часть суток проводящую во сне, и вот уже сегодня он агукает, пытается схватить игрушку, совсем не за горами тот момент, когда младенец начнет ползать, а затем и ходить….

Как должен развиваться ребенок в первый год жизни по месяцам после рождения?

Позади самый трудный месяц в жизни ребенка — период новорожденности. Для вас этот этап был не только напряженным и сложным, но одновременно радостным и богатым на открытия. Молодая женщина преодолела робость перед малюткой и неуверенность в своих действиях, приобрела, необходимые навыки и бесценный опыт по уходу за ребенком и с достоинством несет гордое звание Матери.

А впереди еще немало забот и хлопот, множество испытаний, сомнений, вопросов. И вполне естественно желание узнать: как развивается ребенок по месяцам после рождения, все ли происходит правильно?

На первом году жизни в организме младенца происходят ускоренные процессы обмена веществ, обеспечивающие высокие темпы его физического и нервно-психического развития. Всего за 12 месяцев ребенок превращается из беспомощного существа, почти беспробудно спящего в своей кроватке, в активного разумного человека, стремящегося к самостоятельному познанию мира и свободе передвижения. Этот огромный скачок в нервно-психическом развитии ребенка первого года жизни весьма заметен посторонним людям: «Как быстро растут чужие дети!». А родители в повседневных делах и заботах не всегда замечают успехи своего отпрыска, но зато болезненно реагируют, если соседский ровесник в физическом развитии опережает их собственного ребенка. Появляются сомнения и страхи: правильно ли происходит развитие ребенка в первый год жизни, не отстает ли малыш от положенного ему по возрасту прогресса? Кроме того, появляется стремление «догнать и перегнать».

Дорогие мамы и папы! Соревнования в этом «виде спорта» неуместны. Каждый малыш уникален, развитие ребенка в первый год жизни происходит по собственному плану, по индивидуальным законам, предначертанным для него природой. А ваша задача состоит в том, чтобы обеспечить ребенку на первом году жизни условия для развития психики, рациональное питание, здоровое пространство, правильный уход, массаж, гимнастику, достаточное пребывание на свежем воздухе.

В медицине существуют примерные нормы, облегчающие врачам динамическое наблюдение за эмоциональным и физическим развитием детей в первый год жизни, но стремиться к выполнению, а тем более к перевыполнению этих показателей неразумно и неуважительно по отношению к ребенку. Разве вы станете любить его меньше, если в три месяца он не очень уверенно держит голову? Или, может быть, ваша любовь превысит все мыслимые пределы, если в 10 месяцев он начнет ходить?

Не пытайтесь непременно научить ребенка садиться в 8 месяцев или ходить в 1 год только потому, что «так положено». Он должен выполнить эти действия самостоятельно. Кстати, раннее сидение приводит к искривлению позвоночника, а раннее вставание отнюдь не способствует стройности ног. Ведь косточки у ребенка еще довольно гибкие, а мышцы не в состоянии удерживать вес туловища.

Особенности развития речи и мелкой моторики детей первого года жизни с 1 до 4 месяцев

Как развиваются новорожденные в возрасте одного месяца, что они умеют? Если пронести яркую игрушку у младенца перед глазами, он проследит за ней. На голос мамы, разговор в комнате или звучание игрушки прислушается, сосредоточится. На мамино обращение ответит первой улыбкой. И хотя психологи утверждают, что это не улыбка, а непроизвольная гримаска, сокращение мимических мышц, приятнее считать, что он узнал вас и в ответ улыбнулся. Обязательно учитывайте такую особенность физического развития ребенка первого года жизни на втором месяце, как его чрезвычайную слабость и невозможность удержать голову более пяти секунд. На разговор с ним в этот период малыш отвечает отдельными звуками. Крик младенца приобретает эмоциональный оттенок.

В возрасте двух месяцев малыш уже способен длительно сосредоточить внимание на привлекательной игрушке, на лице взрослого человека, следит глазами за движущимся предметом, мамиными передвижениями. Прекращает сосание при показывании ему яркого предмета. Поворачивает голову на звук, на голоса людей в комнате. В этот период продолжается эмоциональное развитие ребенка первого года жизни: на обращение к нему малыш отвечает улыбкой и отдельными звуками, с удовольствием общается. В положении на животе поднимает голову и довольно длительно удерживает ее.

Физическое развитие детей первого года жизни в три месяца позволяет им удерживать голову в вертикальном положении, следя при этом за движущейся игрушкой, младенец смотрит на лицо говорящего с ним человека. Отвечает оживлением на обращение к нему любого человека, ищет глазами источник звука и поворачивает голову на звук. В положении на животе опирается на предплечья, высоко подняв голову и длительно удерживая ее. Беспорядочное искание материнской груди сменяется открыванием рта при приближении груди или при виде бутылочки, ложечки (условный рефлекс). Движения рук становятся свободными и целесообразными: тянет предметы в рот, пробует дотянуться до игрушек. Для развития мелкой моторики на первом году жизни очень важно давать ребенку ощупывать разные предметы. Иногда малыш узнает мать, смеется в хорошем настроении, криком выражает недовольство, когда его оставляют одного. Музыкальные звуки вызывают положительные эмоции. Продолжается речевое развитие детей первого года: гуление в этот период становится разнообразным.

В четыре месяца малыш узнает мать и близких людей, отвечает оживлением на их появление, улыбается, в гулении появляются певучие звуки, громко смеется в ответ на обращение, реагирует на незнакомое лицо. Активно поворачивает голову в стороны, стараясь найти глазами источник звука. Захватывает игрушки, висящие над грудью, рассматривает, ощупывает их. На руках у взрослого в вертикальном положении хорошо держит голову. Основной показатель развития ребенка первого года жизни в этот период – исчезновение повышенного тонуса мышц нижних конечностей, движения ног становятся свободными, более дифференцированными. При поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору согнутыми в тазобедренных суставах ножками. В этот период развития ребенок первого года жизни уже приподнимается на руках, опираясь на ладони. Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Психомоторное и речевое развитие детей первого года жизни с 5 до 8 месяцев

В возрасте пяти месяцев младенец различает своих и чужих. Психологическое развитие ребенка первого года жизни в этот период продолжается: малыш радуется общению, узнает голос матери и близких людей, понимает ласковые или строгие интонации. Малыш берет протянутую игрушку из чужих рук, удерживает ее. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь ладонями выпрямленных рук о поверхность. Переворачивается со спины на живот. Поддерживаемый под мышки, уверенно стоит на прямых ногах. Хорошо сидит с поддержкой, но позвоночник легко подвижен и изгибается при сидении. Подолгу «разговаривает», гулит. Ест и пьет с ложки.

В шесть месяцев знает свое имя, уверенно берет игрушки из любого положения и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот. Переворачивается с живота на спину. Сидит без поддержки, но самостоятельно не садится. В положении на животе перемещает руки вперед, подтягивается за ними, немного подползая. Помогите ему овладеть способом передвижения, выпустите на простор. В кроватке или в манеже развернуться негде, поэтому почаще выкладывайте малыша на разостланное на полу одеяло. В положении на животе согните его ножки в коленных суставах, а перед ним положите яркую игрушку, он устремится к ней. Продолжается развитие речи детей первого года жизни в гулении появляются отдельные слоги: «ма», «ба». Хорошо ест с ложки, немного пьет из чашки.

Как развивается ребенок по месяцам после рождения далее, какие новые навыки он обретает во втором полугодии?

В семь месяцев психомоторное развитие детей первого года жизни позволяет им легко управляться с игрушками: малыш размахивает, стучит ими, перекладывает с места на место, бросает. Встает на четвереньки, на колени, хорошо и быстро ползает. Ползание не только помогает ребенку перемещаться в пространстве, но и формирует нижнее поле зрения. Кроме того, во время ползания совершенствуется взаимодействие между руками и ногами. Психологи доказали, что у мало ползавших или совсем не ползавших детей в более старшем возрасте снижена способность к анализу и синтезу, менее развита речь, а письмо небрежно. Так что не спешите ставить ребенка на ножки и поощрять раннее хождение. Физическое развитие должно проходить постепенно и поэтапно.

Что еще умеет ваш семимесячный малыш? Знает названия многих предметов и на вопрос «где?» находит взглядом искомый предмет. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Постукивает игрушками друг о друга. Подолгу лепечет. Тянется к своему изображению в зеркале. Умеет пить из чашки, которую держит взрослый.

Как далее развивается ребенок по месяцам и что он умеет? В восемь месяцев малыш сам садится, сидит уверенно и долго, ложится из сидячего положения. Держась руками за опору, сам встает, стоит, переступает ногами, приседает. На вопрос «где?» показывает нужные предметы. Узнает себя в зеркале, радуется своему отражению. Главная особенность развития речи детей первого года жизни в этот период – способность четко и громко повторять отдельные слоги. Ребенок сам держит в руке сухарик, сушку и ест их.

Показатели развития психики и речи ребенка в период первого года жизни с 8 до 12 месяцев

В девять месяцев с удовольствием «пляшет» под ритмичную музыку, ползет вслед за взрослым или ребенком, догоняя их. Развитие детей первого года жизни в этот период позволяет им подражать действиям других людей. С предметами совершает осмысленные действия в зависимости от их формы и свойств: открывает крышку, достает из коробки игрушку, катает грузовик по полу, бросает мячик. Передвигается по кроватке и по комнате, держась руками за спинку и другие предметы. Знает свое имя, откликается на него, знает названия многих предметов и находит их по просьбе взрослого. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Хорошо пьет из чашки, сам поддерживает ее. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

В десять месяцев любит играть со старшими детьми и с взрослыми, выполняет инструкции: дай мячик, возьми машинку, открой ящик и т. д. Развитие моторики у детей первого года жизни настолько высоко, что позволяет им самостоятельно выполнять разные действия с игрушками и предметами: малыш их вынимает, вкладывает, катает, нажимает, бросает. Любит играть в «ладушки», в пальчиковые игры, в прятки. По просьбе «дай!» находит и дает знакомые предметы. Ходит с поддержкой за обе руки или держась руками за опору. Активно делает попытки найти общий язык с окружающими, лопочет по-своему, пробует разные интонации, вслед за взрослым повторяет новые слоги. Знает, как мычит корова и лает собачка, по просьбе произносит слоги «му», «ав-ав». Так формируется речевой аппарат, и созревают речевые центры. Помогайте малышу овладеть речью, постоянно разговаривайте с ним.

В одиннадцать месяцев наблюдается избирательный интерес к детям, любит играть с ними. Сооружает строительные комбинации из кубиков, собирает пирамидку. Стоит без поддержки, делает первые самостоятельные шаги. Из кучи игрушек по просьбе находит и подает нужную, различает цвета. Произносит первые слова: ма-ма, ба-ба, па-па, дай. Любит «читать» книжки, с удовольствием рассматривает картинки и по просьбе мамы находит на них нужный персонаж. Старается самостоятельно перелистывать страницы, но с еще большим удовольствием рвет их. Не ругайте малыша за это, а лучше дайте на растерзание какой-нибудь глянцевый журнал: пусть развивает мелкую моторику кистей рук, это очень полезно для умственного развития.

В двенадцать месяцев знает названия многих предметов, указывает части тела. Выполняет многие инструкции, произносит простые слова. Самостоятельно ходит. Знает всех членов семьи и близких людей по именам. Любит играть с детьми, протягивает игрушки, ищет спрятанные предметы, играет в прятки. На прогулке интересуется разнообразием окружающего мира: кормит птичек, гладит собачку, пытается поймать кошку.

В возрасте одного года ребенок ходит самостоятельно. Некоторые малыши ходят уже с 10-11 месяцев (чаще мальчики), а другие пойдут после года — в 13-14 месяцев. Не страдайте понапрасну, если ваш годовичок не хочет ходить без поддержки. По всей видимости, он хорошо ползает, и такой способ передвижения его вполне устраивает. Ползание имеет чрезвычайно высокое значение в развитии ребенка: укрепляются мышцы спины и конечностей, развивается координация тела в пространстве, вырабатывается синхронность в движениях шеи, туловища, конечностей, осваиваются сложные повороты тела. Совершенствуется тактильная чувствительность ладоней при соприкосновении с твердым полом, шершавым ковром, гладким кафелем, мягким одеялом. Если у ребенка отсутствует патология опорно-двигательного аппарата, он скоро непременно сделает первые самостоятельные шаги, и ваше самолюбие не будет испытывать ущерба при виде давно бегающих ровесников вашего малыша.

Помогайте малышу развивать мелкую моторику пальчиков и кистей рук. Психологи доказали, что движения в мелких суставах кистей рук способствуют развитию мыслительной деятельности и речи, так как многочисленные рецепторы, расположенные на пальчиках, посылают импульсы в центральную нервную систему и побуждают к развитию речевой аппарат. Уже в первые месяцы жизни рекомендуется вкладывать в ручки младенца предметы, отличающиеся друг от друга по форме, размерам, плотности и качеству поверхности. Так совершенствуется тактильная чувствительность и формируется понятие о свойствах предмета: большой — маленький, мягкий — твердый, круглый — угловатый, шершавый — гладкий и т. д. Обязательно включайте в занятия с ребенком с первых месяцев пальчиковые игры типа «сорока-ворона кашку варила», «ладушки», «посчитаем пальчики» и т. д.

Теперь вы знаете, как развивается ребенок до года по месяцам, пришла пора подвести итог и сделать правильные выводы.

Как развиваются новорожденные дети?

Эти этапы нервно-психического развития ребенка течение первого года жизни являются лишь ориентировочной схемой. Всегда помните о том, что каждый ребенок — уникальное явление природы и развивается по индивидуальному плану. А изменения (как позитивные, так и негативные) в этот план вносят условия жизни, ухода и воспитания.

Если вы являетесь сторонницей тугого пеленания и до полугода держали младенца завернутым в одеяло, не удивляйтесь, что развитие ребенка первого года жизни по месяцам будет более заторможенным: он поздно начнет садиться, ползать и ходить, а также брать игрушки в руки.

Единственный ребенок в большой семье, которого передают из рук в руки, как переходящий приз, лишен возможности двигаться самостоятельно по манежу или квартире, поэтому не освоит ползания и поздно начнет ходить, кроме того, он вырастает зависимым от взрослых и несамостоятельным.

Некоторые родители, зная, как должен развиваться ребенок по месяцам, в стремлении опередить ровесников своего малыша начинают преждевременно сажать его в подушки или ставить на ножки. Такие рекорды наносят непоправимый вред неокрепшей костно-мышечной системе, вызывая формирование сколиоза, плоскостопия и других заболеваний. Если вы хотите ускорить физическое развитие ребенка, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, плаванием, развивающими играми — и непременно достигнете успеха.

Вот и подошел к концу первый год жизни вашего малыша — самый ответственный период в жизни человека. В это время новорожденные дети не только развиваются – происходит закладывание основ физического и психического здоровья, формируется будущая личность. Создайте необходимые условия для того, чтобы ребенок мог реализовать врожденный жизненный потенциал, которым наградила его природа, и вы обретете истинную радость материнства.

ladycharm.net

Развитие ребенка 1 года жизни 2 часть

Учреждение-разработчик: ГБУЗ«Научно-практическийцентр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы»

Составители: доктор медицинских наук, профессор, директор ГБУЗ«Научно-практическийцентр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города МосквыТ.Т. Батышева, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе ГБУЗ «На-учно-практическийцентр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города МосквыО.В. Быкова; кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник научного отдела ГБУЗ «Научнопрактический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города МосквыЕ.В. Амчеславская; кандидат медицинских наук,врач-неврологорганизационно-методическогоотдела ГБУЗ «На-учно-практическийцентр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города МосквыА.Н. Платонова; кандидат медицинских наук,врач-педиатротделения психоневрологии младенческого возраста ГБУЗ«Научно-практическийцентр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города МосквыИ.Н. Пасхина; и.о. заведующей отделением психоневрологии младенческого возраста ГБУЗ«Научно-практическийцентр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города МосквыН.В. Полухина; кандидат медицинских наук,врач-генетикГБУЗ«Научно-практическийцентр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города МосквыО.Б. Кондакова.

Рецензент: Заведующая отделом психоэмоциональной разгрузки, когнитивной поддержки икоррекционно-восстановительнойпомощи ФГБНУ "Научный центр здоровья детей", профессор, доктор медицинских наукО. И. Маслова.

Назначение: для родителей детей младенческого возраста, для младшего и среднего медицинского персонала поликлиник, окружныхклинико-диагностическихцентров, стационаров, реабилитационных центров, осуществляющих раннюю диагностику, лечение и реабилитацию детей с патологией центральной нервной системы.

Данный документ является собственностью Департамента Здравоохранения города Москвы, не полежит тиражированию и распространению без соответствующего разрешения.

ЧАСТЬ II

Психомоторное развитие детей первого года жизни

При появлении на свет ваш малыш ничего не умеет, у него присутствуют только рефлексы. Но вот постепенно, месяц за месяцем, рефлексы заменяются более сложными навыками. И все это происходит в течение всего одного, первого года жизни! Эволюция психических и двигательных навыков протекает в тесной связи с физическим развитием ребенка. А как интересно день ото дня наблюдать, как растет и развивается малыш! И, конечно, каждому родителю важно и полезно знать все этапы психомоторного развития ребёнка, на что и как он должен реагировать.

С момента рождения доношенный младенец имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, мигание, глотание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и другие. Таким образом организм малыша приспосабливается к окружающей среде. К первому году жизни все эти рефлексы достигают значительной эволюции.

Впоследующем основными в жизнедеятельности ребенка становятся рефлексы условные, обеспечивающие нужный уровень взаимодействия организма с внешней средой.

Витоге первого и в начале второго месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов, к третьему месяцу жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторов, функции которых локализованы в коре головного мозга.

ЭТО ВАЖНО! Рефлексы у здорового доношенного ребенка должны быть симметричны, т.е. наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда рефлексы нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют с другой.

Например, при исследовании хватательного рефлекса (методика проведения этого рефлекса см. таблица № 4) ребенок хорошо захватывает ваши пальцы одной рукой и не делает этого другой. Такое положение вещей требует обязательной консультации педиатра. Оценивая результаты исследования рефлексов, нужно учесть, что они имеют диагностическое значение лишь в совокупности с другими симптомами. Изменение какого-либорефлекса при отсутствии других неврологических нарушений не является патологией.

Врезультате ребенок образует условные связи с окружающей средой, и они становятся устойчивыми. Также с большой скоростью дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в после-

дующем остаются на всю жизнь.

Если малыш здоров, то вызывание некоторых рефлексов очень полезно для него, это послужит ему своеобразной гимнастикой. Например, к таким рефлексам относятся рефлекс ползания, рефлекс опоры и другие. Использование физиологичес ких рефлекторных процессов стимулирует сначала развитие спонтанных, а затем и целенаправленных движений.

Одним словом, вызывание врожденных рефлексов может служить не только контактом для всей семьи с малышом, но и полезной развивающей зарядкой для него.

В таблице № 4 приведен перечень основных врожденных безусловных рефлексов здорового доношенного ребенка с условиями их вызывания.

Таблица № 4 Врожденные безусловные рефлексы здорового доношенного ребенка на первом году жизни

Название рефлекса

Срок

Способ вызы-

Ответная

 

угасания

вания рефлек-

реакция ре-

 

рефлекса

са

бенка

Положение ребенка

на спине

 

 

Поисковый рефлекс

3-4месяца

Поглаживание

Поворот голо-

(рефлекс является

 

щечки или

вы в сторону

необходимой частью

 

уголка рта ре-

нанесения

инстинкта поиска

 

бенка

раздражения и

пищи и питания)

 

 

открывание рта

Хоботковый рефлекс

2-3месяца

Легкий бы-

Сокращение

(рефлекс является

 

стрый удар по

круговой

необходимой частью

 

губам ребенка

мышцы рта,

инстинкта поиска

 

 

губы вы-

пищи и питания)

 

 

тягиваются

 

 

 

«хоботком»

Сосательный реф-

12 месяцев

Вложить соску

Активное со-

лекс (рефлекс явля-

 

в рот ребенка

сание вложен-

ется необходимой

 

 

ной соски

частью инстинкта

 

 

 

поиска пищи и пи-

 

 

 

тания)

 

 

 

Защитная реакция

 

Болевое раздра-

Поворот голо-

 

 

жение щечки

вы в сторону,

 

 

ребенка

противопо-

 

 

 

ложную раз-

 

 

 

дражению

Название реф-

Срок

Способ вызы-

Ответная реак-

лекса

угасания

вания рефлекса

ция ребенка

 

рефлекса

 

 

Хватательный

3-4меся-

Вкладывание

Рефлекторно ма-

рефлекс

цев

пальца или

лыш схватывает и

 

 

предмета в ла-

удерживает все, что

 

 

донь

касается его ладони

Защитный реф-

 

Укол подошвы

Тройное сгибание

лекс

 

 

ноги

Ладонно-ротовой

3-4меся-

Вызывается на-

В ответ возни-

рефлекс Бабкина

цев

давливанием на

кает открывание

 

 

области тенаров

рта и небольшое

 

 

кистей больши-

сгибание головы.

 

 

ми пальцами

Рефлекс сильнее

 

 

 

выражен перед

 

 

 

кормлением

Рефлекс Бабин-

12 меся-

Штриховое раз-

Веерообразное

ского

цев

дражение подо-

расхождение и раз-

 

 

швы стопы

гибание пальцев

Рефлекс Моро по-

5-6меся-

Громкий звук,

Разведение рук с

воротом вокруг

цев

встряхивание

возможным

оси туловища

 

ребенка

 

Положение ребенка вертикально.

В норме при вертикальном подвешивании ребенка за подмышки происходит сгибание во всех суставах ног

Рефлекс опоры

1-1,5ме-

Взять ребенка за

Выпрямление

 

сяцев

подмышки и кос-

туловища и опора

 

 

нутся ножками

на полную стопу

 

 

ребенка горизон-

 

 

 

тальной твердой

 

 

 

поверхности

 

Автоматическая

1-1,5ме-

Взять ребенка

шагает

ходьба

сяцев

за подмышки,

 

 

 

коснуться нож-

 

 

 

ками ребенка

 

 

 

горизонтальной

 

 

 

твердой поверх-

 

 

 

ности и слегка

 

 

 

наклонить

 

 

 

вперед

 

Название реф-

Срок

Способ вызы-

Ответная реак-

лекса

угасания

вания рефлекса

ция ребенка

 

рефлекса

 

 

Положение ребенка

на животе

 

 

Защитный реф-

1,5 месяца

Положить ре-

Поворот головы в

лекс

 

бенка на живот

сторону

Рефлекс полза-

4 месяца

Легкое подтал-

Вызывает от-

нья Бауэра

 

кивание руки к

талкивание то

 

 

стопам ребенка

руки и движения,

 

 

 

напоминающие

 

 

 

ползание

Возможность поднимать голову, сидеть, стоять и ходить взаимосвязана с совершенствованием регуляции мышечного тонуса и адекватным перераспределением его при перемене положения тела и головы в пространстве. Эти рефлексы в значительной мере определяют эволюцию двигательной функции младенца и его моторных навыков. Самыми важными из них, имеющими диагностическое значение, являются симметричный шейно-тонический,асимметричныйшейно-тоническийи лабиринтный тонический рефлексы.

Симметричный шейно-тоническийрефлекс.В положении ребенка на спине сгибание головы сопровождается повышением мышечного тонуса в сгибателях рук и разгибателях ног. Разгибание головы приводит к противоположной реакции. Физиологичен с рождения до 1,5-2,5 месяцев жизни.

Асимметричный шейно-тоническийрефлекс состоит в том, что положение головы малыша рефлекторно влияет на мышечный тонус его конечностей. При повороте головы в сторону в положении на спине выпрямляется рука и нога на стороне поворота, в противоположных конечностях усиливается сгибательная установка («поза фехтовальщика»). Этот рефлекс более выражен у маловесных детей. Сохраняется в течение первых 3,5 месяцев. У доношенных новорожденных он нередко выражен слабо. А в случаях церебрального повреждения рефлекс выражен четко и сохраняется до 6 месяцев жизни, препятствуя дальнейшему развитию моторики. Это является одним из ранних признаков начального формирования детского церебрального паралича.

Лабиринтный тонический рефлекс. В положении ребенка на животе мышечный тонус повышается в сгибателях рук, ног и туловища, в положении на спине повышается тонус разгибателей. Однако у новорожденных руки и ноги в положении па спине остаются согну-

тыми. В этой связи оценивается сравнительная степень разгибания. Физиологичен с рождения до 1,5 месяцев жизни, затем постепенно сменяется лабиринтным установочным рефлексом – более новый этап развития двигательной сферы.

Признаки патологии нервной системы при исследовании безусловных рефлексов у детей до 1 года

Защитный рефлекс. При поражении центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать. У детей с церебральным параличом при усилении тонуса разгибательных мышц наблюдается длительный подъем головы с запрокидыванием ее назад (повышение тонуса в ногах).

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных.

При проверке этого рефлекса новорожденные иногда перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп, что схоже с походкой при детском церебральном параличе. Проверка скрещивания ног в нижней трети голеней у новорожденного при оценке реакции опоры неспецифична, т.к. у них повышен тонус аддукторов бедер, что является физиологичным для этого возрастного периода, но она специфична для ребенка 4-6месяцев, т.к. может быть проявлением спастической диплегии.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных часто угнетены или отсутствуют у новорожденных с родовой черепномозговой травмой, родившихся в асфиксии, при наследственных нервно-мышечныхзаболеваниях(из-зарезкой мышечной гипотонии), у крупных и глубоконедоношенных детей.

Хватательный рефлекс. Отсутствие этого рефлекса у новорожденных детей практически всегда указывает на органическое поражение нервной системы: наличие церебральных повреждений, поражение периферических нервов или соответствующих шейных сегментов спинного мозга. Рефлекс может отсутствовать у глубоко недоношенных детей. Наличие стойкого хватательного рефлекса после5-6месяцев, особенно с конца первого года жизни, как правило, сочетается с повышением мышечного тонуса и позволяет заподозрить патологию центральной нервной системы.

Рефлекс ползанья Бауэра. У детей, родившихся в асфиксии, при внутричерепных кровоизлияниях, спинальных травмах этот рефлекс угнетен или отсутствует. При церебральной патологии рефлекс ползания сохраняется до 6-12месяцев.

Рефлекс Моро является одним из основных показателей общефункционального состояния новорожденного. Это один из много-

численных рефлексов двигательного автоматизма, который выявляется только у новорожденных детей. Он заключается в симметричном отведении верхних конечностей с разгибанием пальцев, с последующим приведением конечностей и сгибанием пальцев. Часто совпадает с громким плачем. Рефлекс Моро в норме наблюдается в первые 3-6мес жизни. Его отсутствие указывает на генерализованное угнетение центральной или периферической нервной системы. Асимметричный рефлекс Моро заставляет заподозрить очаговые повреждения центральной или периферической нервной системы (что наблюдается при различных формах детского церебрального паралича).

Наконец, наличие этого рефлекса у детей старше 6 мес указывает на поражение коры головного мозга. Рефлекс вызывается громким звуком, но чаще пассивными движениями головы ребенка. Для этого туловище ребенка поддерживают правой рукой, а голову — левой. Затем голову отпускают, позволяя ей отклониться на 10-15°.При резком повышении тонуса мышц имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 —5-гомесяца, затем начинает угасать; после5-гомесяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты. Если рефлекс отсутствует с одной стороны, то необходимо исключить перелом ключицы или плеча, врожденный или травматический периферический паралич. При поражении полушарий большого мозга он долго не редуцирует и может сохраняться у детей старше5-6месяцев, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.

Физиологический рефлекс Бабинского требует наблюдения в динамике и в комплексе с оценкой тонуса и других симптомов. Он отсутствует при периферическом параличе (парезе) ноги и важен также для общефункциональной оценки новорожденного: его нет при выраженном угнетении ЦНС. Длительное тоническое выпрямление большого пальца ноги в сочетании со спастичностью в ноге у детей конца первого года жизни может служить признаком поражения пирамидных путей.

Хоботковый рефлекс. Вызывается легким постукиванием пальцем по верхней губе ребенка — в ответ происходит складывание губ в виде хоботка. В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и у всех он постепенно угасает к трехме-

сячному возрасту. Так же, как и сосательный рефлекс, хоботковый связан с важнейшим для полноценного развития процессом - питанием. Рефлекс обусловлен автоматическим сокращением круговой мышцы рта ребенка - одного из важнейших "сосательных" мускулов. По аналогии с поисковым рефлексом, сохранение его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга, а отсутствие этого рефлекса у новорожденного нередко указывает на дисфункцию ствола головного мозга.

Поисковый рефлекс - если дотронутьсячем-нибудьдо щечки малыша, он повернет голову в эту сторону. При прикосновении к середине губы кроха откроет ротик и попытается найти соску. Гримасы, которые строит при этом ребенок, должны быть одинаковыми с обеих сторон. Если есть различия, возможно наличие родовой травмы или воспаления лицевого нерва. После 4 месяцев малыш открывает рот при виде соски, а не вследствие прикосновения. Часто поисковый рефлекс отсутствует у недоношенных детей вследствие угнетения или незрелости ЦНС. Отсутствие рефлекса у доношенных новорожденных и детей первых 2 месяцев перед кормлением указывает на возможное поражение головного мозга. Наличие повышенного или экзальтированного рефлекса у младенцев в конце первого года жизни свидетельствует о поражении полушарий большого мозга(гипоксически-травматическаяэнцефалопатия новорожденных, энцефалит и т.д.)

Сосательный рефлекс отсутствует у новорожденных и детей первых месяцев жизни перед кормлением при поражении мозгового ствола (родоваячерепно-мозговаятравма, тяжелая степень асфиксии и т.д.) и указывает на общую тяжесть состояния. Повышение

иэкзальтация рефлекса у детей в конце первого года может быть следствием органического поражения полушарий большого мозга.

Шейно-тоническиеи лабиринтный тонический рефлексы.Несвоевременная редукция у детей с поражениями нервной системы приводит к формированию патологической тонической активности, возрастает зависимость мышечного тонуса от положения тела и головы в пространстве. Это препятствует дальнейшему овладению ребенком двигательных функций.

ЭТО ВАЖНО! У новорожденных на поражение нервной системы указывает отсутствие нескольких безусловных рефлексов: защитного, опоры и автоматической походки (после 7-10дня жизни), верхнего хватательного,ладонно-ротовогорефлекса Бабкина

исосательного.

Моторика грудных детей нормально развивается при своевре-

менной редукции шейных тонических и лабиринтного тонического рефлексов и формировании нормального мышечного тонуса.

Исходя из особенностей психомоторного статуса здорового новорожденного ребенка, внимательно прослеживая во времени угасание врожденных рефлексов и приобретение двигательных и социальных навыков, можно оценить, насколько правильно и гармонично протекает развитие малыша на первом году жизни.

Данные по психомоторному развитию здорового доношенного ребенка представлены в таблице № 5. Приведенные в таблице нормы используются только в том случае, когда ребенок родился в срок и с нормальными показателями веса и роста.

Таблица № 5 Психомоторное развитие здорового доношенного ребенка на первом году жизни

Возраст (в

Психоречевое раз-

Двигательное развитие

месяцах)

витие

 

Новорож-

Слух — при резком звуке

Много спит, просыпается

денность

вздрагивает или моргает.

только на кормление или когда

 

Со 2-йнедели жизни —

мокрый;

 

слуховое сосредоточе-

Характерна поза «эмбриона»

 

ние (плачущий ребенок

ручки и ножки прижимает к ту-

 

умолкает, прислушивает-

ловищу, кисти сжаты в кулачок;

 

ся при сильном звуковом

Двигательная активность хао-

 

раздражителе).

тическая, нецеленаправленная;

 

Зрение — при ярком свете

Возможно непостоянное легкое

 

жмурится, поворачивает

сходящееся косоглазие;

 

глаза к источнику света

Возможен редкий высокоча-

 

фиксирует и удерживает

стотный тремор (дрожание)

 

кратковременно взгляд за

подбородка, рук при крике,

 

движущимся предметом.

кормлении.

1 месяц

Кратковременная зри-

Лежа на животе — кратковре-

 

тельная фиксация, плав-

менно приподнимает и удер-

 

ное прослеживание за

живает голову. Моторика — в

 

движущимся предметом.

положении на животе поднима-

 

Слуховое сосредоточение:

ет голову, пытается ее удержать.

 

прекращение или из-

Эмоции — открывает рот при

 

менение характера плача

обращении к нему взрослого

 

на голос взрослого. Речь

(ротовое внимание).

 

— появляются отдельные

 

 

звуки «г», «к». Первая

 

 

улыбка при общении со

 

 

взрослыми или во сне.

 

studfiles.net

Развитие ребенка первого года жизни.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Для ребенка первого года жизни история начинается еще до его зачатия, со здоровья его родителей. Семейная предрасположенность к тем или иным заболеваниям, хронические заболевания матери до беременности, острые заболевания во время беременности, курение, употребление алкоголем или наркотиками, различные осложнения течения беременности и родов — все это может отрицательно повлиять на развитие плода и формирование его нервной системы. Очень ценными для детского невролога являются данные о состоянии ребенка в первые минуты после рождения, которые фиксирует врач родильного дома. Неврологический осмотр ребенка первого года жизни состоит из нескольких этапов: оценки позы ребенка и его мышечного тонуса; оценки врожденных рефлексов; проверки двигательных, голосовых, познавательных и эмоциональных реакций, соответствующих определенному возрасту; оценки функции черепных нервов и глубоких рефлексов. К счастью, тяжелая неврологическая патология, обусловленная гипоксией (недостатком кислорода), инфекцией, токсическим воздействием на плод алкоголя, некоторых лекарственных препаратов и т.п., генетическими и другими причинами, встречается редко. Гораздо чаще родителей и детских врачей тревожит поведение так называемых «возбудимых» детей. Обычно родители возбудимых детей жалуются на их беспокойный сон, трудности при кормлении, беспричинный плач, эпизоды повышенной хаотичной двигательной активности, невозможность быстро успокоить ребенка. Задачей детского невролога является правильно оценить состояние ребенка первого года жизни, вовремя отметить возможные нарушения развития, устанавливать причину этих нарушений и проводить их адекватную коррекцию. Профилактические неврологические осмотры грудных детей проводятся в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Этапы развития ребенка первого года жизни

1 месяц К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.

2 месяца В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.

3 месяца В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

4 месяца Ребенок уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.

5 месяцев В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.

6 месяцев Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.

7 месяцев В этом возрасте ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.

8 месяцев Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.

9 месяцев В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.

10 месяцев Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.

11 месяцев Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.

12 месяцев В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.

К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.

Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает.

midas.com.ru


Смотрите также