Аутоагрессия: почему дети вредят себе. Аутоагрессия у ребенка 1 год


Аутоагрессия у ребенка 1,2,3,4 лет: Причины аутоагрессии, Лечение

      Наш мир сейчас далек от представления об идеальном существовании. Скорость жизни, насущные проблемы, отсутствие морали приводят к возрастанию агрессии вокруг детей. Они наблюдают ее по телевизору, в компьютерных играх, в общении окружающих и нередко в семье. Агрессивные поведения детей могут быть направлены как на окружающих, так и на самого себя, это проявление называется аутоагрессией. Среди разновидностей проявления аутоагрессии у ребенка различают вербальную и физическую формы.

 Аутоагрессия у ребенка  от 1 до 4 лет

Физическая форма подразумевает нанесение себе повреждений (щипание, выдергивание волос, выкручивание рук и пальцев, биение головой и прочее)

Вербальная проявляется в ругани себя.

Пока малыш не понимает что «плохо», а что «хорошо», пока он не способен анализировать свое поведение аутоагрессия не проявляется. Однако с развитием мышления ребенок стремиться ликвидировать плохое в своем поведении, а единственный известный ему метод – наказание. Самовоспитание входит в привычку.

Причины аутоагрессии у детей

К причинам аутоагресии ученые относят:

  • Агрессивные наказания в раннем детстве. Если вы регулярно выходите из себя и не контролируете свои эмоции, выражения, лицо при любом проступке малыша – ждите беды. Ребенок, боясь не наказания, а вашей реакции на свой проступок опережает события и наказывает себя сам, в надежде, что это зачтется.
  • Повышенная эмоциональная чувствительность так же может послужить толчком для развития аутоагрессии у ребенка. Дети попросту бояться сделать «больно» родным и наказывают себя за страдания близких.
  • Желание быть нужным, любимым, получить желаемое так же может породить аутоагрессию, как возможность манипуляции окружающими.

Существуют так же черты характера, которые могут стать сигналом для наблюдения за поведением крохи с целью предотвратить или искоренить в начальной стадии проявлении аутоагрессии. Итак, если ваш ребенок:

  • Застенчив, не склонен к общению или испытывает трудности в нем
  • Занижает самооценку, пренебрежительно относится к себе
  • Находится всегда в плохом настроении
  • Яро сочувствует окружающим или безоглядно доверяет, то вам необходимо насторожиться и наблюдать, а так же внимательно следить за своим поведением в семье и по отношению к чаду.

Что делать если вы заметили проявления аутоагресии? Каково лечение?

В первую очередь вы должны научиться относится к своему ребенку с лаской и пониманием, с юмором выходить из конфликтных ситуаций, не провоцировать приступы самобичевания. Перестаньте наказывать физически, унижать, обзывать, выходить из себя по любому поводу. Если вы застали малыша за самонаказанием, не в коем случае не ругайтесь, а попытайтесь ненавязчиво и нежно помешать – прижмите к себе, поцелуйте, пошутите, скажите о своей любви. Если малыш кусает себя – пошутите, что он наверное вкусный и вы его тоже с удовольствием попробуете. Переведите ситуацию в баловство. Если ребенок выкручивает пальчики или выдирает волосики – возьмите его руки в свои, поцелуйте, покачайте его на коленях, скажите, что вы очень любите его и не стоит «портить» такого славного малыша. Можете попробовать докопаться до истоков, до причины, ситуации которая спровоцировала такое поведение. Вам на помощь могут прийти такие замечательные методики, как песочная терапия, арт-терапия или сказкотерапия.

Если вы наблюдаете проявления агрессивного поведения у вашего ребенка желательно обратится к специалисту, который сможет откорректировать поведение вашего малыша, наладить ваши отношения, научить и вас и его себя правильно вести.

Читайте также:

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА

РЕБЕНОК БОИТСЯ ДРУГИХ ДЕТЕЙ

САМООЦЕНКА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

razvitiedetei.info

почему дети вредят себе, аутоагрессия у детей

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, — отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» — начинает кусать себя. А все потому, что   малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, — помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который   ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других —   гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке. 

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

12+

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.http://letidor.livejournal.com/51260.html

www.baby.ru

Аутоагрессия: почему дети вредят себе

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что  малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который  ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других —  гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке. 

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

12+

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.

letidor.livejournal.com

Аутоагрессия: почему дети вредят себе

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях -  битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что  малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который  ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других —  гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

12+

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на грани самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, услышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причинить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.

letidor.ru

причины и способы лечения аутоагрессии

Дети у многих ассоциируются с радостью, счастьем, беззаботным весельем. Недаром ведь их называют цветами жизни. И только став родителями, можно в полной мере осознать, что и маленький человечек умеет не только радоваться. Он способен проявлять страх, злость, агрессию… Причем агрессия может быть направлена не только на других, но и на себя. У негатива, который ребенок направляет на самого себя, причиняя себе физические или психические (например, словами) страдания, есть название – аутоагрессия.

С этим явлением сталкиваются многие мамы. Они замечают, что ребенок бьет себя по голове или по другим частям тела, царапает, режет или вовсе стучит головой о стену. Есть и другой вариант, когда аутоагрессия у ребенка проявляется вербально. Например, он высказывается о себе резко негативно.

Человек, которому свойственна аутоагрессия, имеет внутренний конфликт, а также не умеет полноценно взаимодействовать с окружающим миром, приспосабливаться к нему. Подобное поведение, по мнению многих специалистов, является разновидностью психологической самозащиты. Когда по каким-то причинам ребенок не может направить агрессию на человека, доставляющего ему переживания (самый простой пример – дети зависят от родителей, поэтому не могут «наказать» их), он направляет ее на себя.

Есть несколько качеств, по которым можно определить, склонен ребенок к аутоагрессии или нет. Аутоагрессия у ребенка может проявиться, если он:

  • чаще испытывает негативные эмоции, нежели позитивные, проявляющиеся плачем, частым упадком настроения;
  • малообщителен, стеснителен;
  • излишне эмпатичен, благополучие других ставит выше своего благополучия;
  • склонен недооценивать себя, свое качества и способности.

Причины аутоагрессии у детей

Можно выделить две основные причины аутоагрессии:

  • ребенка часто наказывали;
  • он обладает повышенной эмоциональной чувствительностью.

Многие родители, узнав, каковы причины аутоагрессии у детей, начинают активно возмущаться: «Мы никогда не применяли физических наказаний в воспитании ребенка!» Но ведь наказывать можно не только физически. Часто детки, склонные к аутоагрессии, чувствуют недовольство родителей собой. Например, ребенка резко критикуют за то, что у него что-то не получается. Это тоже своего рода наказание. Следует понимать, что малыш только познает мир, никто не родился с запасом необходимых знаний и опыта. К тому же в дошкольном возрасте он склонен подражать взрослым, пытается многому у них научиться. Логично, что первые попытки, скорее всего, будут не совсем удачными. Поэтому если у ребенка что-то не получается (например, он не сразу освоил процедуру завязывания шнурков или испортил первое собственноручно сделанное тесто для печенья), его нельзя за это осуждать или ругать. В противном случае ребенок может испугаться излишне негативной и бурной реакции родителей и начать «опережать» их действия, «наказывать» сам себя, чтобы взрослые не стали на него злиться и не кричали – он ведь уже принял меры.

Что касается эмоциональной чувствительности, это значит, что ребенок слишком сильно сопереживает другим людям. Например, если его друг поранился, он может наносить увечья себе, чтобы как бы снять часть боли с товарища. Или встречаются еще такие ситуации, когда взрослые пытаются шантажировать ребенка своими переживаниями. Например, если малыш что-то отказывается делать, бабушка делает вид, что плачет. Или мама показывает, что чрезвычайно расстроена и ей плохо. Дети разные – одни расстраиваются лишь немного, другие пугаются до глубины души и уже готовы сделать все, что от них хотят. А потом наказывают себя за то, что причинили боль и страдания своим близким.

У деток разных возрастов аутоагрессия возникает по разным причинам:

  • Малыши до трех лет, травмируя себя, действуют либо из побуждений протеста (им запрещают что-то делать, например, заставляют идти домой, когда хочется дальше гулять, или не позволяют агрессивные действия в отношении других детей), либо непроизвольно. В таких случаях проблему нужно решать в игровой форме. Ребенок проявляет аутоагрессию – не пытайтесь ему запретить это делать, а попробуйте отвлечь его шуткой, игрой (http://bambinostory.com/podvizhnye-igry-dlya-detey/) или интересным занятием. Малыш обижает другого ребенка – не ругайте его и не старайтесь всячески оберегать «жертву» от собственного чада (а то он может решить, что вы его предали), а, разобравшись в сути конфликта, предложите им возможность его мирного разрешения: такие детки еще слишком малы, чтобы самим выбирать пути развития ситуации.
  • Детки дошкольного возраста часто склонны винить себя в проблемах родителей. Например, если мама «витает в облаках» и не особенно балует ребенка вниманием, он может прийти к выводу, что причина в нем, и «наказывать» себя. Чтобы этого не произошло, следует всегда уделять малышу достаточно внимания. Также, когда вы испытываете негативные эмоции (гнев, страх, раздражение) из-за своих «взрослых» проблем, разговаривайте с ребенком, рассказывайте, чем они вызваны, чтобы он не подумал, что это из-за него.
  • Аутоагрессия у детей в младшем школьном возрасте – попытка управлять взрослыми. Во-первых, эти дети нуждаются во внимании ничуть не меньше, чем дошколята, но, возможно, уже не получают его в таком объеме, как раньше. Вот они и пытаются травмами вызвать сочувствие у родителей, заставить их пожалеть себя, хлопотать вокруг себя. Во-вторых, у ребенка могут быть какие-то проблемы, которых он таким образом пытается избежать. Например, у него в школе не ладится с одноклассниками, и он пытается таким образом получить возможность из-за травмы не ходить в школу. Чтобы избежать такого поведения, родителям нужно уделять ребенку достаточно внимания, не требовать от него невозможного, вникать в его проблемы и помогать с ними справиться (не делать это за него, а именно помогать, подталкивая к верным решениям).
  • Аутоагрессия у подростков нередко проявляется в тяжелой форме – нежелании жить, а, может, и в конкретных попытках покончить с собой. Чтобы этого не допустить, нужно зорко наблюдать за настроением ребенка. Если оно в упадке уже продолжительное время, с подростком (http://bambinostory.com/vospitanie-trudnyh-podrostkov/) нужно разговаривать, выяснять, что его беспокоит, помогать с этим справиться. Покажите, что любите его, и что его нежелание жить вас пугает, а если он предпримет конкретные действия, то вы испытаете невероятные мучения. Такое поведение подростка – самозащита. Он просто не знает, как нужно действовать. И родителям нужно направить его в верное русло. Можно поделиться своим опытом: родители ведь тоже когда-то были подростками и переживали ничуть не меньше. Но они с этим справились. Вот и расскажите ребенку, что вас тревожило в его возрасте, и как вы вышли из ситуации.

Лечение аутоагрессии

Родителей, дети которых склонны истязать сами себя, не могут не задаваться вопросом – что же делать? Прежде всего, оказывать ребенку внимание и поддержку, а также действовать по ситуации. Но не показывать испуг (а то чадо может «наказать» себя еще больше), не злиться и не проявлять равнодушие. Действовать спокойно, но действовать обязательно. Если вы видите, что ребенок нуждается в ласке – обнимите его, посидите с ним. Если не нуждается, не стоит ему ее навязывать. Лучше постарайтесь его отвлечь каким-то занятием. Например, можно почитать ему интересную книгу. Или вместе «выпускать» пар: рисовать обидчиков, изображая их в нелепом виде, метать дротики или мячи (только сначала убедитесь, что случайно не сможете кого-либо травмировать во время этого занятия), колотить резиновым молоточком по мебели (стараясь ничего не сломать и не разбить).

И, конечно, ребенок должен пройти лечение аутоагрессии у психолога.

 

bambinostory.com

Аутоагрессия: почему дети вредят себе

Чему ВАЖНО научить ребенка

 

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях -  битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему?

Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

 

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что  малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который  ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому, многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

 

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других —  гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке. 

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

12+

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

 

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг. опубликовано econet.ru

 

Автор: Мария Баулина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

"10 способов эффективного поведения с агрессивными детьми" - День 4

4 день и сегодня мы поговорим, как же помочь агрессивному ребенку.

Как мы выяснили, причин для агрессивного поведения может быть множество. Но чаще всего детки так поступают, потому что не знают, как можно сделать иначе. Эмоциональный мир чрезмерно агрессивных детей очень скуден, поэтому нужно учить детей справляться с собственным гневом, распознавать свои эмоции и искать более мирные пути решения конфликта.

На первом этапе нужно научить ребенка распознавать свои негативные эмоции. В обществе не принято выражать свой гнев открыто, поэтому при каждом агрессивном выпаде ребенка, родители стараются немедленно прекратить такое поведение. Уже с рождения мы сами внушаем детям, что проявление гнева и агрессии – это что-то плохое и непозволительное. С самого первого дня мы учим своих детей подавлять неудобные для нас эмоции. «Замолчи! Немедленно прекрати! Успокойся! Что опять кричишь?!» Но негативные эмоции накапливаются в нас день ото дня, и в конечном итоге они обязательно найдут свой выход в виде истерик, криков, драк или соматических заболеваний.

От гнева просто необходимо избавляться, но делать это нужно правильно. Например, с помощью творчества. Когда ребенка кто-то обидел, то можно нарисовать или слепить обидчика. Затем можно подписать рисунок. Ребенок постарше может сделать подписи сам, а ребенок помладше, может продиктовать свои мысли маме. В этом случае все действия должны проводиться один на один, без обидчика, а любые фразы и выражения, которые ребенок выскажет или напишет, не должны вызывать негативных эмоциональных  реакций со стороны родителей. Этот способ очень хорош для детей, которые склонны к проявлению вербальной агрессии.

Деткам старшего дошкольного возраста и школьникам можно предложить «листок гнева». На этом листе может быть нарисован выдуманный персонаж, либо непосредственно обидчик. Листок гнева можно разорвать, смять, растоптать и выбросить.

Если ребенок склонен  пускать в ход кулаки, то здесь поможет организация соревнований по бегу, прыжкам, киданию мячей и т.д. Физическая агрессия хорошо снимается спортивными видами деятельности, поэтому под рукой всегда должны быть мячики, которыми нужно попадать по мишени, подушки, которые можно поколотить, попинать или даже устроить подушками бои; игрушечные молоточки, чтобы постучать/поколотить и при этом не нанести вред окружающим, игрушечное оружие. Помимо эмоциональной разрядки тут еще снимется и мышечное напряжение.

Игры с песком тоже очень любят детки, и они хороши для снятия физической агрессии. Маленькие фигурки (например, из яиц «киндер») обидчика можно закапывать, прыгать на этом месте, поливать водой, закрывать ведрами, палками и т.д. Процесс закапывания/раскапывания, игра с сыпучим песком снимает напряжение, и мир снова становится лучше.

Бассейны с водой, купание в ванной или в море – это находка для родителей и воспитателей. Вода, безусловно, оказывает положительное и успокаивающее влияние на детей. Можно не просто купаться, но и играть. Вот несколько игр:

1.      Шариком сбивать предметы, плавающие в воде

2.      Топить легкие пластмассовые игрушки, которые потом всплывают

3.      Дуть на кораблик

4.      Струей воды сбивать игрушки.

Второй этап работы с детской агрессивностью – обучение навыкам распознавания своих негативных эмоций. Агрессивные дети чаще всего и сами не понимают, что они ведут себя плохо. Более того, они сами думают, что все вокруг них настроены агрессивно. Чтобы тренировать данный навык лучше всего на стену повесить рожицы, на которых изображены различные эмоции. Каждый день можно подводить ребенка к этим рисунками и предлагать выбрать свое настроение. Во-первых, ребенок больше узнает об эмоциях и настроении, постепенно научится определять свой гнев, во-вторых, ему будет очень приятно, что Вы обращаете внимание на него и интересуетесь его настроением. Когда ребенок уже сам научится определять свое эмоциональное состояние, то можно предложить обратную игру, и самим давать названия эмоциональных состояний человечков, изображенных на плакате.

Научить ребенка распознавать свое настроение и сигналы своего тела можно лишь при регулярных занятиях. Так что если беретесь за это дело – обязательно доводите до конца.

Третий этап работы связан с формированием способности сочувствовать, сопереживать, доверять.

Агрессивные детки очень часто не могут чувствовать состояние других людей, их не волнуют переживания окружающих, но если научить ребенка сочувствовать и понимать чувства других людей, то агрессия пойдет на спад. Поэтому очень важно учить ребенка сопереживать, но только после того, как он пройдет второй этап и сможет определять свои собственные чувства.

Лучше всего здесь подойдут ролевые игры, где ребенок может поставить себя на место другого. Можно взять пару игрушек и разыграть похожую сценку. Например, как львенок и тигренок сначала играли вместе, а потом подрались. С помощью ролевых игр ребенок научится решать конфликтные и сложные для него ситуации. Например, что делать, если забрали игрушку, что делать, если друг обзывается, как поступить, если тебя толкнули и т.д.

Три этапа, которые Вы будете проходить вместе с ребенком, обязательно дадут положительные результаты.

Вот еще 10 эффективных способов поведения с агрессивными детьми:

1.Безусловная любовь. Самое главное и важное правило. Любите своих детей такими, какие они есть. Чаще обнимайтесь (не менее 4-8 раз в день) – ребенку любого возраста это жизненно необходимо, искренне говорите, как сильно Вы любите свое чадо. Обязательно выделяйте время ЕЖЕДНЕВНО, чтобы побыть с ребенком: поговорить, поиграть, обсудить прошедший день и т.д. Оценивать нужно только ПОВЕДЕНИЕ ребенка, но не его личность.

2.Контролируйте собственное поведение. Никаких обвинений в адрес своего чада, споры и конфликты внутри семьи должны решаться без его присутствия. Свое раздражение и гнев выражайте в стиле «Я-сообщение». «Мне обидно, когда я слышу плохие слова», «Мне не нравится, что в комнате такой беспорядок», «Я очень огорчаюсь, когда Вы с сестрой деретесь» и т.д.

3.Не нужно подавлять «хорошую» агрессивность. Ребенок должен уметь защищать себя и адаптироваться к окружающему миру. С помощью игр, сказок, спортивных секций, «борьбой» и возней можно научить ребенка избавляться от негативных эмоций.

4.Признавайте его чувства. «Я понимаю, что ты расстроен», «Я вижу, что ты разозлился» и т.д.

5.Уважайте личность в своем ребенке. Нельзя наказывать его в присутствии других людей. Выяснения отношений и разбор полетов нужно устраивать в уединенном месте. Ребенок должен нести ответственность за свои поступки.

6.Покажите ему, что агрессивное поведение дает лишь временный эффект: «Сегодня ты ударил Мишу, и теперь он не будет с тобой играть». Добро в глазах ребенка всегда должно побеждать зло.

7.Установите правила поведения в семье. Предоставьте ребенку максимальную свободу действий в соответствии с его возрастом, введите правила и ограничения, которых должно быть не много, но нарушать которые нельзя. Все члены семьи должны придерживаться данных правил. В виде наказания всегда лишайте ребенка чего-то приятного, а не подавляйте агрессию криком, шлепками и т.д. Таким образом Вы лишите ребенка чего-то ценного, но не унизите его и не оскорбите.

8.Хвалите ребенка за каждый успех. «Я очень рада, что ты смог сдержаться, хотя и был разозлен» и т.д.

9.Воспитывайте сказкой. Читайте сказки, придумывайте их сами, делайте комиксы.

10.Организуйте пространство для выхода энергии. Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, спортивные секции, «злая подушка» и т.д.

Домашнее задание:

1.      Начните применять с ребенком игры, которые помогают избавиться от гнева и снимают напряжение.

2.      С помощью таблицы эмоций, учите ребенка определять свое состояние. Пусть каждый день он показывает, рисует, рассказывает о своем настроении.

3.      Следуйте 10 принципам для преодоления чрезмерной агрессивности.

Завтра мы немного поговорим о том, как справиться со своими собственными чувствами по отношению к детям.

Также я дам Вам «Шпаргалку для родителей» по работе с агрессивными детками.

И каждого участника ждут полезные и приятные бонусы.

До встречи!

uspevai-s-detmi.livejournal.com


Смотрите также