Как определить, что норма, а что нет в поведении ребенка. Поведение ребенка в 1 5


Избалованный ребенок: как перевоспитать избалованного ребенка

Все родители однажды начинают беспокоиться о том, не избаловали ли они ненароком своего ребенка. Определить это легко – нужно просто понаблюдать за его поведением и реакциями на обстоятельства. Все же каждому из нас хочется стать идеальным родителем для своего чада, вырастить его культурным, образованным человеком, адаптированным к жизни в современном обществе. К сожалению, такая идиллическая картина возможна только в кино. В жизни же даже самые чуткие родители не в силах учесть развитие всех событий. Каждый из нас глубоко индивидуален, так что остается только указывать детям путь к тому, как правильно себя вести и реагировать на конкретные жизненные ситуации.

Сегодня я бы хотела обсудить с вами насущную для многих родителей проблему – как перевоспитать избалованного ребенка, выяснить признаки и причины избалованности, а также в этой статье я дам вам полезные советы, которые помогут контролировать этот вопрос.

Содержание статьи

На изучение данной темы меня подтолкнул случай, который произошел после возвращения моей старшей дочки с моря, где она провела месяц со своими бабушкой и дедушкой. Все бы ничего, вот только она приехала домой совершенно другим человеком. Дочь стала вечно недовольной, она капризничает, что-то требует, причем со скандалами и истериками, которые меня очень насторожили. Первое время я списывала изменения в ее поведении на обычную усталость после долгой дороги. Ведь несколько дней в автомобиле могут утомить даже взрослого, а мы говорим о ребенке. Вот только дни шли, но ничего не менялось.

Самостоятельно я не смогла найти ответы на возникшие вопросы, поэтому решила почитать статьи и книги. В результате я все-таки определила для себя четкие признаки избалованного ребенка. Сейчас я поделюсь ими с вами.

Признаки избалованного ребенка

На прогулках родители часто наблюдают такие картины: дети манипулируют своими мамами и папами, закатывают громкие истерики, эмоционально требуют купить игрушку в магазине, все это с криками, слезами, а некоторые малыши даже падают на пол и колотят по нему кулаками. Может, это прозвучит эгоистично, но меня такие сцены всегда забавляли. Я начинала гордиться своими детьми, потому что они-то себе такого не позволяют. Напротив, они очень вежливы и спокойны в общественных местах. Если мои дети и захотят что-то, а я замечу надвигающуюся «грозу», я довольно быстро их успокою.

Однако именно с этой проблемой мне пришлось столкнуться в первые дни после отпуска дочери. Такие сцены происходили с нами, а дочка еще и стала огрызаться. Я поняла: ребенок избалован, поэтому его нужно срочно перевоспитывать.

Признаки избалованности детей разные, нужно учитывать, что они зависят от возраста ребенка. То, что приемлемо для 3-летних, недопустимо для первоклашек. Поэтому, заметив один или несколько из признаков избалованности (которые ниже), постарайтесь адекватно оценить поведение своего чада. Если можете, привлеките знакомых, друзей, чтобы они высказали свою точку зрения со стороны. Это поможет составить более полную картину и оценить, насколько проблема запущена.

Итак, по каким же признакам можно понять, что ребенок избалован?

Закатывает истерики

Все родители сталкиваются с детскими истериками. У каждого ребенка свой характер, но совсем маленький малыш только таким способом может выразить эмоции и показать то, что он чувствует. Если же проблема становится глобальной, ребенок устраивает концерты в магазинах, в общественном транспорте, в гостях, из-за мелочей, не зная меру, а ему уже больше 4 лет, это можно смело называть детской истерикой.

Читаем также: Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Постоянное раздражение

Даже новые игрушки или конфеты не способны надолго изменить настроение ребёнка. Ему хочется больше, больше и больше. И желательно то, что он только что видел у кого-нибудь другого. Ага, это всё верный признак зарождающейся зависти.

Не имеет базовых навыков и в целом несамостоятельный

В каждом возрасте ребенок должен иметь определенные навыки и уметь совершать некие действия. Так, в 4 года естественно есть ложкой без помощи взрослых, самостоятельно надевать майку и штаны. Если же первоклассник не имеет представления, куда убрать свои игрушки, как складывать одежду, а взрослые вынуждены постоянно напоминать ему о необходимости чистить зубы, это уже неприемлемо. Старайтесь на каждом этапе развития чада вкладывать в него новые знания и формировать привычки, направленные на самообслуживание, развитие самодисциплины. Чаще всего именно слабое развитие в этих областях отличает избалованного ребенка от воспитанного.

Читаем также: Что должен уметь ребенок перед детским садом — 4 полезных навыка

Манипулирует

Это еще один верный признак того, что ребенок разбалован. Он может прибегать к самым изощренным способам, чтобы добиться желаемого. В ход идет вранье, попытки ставить родителей в неловкое положение, демонстративное поведение – малыш специально начинает плакать, кричать, громко истерить. Повзрослевшие дети прибегают к откровенному шантажу.

Читаем также: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз

Слишком часто привлекает к себе внимание других

Сами вы в принципе можете как угодно потакать капризам своего ребёнка. Но вот окружающие люди терпеть это ну никак не обязаны. И довод «Он же ребёнок!» не работает. Это не «он ребёнок», а «вы его разбаловали».

Жадный

Этот признак, как и все остальные, зависит от возраста. Для ребенка 3-4 лет жадность – нормальное качество, еще не сформировано понимание своего и чужого. Если же вырисовывается явная проблема, когда малышу жалко угостить близких даже одной маленькой конфеткой, хотя их у него целый мешок, пора задуматься о причинах такого поведения. Вполне вероятно, что все дело в избалованности.

Читаем также: Мой ребенок жадина — что делать? Бороться или смириться? Причины детской жадности

Постоянно недоволен

То, что ребенок проявляет недовольство во всем, стало у нас одной из главных проблем после отпуска. Это проявлялось практически во всем. Не так приготовили кашу, не тот поставили стул, не ту купили игрушку, не ту дали зубную пасту. Претензиям и капризам просто не было конца. Чтобы я ни предлагала дочке, ее все не устраивало. Мое терпение было уже на исходе, а в конечном итоге я поняла, что такое поведение очень далеко от идеального. Невозможность прийти к компромиссу – огромная проблема, из-за которой портятся отношения и возникает ощущение безысходность. Не упускайте из виду этот признак.

Огрызается

Если малыш стал хамить и огрызаться, это означает, что вы перестали быть для него авторитетом. Он начал думать, что достоин большего, а родительское мнение не так уж важно. Пресекайте любые возможности хамить вам и вообще любому человеку. Невоспитанные дети демонстрируют неуважение к старшим и общаются с ними на равных, а это уже совсем не детские запросы.

Читаем также: Почему дети хамят

Не слушается

Этот признак избалованности самый неоднозначный из всех возможных. Дети от природы непослушны – это обусловлено их возрастом и развитием. Они просто еще не всегда могут понять истинное положение вещей. Да и нельзя ведь выдрессировать малыша, как животное, чтобы он исполнял каждое желание взрослого. Так что для детей естественно не слушаться взрослых, но и здесь должна быть мера. «Не лезь к плите, она горячая, поэтому будет больно» и «идем домой, завтра еще поиграешь с детьми в песочнице» — это совершенно разные вещи. Во втором случае, если ребенок не слушается, вполне возможно, он просто пытается продлить веселье. В первой же ситуации неповиновение родителям не сулит ничего хорошего.

Читаем также: Что делать, если ребёнок вас не слушается?

Не хочет помогать

С определенного возраста у ребенка уже должны быть свои обязанности в семье. Важно, учитывая возможности чада, приучать его помогать близким, быть отзывчивым. Если ребенок совсем ничего не хочет делать, не убирает игрушки, не заправляет кровать, отказывается помыть тарелку за собой, необходимо объяснить ему правила поведения. Лень, безразличие ко всему окружающему, — верные признаки избалованности. Недаром говорят, что труд облагораживает.

Читаем также:

Неспособность играть самостоятельно

Может быть двух видов. Первая — когда ребёнку просто лень придумывать что-то для себя и ему нужно, чтобы его «развлекали». Вторая — когда ему просто нужно постоянное внимание и одобрение. Оба варианта признак того, что он разбалован.

Безответственный

Не только взрослый человек, но и более-менее старший ребенок обязан нести ответственность за собственные поступки. У него должно быть четкое понимание, что, если он сейчас разбрасывает игрушки, то потом ему же их и убирать. Если вымажет белую майку, то пойдет испачканным, поэтому его смогут назвать неряхой. Главное – разговаривать с ребенком, объяснять все до мелочей, показывать причинно-следственную связь, чтобы он осознанно совершал поступки и понимал, к чему они могут привести.

Непонимание слова «нельзя»

Пожалуй, самый верный признак избалованности. Более того, на каждое «нельзя» такие дети реагируют истериками, криками и прочими не слишком приятными эмоциональными проявлениями.

«Бартерные отношения»

Избалованные дети ничего не станут делать просто так — только взамен на что-то, нужное лично им. Помочь по дому? Только в обмен на игрушку. Не устраивать истерику в магазине — только если ему купят то, что он хочет.

Вам бывает стыдно за своего ребенка

Если вам часто бывает стыдно за своего ребенка, если он своим поведением ставит вас в неловкое положение и расстраивает, если вы заметили хотя бы один признак избалованности, нужно всерьез задуматься о ее причинах.

Читаем также: 12 признаков избалованного ребенка

5 истерик избалованных детей, снятых на камеру

Почему ребенок становится избалованным — основные причины

  • Чаще всего избалованным становится единственный ребенок в семье. Если есть братья или сестры, это дисциплинирует и усмиряет пыл. Внимание мамы, папы, бабушек и дедушек разделяется между всеми детьми – за исключением тех редких семей, в которых есть любимчики;
  • Если у пары долго не получалось родить малыша, но наконец-то это случилось, он становится долгожданным. Ему уделяют очень много внимания, его чрезмерно опекают, хотя он может быть не первым и не единственным ребенком в семье;
  • Корни избалованности могут крыться и в разнице в воспитании. Мама и папа должны придерживаться одинаковых взглядов на этот счет. Еще стоит обсудить с бабушками и дедушками правила общения с малышом, чтобы избежать разногласий;
  • Отсутствие контроля и правил при воспитании. Есть система воспитания детей, в которой ребенку предоставляют свободу действий и выбора. С другой стороны, вседозволенность, особенно в младшем возрасте, предоставление малыша самому себе, оставление его наедине с его проблемами и переживаниями, не сулит ничего хорошего. Мама и папа должны участвовать в жизни своего чада и направлять его на правильный путь, пока он не повзрослеет. Нужно позволять учиться на своих ошибках, но не более. Ребенок должен понимать, что есть слово «надо»;
  • Недостаток внимания. Порой родители по определенным причинам недодают своему чаду любви и заботы. Одним мешает работа, занятость, у других просто нет желания заниматься с малышом, поскольку находятся более интересные занятия. Чтобы компенсировать недостаток внимания, родители позволяют своему ребенку больше, чем нужно, дарят ему множество подарков. При этом малыша поручают няне, которая воспитывает его уже по своим принципам, а разбалованность ребенка ее мало заботит.

Какое будущее ждет человека, которого избаловали в детстве

Психологи убеждены, что избалованные дети, вырастая, не могут полностью адаптироваться к внешнему миру, существующим в обществе нормам и правилам поведения. Если ребенок растет под крылышком родителей, которые защищают его, отстаивают его интересы, то во взрослой жизни всего этого уже не будет. Мир жесток, и никто не станет потакать его капризам, желаниям и требованиям. Человека будет очень легко оскорбить и обидеть, а он сам станет принимать все сказанное ему слишком близко к сердцу. Мир для него будет непонятным, жестоким и враждебным.

Данное родителями воспитание не сможет огородить этого человека от реалий, а это повлияет на его эмоциональное состояние. Как выяснилось, разбалованные дети, вырастая, обладают низкой стрессоустойчивостью, чаще сталкиваются с психологическими проблемами, депрессиями, самокопаниями, комплексами. Еще они позволяют себе лишнее без учета текущих возможностей – это касается и денег, и здоровья, и других сфер жизни.

Однако результаты других исследований показывают, что некоторые из избалованных детей во взрослой жизни становились довольно успешными. Причем их успех не зависел от финансового благополучия родителей либо других родственников. Они всего добивались самостоятельно. Все это объясняется непоколебимой уверенностью в себе, родительской поддержкой, отсутствием страха перед неопределенностью. Такими качествами обладают малыши, находящиеся под покровительством обожающих их родителей. Однако к этим исследованиям можно отнестись и довольно скептически. Можно воспитать уверенного в себе человека с любовью и поддержкой, но одновременно давать ему знания о реальной жизни, а не баловать по поводу и без.

Как перевоспитать избалованного ребенка

Наконец-то мы можем ответить на главный вопрос этой статьи. Важно следовать всем рекомендациям и действовать комплексно, и постарайтесь делать все плавно и постепенно. Отнеситесь к этому делу серьезно, не бросайте попытки перевоспитать ребенка на полпути, проявите твердость характера. Будьте уравновешены и справедливы, спокойны и терпеливы, не кричите на ребенка. Если малыш уже сильно разбалован и привык к своему состоянию, понадобится гораздо больше времени, чем в случае с детьми «испорченными» совсем недавно под влиянием определенных обстоятельств (например, как у меня).

  • Излагайте свои мысли и просьбы четко и ясно, понятным ребенку языком. Это должны быть именно просьбы, ни в коем случае не приказы. Аргументируйте свое решение, пусть оно и не нравится. В вашей речи должна чувствоваться твердость и непреклонность. Дайте малышу понять, что ваше решение окончательное и больше не подлежит обсуждению;
  • Дисциплинируйте ребенка. Составьте примерный распорядок дня, расписав время для подъема, принятия пищи, занятий, прогулок, развлечений и отбоя. Следуйте режиму ежедневно и поговорите об этом с ребенком. Поясните ему, какую пользу он получит, если станет соблюдать распорядок дня. Если он будет возражать, проявите твердость;
  • Будьте последовательны в своих действиях и поступках. Если дали обещание ребенку, обязательно его выполните, если наказали его либо что-то запретили – стойте на своем, пока не разрешится проблема;
  • Придумайте определенные обязанности по дому для малыша – насыпать корм собаке, заправлять кровать, вытирать пыль. Однако учитывайте возраст и развитие;
  • Если избалованность проявилась в общественном месте (к примеру, в магазине ребенок закатил истерику, требуя какую-то игрушку), сдержитесь и не кричите на малыша, не шлепайте по попе. Просто уведите его в тихое место и объясните спокойно, почему вы не купите то, что он просит. Если истерика не заканчивается, постарайтесь сохранять спокойствие, не реагируйте на провокацию, уйдите. Не нужно потакать ребенку, иначе он быстро сообразит, что родителями можно манипулировать. Оставайтесь непоколебимы. Дома проведите строгую и серьезную беседу, пригрозите, что в следующий раз не возьмете чадо с собой в магазин;
  • Учитывайте, что именно привело к нежелательному поведению. Ребенок становится избалованным по разным причинам, они могут быть очень индивидуальными. Вначале выясните, что спровоцировало проблему в вашем случае, а потом уже начинайте перевоспитание.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что дети – лучшее, что случается в жизни родителей. Не всегда все идет гладко, порой мы упускаем момент, когда малыш становится неуправляемым. Но все зависит от нас, взрослых. В любое время можно исправить ситуацию, взяв ее под свой контроль. Однако не забывайте, что ребенок – это индивидуальность с собственным характером, ломать который все же не стоит.

Читаем также:

Избалованный ребенок. Что делать? GuberniaTV

Родительская любовь безусловна, и порой она не знает никаких границ. Часто, последствием такой любви является избалованность ребенка. Сегодня поговорим о том что делать если ситуация уже осложнилась, как вести себя родителям и какие действия предпринимать.

razvitie-krohi.ru

Поведение ребенка

Еще вчера ваш ребеночек был совсем крохой. Мирно спал в коляске и плакал, только когда хотел кушать или когда болел животик. Но вот малыш подрос, и после 2 лет в его лексиконе не только появились слова «не хочу/не буду», «дай», «хочу» или «мне надо», но и способность то, «что ему надо и он хочет» вымогать с помощью истерик, криков и слез. Именно сейчас для родителей наступает один из тяжелых периодов в общем процессе воспитания: терпеливо и доходчиво учить ребенка общепринятым правилам поведения; объяснить, что «хочу» или «не хочу» в любом случае — не самый весомый аргумент. 

Как норма, процесс воспитания ребенка должен происходить при участии обоих родителей. Поэтому им в обязательном порядке придется согласовать свое поведение и придерживаться общих запретов и разрешений. 

Установленные правила поведения ребенок начинает осозновать уже до года. Но, тем не менее, еще пока не может контролировать свое поведение и следовать вашим указаниям. Не смотря на это, уже даже с такого возраста малыша нужно учить: нельзя — значит запрет. Таким образом, ребенок уже с раннего детства постепенно будет осознавать систему запретов и понимать, что, например, тянуть грязную салфетку с земли — нельзя. 

  Детские капризы и истерики

И все же, как только ребенок достигает возраста 2- 2,5 лет, родителям в большинстве своем таки приходиться столкнуться с протестом ребенка против запретов. Как правило, это осознанный протест маленького человека против той системы отношений, что была в раннем детстве. Если раньше ребенок с готовностью принимал практически любые предложения взрослых, то сейчас у него появилось жгучее желание самоутвердится, доказать свою самостоятельность и независимость. Одно из типичных поведений в этом возрасте, оно еще и одно из самых трудных. Для решения возникающих проблем в связи с упрямством ребенка, родителям необходимо набраться терпения и действовать максимально мудро. Например, если ребенок капризничает и не хочет есть суп, значит, не разрешайте ему и сладкое. 

Одна из главных причин капризного и своевольного поведения у ребенка возраста 2,5-3,5 лет — это способ привлечения внимания. У детей просто: если всегда и все делать по правилам, то нет острого внимания окружающих, и как максимум — мамина обычная похвала. А вот если закатить истерику со слезами и истошными криками, то тут уже не только мама обратит внимание, но и все окружающие. На самом деле ребенок не планирует такой акции и не продумывает наперед все ходы; он действует интуитивно, зная, что это сработает. В таком случае на ребенка бессмысленно кричать или наказывать прямо на месте, так же как и противопоказано идти на поводу: увещевания и угрозы просто не подействуют, а если вы пойдете на поводу слез и истерики, то ребенок потом по проверенной модели будет прибегать к ним неоднократно. 

Если такая ситуация произошла где то в общественном месте, необходимо с максимальным спокойствием говорить с ребенком, как со взрослым. Если ребенок чувствует, что его поведение не приносит нужного эффекта, слезы постепенно пойдут на убыль. Ребенок плачет, топает ногами и кричит? Обнимите его, прижмите к себе, возьмите на руки: продемонстрируйте, что вам не все равно, и вы уделяете ему внимание. Объясните, что вы не можете общаться, если он кричит, и отведите в сторону, где меньше людей. В таком возрасте капризы направлены на публику: как только любопытных глаз станет меньше, ребенку будет легче успокоиться.  Если видите, что ребенок готов общаться, обсудите с ним ситуацию: важно показать малышу, что вы его слышите и он вам не безразличен. Для того, чтоб истерики «на людях» не вошли у ребенка в привычку, надо всегда уводить его от посторонних глаз. Больше того, пока не успокоится — не будет общаться с окружающими. Важно дать ему понять, что такое его поведение не приемлемо, и находиться среди людей он сможет, только когда будет вести себя надлежащим образом.

Психологи утверждаю: самый действенный способ безболезненно пресечь детское капризничанье — это переключить внимание ребенка. Если малыш в истерике, бесполезно ему что-то объяснять, надо просто заинтересовать его чем-то отвлеченным от предмета этой самой истерики. При этом просто необходимо действовать спокойно: негативные эмоции и раздражение родителей только усугубляют ситуацию.

  Несколько шагов на пути борьбы с истериками

Необходимо помнить: малыши еще плохо контролируют свои эмоции. Поэтому надо чутко следить за поведением и степенью усталости ребенка, ведь часто капризы — это просто результат обычной усталости. Таким образом, есть шанс предотвратить истерику до ее появления. Как только ребенок начинает хныкать, беспокоиться и нетерпеливо себя вести, прибегайте к методам отвлечения внимания. Как можно больше общайтесь с малышом, обнимите его, присядьте на лавочку и уделите ему внимание. Иногда вспышку можно остановить, выразив словами то, что ребенок чувствует. Так, обратив внимание на то, что он устал, пообещайте, что, как только будут закончены дела, вы отправитесь домой.

Если все же истерики не удалось избежать, ведите себя спокойно. Ребенку надо дать понять, что вы не намерены поддаваться на его крики, и таким способом он ничего не добьется. Как только ребенок выходит из-под контроля, отказывайтесь с ним общаться. Ни увещевания, ни шлепки, ни ваши крики на ребенка истерику не прекратят. Но при этом, как бы вам тяжело ни было, не оставляйте ребенка одного: ему намного более страшно остаться наедине со своими слезами и эмоциями. Если ребенок поймет, что капризы на вас никак не действуют, он потихоньку начнет успокаиваться. И вот когда его состояние подойдет к более безопасной точке, начинайте с ним воспитательный разговор. 

Политике неприятия истерик следуйте всегда и везде. Ваше поведение должно быть систематическим в любом случае, чтоб ребенок знал: вы не поддаетесь провокациям. Даже в общественном месте. 

Маленький ребенок еще не знаком с моделями цивилизованного и нецивилизованного поведения, не ограничен общепринятыми правилами. Именно поэтому дети зачастую решают, что плохим поведением смогут добиться своего. В ваших интересах как можно быстрей и доходчивей объяснить малышу, что эмоции нужно выражать словами, а не истерикой. Научите его словам, которые описывают чувства: «злой», «сердитый»; расскажите, что его радикальное требование желаемого можно изменить на приличное и уважительное обращение «можно мне?» или «мне бы хотелось». Истерики и правда никогда не бывают приятными, но их можно использовать для прививания ребенку важнейших умений — рассказывать о своих желаниях и справляться с огорчениями.

  Наказание — необходимость или вред

До 2-2,5 лет наказывать или ругать ребенка почти бессмысленно: у малыша еще не сформировано логическое мышление, он не может соотнести свои действия с их результатом. То есть, ребенок видит, например, разбитую вазу, но до конца еще не осознает: то ли он ее разбил, то ли ваза волшебно спланировала сама на пол. На этом этапе развития ребенка важно научить его управлять собой и окружающими предметами с помощью ясных и четких запретов и ограничений. 

Уже в 2,5-4 года ребенок начинает понимать, что какие-то его поступки плохи с точки зрения окружающих, а какие-то окружающих радую. Но в это же время появляется и детский протест: ребенок стремиться почувствовать себя независимым от родительских уставов. В таком случае с ребенком нужно вести себя так, чтоб он понял: вы союзники, а не противоборствующие стороны. В этом возрасте дети становятся «почемучками» и непоседами, им все интересно и все хочется исследовать. Надо постараться максимально избежать ненужных запретов и табу, дать ребенку возможность побыть первооткрывателем. Естественно, в определенных рамках разумного.

Вовсе без наказаний при воспитании детей, наверное, не обойтись. Ребенок еще не отдает себе отчета, что есть хорошо, а что плохо. Задача родителей — воспитать достойного члена общества, который в последующем будет жить по правилам этого самого общества. Но наказание обязательно должно быть адекватным и оправданным. Так, психологи не рекомендуют применять силу. Битье вызывает у детей ту же реакцию, что и у взрослых. Как известно, насилие порождает ответное насилие. Более того, физическая расправа негативно влияет на психику ребенка, может сделать из него запуганного зверька, который в будущем вырастет во взрослого человека с заниженной самооценкой. Также, чтоб не занижать самооценку малыша, нельзя при наказании называть его плохим. Категорически отрицают психологи наказание ребенка в присутствии его друзей, да и вообще посторонних людей — к трем годам он уже испытывает чувство унижения от таких ваших действий. А самое главное: никогда не наказывайте ребенка, если он осознает, что поступил плохо и искренне раскаивается в сделанном. 

 

Специально для malutka.net – Мария Дулина

malutka.net

Поведение детей до 3-х лет

Как понять: малыш просто самовыражается или проверяет на прочность наши правила? Есть ли способы научить детей сотрудничать с нами, не ломая их волю и не подавляя в них личность? И как реагировать на «глупости», когда смеяться, а когда проявлять строгость?Многие детские проказы, за которые во времена наших бабушек дитя получило бы серьезный нагоняй, сегодня не вызывают у любящих родителей негодования, а, наоборот, умиляют, потому что они являются доказательством изобретательности, креативности, смелости, а значит, правильного воспитания. Тем не менее нормы поведения в семье и обществе никто не отменял. Воспитание по-прежнему основывается на определении и поддержании границ дозволенного.

1-1,5 года

Юля снова и снова вцепляется в бабушкину прическу с такой силой, словно хочет проверить, насколько прочно волосы прикреплены к голове. Никита не может спокойно видеть очки и, если ему удается завладеть ими, немедленно швыряет их на землю с радостным хохотом. Настя пытается вдавить в стул творожный сырок... Все «глупости», которые изобретают годовалые карапузы, конечно, совершаются ими без злого умысла. Правила благопристойного поведения им так же незнакомы, как большинство слов родного языка. В этом возрасте все, что вызывает вашу реакцию (ваши вырванные волосы, разбитые очки, пюре на паркете...) имеет для малышей огромную притягательную силу. Конечно, ребенок уже понимает слово «нет» и даже ваше простое объяснение: «Нельзя трогать лампу, горячо». Но его импульсы и желания сейчас намного сильнее, чем способность к самоконтролю. К счастью, в этот период развития их можно взять на руки и просто унести подальше от опасного предмета. А если ребенок постоянно устраивает охоту на ваши очки, флакон с духами, пульт от телевизора, сказать твердо (но не свирепо) решительное «нет» и забрать добычу из цепких пальчиков, предложив взамен другой предмет или игру. Медленно, но верно ребенок начинает ориентироваться в пространстве дома и даже вне его, отличая потенциально опасные объекты от безопасных. Он получает базовые представления о мире и правилах существования в нем. Чтобы этот процесс проходил успешно, нельзя: Кричать и шлепать малыша. Это не поможет ему понять ваши правила, а только расстроит его и запутает.Читать длинные нотации. Малыш их все равно не поймет, а вы рискуете «накрутить» себя и усугубить ситуацию.Пускаться в длинные переговоры, «канючить»: «Ну пожалуйста, не трогай мои духи, они такие дорогие, и я расстроюсь, если они прольются» и т. д. Малыш воспримет ваш монолог как игру или спектакль и вряд ли извлечет из него полезный урок. Стиль ваших отношений с ребенком закладывается уже сейчас. Для нормального развития ребенку необходимы жесткие границы. «Нет» должно означать «нет», а не «может быть» или «посмотрим». Запретов при этом не должно быть слишком много, поэтому все опасные, хрупкие, ценные предметы следует на этот период убрать подальше.Часто менять правила. Вчера картина, нарисованная на полу овощным пюре, вызвала у мамы улыбку и даже восхищение, а сегодня была тут же уничтожена с недовольным лицом и тяжелым вздохом. Какой вывод должен сделать ребенок? Что правила зависят от вашего настроения и их можно нарушать, когда мама «добрая».В качестве наказания лишать малыша вашего общества, надолго сажая его в манеж. Ограничение естественной активности ребенка часто провоцирует агрессию, упрямство и прочие нежелательные проявления. Ребенок нуждается в вашем внимании, и чем больше он его получит, тем меньше будет «хулиганить», чтобы его привлечь!

1,5-2,5 года Малышу уже известны базовые правила. Он знает, что какие-то вещи недопустимы, другие формально запрещены, но иногда сходят с рук - а значит, есть поле для эксперимента. В этот период волевая саморегуляция развита еще слабо, и любопытство чаще всего берет верх над сознательностью. В этот период проказы ребенка - результат недостаточного опыта, а не хитрости или желания «сделать назло». Ребенок уже испытывает границы на прочность с вашим участием, наблюдая за вашей реакцией и подражая вам. Если вы сможете сохранять спокойствие, проявлять уважение к растущей личности ребенка и показывать пример дружелюбного, разумного, доброжелательного поведения, процесс установления твердых границ не вызовет протеста и у ребенка не возникнет желания нарушать правила, чтобы досадить вам. Сейчас ему необходимо прыгать, качаться, лазать, проползать в узкие ходы - так он тренируется держать равновесие и учится управлять собственным телом. Установлена прямая связь физической активности ребенка и уверенности в себе, поэтому не лишайте вашего малыша права на движение. Не бойтесь неудовольствия соседей, если малыш шумно носится по квартире. Даже в снимаемых квартирах ребенок имеет право делать то, что ему назначено природой. Разумно дозируйте слово «нельзя». Поддерживайте стремление к исследованиям и открытиям. Прежде чем крикнуть «Не хватай вазу!» или «Не лезь на стол», убедитесь, сможет ли малыш это сделать. Некоторые «нельзя» можно отменить, когда ребенок приобретет соответствующие навыки.

Напоминайте себе, что то, что очевидно для нас, не является таковым для двухлетки: например, один разбитый стакан не научит его осторожно обращаться со всеми изделиями из стекла, а чтобы связать причину (промокшие ноги) и следствие, (насморк), потребуется еще не один год и не одна лужа. Не ленитесь снова и снова растолковывать ребенку последствия нежелательного поведения. Лучше всего подействуют короткие, несложные объяснения: «Если ты порвешь книжку, мы не сможем прочитать эту историю», «Если ты потеряешь ключ от машины, мы не сможем поехать в парк». Чем понятнее ваши требования, тем проще ребенку контролировать свое поведение - даже в ваше отсутствие! По возможности не мешайте ребенку, когда он поглощен игрой. Игра - это исследование, в процессе которого раскрываются все потенциальные возможности ребенка. Пытайтесь постичь мотивы поведения ребенка, даже если его активность кажется вам чистой бессмыслицей. Если вы застигли малыша за игрой в туалете с зубной щеткой, не ругайте его. Три раза глубоко вздохните и придумайте альтернативу: например, почистить раковину специальной щеткой. Горизонт вашего ребенка расширится, а конфликт разрешится мирным путем. Не раздувайте из мухи слона, не приклеивайте ярлыков. Если поведение ребенка кажется вам странным, обратитесь к специальной литературе или консультанту. Возможно, «проступок», из-за которого вы бьете тревогу, является возрастной нормой поведения. Так, агрессивное поведение ребенка по отношению к животному совсем не обязательно свидетельствует о психических отклонениях, чаще всего это лишь проявление интереса и незрелая форма налаживания контакта. Примите меры, если игра приняла жесткий оборот, и не оставляйте малыша одного с животным.

2-3 года Личность растет на глазах! Ребенок хочет делать только то, что он хочет. К сожалению, родители часто поощряют капризы, игнорируя моменты, когда ребенок готов сотрудничать, и драматизируя ситуации, когда он не готов подчиниться. Кроме того, мы все порой завышаем ожидания, требуя от малыша того, что физически ему не под силу выполнить. Иногда ребенок просто не может понять наших требований. Всякий раз, когда вы чувствуете, как в вашем сердце закипает злость, приложите все усилия, чтобы сделать паузу и изменить текст вашего внутреннего монолога. Страх потерять контроль над поведением ребенка заставляет нас использовать методы, которые в спокойном состоянии мы сами считаем неприемлемыми. Досчитайте до 10 или устройте ребенку тайм-аут и приведите мысли в порядок. Вместо самообвинений или капитуляции перед проблемой говорите себе, что можете справиться с собой и привить ребенку необходимые в жизни навыки самоконтроля и ответственного поведения. Взгляните на ситуацию как на воспитательный момент. Попробуйте мысленно перенестись в будущее, в то время, когда то, из-за чего сейчас вы готовы проливать горькие слезы, будет вспоминаться с ностальгической улыбкой. Даже если поведение ребенка подчас сводит вас с ума, старайтесь не фиксироваться только на негативных его сторонах. В этом возрасте дети проявляют восхитительную изобретательность, многие поражают дипломатическими способностями и актерским мастерством. Любуйтесь ребенком, смейтесь вместе с ним над его проделками, фотографируйте его испачканного мукой, залезшего по уши в грязную лужу, нарядившегося как огородное пугало... Твердые границы необходимы, но это не значит, что вам нужно все время делать строгое, но справедливое лицо.Не удивляйтесь, если, вернувшись с работы, обнаружите вашего ангелочка разрисовывающим ваш лучший альбом по искусству дорогим папиным «Монбланом». Малыш еще живет в эгоцентрическом мире и часто действует по принципу «что не запрещено, то разрешено». Ваши шансы добиться послушания возрастут, если вы найдете правильные слова, чтобы объяснить смысл правил, запретов и ограничений. Используйте сюжеты сказок и мультфильмов, придумывайте сами истории из жизни игрушек или инопланетян, где будет действовать добрый, щедрый и внимательный к окружающим герой с именем вашего ребенка.

zdorovye-mam.ru

Детская агрессия - mama.ru

Ваш еще недавно такой милый и неуклюжий карапуз вдруг стал капризным и агрессивным? Вчера с силой отобрал у приятеля в песочнице лопатку, а сегодня вы еле успели разнять драку, зачинщиком которой стал ваш ребенок. Проблемы, к сожалению, знакомые многим родителям. Как не стать жертвой маленького агрессора, понять причины такого поведения и научить ребенка адекватному поведению в семье и обществе?

Причины и проявления

Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения.

Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.

В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.

Возрастные особенности

У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, плеваться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики. В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию.

С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.

В 6-10 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или страх через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии.

Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой – без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение – насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию.

В более старшем и подростковом возрасте агрессивное поведение может провоцироваться средой, в которой ребенок формируется (асоциальная среда, стрессовая, напряженная – недостаток любви, заботы, заброшенность ребенка). Это может приводить к стремлению нанести ответный удар, отомстить. При этом сверстники могут закреплять агрессивные проявления ребенка, поощрять их.

Почему так происходит, и что делать

Часто дети могут действовать агрессивно просто потому, что чувствуют себя расстроенными или беспомощными и не могут выразить это словами. Дети не обладают столь развитыми коммуникативными навыками, бытовыми психологическими знаниями, понятиями, как взрослые. Однако они понимают больше, чем могут сказать. Поэтому важно поощрять ребенка, когда он пытается выразить свои чувства. Здесь бывают очень полезны ролевые игры, вам подойдут игрушки, куклы, различные герои, которые популярны сейчас у ребенка. Вы можете вместе с малышом разыграть противостояние, конфликт, противоречие интересов. Создайте провокацию, во время которой можно на примере игрушек продемонстрировать ребенку, как можно разрешать конфликты, не проявляя агрессию, физическую силу, без унижений и обид: находя общие интересы, компромиссы с помощью переговоров.

Если в семье ребенок не получает необходимых знаний о приемлемом и неприемлемом поведении со сверстниками, например, если он часто дерется с братом/сестрой, и его никто не учит справляться с конфликтами, ему сложно понять, когда он ведет себя агрессивно.

Бранные, злобные слова, и, конечно, физическая агрессия со стороны родителей передают детям образцы агрессивного поведения.

Фильмы, онлайн-игры тоже моделируют поведение ребенка и допустимый уровень агрессии. Телевизионные передачи, шоу бывают достаточно жестокими, и если дети видят это, они просто не понимают разницы между игрой и реальностью, тем более, что часто насилие может выглядеть очень естественно. Если у ребенка есть проблемы с агрессивным поведением, вам обязательно надо ограничить или исключить просмотр ТВ и агрессивных фильмов.

Если ребенок не чувствует себя в безопасности, он может сигнализировать о помощи, становясь агрессивным.

Иногда у детей могут быть вспышки агрессии из-за событий в семье, например, при разводе родителей. Кроме того, у детей есть потребность в контроле. Иногда ребенок может действовать агрессивно, чтобы получить реакцию или восстановить контроль над ситуацией, над другим ребенком. Это нормально для детей 2-6 лет. Маленькие дети еще не умеют регулировать свои реакции, чувства не отделяются от поведения.

Если не управлять агрессивностью ребенка, он не узнает, где находится граница дозволенного, и будет продолжать провоцировать и проявлять себя подобным образом, не понимая, когда он может остановиться. Если не принимать мер, ребенок остается в замешательстве, не зная, ни когда он должен остановиться, ни какие могут быть последствия. Важно указывать детям на последствия своего поведения – это помогает им чувствовать себя эмоционально в безопасности.

Учимся корректировать агрессивное поведение

То, как вы реагируете на агрессию вашего ребенка, должно зависеть от уровня его развития. Например, малыша лучше перенаправить на безопасную и более спокойную деятельность, в то время как дети более старшего возраста уже могут понять и запомнить правила поведения.

Ребенок должен знать, что испытывать гнев – это нормально, а бить или кусать людей – нет, это уже агрессия, ведь нападение на людей наносит им вред. Во время вспышки агрессии выведите ребенка из комнаты, с игровой площадки, отведите в другое место. Сосредоточьте свое внимание на одной или двух наиболее опасных ситуациях поведения вашего ребенка вместо того, чтобы пытаться заставить его изменить все сразу.

Присядьте к ребенку, чтобы оказаться на одном уровне зрительного контакта с ним, согрейте его, держите за руку. Это продемонстрирует ему, что показывать вам свои чувства безопасно. Можете сказать: «Я знаю, что тебе сейчас плохо». «Я здесь, я помогу тебе. Скажи, что происходит». «С тобой все нормально, тебе просто сейчас тяжело. Я буду рядом с тобой».

Не ожидайте, что ребенок будет разумно что­то объяснять. Он может плакать, дрожать, вы будете иметь дело с языком тела и криком, плачем, а не со словами. Обнимайте ребенка, немного сдавливая, чтобы он успокоился. Сейчас чувства слишком сильны, и длинные пояснения, лекции ребенку ни к чему. Дети помнят, чему вы их учили, и без лишних слов. Они сканируют ваши действия, реакции, энергию.

Не обвиняйте, не стыдите и не наказывайте. Эти действия только еще больше испугают детей и оттолкнут их. Они добавляют боли ребенку и делают его еще агрессивнее. Осуждать можно поведение, а не самого ребенка, его личность. Соблюдение равновесия между обвинениями и здоровым чувством вины – это то, что родителям очень важно понять. В любом случае дети чувствуют себя виноватыми, даже если они показывают, что им все равно. Это чувство вины мешает сказать о тех эмоциях, которые и вызвали агрессию.

Вместо обвинений поощряйте ситуацию близости с вами. Пусть ребенок сразу идет к вам за помощью, когда он расстроен. Это позволит избежать агрессивного поведения из-за того, что он не чувствует с вами связи.

Главное помнить, что агрессивный ребенок – это испуганный ребенок. Агрессия становится способом управления страхами, ребенок находит то решение, которое может. Ваша задача как родителей помочь ему найти другие способы совладания со страхом или с ситуацией – более адекватные и спокойные.

Арина Липкина, психолог-консультант

журнал для родителей «Растим Ребенка», май 2013

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru

Как определить, что норма, а что нет в поведении ребенка

Сегодня многие родители боятся пропустить в поведении ребенка какие-либо отклонения. К сожалению, количество детей с аутизмом, гиперактивностью и другими психическими расстройствами растет, поэтому многие специалисты призывают мам быть более внимательными к тому, как ведет себя ребенок. Но понять, когда именно следует обращаться за консультацией к врачу и за помощью к специалистам, бывает непросто. Иногда родители склонны видеть проблему там, где ее нет, но могут принять за особенность характера или возраста один из симптомов какого-либо психического заболевания. Все это связано с тем, что психика детей очень уязвима, а факторов, влияющих на нее, очень много.

Предлагаем вашему вниманию перечень нормального поведения ребенка, но которое часто приносит родителям неудобства и заставляет волноваться, а все ли в порядке с ребенком. И перечень тревожных признаков, когда родителям все же стоит обратиться за консультацией к специалистам. Составлен психологом Ириной Катин-Ярцевой

Что нормально, а что нет в поведении ребенка?

Информация для родителей и педагогов

Это нормально:

  1. Ребенок не любит, когда ее/его отрывают от какого-то интересного занятия. Не всегда хочет, чтобы ее/его тискали и целовали.
  2. Вы не всегда понимаете, что говорит ребенок 1,5–2 лет, о чем он просит, а он злится из-за этого и плачет.
  3. Ребенок просит каждый день читать ей (ему) одну и ту же сказку. Смотрит все мультики про любимых героев, не расстается с ними.
  4. Иногда ребенку снятся неприятные сны. Иногда ребенку трудно заснуть, особенно, если он устал днем. Он не хочет идти в кровать, а хочет играть/читать/смотреть мультфильмы.
  5. В возрасте 3–4 года ночью или если ребенок заигрался, он может намочить штанишки, но такое случается очень редко.
  6. Ребенок не очень любит шумные сборища, где много незнакомых детей, стесняется незнакомых взрослых.
  7. Ребенок (дошкольник или школьник) ударил другого ребенка в ответ. Если ребенок злится, то может кричать и топать ногами, разорвать свой рисунок, испортить поделку. Неговорящий малыш до полутора лет стукнул вас и смеется.
  8. Ребенок избирателен в еде. Что-то готов есть всегда, а что-то – узнает в любом виде и наотрез отказывается есть. Не всегда готов пробовать что-то новое.
  9. Около 4–5 лет у ребенка иногда случаются истерики.
  10. Иногда вы тревожитесь за ребенка.
  11. У ребенка есть воображаемые друзья. Иногда он даже сваливает на них свои проделки.
  12.  Иногда вы устаете от ребенка, но вам есть кому помочь, и время от времени вы можете передохнуть и заняться чем-то приятным.
  13. Иногда вы злитесь на ребенка. Если случилось что-то из ряда вон выходящее, можете даже накричать на него или отругать, но потом извиняетесь и миритесь.

Пора обратиться за помощью к специалисту:

  1. Ребенок не смотрит в глаза, не стремится к контакту, не говорит «мама», избегает тактильного контакта.
  2. К году не появились лепетные слова (мама), в полтора не произносит слов, в 2 – не говорит простых фраз («дай пить»).
  3. Ребенок не интересуется ничем, кроме любимого мультфильма/книжки. При попытке выключить/отобрать любимый предмет впадает в ярость.
  4. Ребенок часто жалуется на кошмары, просыпается от них ночью, боится идти спать. Не может уснуть, часами лежит в кровати без сна, часто просыпается ночью.
  5. После 3 лет у ребенка частое недержание мочи/кала ночью или днем.
  6. Ребенок боится отойти от матери и играть с другими детьми, не может общаться с воспитателями в детском саду/преподавателями кружков.
  7. Дерется в саду (воспитатели жалуются), бьет близких, кусает других детей или взрослых, мучает животных.
  8. Ребенок старше полутора лет ест только пюре или жидкую пищу. Боится каких-то видов пищи. Боится пробовать еду определенного цвета/консистенции.
  9. Ежедневные истерики. Ребенок падает на пол и яростно бьется головой, с ним невозможно зайти в магазин или в другое общественное место.
  10. Вы сильно и часто тревожитесь за ребенка.
  11. Ребенок неоднократно жаловался, что кто-то, кого вы не видите, заставляет его слышать что-то.
  12. Вы регулярно чувствуете постоянную усталость, забываете, что делали вчера, спите на ходу.
  13. Вы чувствуете, что можете причинить ребенку вред, вы делаете то, за что вам потом стыдно, теряете контроль над собой.

То, что под заголовком «Это нормально» – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из второго списка – более серьезные и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям.

Автор: Ирина Катин-Ярцева

По материалам: www.b17.ru

Подписывайтесь на паблик-чат Я happy МАМА в Viber

Смотрите также:13 эффективных способов влиять на поведение ребенкаКак поступать родителям в детском конфликтеПочему дети не слышат родителей

ihappymama.ru


Смотрите также