Что делать, если ребенок 2 года не слушается? Ребенок 1 5 года не слушается


Почему ребенок не слушается?

В прошлой статье мы говорили о возможных методах http://mamanka.ru/kak-mozhno-nakazyivat-rebenka-za-plohoe-povedenie за плохое поведение. Но не все так просто. Оказывается строгие санкции за непослушание вовсе не обязательны, а скорее даже вредны для ваших отношений с ребенком, а, значит и его дальнейшего послушания. И все дело в нас- взрослых родителях,   и в том, насколько мы верим в своего ребенка и как это ему показываем. Изначально ребенок смотрит на родителей, считывая их поведение и реакции.

http://mamanka.ru/wp-content/uploads/2011/11/site-63.jpgИтак, почему же  ребенок не слушается? Причин может быть много, но все они сводятся примерно к одному. Дети не слушаются и ведут себя плохо, когда они чувствуют неуверенность в себе и  свое бессилие, когда мы подавляем их собственное начало или даем почувствовать их никчемность. В такой ситуации, наказывать ребенка,   и так неуверенного  в своих силах, совершенно бессмысленно.

Непослушание, плохое поведение ребенка – это всегда знак того, что он вам что-то хочет сказать, но не может выразить это словами, и ему приходится проявлять свои нужды/потребности в виде определенных поступков. Ваша задача – не злиться и не кричать (как бы это ни было трудно в этот момент), а сделать шаг назад и подумать: "что мне хочет сказать мой ребенок?"

Еще в начале 20 века известный психолог и педагог  Рудольф Дрейкурс условно разделил цели плохого поведения ребенка на следующие категории:

  1. цель – получить внимание
  2. получить влияние (власть)
  3. отомстить за прошлую обиду
  4. уклониться от чего-либо, с помощью показной неполноценности

Чтобы справиться с непослушным ребенком, необходимо правильно определить причины  -почему ребенок не слушается? Данные причины как раз в первую очередь и зависят от целей его плохого поведения. Все, что вам нужно -  не злиться в этот момент, а придумать способ как непокорное и разрушительное поведение ребенка перевести в положительное русло.

Способы перенаправления поведения ребенка хорошо описаны в книге К. Кволс * «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания.» Приведу их здесь в сжатом виде.

  1. Цель получение Внимания.

К маме пришла в гости ее лучшая подруга. Они сидят на диване в гостиной. Четырехлетний Билли вбегает вhttp://mamanka.ru/wp-content/uploads/2011/11/article51.jpg комнату и встает за диван. Жалобным голосом он спрашивает: «Мам, где мой самолет?» Мама прерывает разговор и отвечает сыну: «Я занята сейчас. Он в твоей комнате». Она снова заводит разговор с подругой. Билли опять вмешивается: «Где в моей комнате?» В этот момент мама прерывает подругу и говорит: «В твоем ящике с игрушками, Извини, о чем мы говорили?» Мама вновь обращает свое внимание к подруге. Билли настаивает: «А ты поможешь мне найти его?» Мама бросает на него сердитый взгляд и резко отвечает: «Ну не сейчас же! Неужели ты не видишь, что я занята?» Билли начинает упрашивать еще громче: «Ну, мама!» Раздраженная мама вскакивает с дивана: «Ну, хорошо! Но, когда я найду его. я хочу, чтобы ты играл с ним в своей комнате и дал мне пообщаться с подругой».

Правда, это похоже на безвредную просьбу помочь? Тем не менее, каков более приемлемый вариант реакции ребенка на данную ситуацию? Разве не лучше было бы ему попросить один раз, а затем, по просьбе мамы, самому найти игрушку или проявить интерес к чему-нибудь другому? Ведь он прекрасно видит, что мама занята разговором с подругой. Какую цель преследует он своим поведением?

Получается, что ребенок ставит знак равенства между двумя различными понятиями — быть в центре внимания взрослого и быть любимым.  Мальчик старается привлечь к себе внимание не совсем уместным образом, но относительно позитивным. Когда же мама будет сильно раздражена его поведением, ребенок затаит в себе более глубокую обиду, его претензии на внимание могут принять и более негативный оттенок.

Что же делать? Как переориентировать ребенка в подобной ситуации?

Как только его поведение начнет раздражать вас, немедленно,  не заглядывая в глаза ребенку и не говоря ему ни слова, сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Ждать нельзя. Если будите ждать, то начнете злиться, и тогда будет трудно погасить в себе раздражение. Лучше всего погладить его по спине или волосам.

Когда вы научитесь это правильно делать, вашему ребенку придется задуматься над своим поведением. Он привык чувствовать так: «Пока взрослые заняты мной, значит, они меня любят». Теперь он начнет понимать, что его любят даже тогда, когда взрослые занимаются своими делами.

Для того чтобы переориентация привела вас к успеху, важно почаще общаться с ребенком именно тогда, когда он не борется за внимание к себе. Это поможет закрепить поведение, к которому вы стремитесь его приучить.

2.  Цель получение Влияния.

Главный отличительный признак цели «влияние» от цели «внимание» — как поведет себя ребенок после того, как вы сделаете ему замечание. Если он тут же прекратит плохо себя вести, значит, он достиг своей цели. Ваше внимание он получил. Но если его поведение станет еще хуже, значит, его цель — влияние. Понаблюдайте в это время за выражением лица ребенка. Его взгляд будет вызывающим, в нем вы сможете прочесть примерно следующее: «Может тебе и удастся остановить меня сейчас, но позже я все равно сделаю по-своему!»

«Выключи телевизор! — говорит отец Майклу. — Пора спать». «Ну, папа, дай досмотреть эту передачу. Она закончится через полчаса», — заявляет Майкл. «Нет, я сказал, выключи!» — требует отец со строгим выражением лица. «Ну, почему? Я посмотрю всего пятнадцать минут, ладно? Дай мне посмотреть, и я больше никогда не буду сидеть у телевизора допоздна», — возражает сын. Лицо папы краснеет от злости, и он указывает на Майкла пальцем: «Ты слышал, что я тебе сказал? Я сказал выключить телевизор… Немедленно!»

Сын и отец «борются за сферу влияния». Обычно ребенок пытается отстоять себя или свои решения, когда прежние его попытки привлечь к себе внимание столкнулись со слишком сильным «давлением» или назидательностью со стороны взрослых. Ребенок и по жизни начинает воспринимать родительское влияние на себя примерно следующим образом: «Другие делают так, как ты хочешь, если ты превосходишь их» или:«Подавлять интересы других — вот решение всех жизненных проблем». Ребенок бросает вызов превосходящей силе, словно говоря: «Ты не заставишь меня сделать это!». Довольно часто дети стремятся продлить в душе боль наказания, чтобы потом получить удовлетворение от чувства превосходства над «притеснителем», когда его планы будут нарушены. Если мы шлепаем ребенка, то сами же учим его действовать с позиции силы в попытках повлиять на других.

Для многих родителей время, когда необходимо укладывать детей спать, бывает самым трудным. Для того чтобы ваше воздействие на ребенка не так часто находило сопротивление с его стороны, предоставьте ему право выбора.

Вместо того чтобы говорить: «Пора ложиться спать», спросите ребенка: «Какую книжку тебе почитать перед сном, — про паровозик или про мишку?» Или вместо того чтобы говорить: «Пора чистить зубы», спросите, какой зубной пастой он хочет воспользоваться — белой или зеленой.

Чем больший выбор вы даете ребенку, тем больше http://mamanka.ru/kak-sdelat-rebenka-samostoyatelnyim проявит он во всех отношениях и меньше будет сопротивляться вашему влиянию на него.

Если ваш ребенок не слушается и вы никак не можете на него повлиять, то нет смысла искать ответ на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы взять ситуацию под свой контроль?» Лучше задайте себе такой вопрос: «Как я могу помочь своему ребенку проявить себя в данной ситуации позитивно?»

Чем больше возможностей вы даете ребенку   проявить себя, тем больше вероятность, что он пойдет вам навстречу.

Однажды, когда Тайлеру было три года, я вместе с ним пошла за покупками в продуктовый магазин примерно в половине шестого вечера. Это было моей ошибкой, потому что мы оба устали, да к тому же я торопилась домой, чтобы приготовить ужин.

Я усадила Тайлера в тележку для продуктов в надежде, что это ускорит процесс выбора покупок. Пока я в спешке ходила между рядами и складывала в тележку продукты, Тайлер начал выбрасывать из нее все, что я туда положила. Сначала я спокойным тоном сказала ему: «Тайлер, перестань, пожалуйста». Он проигнорировал мою просьбу и продолжал свое занятие. Затем я сказала построже: «Тайлер, ПРЕКРАТИ!» Чем больше я повышала голос и сердилась, тем невыносимее становилось его поведение. Более того, он добрался до моего кошелька, и его содержимое оказалось на полу. Я успела схватить Тайлера за руку, когда он уже поднял банку с томатами, чтобы бросить ее на содержимое моего кошелька. В то мгновение я поняла, как трудно бывает сдерживать себя. Я готова была вытрясти из него всю душу! К счастью, я вовремя осознала, что происходит. Я сделала несколько шагов назад и стала считать до десяти; этот прием я использую, чтобы успокоить себя. Когда я считала, до меня дошло, что Тайлер в этой ситуации выглядит каким-то совсем беспомощным. Во-первых, он устал, и его насильно усадили в эту холодную жесткую тележку; во-вторых, его измотанная мать носилась по магазину, выбирая и укладывая в тележку совсем не нужные ему покупки. Поэтому я спросила себя: «Что я могу сделать, чтобы Тайлер проявил себя в данной ситуации позитивно?»

Я решила, что лучше всего посоветоваться с Тайлером, что нам надо купить. «Как ты думаешь, какой корм понравится нашей Снупи больше всего — тот или этот?», «Как ты думаешь, какие овощи папе понравятся больше?», «А сколько баночек супа нам купить?» Мы и не заметили, как обошли весь магазин, и я поразилась, каким помощником стал для меня Тайлер. Я даже подумала, что кто-то подменил мне ребенка, но тут же поняла, что изменилась я сама, а не мой сын.

  3. Месть

Терри была уличена в краже пятидесяти центов у мальчика в школе, и учитель послал ее родителям записку. Мама Терри была вне себя от ярости: «Терри, как ты могла так подло поступить? Мы бы тебе дали денег. Мне стыдно за тебя. Ты приносишь нам одни неприятности! А теперь иди в свою комнату! Я не хочу видеть и слышать тебя до тех пор, пока ты не осознаешь свою вину и не извинишься за все, что ты наделала!».  Мама шлепнула ее по заднему месту и, крепко схватив за руку, отвела в комнату.

Спустя полтора часа после того, как Терри вышла из своей комнаты, она решила покрыть ногти лаком. Она выбрала флакон с перламутровым розовым лаком для ногтей и села за мамин стол, несмотря на то, что мама много раз просила ее не играть на нем.

Закончив покрывать ногти лаком, она «случайно» разлила по всему столу жидкость для снятия лака, когда пыталась убрать его остатки с ногтей.

Когда мы подавляем детей, используя свое превосходство над ними, они впадают в отчаяние и проявляют склонностьhttp://mamanka.ru/wp-content/uploads/2011/11/gnev-300x168.jpg призывать на помощь месть. Ощутив свою никчемность, неприязнь и обиду, дети испытывают желание выместить все это на ком-нибудь. Иногда месть может иметь более изощренный характер, чем в этом примере. Ребенок, впавший в отчаяние, способен в открытой форме навредить как себе, так и другим.

На ребенка, который преследует цель «месть», мы часто обижаемся сами и стараемся выместить на нем свою обиду. Ответив ему тем же, мы можем временно улучшить его плохое поведение, но это только обострит проблему. Наказание может послужить ему оправданием для последующей агрессивности. Избегайте решать проблему, предъявляя встречное обвинение, ведь таким образом будет хуже вам обоим. Если вы разозлились, не  идите на конфронтацию – ребенок ощутит вашу злость и сможет использовать ее против вас.

Если вы выбираете мир, то мысленно перечислите пять основных качеств, за которые вы любите своего ребенка. Трудно конечно припомнить такие качества человека, на которого вы разозлились. Но это необходимо. Размышления о качествах, за которые вы любите своего ребенка, изменят ваше негативное отношение к нему.

Второй шаг — сделать что-нибудь, чтобы восстановить взаимоотношения с ребенком. В явно выраженных случаях мести такие взаимоотношения невозможны, потому что ваша обоюдная обида будет настолько сильна, что вы не сможете терпеть даже присутствие друг друга.

Мама Терри поняла, что нанесла дочери обиду, наговорив ей много неприятных вещей. В течение двух дней после инцидента с лаком мама ничего не говорила об испорченном столе. Она не стала вымещать на Терри свою обиду и не наказала ее. Все это время мать размышляла над тем, какие качества Дочери отличают ее от других, и даже не преминула сказать о некоторых из них самой Терри. Когда двухдневный «охладительный» период закончился, мама заговорила с Терри о происшедшем инциденте: «Я, должно быть, обидела тебя, сказав, что от тебя одни только неприятности. Порой, когда я не знаю, что еще сказать, я говорю обидные вещи. Мне очень жаль, и я решила сделать какое-нибудь украшение, которое бы закрыло пятно на столе. Ты можешь помочь мне?»

Мама с пониманием отнеслась к своей дочери. В результате ее решимости прекратить обоюдное вымещение обид, им удалось наладить взаимоотношения в то время, когда они вместе придумывали украшение, которое закрыло бы поврежденную поверхность стола.

4. Цель Уклонение.

Родители Энджи заметили, что она все больше и больше отходит от семейных дел. Голос у нее стал каким-то жалобным, и по малейшему поводу она тут же начинала плакать. Если ее просили что-нибудь сделать, она хныкала и говорила: «Я не умею». Она также начала невразумительно бормотать что-то себе под нос, и, таким образом, трудно было понять, что она хочет. Родители были чрезвычайно обеспокоены ее поведением дома и в школе.  Она настолько разуверилась в себе, что не хотела браться ни за что.

Настоящей целью поведения Энджи было уклонение с помощью показной неполноценности.   Своим поведением она как бы говорила: «Я беспомощна и ни на что не гожусь. Ничего не требуйте от меня. Оставьте меня в покое». Дети с целью «уклонение» стараются излишне подчеркнуть свои слабости и зачастую убеждают нас в том, что они глупы или неуклюжи. Нашей реакцией на такое поведение может быть жалость по отношению к ним.

Очень важно немедленно перестать жалеть его. Жалея наших детей, мы поощряем их жалость к себе и убеждаем в том, что теряем веру в них. Ничто так не парализует людей, как чувство жалости к себе.

Сделайте такую ответную реакцию недопустимой, создав ситуацию, в которой ребенок не сможет убедить вас в своей беспомощности. Сопереживайте, но не проникайтесь сочувствием, пытаясь ему помочь. Например: «Ты, кажется, испытываешь затруднения в этом деле», и ни в коем случае не так: «Дай-ка мне сделать это. Для тебя это слишком трудно, не так ли?» Вы можете также сказать ласковым тоном: «А ты все равно постарайся сделать это». Создайте обстановку, в которой ребенку удастся преуспеть, а затем постепенно усложните задачу. Подбадривая его, проявите неподдельную искренность.

Кевин, мальчик девяти лет, получил задание найти в словаре правописание слов, а затем выписать их значения. Его отец заметил, что Кевин старался делать все, что угодно, но только не уроки. Он то плакал от досады, то хныкал от беспомощности, то 

Вначале папа искал в словаре слова, а Кевин выписывал в тетрадь их значения. После того как Кевин научился успешно выполнять свою задачу, папа предложил ему выписывать значения слов, а также находить эти слова в словаре по их первой букве, а сам делал все остальное. Затем папа стал по очереди с Кевином находить каждое последующее слово в словаре и т. д. Так продолжалось до тех пор, пока Кевин не научился делать задание самостоятельно.говорил отцу, что ничего не смыслит в этом деле. Папа понял, что Кевин просто напуган предстоящей работой и пасует перед ней, даже не попытавшись сделать что-либо. Поэтому папа решил разбить все задание на отдельные, более доступные задачи, с которыми Кевин вполне мог бы справиться.

Теперь вы знаете какие могут быть причины того, почему ребенок не слушается и какие доступные способы существуют для их решения, а также то, что плохое поведение можно исправить абсолютно без наказания. Надо лишь взять СЕБЯ в руки и разобраться в ситуации, в целях поведения ребенка и перенаправить это поведение в положительное русло.

Подводя черту, скажу следующее.  Недостаточно лишь просто любить своих детей. Необходимо дать им возможность почувствовать, чего они стоят и какую пользу могут принести, помочь им реализовать себя.

 

Статья подготовлена с использованием материалов книги К. Кволс *   «Радость воспитания.Как воспитывать детей без наказания».

www.baby.ru

Почему дети не слушаются?

5 причин — и 5 советов родителямНепослушный ребенок – это хорошо! Чем опасно послушание

Пожалуй, нет другого такого времени в году, когда взрослые и дети в обычной семье так долго находятся все вместе, дома — речь о новогодних каникулах. Позади подготовка к празднику, отшумел Новый год — и родители чувствуют, что уже очень устали от своего ребенка — ведь он не слушается. Почему так трудно родителям, какие бывают непослушные дети и что с ними делать?

Почему дети не слушаются? 5 причин — и 5 советов родителям

Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя «нормально», взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.

Так вот, специалисты по развитию не склонны сочувствовать родителям непослушных детей — их, наоборот, настораживают послушные, зависимые от родительской воли дети. В трудных или непривычных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они скисают, теряются, пасуют. В кругу семьи этого не видно. Но выходя в жизнь, они показывают очень низкий уровень адаптивности и выживают только в закрытых, построенных на строгой дисциплине сообществах или в условиях полной стагнации, когда один день похож на другой.

Под послушанием часто подразумевают и отсутствие у детей негативных эмоций: «хорошие» мальчики и девочки никогда не злятся, покорно реагируют даже на родительскую агрессию. Их приучают «не беспокоить» родителей и других важных людей, «не создавать проблем», «не сердить» и пр. Выросшие в условиях жестких табу, вместе с плохими эмоциями они подавляют и позитивные. Они не умеют радоваться и чувствуют себя не в своей тарелке даже на своем дне рождения.

Стиль воспитания моделирует общую направленность личности ребенка и его степень послушания. Авторитарный стиль, к которому тяготеют сегодня не только отцы, но и матери, состоит в активном подавлении воли ребенка. Вначале ребенка буквально дрессируют. То есть заставляют по многу раз повторять команды, пока исполнение не достигнет высокой скорости, так чтобы и думать было некогда. Задача образования решается в том же ключе: не надо рассуждать, что интересно, а что — нет, учи все наизусть, если не понимаешь.

Демократический стиль предполагает, напротив, право голоса и включенность ребенка в деятельность. И хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.

Выделяют и смешанный стиль, при котором родители иногда затягивают «гайки», а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от «порки» до «порки».Ситуация 1: слишком умный

Родители семилетнего Гоши обеспокоены: кажется, он не всегда слышит, когда к нему обращаются. Проверяли слух — все нормально. Гоша — средний ребенок в семье, но именно из-за него все не могут вовремя сесть за стол. Утром Гоша создает толкучку в ванной, зависая над раковиной. Забывает завязать шнурки по дороге в школу, рискуя упасть. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Да здоров ли он? Не является ли это формой аутизма, а то и шизофрении, или это форма умственной отсталости? И как расшевелить ребенка?

Обследование показало, что у Гоши, напротив, очень высокий интеллект, живые реакции. Он активно участвовал в разговоре, назвал шахматы своей любимой игрой, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Самое интересное, за два часа разговора Гоша не только не устал, а, напротив, был очень активен и у него явно нарастал интерес к происходящему.

Непослушание оказалось следствием высокой интенсивности работы головного мозга и концентрации на внутреннем решении сложных задач. Казалось бы, родители должны радоваться, но мама расстроилась: «Мне нужно, чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы...».

Комментарий. Детям с высоким интеллектом просто скучно заниматься рутиной. Они могут часами корпеть над сложной задачей, такой, которая и родителям не всегда по плечу. Объективно они стремятся занять «особое» положение, что раздражает членов семьи и противоречит принципу равенства. Они не реагируют на повышение тона, если видят, что ситуация не стоит нервов, и родители просто пытаются «давить».

Почему дети не слушаются? 5 причин — и 5 советов родителямСитуация 2: слишком мала

Родители трехлетней Светы извелись: девочка, кажется, плохо соображает. Попытки разговаривать с нею, объяснить, что и как делать, были почти напрасными. Девочка смотрела своими большими красивыми глазами и улыбалась. А потом повторяла последнее слово, как бы дразнясь. «Скажи, что сказала только что мама?.. Ну!». Молчание. «Мама сказала по-русски, что нужно снять ботиночки, аккуратно их поставить в угол, потом снять пальто. Аккуратно повесить его на вешалку...»

Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: «Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!».

Комментарий. Дети могут не слушать, т. е. не выполнять требования, просто потому, что не в состоянии запомнить и понять инструкцию. На этапе конкретно-образного мышления, т. е. до 6 лет, лучше показывать, как делать, и вместе с ребенком потренироваться. У детей пока не сформировано произвольное внимание и вербальная память, но они запоминают последовательность операций.

Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее «Почему ты до сих пор это не сделал?». Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?Ситуация 3: слишком послушная

А вот родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет… Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: «Чудо, а не ребенок!». А маме не по себе: «Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее...» Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути «оживить» ребенка.

Комментарий. Ребенок с подавленными эмоциями требует реабилитации. Ему нужно напомнить, как переживать эти эмоции, как радоваться, сердиться, удивляться. Для этого нужно, во-первых, чтобы взрослые не ходили дома насупленные и напряженные, будто в ожидании конца света. Если ребенок не видит, как взрослые смеются, как этому научиться? Ведь первые реакции ребенок просто копирует у взрослых.

Во-вторых, к детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?

В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача… При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные «обзывалки»: все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: «Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!». Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.Почему дети не слушаются?

Они нас слушают, но то, что они слышат, им непонятно. Непонятно главное: их что, не любят, если так кричат? Непонятно, что делать, чтобы родитель успокоился, не нервничал. Ребенок смущен и просто не знает, что делать. Ведь не могут же от него отказываться только за то, что он не любит манную кашу или не поставил аккуратно ботиночки.Они не хотят, чтобы с ними так разговаривали, поэтому отказываются играть в игру «слушай своего папочку, иначе будет худо!». Если ребенок лидер или в характере выражена доминантность, он ни за что не поддержит игру, противоречащую его натуре. Если ребенка наказывают за непослушание в расчете услышать извинения, ситуация может зайти в тупик. С такими детьми нужно договариваться, делегируя им ответственность за свои поступки.Послушание — это стиль поведения детей со слабой нервной системой. Им очень трудно принимать решения, брать на себя ответственность. И они прилипают к кому-то с более сильным характером. Это может быть родитель, старшая сестра… увы, и незнакомец на улице! Эти дети ведомы. Ими легко управлять, но на них нельзя положиться. Они постоянно попадают в переделки и нуждаются в контроле и поддержке.Дети могут имитировать послушание. Это своего рода откуп за возможность поиграть. Их логика примерно такая: «Ладно уж, сделаю, что от меня просят, лишь бы отстали. А потом оторвусь на всю катушку!». Такие дети ведут двойную жизнь и рано понимают, что обман и хитрость — способ общения с невменяемыми, бескомпромиссными родителями. Все равно они не будут слушать возражений — умный ребенок им просто ни к чему. Ребенок все время удивляется: неужели его считают таким глупым и беспомощным? Слишком строгое воспитание формирует или зависимое, или только внешне лояльное поведение.Они не будут слушать откровенных оскорблений и унижений. Постоянно ставя в пример соседскую девочку, вы больно раните душу ребенка. А кто же захочет испытывать боль и унижения? Ребенок может воспринять это как отвержение, психологический отказ и горько плакать от несправедливости.

Почему дети не слушаются? 5 причин — и 5 советов родителямКак восстановить контакт с ребенком?

Искреннее, осознанное послушание возможно только в доверительных отношениях, когда ребенок признает, что родитель пока лучше справляется с проблемами. В отличие от строгого, безусловного подчинения в доверительных отношениях ребенок может задать вопросы, которые его интересуют, не опасаясь навлечь на себя гнев родителя. Нам следует чаще задавать встречные вопросы ребенку, давая понять, что у проблемы может быть несколько решений и сейчас вы размышляете, какой вариант предпочесть. «Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?».Если вы хотите попросить ребенка о чем-то важном, не кричите ему через всю комнату, а подойдите и приобнимите его. Физический контакт — метафора глубокого психологического контакта. Это способ передать свое спокойное и заинтересованное отношение. Это способ сказать: «Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное — отношения, а не желание каждого из нас».Еще одно правило: смотреть доверительно в глаза ребенку. Если ваши движения грубы, а взгляд жесткий, ребенок воспримет это как угрозу, стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.Ваши просьбы будут выполняться, если вы не забудете поблагодарить ребенка за оказанную услугу и выполненное поручение. Теплые слова усилят в ребенке чувство, что его любят еще больше и что в его власти улучшать отношения. Ради этого стоит трудиться. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Если ребенок выбивается из этой закономерности, значит, вы не нашли слов или воспринимаетесь ребенком как человек, на чувства которого нельзя положиться, а словам нельзя верить.В экстренных случаях, например при угрозе безопасности семьи, все должны слушаться старшего безоговорочно. Ребенку нужно рассказать о проблемных случаях и объяснить, что строгое соблюдение правил спасает жизнь и здоровье людей. Строгость правил и строгость родителей — это степени жестких отношений с миром. С родителями можно договариваться. Правила одинаковы для всех. Покажите, что вы сами готовы «слушаться и повиноваться» в особых ситуациях.

www.baby.ru

ребенок совсем не слушается,что делать?1,5г

Светлана Родионова Гуру (2723) 8 лет назад

Набеоитесь терпения и требуйте от него разумных действий, он ведь всётаки ребёнок. И непослушание в этом возрасте нормальное его состояние, сейчас у него идёт осознание того кто в доме хозяин! Вы должны терпеливо, но однозначно показывать ему, что вы пока лидер, ни в коем случае не кричите на него, это ничего не даст только укрепит его мнение, что вы бессильны, что либо сделать кроме как кричать! Будь настойчивы, старайтесь отвлечь ребёнка какой нибудь игрой от того, что ему не следует делать!!!)) ) Это большой труд, требующий много времени и сил. УДАЧИ!!!!)))))

Остальные ответы

1 Мыслитель (5190) 8 лет назад

ОН еще маленький, он не слушается потому что не понимает что вы от него хотите, он еще маленький подрастет будет слушатся мамку.

Пользователь удален Гуру (2696) 8 лет назад

Играйте вместе с ним. Дети любят заботу и ласку. Ни разу не видела чтоб ребенок не пошел на контакт когда ты к нему по-хорошему. Наверно вы приказы отдаете ему, а надо всё вместе делать. В чем он вас не слушает интересно знать?

Ирина Искусственный Интеллект (129890) 8 лет назад

Так это же кроха совсем))) ) У меня такая же была-маленькая своенравница. Разговариваем только ласково, даже ругая, говорю с ребенком вежливо. Сейчас нам 5,5. Тоже своенравная- но ОЧЕНЬ вежливая, любящая родителей.... Все удивляются, какой ребенок- ласковая и очень вежливая девочка, хотя может и похулиганить)))

Лиза Просветленный (48174) 8 лет назад

а слово нельзя ребенку надо было говорить ещё месяцев с 8, будь в некоторых моментах построже с ним, или наоборот хвали за что то, пока еще ребенок многое понимает, и научить еще не поздно

*муза* Оракул (99210) 8 лет назад

А Вы уверены, что малыш хотя бы понимает весь словарный запас, которым Вы пользуетесь, чтобы чего-то добиться от него?? Он же крошечный ещё!!Если уж сейчас для Вас проблема послушая назрела, то что жебудет к 3м годам?))) )Будьте терпимей) у малыша есть (и должно быть) СВОЁ мнение!))))) а Вы можете лишь корректировать))) Удачи!

Маргарита Лебедева Мыслитель (8088) 8 лет назад

Попробуйте меньше говорить"нет", а если вам надо что то запретить, то ставьте альтернотивные условия. Например вы ему говорите: "Залезь лучше на диван, а то упадешь со стула и ушибешься". Категоричное "не лезь" вызывает у него обратную реакцию.

Алиса Карасевич Просветленный (39850) 8 лет назад

Он просто не понимает необходимости делать то, что вы от него требуете. Сейчас у него самый пик познания окружающего мира - он делает то, что для него важно. Моему сыну 1,10. В полтора года мне казалось, что его как будто подменили, столько стал требовать, но со временем справились: ) Я всегда задаю себе вопрос: а почему нельзя? Если ответ "опасно", то стараюсь объяснить и предложить сыну альтернативу. Все другие ответы временно были не актуальны, позволяла "изучать мир" и гуляли в основном там, где хотелось ребенку. В 1,8 сын заметно "повзрослел", мне кажется, понял, что необоснованных запретов нет и (ттт) обычно ведет себя разумно. Капризы, конечно, бывают. Но чаще от усталости или от другой какой-нибудь ясной причины. Все дети разные, конечно. Я не боюсь избаловать и нахожу силы не ограничивать ребенка, если можно этого не делать, психика сына мне дороже. И своя в итоге не страдает:)

otvet.mail.ru

Помогите!у меня сыну 1,5 года, не слушается- прям сил нет...устала орать на него...нервов уже почти нет...Что делать???

Голосование за лучший ответ

Nature Оракул (74040) 7 лет назад

учится РАЗГОВАРИВАТь ...нашли на кого орать, естественно, что совсем слушать перестал! 1,5 года - становление своего "я" начинается.. . отсюда и все капризы. и еще.. . дети потрясающие "копиры" какая мама с папой и отношения в семье так и ребенок будет. на ор- ором, на шлепки - кусаться. Можно избить очень cильно, чтоб боялся, но тогда просто будет на более слабых отрываться. . точно так же как и ВЫ! ----никто не говорил, что быть родителями легко и просто.. . ничего удивительного, что у Индивидуума (ребенка) есть на все свое мнение. вы как мама не орать должны, а направлять в нужное русло, терпеливо объяснять и показывать на своем примере как надо, а как не надо.

Stay away Оракул (68777) 7 лет назад

А Вы не орите, говорите тихо, он будет прислушиваться. И слушайте его... Ничего, что не говорит пока, и так всё ясно.

Татьяна Мудрец (12262) 7 лет назад

это он проверяет вас на крепкость. орать не надо. сделайте как он захочет, пойдите как бы по одной дорожке, и потом тяните в свою сторону, чтобы он не сразу почувствовал ваше сопротивление. так будет спокойней и вам, и ему. вы же взрослая, умнее, хитрее, уговаривайте, учитесь, у вас еще много непослушания впереди

Passion dance Мыслитель (8819) 7 лет назад

не орать\!!!!что вы хотите от ребенка 1.5лет? ? нужно все обьяснять и рассказывать. вам ребенка не жалко?? ? кто выдержит постоянные крики в свой адрес. тем более уверена, что ребенок даже не понимает за что на него кричат! ! с его точки зрения - он ничего плохого не делает. нужно все обьяснять!!!! и разговаривать больше с ребенком. нервов у нее нет орать.. . ребенка пожалей\!!!

modestfox Профи (909) 7 лет назад

Главное держите себя в руках. Он еще слишком маленький, криком не поможешь, он только нервным от этого станет. Попейте успокаивающие, отвлекитесь. Можно попросить кого-то из близких посидеть с ребенком, а самой сходить в гости к подруге или по магазинам подарки к НГ прикупить. Ну а с ребенком надо быть помягче, пройдет время, он вырастет и все это забудется. Это нужно просто пережить. Удачи Вам!

Комментарий удален

Просто Селедулька Мастер (2339) 7 лет назад

не, орать правда здесь не выход. Если не можете с собой сами справиться, то успокоительные можно начать пить. Иначе, ваш ор он начнет воспринимать как обычную речь. Попробуйте найти с ним занятия, выровнить дневной режим, почаще гулять ходить. У нас когда были подобные проблемы, то помогло именно то, что я вам посоветовала. А вообще очень сложно, когда воспитываешь только сама, папа весь день на работе... И вроде бы все как всегда, только очень устаешь от этого, поэтому та же прогулка перед дневным сном и перед ночным помогает отвлечься от домашних дел и разнообразить жизнь. А у детей сейчас такой период, что они пытаются быть самостоятельными, и этому все таки надо помогать, а не ругать. Да, сказали ему например не трогай банку, а то рассыпишь, -взял-рассыпал... Но зато он проявил самостоятельность. Старайтесь в плохом видеть и хорошее. Удачи вам!!!!

KYKLA Профи (840) 7 лет назад

Если будете кричать, то он и не научится к вам прислушиваться. Меня научил врач говорить тихо, но строго один раз: Эти часы нельзя, это не игрушка. Вот эту куклу можно. И хоть будет орать и кричать, наберитесь терпения и пойте тихо песенку. Моя не слушалась и тянула все со стола. Боялась, что в один раз на себя кипяток прольет. Проучили. Поставила специально не один раз на край стола чашки и стаканы с холодной водой. Вылила на себя несколько раз... всею Ручки тянутся, и тут же сама вспоминает. Нужна выдумка для их воспитания.

Роза Туктарова Гуру (3639) 7 лет назад

Согласна со всеми-кричать на ребёнка не нужно, попробуйте заинтересовать его чем -нибудь-игрой, книжкой, рисованием. Как только он начинает кричать-займитесь тем, что ему стало интересным-возьмите книжку и начните читать вслух-не для него, а просто. Или начните рисовать что-то интересное, тоже не привлекая его, но у него на глазах-увидите, ребёнок-не сразу, но успокоится и заинтересуется тем, что же такого интересног делает мама без него. Попробуйте, но наберитесь терпения! И знайте, чем больше вы кричите на ребёнка, тем большим криком он будет вам отвечать! Удачи, терпения. С Наступающим Новым годом! Помните, Ваш малыш самый лучший на Земле!!!!

otvet.mail.ru

Что делать, если ребенок 2 года не слушается?

Для каждого родителя свой ребенок представляется самым лучшим. С его появлением их жизнь радикально меняется и приобретает новый смысл. Период младенчества проходит быстро и дитя подрастает. Примерно с двухлетнего возраста у малыша начинает проявляться индивидуальность.

Содержание:

Непослушание ребенка в 2 года

Когда дитя подрастает, у него меняется поведение. Мама только удивляется, почему спокойный и послушный человечек становится настоящим бунтарем.

Однако в этом нет ничего необычного. Подобное поведение свойственно всем детям. В зависимости от окружения и наследственности возможны разные степени капризности и грубости. Возраст начала непослушания также не имеет строгих границ и может значительно колебаться.

Психологи считают, что примерно с 2 лет в развитии ребенка начинается так называемый период протеста. Любимым его выражением становится короткое слово «нет». Малыш произносит его в ответ на самые простые указания – помыть руки, положить на место игрушку. А уж просьбы, которые совсем не по душе, встречают яростный отпор.

Возникает такое впечатление, что ребенка словно подменили. Часто родители не знают, как им справиться с малышом. Не помогают ни многочисленные повторения, ни шлепки, ни крики. Мамы совершенно выматываются в каждодневных спорах, к тому же их гложет чувство вины. Нельзя бить детей и кричать на них, но родителям не всегда удается сдержаться.

Невозможно обойти период протеста в развитии ребенка. Чтобы подготовиться к нему, родителям придется набраться терпения и понимания. Бунтуя и не слушаясь, маленький человек ищет границы допустимого поведения по отношению к окружающим. Таким образом, у него происходит познание мира.

Что делать, если ребенок разбрасывает игрушки?

Обычно у малыша много игрушек. Если не приучать его складывать их на место, беспорядка не избежать. Когда ребенок охвачен протестными настроениями, он с удовольствием раскидает игрушки по всему дому. Становится трудно заставить его поддерживать порядок.

На самом деле дитя еще не понимает важности поддержания уюта и чистоты. Это среди взрослых людей ценится, чтобы все лежало на своих местах. Родителям будет стыдно, если пришедшие гости увидят в доме или квартире беспорядок.

Для маленького человека намного удобнее, когда все его богатство в виде игрушек находится в зоне доступа. Дети быстро переключаются с одного предмета на другой. Им приятнее взять любую вещь сразу, а не доставать  из ящика или коробки. Наигравшись, они теряют интерес и бросают ее.

Чтобы поддерживать чистоту в детской комнате, рекомендуется следующее:

  • Взять за правило питаться только на кухне. Чтобы в комнате не было крошек, нельзя там есть никаких продуктов.
  • Все игрушки, которыми ребенок не интересуется, нужно упаковать и убрать подальше.
  • Давать играть ограниченным числом вещей, разрешать брать новые игрушки после складывания прежних.
  • Проводить собирание предметов в игровой форме. Например, машины едут в гараж, а куклы отправляются в коробку – спальню.
  • Приучать рисовать и лепить из пластилина только за столом.
  • Следует хвалить малыша за правильные поступки. Взрослые не должны полностью все делать за ребенка. Убрать собственные игрушки ему вполне под силу.

Не следует родителям забывать и о своем поведении. Их дитя бессознательно копирует черты характера и отношение к окружающим.

Какой метод воспитания детей считается оптимальным?

Все родители хотят для своего ребенка только хорошего. Но не всегда выросшее чадо радует их. Чтобы вырастить порядочного человека, приспособленного к жизни, нужно приложить много усилий.

Существует множество методик воспитания, и выбрать наиболее правильную из них сложно. Не рекомендуется придерживаться экзотических способов, которые могут быть распространены в других странах.

Довольно популярна японская теория вседозволенности, которая применяется без тщательного изучения. До 5 лет ребенка ни за что не наказывают и позволяют делать все, что он хочет. С 5 до 15 лет на него налагается множество строгих запретов и ограничений. Далее он считается взрослым человеком.

Если все разрешать не так сложно, то резкое ограничение неизбежно встречает протест. Нередко родители практикуют чрезмерную опеку малыша, выполняют любые детские капризы.

Однако ограждение от трудностей делает его совершенно неприспособленным к взрослой жизни. Не менее опасно и постоянное подавление личности, жизнь в условиях жесткого диктата.

Психологи считают наиболее оптимальным такой способ воспитания, при котором родители спокойно относятся к ребенку. В счастливой семье нет криков и скандалов, драк и шлепков.

Мать и отец говорят о том, как вести себя, что можно делать, а что - нельзя. Хорошее поведение подкрепляется похвалой, небольшим подарком. Если требуется наказание, применяют запреты на некоторые приятные вещи.

Родители должны стремиться к тому, чтобы полностью понимать свое дитя. Хорошо, когда они имеют единую линию поведения по отношению к ребенку. Доверие и любовь помогут обрести семейное счастье.

 

otvetymamam.ru

Что делать, если ребенок не слушается?

Многие родители уверенны, что их-то ребенок будет просто идеальным. Тем не менее, малыш по мере взросления своим поведением способен удивлять собственную мамочку далеко не очень приятно. Непослушный ребенок – на самом деле не трагедия и не горе, а только необходимость родителей, и родственников обратить на эту проблему внимание и помочь крохе понять, что такое хорошо и плохо, какое поведение приветствуется, а какое - непозволительно.

Почему растет непослушный ребенок? Как себя вести и что делать, если ребенок не слушается? Какие ошибки совершают родители при воспитании малыша и как их избежать? Как бороться с непослушанием и истериками в разном возрасте? Наказывать непослушного ребенка или нет? А если наказывать, то, как именно? Ответы на эти и многие другие вопросы, рекомендации специалистов и объяснения ситуаций, ожидают вас в этой статье. Очень надеюсь, что они окажутся, вам полезны, и помогут разрешить конфликт и воспитать ребенка в любви и понимании.

• Ситуация первая: В каком возрасте ребенок может начать показывать свое непослушание? Когда можно ожидать своеобразную точку отсчета? Бывает ли непослушание у годовалого малыша?

Трудно ответить, когда малыш может начать проявлять свою «твердость» характера и требовать удовлетворения своих желаний, демонстрируя непослушание. У каждого своя индивидуальная «точка отсчета». Детки могут закатывать настоящие истерики в 2 года, а могут и в 5 лет не знать, что существует и такой способ добиться своего. Все зависит от той среды, в которой живет ребёнок, от окружения - семьи, детского сада, детворы во дворе. Ребенок может увидеть мультик и начать подражать понравившемуся герою, заметить сверстника, который закатит истерику маме и ему позволили сделать то, что он хотел. Малышу это может понравиться, он запомнит, и будет пробовать подобные новые методы на собственных родителях. В данной ситуации главное правило - не потакать капризам ребенка. Иначе это войдет у него в привычку.

Еще один нюанс – обоснованность его требований: если малыш, к примеру, захотел сам надеть колготки или завязать шнурки, без маминой помощи, а вы не даете ему сделать это – он имеет полное право отстаивать свое желание, а вы – точно неправы. Но если истерика уже началась, то прав он или нет – все равно проявите твердость, ему придется смириться с тем, что криком и слезами добиться ничего нельзя. А вы сделайте вывод на будущее и не провоцируйте больше подобных ситуаций.

• Ситуация вторая: Сталкиваться с непослушанием и другими проблемами в поведении родители могут уже в 2-летнем возрасте малыша. Почему малыш непослушный в этом возрасте, почему отказывается реагировать на родительские просьбы, и что делать, если ребенок не слушается?

Как уже говорилось в предыдущем абзаце, родителям не стоит поддерживать новые пагубные начинания юной личности. А, по мнению специалистов, именно в этом возрасте и начинает формироваться личность, а уже в три года ваш малыш имеет полноправное «Я», пусть и не совсем оконченное. Поэтому важно не пропустить этот критический момент, иначе исправлять огрехи поведения потом, может быть невероятно сложно.

Что делать, если ребенок не слушается, закатывает истерику, требуя полного и немедленного удовлетворения его желаний? Один из способов выйти из тупиковой ситуации – отвлечь малыша, увести от проблемы, чем-то заговорить его. Главное – сохранять спокойствие, не срываться на проявление своих нервов, и не «носиться» над ним в панике. Схема вашего поведения должна быть примерно таковой: один раз учинит скандал - стоим стойко, не реагируем, второй раз – слез и криков будет гораздо меньше, а третьего раза вполне может и вовсе не быть.

Вам нужно понимать и еще кое-что о детях: они, как хамелеоны, в некотором смысле, у разных воспитателей одни и те же детки ведут себя совершенно по-разному. Возможно, вы замечали это и в своей семье – маму ребенок не слушается, а пупу – беспрекословно. Поэтому делайте выводы, и применяйте, во благо.

• Ситуация третья: Наиболее острая ситуация возникает примерно в 2-4 года. Ребенок не слушается, истерики могут становиться частыми, даже регулярными. Что делать, если ребенок не слушается в возрасте 2-4 лет, как поступать?

Именно в этом возрасте ребенок начинает проверять, что называется, родителей «на прочность», «прощупывать» границы дозволенного. Поэтому описанная ситуация вполне закономерна. Стойкость, и только она - спаситель ваш и вашего ребенка, ну и естественно, «мешок» терпения. Его вам понадобится просто масса. Упустить этот период в воспитании, значит, обречь себя на большие проблемы в будущем с характером, послушанием, и взаимоотношениями в семье, в общем.

Поэтому, перечитайте заново рекомендации, которые давались вам в предыдущих параграфах, и действуйте. Ничего нового здесь не посоветуешь. Кроме того, что ваш малыш уже достаточно разумен для разговоров на тему поведения, а значит, беседы по душам могут оказать неоценимую услугу. Разговаривайте с вашим ребенком, станьте для него авторитетом, а не просто родителем.

• Ситуация четвертая: К 6-7 годам малыш уже подрастает, и в этом возрасте должен достаточно хорошо понимать, что такое хорошо, и что такое плохо, как можно себя вести, а как нет. Однако многие родители и учителя первоклассников почему-то сталкиваются с проблемой, так называемых, сложных детей. Зачастую, это даже не просто непослушный ребенок, а проявляющий непослушание «на зло», умышленно. Что можно порекомендовать для этого возраста?

Прежде всего, детки в этом возрасте, действительно «большие», в смысле понимания многого, в том числе и ответственности за собственное поведение. Так почему же они ведут себя неподобающим образом? На самом деле все просто - у деток своего рода также кризис возраста, но на этот раз не трех, а семи лет. Они снова попали в ситуацию, которая требует переосмысления, пересмотра «взглядов на жизнь». Судите сами: в детском саду ребенка ставили в пример, говорили, что он уже большой, а попав в школу - почему-то снова стал маленьким?! Ребенку, который пошел в школу из дома, а не из детского сада, и вовсе сложно: новый образ жизни, график, дисциплина, чужие люди, требующие послушания, и это притом, что мама всегда учила, даже не разговаривать с незнакомцами, а тут такое…

Самая оптимальная родительская тактика для этого возраста ребенка – это похвала. Хвалите свою кроху за любой пустяк, за все, что сделано правильно. Представьте, его постоянно ругали, особенно в последнее время, а тут хвалят, - поверьте, для него это станет поступком с большой буквы. Ваш ребенок будет стараться изо всех сил, только ради одного единого слова - молодец!

• Ситуация пятая: Непослушный ребенок отлично знает реакцию на его проступки всех, без исключения, членов семьи. Часто можно наблюдать картину, когда, например, папа ругает ребенка, а бабушка защищает его или мама наказывает, а папа отменяет наказание, считая, что ничего плохого не произошло. Как правильно выстроить воспитание в семье, сделать разрешение конфликтов единогласным, обеспечить правильное участие всех родственников в воспитании ребенка?

К сожалению, описанная ситуация случается очень часто. И первое, что должны понять все члены семьи – это то, что ребенок удачно пользуется вашими разногласиями в своих интересах. Допускать этого нельзя, иначе он перестанет считать вас авторитетными. Малыш очень быстро поймет, кто и в какой ситуации, как поступит, и просто будет манипулировать вами всеми. Дети в таких семьях вырастают, мягко говоря, избалованными, а подчас и вовсе неуправляемыми.

Обязательно соберите семейный совет, когда ребенок дома отсутствует, и спокойно обговорите сложившуюся ситуацию. Объяснитесь, друг с другом, придите к общему мнению, к единым требованиям к ребенку в семье – помните, что это необходимо вашему малышу, это в его интересах. Вам нужно понять, что в вопросе воспитания ребенка нет мелочей. Воспитатели детского сада или младшей школы, тоже обговаривают для себя любые мелочи, начиная от того где переодеваться детям, как поставить на занятии стол и стулья, в какой раковине мальчики моют руки, а в какой девочки, и прочие, казалось бы несущественные для воспитания вопросы. Но это необходимо для того, чтобы детки впоследствии не говорили, что у Марии Ивановны мы сидим не так или у Натальи Петровны мы стоим не так. Не нужно давать детям повода для сомнений в правильности наших требований, ведь все начинается с мелочей. Для начала ребенок просто не понимает, почему один говорит, делай так, а другой – эдак. Появляются вопросы, затем протест, а после банальная манипуляция и отказ слушаться при первой же шаткой ситуации.

Обязательно обращайте внимание на детские хитрости и манипуляции взрослыми. К примеру, когда малыш пытается отпроситься погулять у мамы и получает ответ типа: «Сначала сделай уроки, а потом пойдешь гулять», следом идет к отцу с той же просьбой и получает разрешение. Сегодня, пользуясь папиным необдуманным разрешением, он проявляет непослушание и неуважение к мнению мамы, завтра сделает тоже в отношении папы, а послезавтра – вообще не станет спрашиваться у родителей. Пресекайте подобные манипуляции и провокации конфликта в семье. Договоритесь между собой, что на любые просьбы вы оба сначала интересуетесь мнением другого родителя, можете просто спросить у ребенка: «А что папа (/мама) сказал (/а)?», а потом уже давать ответ. Если есть разногласия во мнениях, обсуждаете их между собой, но обязательно так, чтобы ребенок не слышал. Вообще старайтесь не выяснять отношений при ребенке, какого бы вопроса не касался ваш спор.

• Ситуация шестая: «Мама купи шоколадку, мама купи игрушку, мама купи…» - картина знакомая многим мамочкам! Но совершать постоянно покупки просто невозможно, а малыш просто не реагирует на слова «куплю потом» и падает на пол у полки магазина. Что делать, если ребенок не слушается, как поступить в такой ситуации?

Ничего не поделаешь, дети всегда чего-нибудь да хотят. Хотят такого же зайца, как у Маши, или такую же машинку, как у Игоря - это нормально. Согласитесь и мы-то с вами далеко не все и не всегда соглашаемся понимать, что покупать новую сумку не следует, потому как дома в шкафу уже 33 сумки, причем в нормальном состоянии. Что же вы хотите от ребенка?! Вот он и упал на пол, рыдает и кричит, катается по магазину, - вполне обычная ситуация, закономерная, я бы сказала. А если купите все, что ребенок попросит сейчас - завтра он сделает то же самое и снова получит желаемое. А почему нет? Один-то раз получилось!

Перед совместным походом в магазин обязательно поговорите с ребенком, о том сможете ли купить ему что-нибудь или нет, объясните почему – не сюсюкайте, говорите, как с взрослым: «Денег нет, их еще заработать нужно. А тебе уже покупали игрушку в этом месяце» - и так далее, спокойно и уверенно. Если, несмотря на разговор, он в магазине все равно начал истерику, забирайте и спокойно, без криков и шлепаний, несите домой. На прохожих не обращайте внимания, поверьте, они подобное видят довольно часто, вы их ничем не удивите.

• Ситуация седьмая: Ребенок не слушается, на уговоры не реагирует, аргументы, и доводы не принимает. Почему это происходит, какие ошибки допускают родители в воспитании?

Можно выделить три самых главных, самых распространенных, самых пагубных ошибки родителей:

Первая - это идти у своего ребенка на поводу. Да, безусловно, каждый ребенок - личность, однако нужно понимать рамки дозволенного, нужно отдавать отчет к чему это приведет впоследствии.

Вторая ошибка - обсуждение всего при детях, в частности и его поведения. Если вы обсуждаете, значит, есть разногласия – ребенок о них даже подозревать не должен!

Третья ошибка - кричать на ребенка. Во-первых, - это глупо, не красиво, плохой пример для подражания, во-вторых - это не поможет!!!

Непослушание и наказание

В вопросах наказания за неправильное поведение, прежде всего, нужно помнить два очень важных правила:

  • 1. Необходимо думать, что вы делаете, почему поступаете, так или иначе, и что в данном случае подумает ребенок. Он должен чувствовать нерушимые стены, логичность поступка и следствия. Нельзя допускать двойной трактовки ваших поступков, перемены ваших решений в зависимости от настроения (например, сегодня у вас хорошее настроение и вы не обратили внимания на проступок малыша, а завтра – наказали за такой же самый проступок).
  • 2. В серьезных моментах ваша кроха должна четко понимать, что будет именно так, как родители сказали (желательно спокойным тоном).

Если ребенок не слушается наказание для него должно быть естественным. Именно этому важно научить кроху, - пониманию естественности и неотвратимости наказания. Жизнь сама демонстрирует примеры этого. Поехав на красный свет, можно попасть в аварию. Не надев шапку, можно простудиться. Балуясь чашкой с чаем, можно пролить на себя горячее и так далее.

Что делать, если ребенок не слушается? Давайте рассмотрим ситуацию на примере с чашкой сока. Вначале предупредите ребенка, что может последовать за непослушанием баловника или баловницы. Делать это нужно спокойно, убедительно и аргументировано. Длинных предложений при этом желательно не строить. Не нужно говорить, что-то вроде: «Если ты сейчас не прекратишь возить чашку по столу, изображая машинку, то очень может быть, даже наверняка, чашка упадет и разобьется об пол, а ты сам при этом обольешься или даже поранишься. Тебе будет больно, ты будешь мокрым и грязным, а мне придется потом, собирать осколки по полу, стирать твои новые штаны и лечить твои раны!». Не разговаривайте подобным образом с ребенком! В особенности это относится к родителям мальчиков. Мозг мальчиков устроен несколько по-другому, чем мозг девочек, он попросту может отключиться буквально на второй секунде подобного монолога. Девочкам можно дольше объяснять, но увлекаться, тоже не стоит.

Конечно, говорится не о том, что малыш сделал несознательно. К примеру, вы дали для него слишком большую чашку, ребенок ее просто не удержал. Речь о поступках, которые ребенок делает сознательно.

Ни в коем случае не следует вырывать чашку из рук баловника с криком: «Прекрати! Ты же обольешься!». Во время еды никакое насилие в принципе недопустимо! Подобное может привести к тому, что малыш перестанет получать от принятия пищи удовольствие, а это чревато для здоровья. Пусть обольется, если ребенок не слушается и ходит затем в мокром и грязном. И не следует тут же бросаться вытирать все за ним, тащить его переодеваться в сухое, причитая «я же говорила!». Реагируйте спокойно: присядьте до уровня ребенка, посмотрите прямо в глаза, и скажите: «Нельзя играть соком! Я сейчас занята, поэтому ты возьмешь тряпку и все за собой вытрешь. Ты разлил – ты и будешь убирать». Скажите это тоном, не терпящим возражения, но спокойно, не повышая голоса. Важно действительно за тем отойти в сторонку и чем-то заняться, проявить авторитет, дождаться, чтобы он сам убрал. Даже если ребенок начнет упрямиться и убирать не захочет, важно настоять, но не делать это за него самостоятельно.

В каких еще случаях наказывать ребенка нельзя:

  • 1. Во время еды;
  • 2. Если ребенок болен;
  • 3. Сразу после сна и перед сном;
  • 4. Когда ребенок очень увлечен самостоятельной игрой;
  • 5. Если малыш очень хотел порадовать вас или помочь, но что-то испортил случайно.
  • 6. Категорически не стоит наказывать ребенка при посторонних.

Ребенок уже в полтора года начинает понимать вещи, предметы и их значение, основываясь на действия с ними. Взрослые сами задают предметам значение. Именно поэтому важно разделить столик для кормления и столик для игры. Помните, что дети - консерваторы, и если у малыша закрепится в сознании, что он за этим столиком играет, то почему когда на нем стоит еда, он не может тоже поиграть с ней?

Так что, прежде всего, думайте, дорогие родители, а потом делайте! Обязательно объясняйте членам своей семьи, причины своих поступков и решений. Очень важно, чтобы ваши правила, ваши нормы поведения были приняты ребенком как свои. Чтобы это произошло, вы сами в первую очередь должны иметь достаточно четкие представления об этих самых правилах и сами следовать им. Замечательно, если у родителей на этот счет сформировалось общее мнение еще до рождения малыша. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда, и причиной этому зачастую служит банальная эмоциональность.

То, как мы в будущем станем общаться со своими собственными детьми, закладывается в нас еще нашими родителями, еще в нашем детстве. Если в каких-то моментах мы остались не согласными с нашими родителями, то решаем поступать по-другому со своими детьми. Но с появлением ребенка зачастую действуем иначе, мы замечаем за собой неконструктивное поведение, которое «выходит из нас» исподволь, автоматически, неосознанно, на эмоциях.

Здесь главное спохватиться вовремя, не стесняйтесь попросить у ребенка прощения, если поняли, что повели себя как-то неправильно. Ребенок понимает нас гораздо больше, чем мы сами думаем. Исправьте ситуацию, так вы добьетесь сразу нескольких положительных моментов в его дальнейшем поведении. Во-первых, ваш малыш не будет обижаться на вас, а хорошие отношения – главное условие в успешном воспитании. Во-вторых, для ребенка ваш поступок будет красочнее и запоминаемее любых аргументов, ваше извинение окажет гораздо больший эффект, чем многократные попытки объяснить, как поступать можно, а как нельзя. В-третьих, он поймет: когда неправ, нужно признавать свои ошибки и приносить извинения.

Само наказание для ребенка, должно быть ограничением, лишением какого-то удовольствия, значимого для ребенка.

Будьте логичны, последовательны в своем поведении, когда наказываете ребенка, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Если вы сегодня спустили ему с рук неправильное поведение, потому что у вас хорошее настроение, и вы не хотите его портить, будьте готовы к тому, что завтра он совершит его снова. Но если в этот раз вы накажете его, то он, либо не поймет что случилось, почему вы это делаете, или сделает неправильные выводы. Именно поэтому дети, зачастую не признаются в содеянном, выжидая удобного случая, когда вы будете в хорошем расположении духа, чтобы избежать наказания. Не стоит учить детей лгать вам.

Кроме того наказание ребенка за проступок должно совершаться по принципу «здесь и сейчас», не следует переносить наказание на потом. Понятие времени у детей не совсем, такое как у нас, взрослых, поэтому ребенок вряд ли сможет соотнести наказание со своим поступком, очень удивится, не поняв, за что его наказали, затаит обиду.

Если в какой-то ситуации вы уже сказали ребенку «нет» - не стоит идти на компромиссы, реагировать на уговоры, договариваться с ребенком, отменяя свое решение. Так мы попросту растим манипуляторов. Поэтому опять-таки – думайте прежде чем принимать решения, чтобы потом о сказанном не жалеть и не менять своих решений на ходу. Дети сразу понимают, что договариваться с вами можно, а потом вы и сами не заметите, как ваш ребенок начнет устанавливать рамки поведения, а не вы.

Если вы имели неосторожность пообещать ребенку, например, какой-то подарок, не наказывайте его, откладывая выполнение своего обещания. Во-первых, поступая, таким образом, вы демонстрируете собой некоего небожителя: хочу – казню, хочу – милую. Ребенок способен в полной мере оценить все преимущества такой роли и очень скоро примерить её на себя, поступая с вами так же – обещая и отказываясь выполнять. Во-вторых, вы просто потеряете доверие ребенка, а значит, и общий язык.

Если ребенок в школе получил плохую отметку, ругать его, а бить, тем более, - совершенно не конструктивно. Так вы только научите его хитрить и изворачиваться. Лучшим вариантом будет попытаться выяснить, почему ребенок получил двойку и вместе с ним найти из сложившейся ситуации правильный выход. В первую очередь вам самим нужно понять, что учится ребенок для себя, а вовсе не для вас. Это нужно ему, а не папе и маме, бабушке или дедушке. Важно чтобы это понимал ребенок.

Нельзя проявлять постоянный внешний контроль – это вредно для ребенка. Так вы вырастите несамостоятельную, безответственную, зависимую личность, легко поддающуюся чужому мнению, не способную принимать какие-либо серьезные решения (среди наркозависимых большинство именно таких людей, тех, кто легко поддается чужому влиянию).

Помните, что нельзя за ребенка жить, он сам должен прожить свою жизнь. Наша задача – направить его в нужном направлении, передать базовые ценности, и не забыть вовремя уйти в сторонку, научив жить без нас.

Старайтесь всегда быть справедливыми и мудрыми, и тогда любовь и уважение будут царить в вашей семье, а детки искренне будут считать, что им невероятно повезло с родителями!

Еще немного о том, что делать, если ребенок не слушается:

ladyvenus.ru


Смотрите также