Классный час на тему: "Права и обязанности детей в семье" (1 класс). Классный час 1 класс права ребенка


Классный час на тему "МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ" (1 класс)

Классный час в 1 классе на тему

«Мои права и обязанности»

Классный руководитель 1 Б класса

МКОУ СОШ 6 с Спицевка

Грачевского муниципального района Ставропольского края

Веретенникова Светлана Александровна

Цели:

- Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

- Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

- Формировать коммуникативные умения школьников;

- Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

- Прививать интерес к чтению;

Оборудование:

- лепестки со значками по правам человека;

- компьютер;

- проектор;

- мультимедийная презентация MS Office PowerPoint;

- выставка книг.

Ход занятия

На экране СЛАЙД 1

1. Целеполагание:

- В какой стране мы живём? Как она называется? (Ответы детей)

-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России.

СЛАЙД 2

-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.

- Наша страна широко протянулась с запада на восток.

- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.

-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы: «Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека».

СЛАЙД 3

- Они дают каждому человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись, в равной степени, независимо от цвета кожи, разреза глаз, национальности и т.д.

- Ребята, а вы знаете, что такое право и какие права есть у вас?

2.Знакомство с правами:

-В толковом словаре русского языка написано, что ПРАВО – это охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.

- Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.

- Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.

СЛАЙД 4

Найди такое благо, без которого может обойтись человек:

- труд

- жизнь

- прислуга

- отдых

(Дети отвечают, что можно обойтись без прислуги).

- А что самое важное среди остальных благ? (Жизнь)

-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких.

СЛАЙД 5

«Жизнь дана на добрые дела» - гласит народная мудрость.

-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?

- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- А зачем человеку труд?

- Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, -

Золотых, стальных, алмазных, -

Нет священней слова: "Труд!"

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом:

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный,

Все - наследие трудов!...

-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться?

-Кем вы хотите стать? (Опрос детей. Дети по очереди отвечают)

-Что приносит счастье – труд или безделье?

- Если мы будем целыми днями лениться и ничего не делать, будем ли счастливы? (Ответ детей)

- Конечно, нет.

СЛАЙД 6

- Найди концовку пословиц среди записей на доске:

«Труд кормит, а лень - портит».

Старание и труд к счастью ведут».

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

(Проверка - СЛАЙДЫ 7, 8, 9.)

- Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. СЛАЙД 10

Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Ребята, а для чего человеку отдых?

- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не сидим без работы и устаём.

- БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.

- Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ

- Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК

- Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА

- Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ

- Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до 15 часов в день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.

- Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.

- Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых.

СЛАЙД 11

Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Ребята, а было ли нарушено право на отдых в сказке «Золушка»? СЛАЙД 12

-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.

-А обладают ли этими правами дети? (Ответы детей)

(Прикрепляю изображение ребёнка в центр цветка.)

3.Анализ ситуаций:

- Конечно, дети имеют много прав.

СЛАЙД 13

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

- Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка».

СЛАЙД 14

- О каких же ещё правах в ней говорится? Хотите узнать ещё? Тогда слушайте дальше…

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

СЛАЙД 15

- Каждый ребёнок имеет право на имя. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.

- Что такое род, спросите вы? Послушайте стихотворение, и вы всё поймете.

Прадеды

Кем был твой прадед на Руси –

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

- Узнайте от родителей происхождение вашей фамилии и значение имени.

- Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.

- Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!

4. Игра:

- Отчество передается детям от отца, поэтому оно так и называется ОТЧЕСТВО. Наши мальчики – будущие отцы.

- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?

- Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?

- Потому что у них тоже есть право на имя.

- Отстаивая свои права, не забывайте, что у других людей тоже есть такие же права, как и ваши. Уважайте чужие права!

СЛАЙД 16

Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те, что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогут найти.

- Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Ребята, а должны ли дети заботиться о родителях? (ответы детей)

- Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.

- Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

5.Физминутка:

- Ребята, какие обязанности по дому выполняете вы?

- Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…

- моем посуду,

- пылесосим,

- стираем,

- чистим картошку,

- поливаем цветы,

- вытираем пыль,

- ходим в магазин за хлебом.

6. Изучаем следующие права детей

СЛАЙД 17

Заходите в первый класс,

Не шагайте мимо.

Здесь всему научат вас,

Что необходимо.

- Дети имеют право на обучение. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести ракету ввысь,

Хорошо работай в школе -

Добросовестно учись.

- А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания? (Ответы детей)

- Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.

СЛАЙД 18

- Опять наши пословицы рассыпались. Необходимо собрать их.

Народная мудрость гласит:

Больше узнаешь -…. сильнее станешь.

Кто любит науки, ….тот не знает скуки.

Ученье – свет, … а неученье – тьма.

(Дети находят концовку пословиц среди записей на доске)

Проверка - СЛАЙД 19,20,21

СЛАЙД 22

-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться? (ответы детей)

-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.

-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.

7. Стихотворение С.Я Маршака

СЛАЙД 23

«Кот и лодыри»

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт.

Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

- Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

- Какое право есть у лодырей и нет у кота? (Право на образование)

- Можно ли совсем не учиться? (Нет)

- Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор ….(Айболит)

- О каком праве пойдёт речь?

(О праве на медицинскую помощь.)

СЛАЙД 24

-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?

- Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.

- А вы обязаны заботиться о своём здоровье?

- Что надо для этого делать?

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ

- Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.

8. «Сказочная» страница.

СЛАЙД 25

- Вы узнали сказку?

- Что сделал волк с домами поросят?

- Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?

Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лисичка выгнала косого.

(Заюшкина избушка)

СЛАЙД 26

9. Работа с выставкой книг:

- Ребята, к нам в гости пришли сказки. (Выставка книг)

(Картинки из сказок на СЛАЙДЕ 27)

- Дети также имеют право на охрану и защиту от похищения. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- В какой сказке было нарушено это право? (Дюймовочка, Г уси-лебеди)

- Дети имеют право на охрану и защиту от жестокого обращения.

Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

В какой сказке было нарушено это право? (Буратино)

- Дети во всем мире имеют право на охрану и защиту от эксплуатации и неволи.

Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

-В какой сказке было нарушено это право? (Крошечка-хаврошечка, Золушка, Маша и медведь)

СЛАЙД 21 (20 ноября – Всемирный день ребенка)

10. Игра «Разрешается – запрещается»

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

Мать с ребенком разлучает.

Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

Это –…. (разрешается).

Если трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это….. (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго…. (запрещается)

11.Подведение итогов:

- Посмотрите, какой чудесный цветок получился. (На доске)

- Перечислите свои права по символам на лепестках.

- Можно ли нарушать чужие права?

Посмотрите на СЛАЙД 29

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

- Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.

- Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!

СЛАЙД 30

- О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)

- А еще есть обязанности….

СЛАЙД 31

12.Рефлексия:

«Летят, летят лепестки, в воздухе вьются, а за ними мысли вслух о занятии льются» (высказывания детей)

СЛАЙД 32

- Спасибо вам, ребята, за внимание!

infourok.ru

Классный час (сценарий)"Наши права и обязанности" (1 класс)

Классный час

Тема: «Наши права и обязанности» -познавательная игра

Выполнила учитель начальных классов

Флимина Жанна Борисовна

МОУ «СОШ № 4

г.Ртищево Саратовской области»

ОС Школа 2100

Ртищево, 2016 г.

Тема: «Наши права и обязанности» -познавательная игра

Цель:

  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

  • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам .

Оборудование:

  • Карточки-знаки по правам человека;

  • выставка литературы по правовому воспитанию;

  • на доске – кроссворд.

Ход занятия

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!Скажем «Здравствуйте» глазами!Скажем «Здравствуйте» мы ртом –Станет радостно кругом!

Уч: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

В каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то).

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!Кем он станет завтра, маленький и нежный?Всей Земле права его – право на надежду!

- Как понимать последние слова?

- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Здесь присутствуют ваши родители, они будут участниками нашей беседы, помощниками, арбитрами.

-Сегодня можно получить консультацию.

Что значит слово консультация?

- И не простую консультацию, а консультацию людей, которые по долгу своей службы, работы следят, чтобы не было нарушения прав человека (представляю родителей – юрист, социальный работник).

- Вместе с нами - сказочный маленький человечек . Кто он такой?

(Герой книги А.Усачёва, «зелёный человечек», который боролся за права людей).

-Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых

государственной властью норм и правил,

которые регулируют отношения между людьми/ Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

3. Игра по кругу «Подари шар человечку»

По тому же принципу, что и знаки дорожного движения, группа ребят сделала правовые знаки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека. Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак Будем делать это по кругу. Если трудно, бери помощь соседа. Если трудно обоим, обращайтесь в «Юридическую консультацию». А знаки спрятаны на спинках ваших стульев (уч-ся берут любой знак, прикрепляют, как шар, на доску и кратко обосновывают, какое право отражено в условных знаках)

Почему знаки двух цветов? (Разрешающие и запрещающие)

В книге про маленького человечка есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют. Пусть он продолжает путешествовать. Где? (По школе, по городу). А мы подведём итоги.

Давайте все вместе скажем хором, кто из вас отвечал на вопросы (каждый называет громко своё имя в общем хоре).

-Какое право мы вспомнили?

Наши гости-юристы покажут нам сердечком, как мы знаем права

( красное – хорошо, полно, жёлтое – частично, синее - недостаточно)

Разведение понятий «права» и «обязанности»

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения/

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (Спросить родителей)

А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? /Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиеся

называют, взрослый фиксирует на доске)

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

-Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

(Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого, распределив, обязанности: «аналитик», «секретарь»).

4.Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

Покажите на «волшебной линеечке», как каждой группе удалось

реализовать право высказывать своё мнение («аналитики» каждой

группы отмечают успешность работы своей группы по анализу и

обоснованию ситуаций).

Родители - юристы снова подтверждают верность – неверность высказываний.

ИТОГ.

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Вот поэтому мы и проводим с вами беседы, классные часы на тему «Думаем о…»

6.Творческое домашнее задание:

-Отвечая на вопросы анкеты, вы признавались в том, что вами чаще нарушаются обязанности. А почему? (высказываются дети, родители)

1. К нам обратились за помощью учителя первоклассников.

Некоторые ребята трудно приживаются в школе, т.к. им показалось, что в школе одни запреты. И вправду, нельзя то, другое. Не сможем ли мы эти же самые правила – запреты прописать, прорисовать для них по-другому: со словом МОЖНО, нужно?!

2. Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни. Вам помогут также книги, изданные специально для вас (обращаюсь к выставке).

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!За своё будущее мы все в ответе!Права и обязанности свои знайте,Хорошими людьми вырастайте!

7. Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести» для дежурства по школе.

 АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

infourok.ru

Классный час в 1 классе по правовому воспитанию

Классный час по правовому воспитанию

В 1 классе

Цель: знакомить с правами и обязанностями детей, дать понятие о Конвенции, об Организации Объединённых Наций, повторить обязанности ученика в школе.

Оборудование : ИКТ, Конвенция о правах ребёнка в картинках.

Все мы с вами живем в огромной стране, которая называется … (РОССИЯ).

Ребята, вы являетесь жителями нашей страны, а значит и имеете права граждан. Их нужно знать, чтобы ими пользоваться. Этот классный час мы посвятим правам детей, т. е вашим правам.

Давным – давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась бы в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

В конце концов людям удалось решить эти главные вопросы. В 1945 году была основана международная организация, которая называется Организация Объединённых Наций в США в городе Нью-Йорке . Она заботится о правах каждого отдельного человека. Ровно 21 год назад 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребёнка. Конвенция – это международный договор, имеющий обязательную силу для всех государств его подписавших. Наша страна подписала этот договор в 1994 году.

Конвенция о правах ребенка обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнью. И мы сейчас ознакомимся с некоторыми статьями из этого документа. А помогать нам будут любимые ваши герои – смешарики.

(слайд) Каждый ребёнок имеет право на жизнь.

Дети. В Конвенции каждый найдёт на важный вопрос ответ:

Помни! Ребёнком считается тот, кто не достиг 18 лет.

Статья №1 говорит о том, что ребёнок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

(слайд). Каждый ребёнок имеет право на сохранение семейных связей.

Дети. Я не мяч и не волан, как же всем не стыдно вам!

Никому не нужен я – что же это за семья?

В статье №9 записано, что ребёнок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания. Ребёнок, который не живёт с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.

Дети. Нам теперь грустить не надо: будем вместе, будем рядом!

Статья № 10 гласит о том, запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброжелательно, гуманно и быстро, т. е. если к примеру бабушка или тётя ребёнка живёт в другой стране, то можно получить разрешение и погостить у неё.

Дети. Вы запомните, ребята, что ни дед и ни сосед, только мама, только папа –

Они за вас несут ответ.

В статье №18 Конвенции о правах ребёнка говорится о том, что родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребёнка.

(слайд). Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола имеют равные права.

Дети. Сколько бы ни было в мире детишек, чёрных и белых, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны. Взрослые! Вы уважать их должны.

Статья №2. Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

(слайд) Каждый ребёнок имеет право на защиту от эксплуатации.

Дети. Корысти ради ты детей не тронь! Их защищает наш закон!

В статье № 32 записано, что ребёнок имеет право на защиту от тяжелой работы, которая подвергает опасности здоровье ребёнка.

(слайд) Каждый ребёнок имеет право на защиту от насилия.

Дети. Знайте, что бить, обижать и неволить

Ребёнка закон никому не позволит.

Дети – не куклы, любой Карабас

Будет серьёзно наказан у нас.

Статья №19. Ребёнок имеет право на защиту от физического и психического насилия, т. е. бить, обижать и держать в неволе детей никому не позволено. Это нарушение прав ребёнка.

(слайд) Каждый ребёнок имеет право на полезное и качественное питание.

(слайд) Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь.

Дети. Человек на свет не может без помощи родиться,

Суп малыш себе не сварит, не сможет учиться.

Потому – то, чтоб ребёнка защитить и воспитать,

Самых лучших специалистов требуется назначать.

В 24 статье Конвенции о правах ребёнка записано, что ребёнок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание.

(слайд) Каждый ребёнок имеет право на образование.

Дети. Заходите в первый класс, не шагайте мимо.

Мы всему научим вас, что необходимо.

В статье № 20 записано, что ребёнок имеет право на бесплатное начальное образование. Вы все в данный момент учитесь в начальной школе.

(слайд) Каждый ребёнок имеет право на досуг.

Дети. Бабушка не прыгает, дедушка не скачет.

Это для Конвенции ничего не значит.

Положено ребёнку расти, шуметь, играть.

И права этого никто не может отобрать.

Статья №31 гласит: ребёнок имеет право на игры, отдых и досуг.

(слайд) Каждый ребёнок имеет право на отдых.

Этим правом мы сейчас и воспользуемся. (Физминутка)

(слайд) Каждый ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Дети. Малыш, что остался один в целом свете

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те, что за детство в ответе

Ребёнку семью помогите найти.

В 20 статье Конвенции о правах ребёнка записано, что если ребёнок по какой – то причине остался без родителей, то он имеет право воспитываться у своих родственников, в детском доме или в какой – либо новой семье.

(слайд) Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Дети. Очень трудно быть другим, непохожим, не таким.

Нос не вешай, иди вперёд. Тебе помогут, успех придёт.

В статье № 23 записано, что ребёнок с физическими или с психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь. Т. е. дети – инвалиды имеют одинаковые права с обычными детьми.

Итак, мы ознакомились с некоторыми правами , записанными в международной Конвенции о правах ребёнка. Какие права детей вы запомнили? На что имеет право каждый из вас?

«Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любимым

Он на свете не один!»

У каждого из вас есть не только права, но и обязанности. И про них забывать нельзя. Ребята, какие домашние обязанности есть у вас?

Но вы не просто дети, вы – школьники. Большую часть времени вы проводите в школе. Существуют определённые правила, которые обязан соблюдать каждый ученик. Какие обязанности школьников вы знаете?

Ребята, знайте свои права, и выполняйте свои обязанности. На память каждый из вас получит памятку обязанностей ученика в школе.

infourok.ru

"Права и обязанности детей в семье" (1 класс)

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 107»

КЛАССНЫЙ ЧАС

Права и обязанности детей в семье

Составила: классный руководитель

1 класса «Г» Сомова Л.В.

Новокузнецк, 2012

Классный час

Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Цель:

1. Дать детям представление о правах и обязанностях в семье.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение;

3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование, презентации;

- таблички на доске: «Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!»;

- табличка «права и обязанности»;

- показ брошюр:«Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка»;

- пословица : «Семь раз отмерь, один раз отрежь»;

- рассказ В. Осеевой «Сыновья».

Ход классного часа:

Учитель: Добрый день, уважаемые мамы, папы, бабушки, гости! Добрый день, ребята!

Я очень рада видеть всех вас. Сегодня вы не просто дети, с сегодняшнего дня вы называетесь красивым словом ученики, школьники.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что - это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

- Ребята, прежде чем продолжить разговор давайте прочтём что написано на доске. Кто из вас уже умеет читать?

(Читают с доски прикрепленные карточки с предложениями:

- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!

- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).

- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно.

- А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

- Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.

«Как хорошо, что есть такое слово.

Как хорошо, что есть такое чувство.

Не будь его, Земля была б холодной и грустной.

Не было б любви, семья не смогла б родиться.

Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.

Не было б любви, несчастными были бы люди.

Если бы ...

Если бы на Земле не было любви!»

- Ребята, мы с вами знаем, что в жизни есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)

- Они называются права и обязанности.

- Вот сегодня мы и поговорим о ваших правах и обязанностях.

infourok.ru

Классный час по правовому воспитанию "Права и обязанности детей в семье" (1 класс)

Тема беседы: «Права и обязанности детей в семье»

Цели:

•Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав;

Воспитывать уважение к правам других людей;

Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Ход беседы:

1.Организационный момент

-Добрый день, дорогие ребята!

_Посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, друг другу,улыбнитесь мне.

А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что - это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

2.Сообщение темы

- Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.

(Читают с доски прикрепленные карточки с предложениями:

- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь! Мин сине яратам! Эпе сана юратап!)

- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).

- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно.

Значит, о чем же мы будем говорить сегодня на классном часе? (О семье).

- А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …

- Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.

3.Основной этап.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)

- Вспомним, как они называются? (Права и обязанности).

- Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей).

- Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья.

Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

- Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

- Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я раздам вам карточки, вы их прочтете, выберете подходящее слово, зачеркнете лишнее, затем назовете право, о котором говорится в данной ситуации.

Работаем в парах. Задания для работы в парах:

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

На доске выставляется таблица с названиями прав, а дети выбирают подходящие к своим заданиям).

Права ребенка в семье

право на жизнь

право свободно выражать свои взгляды и мнения

право на образование

право жить с родителями

право на защиту от насилия

- Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз повторим и запомним.

- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)

сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.

«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».

- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

- А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на доске выставляется таблица.

Обязанности ребенка в семье

хорошо учиться

помогать по дому

заботиться о старших

стараться самому обслуживать себя

заботиться о младших

- Сейчас, ребята, давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Докажем, и если есть взаимосвязь, соединим их стрелками (Стрелками соединяем строки прав и обязанностей).

Коллективное обсуждение проблемы.

- Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой).

- Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности.

- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить. (Чтение текста учителем).

- Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

- Теперь наша задача – узнать почему же так происходит, то есть найти причину?

- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? (Ответы детей)

бята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

- Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)

- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

- Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

бята, а бывали ли с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите, пожалуйста. (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).

- Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.

(Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т.д.).

- А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т.д.)

- Правильно, ребята! А чтобы этого не произошло, надо всегда помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех ее членов».

(Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)

- Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).

- Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).

4.Итог

-А теперь послушайте стихотворения, которые приготовили ребята из нашего класса:

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побидь,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

И у младенца есть права,

И у собаки т, и у кошек тоже,

Без права на свете жить на сможем,

Всегда нам право и везде поможет.

-О чем мы сегодня говорили?

-А зачем они нужны людям?

- О чем мы сегодня с вами беседовали?

-Какие права имеют дети?

-А какие обязанности?

-А зачем нужны они?

-Хорошо ребята, запомните права и обязанности и обязательно их соблюдайте.

infourok.ru

Классный час "Изучаем права ребенка."

Классный час по теме:

«Мы изучаем права ребенка»

Цели:

  • познакомить детей с основными положениями Конвенции о правах ребенка;

  • соотнести права и обязанности детей;

  • способствовать осознанию ответственности за свои права;

  • формировать положительное отношение к правам других.

Оборудование: слайды; рисунки с изображением знаков, отражающих права детей; брошюра «Конвенция о правах ребенка».

1. Слово учителя.

     -В нашей стране в правительстве есть очень важный и интересный человек – Павел Алексеевич Астахов. Он – уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Павел Астахов предложил в эти первые сентябрьские дни провести во всех школах страны беседы, в которых бы разъяснялись права детей.

    Поэтому мы с вами проводим сегодня классный час, который так и называется «Мы изучаем права ребёнка».

2. Коллизия.

- А может быть,  зря мы затеяли такой разговор. Может быть, вы прекрасно разбираетесь в этом вопросе? Давайте это выясним следующим образом.

Если вы знаете свои права, вы запишите их на листках бумаги, а я сложу все это в конверт. (Детям дается 2 минуты на выполнение задания. Учитель собирает записки в конверт.)

 - Посмотрите, ребята, наш конверт пуст. Значит, вы совсем не разбираетесь в этом вопросе. А хотите узнать?

- Мир людей разнообразен. Есть богатство и нищета. Для России проблема защиты детей чрезвычайно остра.

- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

  • покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. (Выставляется Конвенция о правах ребёнка).

Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

  • право на жизнь.

  • Право на имя при рождении.

  • Право на медицинскую помощь.

  • Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

  • Дети имеют право на отдых и досуг.

- А теперь мы воспользуемся этим правом и проведем физкультминутку.

  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

  • Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

  • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

  • Ребёнок имеет право на образование.

  • Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

  • Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях. 

Учитель:

Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

Учитель:

- А теперь мы с вами поиграем. Я буду зачитывать четверостишия, а вы находить соответствующий знак.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

 

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это разрешается.

 

Этот знак обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это запрещается.

 

Этот трудится ребенок, мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается.

 

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это разрешается.

 

Этот слабый горбит спину,

 пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.

Учитель :

- А теперь мы поупражняемся в знании статей Конвенции и применении их на практике.

Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх/

 

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

 

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

 

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

 

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

 

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

 

- Ребята, даже ваши любимые  Смешарики прекрасно разбираются в статьях Конвенции о правах ребенка. Я предлагаю вам посмотреть  мультфильмы и определить,  о каких правах нам рассказали Смешарики. (Просмотр мультфильмов).

Итог.

Разрешение коллизии.

- А теперь мы посмотрим, сможем ли заполнить наш конверт, который в начале классного часа оказался пустым. (Дети записывают на листках пункты Конвенции о правах ребенка и складывают в конверт. Конверт оказался полон.)

- Посмотрите, наш конверт заполнился вашими знаниями. Значит, не зря мы проводили беседу?

Давайте еще раз проверим:

- Как называется документ, где записаны права ребенка?

Какой организацией была принята Конвенция?

- Кто считается ребенком?

- Назовите статьи Конвенции, которые вам особенно запомнились.

infourok.ru

Классный час в 1классе Тема: Государство и права детей

Классный час в 1классе

Тема: Государство и права детей.

Направление: правовое воспитание

Возраст детей: учащиеся 6-7 лет

Цель: Сформировать представления у детей об их правах и обязанностях.

I. Организационный момент

Вы готовы поработать? (Да!)

Вы готовы отвечать? (Да!)

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (Да!)

Ну а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать? (Да!)

II. Сообщение темы классного часа. Формулировка цели.

Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Государство и права детей.

Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить.

III. Актуализация знаний.

Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Как называется наша Родина? (Россия)

Как звучит полное название государства? (Российская Федерация)

2. Отгадайте ребус и тогда сможете прочитать фразу:

Ключ к ребусу: Столица России – город Москва.

3. Выбери изображения символов России: флага, герба.

Ключ к ребусу: флаг России – изображение 2, герб России – изображение 1.

4. Прослушайте три музыкальных сюжета и выберите гимн России.

5. Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане (берёза)

6. Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)

IV. Уточнение и дополнение детей знаний о своих правах.

Ребята, вот вы и вспомнили, в каком государстве живёте. Россия – это правовое государство.

Кто объяснит, что это значит?

Верно, наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может.

Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?

Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя.

Кто знает, какие права есть у детей?

Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве:

1. Право на жизнь.

2. Право на имя, отчество и фамилию.

3. Право жить и воспитываться в семье.

4. Право на образование.

5. Право на медицинское обслуживание.

6. Право на защиту своих прав

7. Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.

8. Право на отдых и досуг

Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.

Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права?

Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира.

Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята 20 ноября 1989 года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральным законом "Об образовании".

V. Закрепление.

Оказывается не всегда в России, да и в других государствах были у людей права. Так было очень давно, в старину. Никаких прав не имели рабы и пленники, жившие в государствах древней Европы, чернокожие рабы Америки, крепостные крестьяне старой России.

VI. Игра-заключение

У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.

Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети.

1. Э.Успенский "Разгром"

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама приходит в дом,

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?- Наш.- Может, не наш этаж?

- Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

- Значит это не обвал?

- Нет.

- Значит, слон не танцевал?

- Нет.

- Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

VII. Итог

Кто считает, что он не зря провёл время на классном часе. Объясните, почему?

Классный час

«Государство и права

детей»

1класс

Составила: Стребкова Г.И.

2013-2014 г

urist-edu.ru


Смотрите также