Особенности памяти ребенка в период младенчества. Память ребенка в 1 год


Развитие памяти у детей от 1 года до 5 лет

Память – один из важнейших психических процессов. Она делает возможным обучение и развитие. Память помогает ребенку познавать мир и устанавливать связи между предметами, событиями, явлениями, людьми. Без нее невозможна ни одна целенаправленная деятельность. Развитие памяти у детей взаимосвязано с развитием речи, мышления, восприятия, внимания и двигательной активности. «Помочь» этому процессу взрослые могут, разобравшись в возрастных нюансах формирования памяти. 

Развитие памяти у детей 1-2 лет

Годовалый ребенок живет сегодняшним днем. Он не помнит того, что было вчера, и не способен нарисовать в воображении «завтра». Все его внимание сконцентрировано на том, что его окружает в данный момент. Малыш способен различать знакомые предметы, звуки, запахи, вкусы, поверхности. Опираясь на знания, полученные от органов чувств, он учится быстрее распознавать предметы вокруг себя.

Советы родителям
  • На прогулке и дома показывайте ребенку как можно больше разных предметов. Называйте их и рассказывайте о них (что это, какое оно, что делает). Обращайте внимание на свойства: приятно пахнет, мягкое, холодное, звенит, красное и т.д. Давайте малышу как следует «насладиться» исследуемым объектом. Многочисленное повторение приведет к запоминанию новых слов, обозначающих названия предметов, их свойств и действий.
  • Реагируйте на все, что интересно самому крохе. Следуйте за его активным указующим пальчиком, называя все, что привлекает внимание малыша.
  • Из игрушек для этого возраста подойдут разноцветные пирамидки (в 3–4 кольца), кубики, разные емкости, вкладывающиеся друг в друга.
Игры

«Угадайка»

С ребенком можно поиграть в игру «Что это?» или «Кто это?». Сначала сами показывайте на предмет и спрашивайте: «Что это?» Подождав несколько секунд, чтобы привлечь внимание малыша, назовите предмет. Как только ребенок поймет, что все имеет названия, он захочет узнать как можно больше. Поэтому скоро сам начнет показывать пальчиком и произносить какой-нибудь звук с вопросительной интонацией, а потом и задавать вопрос самостоятельно. Эта игра развивает словарный запас и тренирует память. 

«Называлки»

Поскольку ребенок в этом возрасте активно изучает свое тело, родители помогут ему в этом, задавая вопросы: «А где у тебя носик (глазки, ручки, пальчики, пятки, коленки и т.д.)?» По мере освоения материала игру можно усложнить, спрашивая «где носик у папы?», 

«а у мамы?», «а у мальчика на картинке?». И уже к 1,5 годам малыш, как правило, будет хорошо знать части своего тела. 

Развитие памяти у детей 2-3 лет. Упорные исследователи

В этот период развитие памяти у детей идет очень активно: ребенок осваивает связи между предметами, их свойствами, признаками и действиями. Например, если малыш заинтересовался предметом, теперь мало его назвать – нужно сказать, что он делает (плавает, летает, ездит, лает, чирикает и т.д.)  С 2 лет малыш хорошо запоминает небольшие стишки; знает некоторые цифры, буквы, геометрические фигуры, животных, фрукты, овощи, ягоды. По пути на детскую площадку вы можете описывать все, что видите.

Советы  родителям
  • Продолжайте удовлетворять любопытство крохи. Называйте все, что его интересует.
  • Отвечайте на его вопросы как можно более просто и точно.
  • Учите стишки и песенки.
  • Разглядывайте картинки и многократно перечитывайте любимые книжки.
  • Чем больше видов деятельности освоит ребенок, тем больше ассоциативных связей, помогающих запоминанию, будет создаваться.
Игры

«Секретики»

Попробуйте зарыть секретик (это может быть вырезанная картинка из журнала, положенная под кусок прозрачного пластика, или пуговка). «Секретики» можно зарыть у приметного дерева и запомнить ориентиры. Через какое-то время предложите ребенку найти спрятанное. Помогайте только в случае большого затруднения. Так тренируется память.

Цифры и буквы

Малыш в состоянии выучить цифры до 10 и некоторые буквы. Для этого можно разровнять снег и, пользуясь палочкой, рисовать на нем числа или буквы и произносить их. А для лучшего запоминания обращать внимание малыша на особенности буквы (на что она похожа), а с цифрами проводить ассоциации – например, сколько ему лет. Это упражнение тренирует память и расширяет кругозор.

Развитие памяти у детей 3-4 лет. Начинающие аналитики

В этом возрасте ребенок учится четко различать основные цвета, знает основные геометрические формы, начинает сравнивать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету, количеству. И учится подбирать пару по заданному признаку. Овладевает такими понятиями, как «мало-много», «большой-маленький», «высоко-низко». Может соотнести цифры до 3 (иногда до 5) с количеством пальцев на руке.

Советы родителям
  • Важно, чтобы ребенок как можно больше говорил. Для этого просите, чтобы он подробно описывал увиденное. Играйте в «Что делает?», проходя мимо кого-то/чего-то или рассматривая картинки, спрашивайте: «Этот дедушка что делает?» Ответом может быть: «Идет» или «Сидит и смотрит».
  • Расширяйте кругозор ребенка. К 4 годам ему положено знать основные овощи, фрукты,  ягоды, деревья, цветы, грибы, животных (причем выделять домашних и диких), птиц; одежду и обувь. Малыш должен ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), знать времена года. 
Игры

«Повторялки»

Взрослый показывает подряд 1–2 движения, и ребенок должен их повторить в той же последовательности. Игру можно усложнять, добавляя трудные движения. Так будет развиваться мышечная память тела.

«Запоминалки»

Приготовить 10 карточек с изображениями. Ребенок вытаскивает три и разглядывает их некоторое время. Потом ему даются все 10 карточек, и он должен выбрать из них те, которые вытаскивал. 

«Найди пару»

Надо находить пару из предложенных картинок или предметов. Еще следует позаботиться о  том, чтобы малыш умел классифицировать предметы по группам и давать им названия (яблоко, груша и персик – фрукты; майка, рубашка и штаны – одежда и т.д.).

Развитие памяти у детей 4-5 лет. Младшие дошкольники

В этом возрасте уже ясно, какими «талантами» обладает ребенок, что ему легче дается. Также видны слабые места – то, чего не знает или не может понять ребенок и что нужно постараться ему объяснить. 

Советы родителям
  • Постарайтесь определить, что малышу легче запомнить – картинку (образ) или слова на слух. Помогайте запоминать новую информацию с опорой на разные органы чувств. Уделяйте внимание тому, что вызывает затруднение.  
  • Учите с ребенком стишки, песенки, считалки. Обсуждайте разные профессии (название, кто и что делает).
  • Обратите внимание на то, как ребенок запоминает правила  игры. Можно разучивать их заранее, проговаривать возможные игровые ситуации. И тогда в нужный момент память малыша «не подкачает».
Игры

«Почемучка» 

На прогулке и дома можно задавать ребенку разные вопросы. «Можно ли осенью купаться в речке?», «Почему утром чистят зубы?», «Для чего зимой одевают шубу?» и т.д. 

Противоположности

Ребенку предлагается запоминать пары слов-антонимов: девочка-мальчик, кошка-собака, холодно-горячо  и т. д. 

Времена года

Взрослый описывает время года, а малыш как можно быстрее должен догадаться и назвать его. Усложнить игру можно объяснением, что ему помогло догадаться и как еще можно описать данное время года. Если детей несколько, то играть можно на скорость.

«Отгадайка»

Загадываем слово. Затем, не называя слова, даем описание предмета, человека, животного, явления. Например, солнышко. Мы говорим: «Большое, теплое, светит». Сначала пусть малыш научится отгадывать, а со временем сможет сам подбирать нужные для описания слова.

Не за горами у малыша поступление в первый класс. И нагрузка его ожидает гораздо более значительная, чем в детсадовские годы. А хорошо развитая память сможет облегчить ему адаптацию к школьным правилам и освоение новых предметов. Дело родителей – помочь ребенку развить этот заложенный природой механизм вовремя. 

Важно!

От 1 до 3 лет ведущей является предметная деятельность, направленная на овладение традиционными способами употребления вещей (т.е. в игрушки надо играть, одежду – надевать, ложкой – есть и т.д.). Именно она оказывает наибольшее влияние на развитие памяти.

С 3 до 6 лет ведущая деятельность – ролевая игра. Происходит освоение социальных норм и взаимоотношений между людьми, формируется произвольность поведения. Восприятие, которое во многом развивает память, в этом возрасте становится более осмысленным. Ребенок начинает анализировать увиденное и услышанное. 

www.2mm.ru

Память ребенка – Lisa.ru

Память ребенка: малыш до 3 лет все забывает, поэтому может даже забыть маму, если расстаться с ним надолго. Есть мнение, что дети, которые потеряли родителей до 3 лет, быстро забывают их.

Может ли такое быть? Малыши действительно все забывают или у них включается защитный механизм — „блокировка” негативных моментов? Память ребенка избирательна и эмоционально окрашена. Потому вряд ли малыш забудет вас за 1-2 месяца, ведь мама — это самый первый эмоциональный стимул крохи. Да, бывает так, что дети как бы обижаются на маму и после приезда какое-то время не хотят к ней подходить. Но такое поведение, скорее всего, продиктовано не забывчивостью, а другими мотивами.

Причины детского поведения. Можно предположить, что в данном случае есть реакция на прерывание контакта с матерью. В этой психологической ситуации выделяют 3 фазы: протест, отчаяние, отчуждение. Малыш воспринимает разлуку как опасность, угрозу жизни, и это вызывает у него страх. Если расставание с мамой затягивается, то кроха может реагировать апатией, это своего рода торможение психических процессов из-за пережитой эмоциональной травмы. У детей в таких ситуациях вырабатывается психологическая защита — отрицание. Впоследствии это может переноситься и во взрослую жизнь, когда человек отрицает вызывающие тревогу обстоятельства, заглушает внутренние импульсы, не признает черты характера, которые при этом очевидны для окружающих. Такие черты закладываются до 1,5 лет.

Совет родителям при разлуке. Компенсируйте расставание повышенной заботой, вниманием при встрече, акцент — на объятиях и телесном контакте. По приезде возьмите малыша на руки и качайте, как если бы он лежал у вас в животике и качался в околоплодных водах. Даже для взрослых людей применяют это психотерапевтическое упражнение, которое имитирует материнскую утробу и состояние безмятежного покоя. Вы увидите, что через какое-то время стресс уйдет, у ребенка нормализуется психологическое состояние, а ваш эмоциональный контакт с малышом будет восстановлен.

Память ребенка: люди обычно не помнят своего детства до 3–4 (а иногда и до 5) лет

Есть несколько версий об утрате детских воспоминаний.

Воспоминания детства смутные и фрагментарные из-за несовершенства нервной системы. У деток нервные волокна еще не покрыты специальной оболочкой, делающей переходы импульсов от клетки к клетке более точными, целенаправленными и быстрыми. Сами нервные клетки имеют еще мало рефлекторных связей, благодаря которым формируется память ребенка. Полностью завершается формирование нервной системы к 7 годам.

Еще одна теория подарена нам З. Фрейдом, она полностью психологическая. Фрейд связывал детскую амнезию с вытеснением впечатлений сексуального и агрессивного характера из сознания ребенка. Такая амнезия относится лишь к периоду сексуального становления в возрасте 2–4 лет.

Также есть версия, что детские воспоминания столь немногочисленны по причине безличностного восприятия действительности. То есть ребенок просто наблюдает окружающие его события, не связывая их со своей личностью, не анализируя и не оценивая, и поэтому запоминаются как раз те эпизоды, которые эмоционально затрагивают малыша или приносят ему новый опыт.

Память ребенка формируется к школе, и до этого возраста специально тренировать ее не нужно

Память ребенка начинает „работать” уже с 3 месяцев и постепенно „нарабатывается”. Ее нужно тренировать с рождения через игру, через эмоционально окрашенные образы, детали, с помощью развития мелкой моторики. Особое внимание следует уделить развитию внимания. Осмысленное запоминание появляется у детишек примерно в 4–5 лет. В 5–7 лет начинает работать произвольная память ребенка: когда малыш уже может специально запомнить, а потом вспомнить нужную информацию, если ставит себе такую цель.

До 3 лет дети обычно не могут удержать в памяти что-то вне конкретных действий, поэтому в это время с ними лучше играть в сюжетные игры, например в „магазин”, и в процессе предлагать запоминать покупки, просить принести подряд несколько вещей. Так детки научатся строить и запоминать логические цепочки. Есть и специальные игры и упражнения для тренировки памяти.

Запоминаем животных. Эта веселая игра позволит вам раскрыть свои актерские таланты и от души посмеяться. Изобразите, как ходит мишка: „Мишка косолапый (изображаем, как идет топтыгин) по лесу идет, шишки собирает, песенки поет”, как летают гуси: „Гуси-гуси — га-га-га, полетели на луга (изображаем, как летят гуси), пощипали травку (приседаем, щипаем руками „травку”), прыгнули в канавку (подпрыгиваем)”. Затем предложите и малышу показать, как же ходит мишка.

Вспомни, где лежало. Для самых маленьких подойдет такая игра — разложите игрушки по разным коробкам. Машинки — в одну, конструктор — в другую, животных — в третью. Потом вынимайте из каждой коробки по одному предмету и раскладывайте их на столе. Спросите: „В какой коробке лежал этот предмет? Положи его обратно”. Пусть малыш вспомнит нужную коробочку.

Для ребятишек постарше усложните задание. Разложите на столе несколько разных предметов, пусть малыш глядит на них в течение 3–5 секунд. Затем попросите ребенка выйти из комнаты, поменяйте вещи местами, а один предмет уберите. Задача малыша — вспомнить и назвать предмет, которого не хватает.

Стихи. Когда читаете детские стихи, делайте в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка самостоятельно закончить фразу. Так возникает диалог в стихах и хорошо развивается память ребенка — малыш учится запоминать рифмы.

Домашний театр. Проигрывайте с детками известные сказки, например „Колобок”, „Репка”, „Три медведя” и т.д. Постепенно карапуз запомнит всех персонажей и их реплики.

Пальчиковые игры. Очень полезны для развития памяти. Это могут быть и пересыпание круп, и мозаика, и детский пальчиковый кукольный театр — лишь бы малышу нравилось (только не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями, будьте рядом с крохой, чтобы он не потянул их в рот).

Память ребенка лучше, чем у взрослых

Память у детей и взрослых разная. Малыши легче запоминают, но быстрее забывают. Так что любое сравнение некорректно. Память ребенка носит непроизвольный, непреднамеренный, избирательный характер и тесно связана с ощущениями и восприятием. Поэтому детишки легче запоминают что-то наглядное, яркое, интересное.Малыши лучше запоминают с помощью тактильных ощущений, когда могут потрогать, поиграть с предметами. Детки иногда путают образы памяти с образами воображения: так возникает непреднамеренна ложь. Наиболее развита двигательная, образная, эмоциональная память ребенка, слабее — словесная: кроха лучше запоминает предметы и картинки, эмоциональные рассказы и описания.Дошколята быстро запоминают стишки, считалки, смешные скороговорки на основе „ассоциаций”, но при пересказе малышом знакомых сказок и рассказов включается логическое мышление. Поэтому так важно чаще читать вместе со своим малышом.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Текст: Юлия Лебедева, консультант — Светлана Гарипова, врач-психиатр, врач-психотерапевт, исполнительный директор Башкирского отделения Российской психотерапевтической ассоциации, руководитель Центра клинической психотерапии и психологии г. Уфы

← Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook

lisa.ru

Особенности памяти ребенка в период младенчества

Все способности ребенка развиваются в детстве, особенно важный временной отрезок для этого — период младенчества. В первый год жизни у грудничка происходит становление его физической и нервно-психической «сфер». Малыш учится ходить, разговаривать и активно развивает свою память.

Несмотря на то, что сами мы плохо помним себя в годовалом возрасте, наша память во младенчестве претерпевает сильные изменения, а темпы и степень ее развития в этот период напрямую влияет на дальнейшую нашу жизнь. Чтобы ваш малыш не имел проблем с запоминанием в старшем возрасте, а также активно социализировался, важно тренировать его мозг.

Особенности работы мозга малыша

У новорожденного в тканях мозга сконцентрировано огромное количество нейронов, значительная часть которых, к сожалению, со временем отмирает. До трех лет их объем сокращается из-за того, что они в этот период не задействованы в работе мозга.

Детские специалисты считают, что, если дать этим нейронам «работу» в период младенчества, такой массовой гибели ценных клеток, подаренных маленькому человеку природой, не произойдет. Заставить их действовать могут очень простые, но эффективные меры: младенца следует окружить богатой на впечатления средой. Звуки, цвета, действия, ощущения, которые будет замечать грудничок, будут активно стимулировать его мозговую деятельность, — все это станет благодатной почвой для формирования его памяти и интеллекта в целом.

Если раньше считалось, что специально для запоминания в мозге есть некий участок, то сейчас доказано, что зоны с данной функцией «разлиты» во всем отделам. Поэтому разностороннее стимулирование нервной системы посредством звуков, изображений и тактильных ощущений с самых первых дней — это залог развития памяти ребенка.

Развитие памяти в первый год

Чувства

Память помогает нам ориентироваться и социализироваться. Младенец, подрастая и развиваясь, нарабатывает свой «опыт»: он постепенно узнает маму и близких, у него появляются любимые занятия, игрушки, песенки. Все капризы малыша, боязнь незнакомых взрослых, улыбка или хохот в ответ на появление родных в комнате — все это и есть проявление того, что память у крохи развивается активными темпами.

В первый год функции памяти в основном основаны на чувственном восприятии, грудничок запоминает эмоции, запахи, интонации. Когда кроха плохо еще слышит и видит, важно начать стимулировать его мозговую деятельность посредством прикосновений. Тактильные ощущения очень ценны для новорожденного: в первый месяц это практически единственная связь его с новым миром и с вами.

На втором месяце у грудничка улучшается слух, а к третьему почти у всех малышей приходит в норму зрение. Теперь вы можете окружать его разного рода звуками и цветными объектами. Включайте малышу музыку, разговаривайте с ним ласково, читайте произведения детских писателей «в ролях», чтобы младенец слышал разные интонации вашего голоса.

Слово

Постепенно ваша речь становится для малыша не набором звуков, а понятными словами. Услышав уже знакомую фразу «пойдем купаться», грудничок оживляется, поскольку он запомнил, что с этими словами связано самое любимое его действо — водные процедуры.

Взрослея, младенец запоминает слова и соотносит их с людьми, объектами и действиями. Чтобы его познавательный опыт был как можно больше, постоянно разговаривайте с грудничком, комментируя все, что происходит. Все ваши прогулки и игры должны быть максимально наполнены информацией для дитя.

Читая малышу книгу, большую часть времени уделяйте рассматриванию картинок, называя изображенные на иллюстрации объекты, описывая их цвет, размер, сравнивая их с другими.

В год у ребенка должны появиться любимые книги, мелодии и игрушки, он может бесконечно качаться под понравившуюся музыку или тыкать пальчиком в одну и ту же картинку, разговаривая с вами на своем собственном языке. Такая привязанность очень полезна для малыша — не стремитесь увлечь его другими мелодиями и картинками, опасаясь, что он «застрял» на одном месте. Подобное поведение — проявление того, что память его развивается. Он по какой-то причине полюбил это изображение или музыку и запомнил это.

У годовалого малыша благодаря ежедневным совместным занятиям с родителями должны уже сформироваться тесные связи слово-объект. Ребенок в этом возрасте обязан знать наименования своих игрушек и объектов, которые его окружают и примерно знать их местоположение.

Когда вы произнесете дитя название предмета (пирамидка, кроватка, дверь), он начнет искать его глазами. В этот момент видны колоссальные наработки мозга ребенка: он не только может на слух понять, о чем идет речь (поскольку запомнил слово), но и представляет, как выглядит то, о чем идет речь (поскольку связал наименование и зрительный образ), а также помнит, где он видел этот объект.

Занятия

Развитие памяти в младенчестве должно проходить ежедневно и заключаться в комплексном подходе к обучению ребенка.

  1. Не бойтесь «опережать» события, разговаривайте с малышом с первых дней. Объясняйте дитя все события, не ожидая от ребенка вербальной обратной связи — ее вы начнете получать примерно в год.
  2. Обучая ребенка в первый год, старайтесь делать свою речь концентрированно-информативной, а данные, которые предназначены для запоминания, — тематическими. Так, если вы взялись дать младенцу понимание размеров на примере кубиков, сравнивайте только размеры, а не цвета объектов, чтобы не запутать малыша. Освобождайте свою речь от лишней «шелухи» в которую придется вслушиваться грудничку. Взяв в руки кубик, не произносите: «Посмотри, сынок, я взяла в руки большой красивый красный кубик, который лежал в коробке», а просто скажите «Это кубик».
  3. Предоставляйте грудничку возможность проявить себя, подстраивайте ситуации, когда он будет добиваться успеха — положительные эмоции увеличивают процент запоминания малышом действий, объектов и наименований. Спрячьте на глазах у ребенка под пеленку игрушку и попросите ее найти, назвав четко ее название. Младенец, видевший процесс «укрывания», немедленно ее найдет.
  4. Изучение наименований в первый год должно проходить поэтапно и должно тесно связываться с эмоциями, ведь так грудничку будет легче их запомнить. Приобретите карточки с изображением животных, бытовых предметов и т.д. Показывайте ребенку картинки, произнося названия зверей и ярко демонстрируя самые характерные их признаки (собака лает, кошка мяукает, птичка чирикает, поросенок хрюкает).
  5. Детям в первый год очень нравятся стихи, подкрепленные динамичными движениями, прочтение которых всегда превращается в веселую игру. Ежедневно декламируйте крохе «Сороку-белобоку», «Мишку косолапого», сопровождая их необходимыми движениями. Ребенок постепенно запомнит их последовательность и связь со словами, и начнет помогать вам.
  6. Простые стихи детских поэтов запоминаются очень легко, если вы регулярно будете читать их крохе, у годовалого дитя вполне может получиться заканчивать за вами строчки.
  7. Прекрасно стимулирует память ребенка мелкая моторика. Покупайте крохе разнофактурные игрушки, которые он будет ощупывать и изучать, тем самым развивая речевой центр, а вместе с ним и области, ответственные за запоминание. После полугода грудничок может под вашим присмотром играть с крупами, а у годовалого малыша получится лепить из пластилина или теста.

newbabe.ru

Как «работает» память ребёнка

Хорошая память – важный навык, который пригодится малышу не только в детском саду, но и в школе. Можно ли как-то улучшить память ребёнка, если кроха с трудом осваивает запоминание некоторых вещей?

Как малыш запоминает

В разные периоды жизни у детей преобладают разные типы памяти.

В возрасте 1-3 лет главенствует непроизвольная память, основанная на телесных ощущениях. Малыши легко запоминают простейшие действия, движения и жесты, особенно если повторяют их ежедневно.

С 3 до 7 лет начинает преобладать другой тип памяти: детская психика достигает такого уровня развития, когда становится возможно механическое запоминание слов и словосочетаний, стишков, потешек и песен. Малыш запоминает текст, повторяя его до того момента, пока не сможет воспроизвести его. Новый тип памяти развивается постепенно с каждым годом, давая возможность ребёнку запоминать всё больший объём информации. С началом посещения детского сада или развивающих занятий в детских центрах появляется необходимость запоминать тот или иной тип учебного материала. На этом этапе малыш обычно охотно запоминает информацию, впитывая её, как губка. Но осмысленно ставить себе задачу ребёнок ещё не может, поэтому ему необходима помощь родителей. Они должны контролировать процесс, помогая малышу фразами «Давай прочтём снова», «Давай ещё раз повторим сначала». 

После 7 лет у детей начинает формироваться логическая память, которая позволяет запоминать большие объёмы текста, связывая их ассоциациями, логическими закономерностями и визуальными ключами. Окончательно способствует формированию этого типа памяти обучение в школе.

Учёные выяснили, что почти 75% детских впечатлений, которые остаются в памяти взрослых людей, относятся к возрасту 3-5 лет. Видимо, именно в это время память начинает функционировать наиболее эффективно, запоминая окружающий мир и события нашей жизни.

Развитие памяти ребёнка

Развивать память малыша лучше всего с первых лет жизни, чтобы помочь ему в дальнейшем адаптироваться к детскому саду и школе. Чтобы помочь развить память детям от трёх до семи лет, родителям необходимо заниматься с ними специальными упражнениями. Чтобы запоминание шло легче и быстрее, нужно запомнить несколько принципов. Проще всего запоминается то, что:

интересует и увлекает ребёнка; относиться к его ежедневной активности; преподносится в форме игры; часто повторяется (можно повторять нужный текст в транспорте, между обычными делами, перед сном и т.д.).

Экспертное мнение

Ирина Старцева, детский психолог: У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребёнок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Этому способствуют яркие образы, эмоции, впечатления. Поэтому злиться на своё чадо, которое почему-то не запоминает то, что вы вдалбливаете, глупо. Важна игра. Через неё с самого начала жизни маленький человек постигает все навыки, в том числе и тренирует память. Произвольная память появляется ближе к 4-м годам и связана с более активным развитием речи и разных видов осознанной деятельности. Но непроизвольное запоминание будет превалирующим до самого конца дошкольного возраста. Формирование произвольной памяти опосредует появление мотивации, то есть направленного желания что-либо запомнить. А к концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребёнка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Это и есть критерий определения нормального развития памяти. Но для определения этого обязательно нужна качественная диагностики детского психолога. Явным нарушением памяти в первую очередь может быть эмоциональное состояние ребёнка, тяжёлые переживания, стрессовая ситуация и прочее. Не стоит самим ставить преждевременные диагнозы.

Даже простые ежедневные действия помогают ребёнку развивать память: чаще общайтесь с малышом, спрашивайте, как прошёл день в детском саду или с няней, что было на обед, в какие игры он играл, чем бы он хотел заняться завтра. Старайтесь задавать как можно больше наводящих и уточняющих вопросов, помогая крохе эффективнее пользоваться возможностями своей памяти. Занятия с ребёнком по развитию памяти лучше всего строить по типу игры: это поможет малышу легче тренировать память и лучше запоминать события.

Упражнения для тренировки памяти

                               Упражнение                                          Как выполнять                                      
«Маршрут» Дайте ребёнку задание запомнить какой-либо яркий признак, пока вы идёте по дороге в сад (собака белого цвета, платье жёлтого цвета, количество перекрёстков на пути и т.д.), а потом попробуйте оценить – справился ли малыш с заданием. Но ни в коем случае не ругайте и не стыдите кроху, если он справился  с заданием не так хорошо, как хотелось бы: вы отобьёте у него желание тренировать и развивать память.
«Магазин» Перед тем как идти в магазин, перескажите малышу короткий список того, что вы планируете купить, например, для него (шоколадка, йогурт, игрушка). А в магазине пусть ребёнок попробует вспомнить, что именно и в какой последовательности необходимо купить.
«Карточки» Изготовьте карточки с простыми картинками (яблоко, человек, животное, мяч и т.д.). Выложите их в определённой последовательности и попробуйте сочинить вместе с малышом историю с изображёнными предметами. Потом соберите картинки, и пусть ребёнок попробует собрать их заново в прежней последовательности. История поможет ему в этом и даст навык выстраивания ассоциативных рядов. В такую игру не стоит играть с совсем маленькими детьми. Начинать лучше с небольшого числа картинок (3-5).
«Волшебные пары» Придумайте с малышом несколько ассоциативных пар (нога-рука, ручка-бумага, кошка-собака и т.д.). Потом назовите только первую часть пары: пусть ребёнок вспомнит вторую. Используйте интонацию, чтобы помочь малышу лучше запомнить волшебные пары.

Если даже при приложении максимальных усилий, запоминание материала даётся ребёнку с большим трудом, то имеет смысл показать малыша детскому невропатологу. Возможно, крохе мешает полноценно пользоваться возможностями своей памяти какая-либо органическая или функциональная особенность развития нервной системы, скорректировать которую может врач.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Определение памяти и ее сущность

Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Нейрофизиологическая суть памяти — образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.

Различают такие виды памяти, как:

  •  непроизвольная — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
  •  произвольная — подключается волевой компонент, ассоциации.

Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.

Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

Виды памяти

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  •  Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  •  Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  •  зрительная — запоминание видимых образов;
  •  слуховая — запоминание услышанного;
  •  тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
  •  эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
  •  вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.

С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Особенности усвоения материала дошкольниками

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  •  содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  •  процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  •  мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  •  контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

Методики для развития зрительной памяти

«Фотоаппараты»

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

«Найди различия»

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

«Что изменилось?»

Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

«Опиши соседа»

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

«Таблицы Шульте»

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

Развитие ассоциативной памяти

«Игра в ассоциации»

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

«Я знаю пять…»

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

«Сравнение предметов»

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Развитие моторной и тактильной памяти

«Кукловод»

Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

«Графический диктант»

Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

«Воспроизведение рисунка по памяти»

Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.

«Делай, как я».

Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

«Геометрические фигуры»

Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

Развитие слуховой и вербальной памяти

«Метод десяти слов»

Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

Нарушения памяти и их причины

К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Нарушения памяти проявляются как гипомнезия — ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия — выпадение отдельных моментов из памяти.

Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой — улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование — проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  •  слуховая — больше читать вслух;
  •  зрительная — использовать наглядные средства;
  •  моторная — записывать или зарисовывать.   Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.

Общие рекомендации по развитию памяти

Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

 

Группировка материала

 

 

 

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

 

 

 

 

Ассоциации

 

 

 

 

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

 

 

 

Схематический образ

 

 

 

 

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

 

 

 

Опорные пункты

 

 

 

 

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

 

 

Структурирование материала

 

 

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

 

Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

  •  Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
  •  Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
  •  Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
  •  Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
  •  Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.

Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

pups.su

Развитие памяти до и после рождения

Как формируется память ребенка? Можем ли мы вспомнить себя в младенчестве? Как научить малыша запоминать информацию?

В утробе матери

Малыш начинает копить воспоминания еще в животе у мамы. «Наукой подтверждено: уже на 24-й неделе внутри-утробной жизни у крошечного человечка прорезывается слух, – рассказывает Наталья Грюнталь, психолог Перинатального медицинского центра, кандидат психологических наук. − А на третьи сутки после рождения малыш заметно оживляется, услышав мамин голос. Это значит, что плод в состоянии не только воспринимать информацию, но и запоминать ее. Узнавание – это ведь примитивная форма памяти». В 1986 году американские ученые провели простой эксперимент. Они давали только что рожденным младенцам прослушать запись голоса двух женщин. Одной из них была мама. Услышав знакомый тембр и интонации, дети начинали сосать грудь активнее. Тот же эффект на малышей оказывала музыка, которую мама часто слушала во время беременности.

Анатомические особенности

Головной мозг человека состоит из нервных клеток − нейронов. У младенца их больше, чем у взрослого. Но главное отличие в другом: у новорожденного между отдельными нервными клетками нет связей, которые формируются по мере накопления жизненного опыта. Процесс этот начинается сразу после появления малыша на свет. «На первом году жизни скорость возникновения связей между нейронами колоссальна. Поставленный в этом возрасте рекорд в дальнейшем уже никогда не будет побит. Так происходит потому, что малыш каждый миг учится чему-то новому, активно познает мир и каждый день делает открытия», − объясняет Наталья Грюнталь. Он впитывает огромное количество информации, но не запоминает ее. Сейчас у него сильнее развито правое полушарие, в котором полученные знания только складируются. Левое полушарие, которое структурирует информацию, созревает позже.

«Но если сама природа снабдила малышей всем необходимым для активной «учебы», потенциал от рождения у всех разный. Умственные способности, в том числе и способности нашей памяти, достаются нам по наследству, − говорит психолог. − Однако их можно и нужно развивать».

Этапы развития памяти младенца

Внутриутробный период С 12-й недели беременности плод слышит и различает звуки.

1-я неделя жизниНоворожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.

1 месяцГрудничок выучивает голос папы и других членов семьи.

1,5 месяца Малыш запоминает гримасы взрослых и в подходящей по смыслу ситуации имитирует их.

2 месяца Запоминает пережитый опыт. Если один конец ленточки привязать к музыкальному мобилю, а второй – к ножке малыша, он быстро поймет, кто «дирижирует оркестром». В другой раз при виде мобиля он машинально будет дергать ножкой, даже если ленточка отвязана.

3 месяца Способен кое-что запомнить, но делать выводы не может. Так, малышу придется заново учиться играть с новой игрушкой, даже если у нее те же функции, что и у той, к которой он привык. Зато в этом возрасте он начинает различать некоторые формы.

6 месяцев Малыш знает, что знакомый предмет продолжает существовать, даже когда он исчезает из поля зрения, потому что в его памяти остается визуальный образ. Кроме этого, ребенок уже осознает разницу между объектами разной величины.

9 месяцев Догадывается, что у слов есть значение.

1 год Начинает чувствовать связь между словом и невидимым объектом.

Какой избирательный!

В животике у мамы память ребенка развивается благодаря слуху. И пусть малыш не видит мир, зато он его слышит и даже может попробовать на вкус. Через амниотическую жидкость, заполняющую его рот и носик, он различает вкус и запах пищи, которую ест мама. Когда же малыш появляется на свет, у него активируются все 5 чувств. С их помощью ребенок фиксирует информацию, смысл которой не понимает. На этом этапе он воспринимает ее на уровне эмоций. А запоминает малыш только то, что пригодится ему для адаптации к новым условиям существования, которые по силе контраста можно сравнить с жизнью на другой планете. В памяти младенца откладываются только те впечатления и образы, которые часто повторяются. Все остальное незамедлительно стирается. По этой же причине полуторагодовалые малыши, сменившие место жительства, начисто забывают родной язык, если с ними на нем никто не говорит.

Наши первые детские воспоминания, как правило, датируются 3 годами. Но почему мы не помним, что было раньше? Известный советский психолог Лев Семенович Выготский установил, что развитие так называемой семантической памяти (памяти на факты) обусловлено способностью нашего мозга структурировать информацию. Существует три формы мышления. Первая и самая ранняя – это наглядно-действенное мышление, которым обладают младенцы. Чуть позже возникает образное мышление, и только к 7 годам у человека формируется абстрактно-логическое мышление. В 3 года мышление становится внутренней речью: дети, как и взрослые, начинают мыслить не только образами, но и предложениями. С этого момента малыши могут структурировать информацию и выстраивать связи между отдельными событиями. Конечно, память у ребенка начинает развиваться гораздо раньше, но до 3 лет в ней отпечатываются в основном только эмоции или яркие образы. Малыш может запомнить сценку из жизни или свои ощущения, но, будучи не в состоянии облечь увиденное в слова, а следовательно, наделить воспоминания смыслом, он быстро все забывает.

Два вида памяти

У детей, как и у взрослых, есть долговременная и кратковременная память. Кратковременная помогает нам запоминать информацию сразу, но ненадолго. Например, вы легко вспомните, что ели сегодня на завтрак, но так же легко забудете об этом спустя несколько дней. Малышу тоже знакомо это чувство. Важную информацию и накопленный с годами опыт мы храним в амбарах долговременной памяти. «Хотя у младенцев почти нет жизненного опыта, долговременная память у них уже есть. Именно поэтому у некоторых людей сохраняются воспоминания о самом раннем детстве, − поясняет Наталья Грюнталь. – Только у детей она функционирует по иному принципу». Если попросить взрослого человека выучить стихотворение и запомнить его надолго, он это сделать сможет потому, что его память, как выражаются ученые, «произвольна». Проще говоря, в подобных случаях он сам решает, что ему запоминать, а что нет. В памяти у ребенка какая-то информация тоже может отпечататься надолго, но не по его доброй воле, а только в силу детской впечатлительности. Так, например, детишки с первого раза запоминают понравившуюся мелодию, а потом воспроизводят ее не хуже mp3-плеера.

Стремясь всесторонне развивать малыша, многие из нас часто теряют чувство меры. Но перфекционизм родителей может полностью уничтожить естественное стремление ребенка познавать мир.

Умение считать до 10, как утверждают психологи, полезно только в том случае, если этот навык можно применить в повседневной жизни. А уж учить алфавит малышу 2−3 лет не имеет смысла, потому что к чтению он пока совершенно не готов. «Чтобы способности и психика малыша развивались гармонично, игра должна оставаться основной формой обучения вплоть до школы», − напоминает Наталья Грюнталь. И не нужно постоянно оценивать успехи ребенка. Оставьте эту функцию учителям и обществу. Мама и папа – это прежде всего любящие родители, к которым в любую минуту можно обратиться за помощью и поддержкой.

7 советов родителям

1 Всегда давайте малышу возможность высказаться. Маленькие дети часто рассказывают истории в хаотичном порядке: справа налево и снизу вверх, начиная с середины, продолжая финалом и заканчивая завязкой. Ничего страшного, со временем ребенок обязательно освоит нехитрые приемы сценариста.

2 Помогайте малышу расставлять временные ориентиры. Как можно чаще рассказывайте ребенку истории в прошедшем времени и говорите о планах на будущее.

3 Обсуждайте прочитанную сказку или увиденный мультфильм. Если малыш знает, что мама обязательно спросит его, какой персонаж ему понравился больше всего и почему, он постарается запомнить, о чем пойдет речь в книге или на экране.

4 Показывайте малышу картинки. Если вы собираетесь поехать летом на море, найдите в семейном альбоме или журнале изображения морского пейзажа и пляжа.

5 Разучивайте с малышом считалочки, песенки и стихотворения. Но этот прекрасный способ тренировать память для малыша должен прежде всего оставаться веселой игрой. Не нужно устраивать принудительные репетиции и делать круглые глаза, если малыш забыл несколько слов.

6 Стимулируйте все 5 чувств малыша, а не только зрение и слух.

7 Играйте как можно чаще. Например, предложите малышу за 15−20 секунд запомнить 5 предметов, которые вы предварительно положите на поднос. Попросите его отвернуться, уберите один предмет, остальные перетасуйте. А теперь попросите его назвать недостающий объект.

www.parents.ru

Возрастные особенности развития детской памяти – Развитие ребенка

Рейтинг5

Рекомендации психологов о том, как развивать память ребенка в разные возрастные периоды

Память – главный фактор развития познавательной сферы ребенка. Поэтому её развитию следует уделять особое внимание. По мере взросления ребенок запоминает лицо своей бабушки, слова и цвета, имена своих друзей в детском саду, стихотворения, которые ему читают родители и многое другое.

Когда ребенок запоминает алфавит, это становится первым шагом к тому, чтобы научиться читать. Становясь старше, он запоминает таблицу умножения, новые иностранные слова, названия столиц стран мира, стихотворения. Он держит в памяти дела, запланированные на день, сообщения, приходящие ему в течение дня, расписание тренировок по футболу и многое другое. И все это время он запоминает уже произошедшие с ним события, как приятные, так и неприятные.

Если сложить вместе всё, что запоминает человек (информацию, практические навыки и жизненные события), становится понятно, какую важную роль в нашей жизни играет память. Именно благодаря памяти мы те, кем являемся.

Чем старше становится ребенок, тем больше он может запомнить. Память – это чрезвычайно полезная вещь, и было бы здорово, если бы мы могли заставить работать её эффективнее. Но, по мнению психологов, это невозможно, и все игры и упражнения для развития памяти у детей не дают ощутимого эффекта. Память не похожа на мышцу, её нельзя развить с помощью тренировок. С другой стороны, если понять механизмы развития памяти (что, когда и почему запоминают дети), вы можете следовать им и развить память ребенка в соответствии с его способностями.

Дети младшего возраста

Большинство из нас не помнит событий, произошедших до двух лет. Этот период психологи называют «детской амнезией». Они утверждают, что мы получаем доступ к воспоминаниям и храним их с помощью речи. Поскольку у детей до двух лет речь не развита, и они не могут зафиксировать свои впечатления, объятия и поцелуи родителей, запахи и вкусы – всё то, что произошло с ребенком до двух лет. Все это не запоминается, хоть и имеет влияние на дальнейшую жизнь ребенка.

Ученые доказали, что способность вспоминать события появляется у ребенка довольно рано. Исследования показали, что шестимесячных детей можно научить издавать звуки погремушкой, прикрепленной к коляске, и они будут помнить это через несколько дней.

Дети дошкольного возраста лучше всего запоминают то, что вызывает у них интерес, пугает или восхищает, и эти воспоминания сохраняются на протяжении около 10 месяцев. Дети не помнят подробностей последнего визита к доктору, но они могут помнить свои впечатления от этого визита: «Доктор сказал мне то, что мне не понравилось».

Дети склонны обобщать даже единичные события из прошлого: как хорошие, так и плохие. Они думают, что, если какое-либо событие произошло однажды, то оно будет повторяться снова и снова. Сценарии, которые запоминаются малышу, могут быть приятными («Если пойти в гости к бабушке, можно поесть сладостей»), неприятными («Если приходит няня, значит, мама скоро уйдет») или вызывать стресс («Когда мы идем с родителями в гости, они оставляют меня одного с этими ужасными детьми»).

Что помогает развивать память

Обеспечьте ребенку занятия, способствующие запоминанию. Играйте с ребенком в игры перед сном. Подыграйте ребенку, когда он укладывает спать своего любимого плюшевого мишку. Детские стихи так увлекают детей, что они подсказывают отдельные звуки и слоги, даже если еще не умеют выговаривать слова. Сопровождайте стихи движениями – и ребенок будет повторять их за вами.

Практические советы

  • Ребенок должен выполнять как можно больше действий самостоятельно. В таком случае эти действия с большей вероятностью отложатся в памяти.
  • Напоминайте ребенку образы в виде картинок. Например, если он давно не видел бабушку, покажите ему её фотографию.

От 2 до 7 лет

В этом возрасте на развитие памяти влияет не только умение говорить, но и умение рассказывать истории. Дети лучше запоминают события, которые имеют некий сюжет.

Дошкольники запоминают наиболее яркие детали. Например, ребенок скорее скажет: «Я помню, как родители купили мне маску и трубку для подводного плавания. Я пошел с ними на пляж и встретил там своего двоюродного брата», чем «Я помню, как ходил на пляж». Дети запоминают события, создавая из них истории.

В дошкольном возрасте дети уже способны запоминать абстрактные понятия – цвета, цифры от одного до десяти, алфавит и другие. Эта информация хранится в краткосрочной памяти, и ребенок прилагает усилия, чтобы вспомнить её в случае необходимости. Со временем этот процесс становится автоматическим, и прилагать усилия для запоминания уже не нужно. Ребенок уже не вспоминает названия цветов, он просто их знает.

Когда ребенок часто вспоминает абстрактные понятия, они становятся знанием. Так, например, ребенок знает, как кататься на велосипеде. Сначала он вспоминает, что нужно делать, и это занимает всё его внимание. Через некоторое время информация воспроизводится ребенком автоматически, и он овладевает навыком езды на велосипеде.

Дошкольник запоминает то, что его интересует (например, он помнит куклу сестры, которую ему не разрешают трогать). В запоминании более сложных понятий лучшим методом является повторение. Когда ребенок просит снова и снова прочесть ему одну и ту же сказку, он неосознанно запоминает её. И если текст легко запомнить (он рифмованный, ритмичный или проиллюстрированный), ребенок легко сможет запомнить его полностью.

Что помогает в развитии памяти

Повторение, хоть и помогает запоминать информацию, не развивает навыков запоминания. Ученые же утверждают, что родители, которые учат детей правильно рассказывать истории, помогают им развить память.

Чтобы помочь ребенку развить память, рассказывайте ему истории. Поощряйте его самого рассказывать интересные истории. Пусть начнет с незначительных событий: прогулки в парке аттракционов или дня, проведенного в детском саду. Задавайте ребенку вопросы, например: «Вам сегодня давали печенье на завтрак?».

Практические советы

  • Вспоминайте детали событий. Если ребенок за завтраком говорит, что потерял свою любимую игрушку – помогите ему вспомнить, когда и где он в последний раз играл с ней, когда обнаружил, что игрушка потерялась. Проверьте, не упала ли игрушка за диван.
  • Придумывайте мелодии и рифмы. Помогите ребенку запомнить номер домашнего телефона, придумав песенку об этом. Таким же образом можно научить ребенка запоминать имена, названия и многое другое.
  • Ребенка можно научить правилам безопасности так же, как и алфавиту или названиям цветов. Включите понятия, которым вы хотите научить малыша, в его повседневные занятия. Узнавайте знакомые буквы на вывесках или упаковках продуктов в супермаркете. Напомните малышу дома повторять вслух номер телефона.

От 5 лет и старше

В этом возрасте дети учатся читать и делать простейшие арифметические вычисления. Это создает большую нагрузку на память. В то же время дети обычно выполняют простые обязанности по дому. Сталкиваясь с необходимостью справляться с новыми задачами, память развивается. Изменения в головном мозге приводят к тому, что малышу становится проще запоминать информацию.

Все дети запоминают разную информацию по-разному. Как и взрослые, они лучше запоминают то, что им интересно; то, что они понимают; а также то, о чем они много знают. Психологи утверждают, что дети шестилетнего возраста демонстрируют удивительную способность запоминать информацию из сферы их увлечений. Они могут безошибочно назвать результаты матчей своих любимых футбольных команд, данные об игроках и другие данные.

Обладая способностью запоминать информацию из одной сферы знаний, ребенок может никак не проявлять её в других сферах. Был проведен эксперимент, в котором принимали участие дети и взрослые. В ходе эксперимента необходимо было запомнить позиции шахматных фигур на доске. Дети справились с этой задачей лучше, чем взрослые. Но когда тем же участникам было предложено запомнить ряд чисел, взрослые показали более высокий результат. Способности детей проявлялись только в сфере шахмат.

Но как же дети запоминают информацию, которая не входит в круг их интересов? Когда они забывают что-то, что им нужно помнить, они прилагают усилия, чтобы восстановить в памяти необходимую информацию. Дети старше 5 лет начинают понимать, что для запоминания информации необходимо прилагать усилия.

Что помогает развивать память

Хотя дети в возрасте 6-7 лет показывают хорошие способности памяти в определенной сфере, они не могут их применить в других областях. А малыши, которые понимают и могут объяснить, как они запоминают что-либо, способны применять данный способ в разных сферах. Поэтому, если вы поможете ребенку понять, как он запоминает информацию – вы поможете реализовывать его способность к запоминанию в разных сферах.

Психологи рекомендуют придерживаться следующих стратегий по улучшению памяти:

  • Готовьтесь заранее. Например, приучите ребенка с вечера собирать портфель в школу, чтобы утром ничего не забыть.
  • Кладите вещи в отведенном для них месте. Объясните ребенку, что, если он будет собирать игрушки после того, как поиграет ими, ни одна игрушка не потеряется. На свое место  следует также класть ключи и другие вещи.
  • Визуализируйте. Если ребенок хочет получить несколько подарков на Новый год, предложите ему нарисовать их, чтобы он ничего не забыл.
  • Подсказывайте. Оставьте обувь ребенка возле миски собаки – так ребенок не забудет покормить собаку, прежде чем уйдет гулять.

Практические советы

  • Предложите ребенку составлять списки важных дел и отмечать в календаре предстоящие события.
  • Создавайте соответствующую обстановку. Ребенок лучше запоминает то, что ему интересно и с чем он уже знаком. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок запомнил что-то из сферы музыки – создайте дома соответствующую обстановку: играйте на музыкальных инструментах, ходите с ребенком на концерты, читайте ему книги о великих композиторах.
  • Разбивайте задачи на части. Ребенку будет легче выучить стихотворение, если разбить его на несколько отрывков и начать учить с наиболее сложного. Такая стратегия хорошо подходит для выполнения многих задач, от запоминания причин Второй мировой войны на уроке истории до сбора вещей перед поездкой.

В 12-летнем возрасте дети уже запоминают информацию по такому же принципу, как и взрослые. Способности к запоминанию у них развиваются по мере увеличения знаний и опыта. Конечно, родителям придется потрудиться, прежде чем ребенок сформирует данный навык.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Ссылки по теме:

Facebook

Twitter

Вконтакт

Google+

Развитие ребенка31.07.2017

childdevelop.ru


Смотрите также