Статья "Режим дня первоклассника". Режим дня ребенка в 1 классе


Режим дня первоклассника. - Психолог Лидия Панькова

Об этом подробно в своей статье пишет Степанова Мария  Исаковна,д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН

Согласитесь, всем нам приятно иметь дело с людьми организованными, ответственными, умеющими планировать, а значит и ценить свое время и в срок выполнять порученную работу. В настоящее время эти качества становятся еще более актуальными. Люди, наделенные ими, гораздо более устойчивы к стрессовым ситуациям, они в большей степени способны сохранять доброе расположение духа. А это значит, что у них гораздо больше шансов сохранить и свое здоровье, т. к. ученые считают, что более 80 % заболеваний у человека связаны со стрессами.

Читатель вправе спросить, какое отношение это имеет к довольно скучному, как кажется некоторым, словосочетанию «режим дня»? На наш взгляд — самое прямое. Ведь режим дня — это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека.

От того, как строится наш день, как сочетается работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша дееспособность, но и самочувствие, работоспособность, настроение, здоровье. В правильности этого наблюдения люди убедились давно. Так, например, более 900 лет назад древнетюркский поэт Юсуф Баласагунский писал:

«Всему свой устав и законный уклад. Блажен, кто блюдет их, цветет его взгляд. С невеждой, ведущим себя неумело, Не знающим правил — не сделаешь дело!»

Системой, насквозь пронизанной ритмами, называют человеческий организм. Главный дирижер этой системы — суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает ребенка на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложится спать и вставать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением уроков, его работоспособность выше.

Наш организм нуждается в поступлении пищевых веществ в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. С полной уверенностью можно говорить о том, что: «Человек — это не только то, «что он ест», но и «когда он ест». Дети, приученные есть в одно и тоже время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутствием, ведь к определенному времени организм готовится к приему пищи. Благодаря этому, пища усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже кажется вкуснее. Это наблюдение точно и красиво зарифмовано А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине»:

«… Люблю я час Определять обедом, чаем, И ужином. Мы время знаем В деревне без больших сует: Желудок — верный наш брегет».

Начало школьной биографии меняет привычный уклад жизни малыша. Может в меньшей степени это происходит у детей, посещавших детский сад. И от того, насколько родители, бабушки и дедушки организованы сами и готовы помочь ребенку: во время разбудить, научить делать зарядку и правильно подобрать упражнения для нее, проследить за всем распорядком дня и при этом создать у ребенка положительный настрой, не встав в позу руководителя послушного робота, зависит не только успешность учебы ребенка, но и его здоровье. Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт» — т. е. запас времени в соблюдении режимных моментов.

И, если мы осознаем важность правильной организации жизни ребенка, мы постараемся сделать так, чтобы это осознали наши дети. Что для этого нужно сделать? Во-первых, очень правильно поступают те родители, которые начинают приучать ребенка к соблюдению режима дня еще до поступления в школу. У малыша ведь легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера. Особое значение это приобретает в том случае, если ваш ребенок не отличается усидчивостью, умением концентрировать внимание или имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Как же должен строится режим дня первоклассника? Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Встать с постели нужно за час-полтора до начала занятий, т. е. в 7–7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Чтобы встряхнуть остатки сонливости, настроить на рабочий лад, утренней гимнастике необходимо уделить не менее 10 минут. На первых порах, если ребенок еще не привык, лучше делать ее вместе с ним. Во многих семьях сегодня есть магнитофоны или проигрыватели. Советуем подобрать соответствующую музыку для утренней гимнастики, может быть с учетом музыкальных пристрастий сына или дочери. Проверено: дело пойдет веселей и с большей охотой. Не забудьте при этом открыть форточку или проветрить комнату.

Не все дети в столь ранний час, особенно, если нет привычки, с удовольствием завтракают. В этом случае ваша настойчивость накормить ребенка не должна быть чрезмерной. Важнее сохранить хорошее настроение и доброе отношение между вами и ребенком. Постарайтесь подобрать из продуктов то, что ребенок съест с удовольствием. Чтобы избежать этих утренних проблем может быть заранее, с вечера оговорить с ребенком его утреннее меню.

Дорога в школу, если идти не торопясь, в течение 15–20 минут может стать прекрасной прогулкой. По возможности выберите маршрут подальше от проезжих дорог.

Если вы не оставляете ребенка на продленный день и забираете его из школы после занятий, то очень важно помочь ему организовать вторую половину дня. Пребывание в школе, особенно первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников — 37,5 % заканчивает учебный день с признаками сильного и выраженного утомления, а среди посещающих школы с углубленным изучением предметов, гимназии количество таких детей достигает 40 %. Еще больше детей — от 68 % до 75 %, у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях (нарушение сна, страх перед школой, учителем и т. д.). Вывод напрашивается сам — учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.

Одна из частых родительских ошибок — усаживание ребенка за уроки сразу после обеда. Чем нехороша эта настойчивость? Во-первых, ребенок еще «не стряхнул» с себя утомление от уроков в школе. Утомление — закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. А вот его накопление, кумуляция чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Детей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. А если речь идет о первоклассниках-шестилетках, то для тех из них, кто остается в группе продленного дня, врачи настаивают на обязательной организации дневного сна. Другой способ восстановления сил — прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.

Во-вторых, работоспособность человека и ребенка в том числе — одна из почти 50 функций, которые ритмически меняются на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10–13 часов, а затем к 14 часам обычно снижается. Далее, к 16 часам у большинства снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам. Необходимо учитывать это обстоятельство, чтобы время приготовления уроков совпало с подъемом работоспособности, т. е. с 16 часов.

Продолжительность занятий не должна быть более часа, причем после 25–30 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3–5 минут. Приучить детей работать без отвлечений, собрано задача непростая даже, если речь идет о способных и хорошо успевающих в школе детях. Здесь очень важны ваше терпение и доброжелательность. Оно обязательно будет вознаграждено успехами вашего сына или дочери.

Интервалы между приемами пищи у ребенка 6–7 лет должны быть не более 3–4 часов. Если обед у вашего первоклассника был в 13.00–13.30, то примерно в 16.30 — время полдника. В этот прием пищи целесообразно включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

С поступлением ребенка в школу многие родители стараются определить его еще и в музыкальную школу, спортивную секцию или организовать занятия иностранным языком, компьютером и т. д., или что тоже нередкость — одновременно несколько различных кружков или секций. И тогда, получается ситуация, хорошо знакомая всем нам в том числе и по стихотворению А. Барто:

«Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, — За кружок по рисованью Тоже все голосовали …»

Эти полезные и интересные занятия, конечно же, важны для развития вашего малыша. Но прежде следует хорошо подумать о том, насколько они будут посильны для вашего ребенка. Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большим основанием говорить о том, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже, казалось бы такие полезные, как спортивные. Ведь утомляют не только сами занятия, но и дорога, зачастую неблизкая, а также пребывание в коллективе сверстников. Возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже, когда ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Но если вы все-таки решили, что дополнительные занятия необходимы вашему ребенку, то их продолжительность для 7-летнего ребенка не должна быть более 1 часа.

Врачам давно известно, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. Подвижные игры на воздухе способствуют росту, развитию ребенка, прекрасно снимают «учебное» утомление. Ежедневное пребывание ребенка на воздухе должно быть не менее 3,5 часов. Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребенка нашлось время для его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления — важная составляющая жизни маленького человека. Во многих семьях многочасовой просмотр телепередач — обязательная составляющая вечернего времяпрепровождения. Невольно в этот процесс втягиваются и дети. Хотим предостеречь, что для ребенка столь продолжительное созерцание телепередач далеко небезразлично. Это большая эмоциональная и зрительная нагрузка, которая «съедает» у ребенка возможность общения с родителями, друзьями, самостоятельной деятельности (игры, помощи по дому), заменяет ее мало что дающей для развития «жвачкой для глаз». Содержание и длительность просмотра телепередач должны регулироваться взрослыми. В учебные дни 7-летний ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи 2–3 раза в неделю не более 30 минут. Современное телевидение не слишком щедро на передачи для детей. В тех семьях, где имеется возможность просмотра видеофильмов, необходимо подобрать специальный детский репертуар фильмов и ограничить продолжительность однократного его просмотра.

Вечером просто необходимо выкроить время для общения с ребенком, поинтересоваться как обстоят дела в школе, проверить как приготовлены уроки. Не скупитесь на похвалы, даже если успехи вашего первоклашки пока еще невелики. Если что-то не получилось, посоветуйте или помогите исправить. Будьте доброжелательны, ведь от вашего поведения тоже зависит с каким настроением ребенок завтра пойдет в школу. А чтобы утро не омрачим, суматохой избавить ребенка от досадных забываний необходимых дли школы вещей, приучите вашего малыша приготовить с вечера нее необходимое для школы.

Кроме будних, учебных дней есть еще и выходные. Несколько слов о том, каким должен быть распорядок дня в эти дни. Утренний подъем может быть в более позднее время, особенно если в обычные дни ребенок недосыпает. Если у ребенка два выходных дня, то постарайтесь, чтобы хотя бы один из них был полностью освобожден от уроков. Если этого избежать не удается, то организуйте занятия только в первую половину дня, когда работоспособность ребенка наиболее высока. Их продолжительность не должна быть более часа. Если у ребенка те или иные проблемы, связанные с учебой в школе, то имеет смысл уделить время, чтобы помочь ребенку преодолеть их, например, потренироваться в чтении или решении задач. Но помните, во всем нужна мера. Прекрасно, если вам удастся найти занимательную, игровую форму для этих занятий, создать у малыша положительный настрой, ведь интерес — мощный стимул для работы.

Необходимо, чтобы в эти дни ребенок побольше времени был на воздухе. Продолжительность прогулки в выходные дни следует увеличить до 5–6 часов. Если есть возможность, организуйте совместные прогулки, лыжные вылазки или катание на коньках, санках. Посещение музея, театра, кино или гостей лучше приурочить к выходному дню. Но помните, что время приема пищи и отхода ко сну должно быть таким как обычно.

Источник: «Вестник образования России», №19, 2003г.

l-pankova.ru

Родительское собрание в 1 классе "Режим дня первоклассника"

Родительское собрание в 1 классе.

«Режим дня в жизни первоклассника»

Составила : Косенко И.О.

учитель начальных классов

МБОУ «Дединовская ШИСОО»

2016 год

Задачи: подчеркнуть важность соблюдения режима для младшего школьника; рекомендовать родителям формировать у детей привычку соблюдения режима.

Подготовительная работа к собранию: анкетирование детей по теме собрания, памятка для родителей

Оборудование: мультимедиа, памятки для родителей, ситуации для обсуждения.

Ход собрания:

1. Организационный момент..

2.Вступительное слово классного руководителя.

(инсценировка или чтение учителем)

Мальчик: До обеда вроде спал,

А быстрее всех устал.

Не сходил на баскетбол

И английский сдал на кол!..

Девочка: Можно стать неудержимым,

Если быть в ладу с режимом:

Он полезен и для дела,

И для духа и для тела!

Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность.

Рационально организованный режим дня – это:

  • точно регламентированное время и продолжительности подготовки домашних заданий и творческой деятельности;

  • достаточный отдых на свежем воздухе;

  • правильно организованная двигательная активность;

  • регулярное и полноценное питание;

  • достаточный по продолжительности сон.

У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться — то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство — защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления.

Слайд 2 Посмотрим на распорядок дня первоклассника. Время не указано намеренно, т.к. каждый должен скорректировать его самостоятельно.

(по ходу учитель сообщает результаты анкетирования детей)

Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.

слайд 3-4 Статистика

года обучения

усугубляются в первый год обучения

составляет 40%

(Здесь учитель может привести статистику класса: сколько детей с 1,2,3 группой здоровья, сколько детей с нарушением зрения и др.)

3. Практическая часть

Сейчас я предлагаю родителям поработать в группах. Первая группа должна составить рекомендации, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывать вы режиме первоклассника. Вторая группа – составить перечень того, чего НЕЛЬЗЯ допускать в режиме первоклассника.

Время работы 3-4 мин

Обсуждение.

4. Подведение итогов.

Слайд 5.

раздать родителям распечатанные памятки

приложение 1

анкета для детей

  1. В котором часу ты просыпаешься?

  2. Каждое утро ты умываешься (+ - )

чистишь зубы (+ - )

3. Перед школой ты завтракаешь? (+ -)

4. Гуляешь ли ты после школы? (+ -)

5. Сколько времени ты тратишь на подготовку уроков ?

Приложение 2

Памятка родителям

  1. Не будите ребёнка в последний момент.

  2. Не разрешайте ребёнку проводить за компьютером

или у телевизора более 45 минут в день.

3. Ребёнок должен двигаться не менее 2 часов в день.

  1. Ночной сон не должен быть менее 9 часов.

  2. Не заставляйте ребёнка делать уроки перед сном.

Любите ребёнка и проводите с ним как можно больше времени.

infourok.ru

Родительское собрание в 1 классе "Режим дня в жизни школьника"

Родительское собрание в 1 классе.

Составила учитель: Лузан Татьяна Васильевна

Режим дня в жизни школьника

Хорошими людьми становится больше от

Упражнений, чем от природы.

Демокрит

Задачи собрания:

  1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.

  2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

Форма проведения: семинар – практикум.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Анкетирование учащихся класса.

- В котором часу ты встаешь утром?

- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

- Ты встаешь охотно или с трудом?

- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

- Делаешь ли ты зарядку по утрам?

- Ты делаешь её один или вместе с родителями?

- Как долго ты делаешь уроки?

- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?

- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?

- В котором часу ты идешь спать?

2. Анкетирование родителей учащихся класса.

Анкета для родителей.

- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнения им режима дня?

- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?

- Он встает охотно или с трудом?

- Как вы на это реагируете?

- Занимаетесь ли вы закаливание собственного ребенка?

- Делает ли ваш ребенок зарядку?

- Являетесь ли вы для него в этом примером?

- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?

- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?

- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?

- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?

- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?

Примерный вариант режима дня первоклассника

Время

Подъем

7.00

Зарядка, умывание, уборка постели

7.00-7.15.

Завтрак

7.15-7.30

Дорога в школу

7.30-7.50

Занятия в школе

8.00 – 14.30

Прогулка на свежем воздухе

14.30 – 15.00

Обед, отдых, помощь по дому

15.00 – 16.00

Приготовление уроков

16.00 – 17.00

Свободное время

17.00 – 19.00

Ужин

19.00 – 19.30

Свободное время

19.30 – 20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну

20.30 – 21.00

3. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.

Памятка для родителей №1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.

Папы и Мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.

Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  • Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.

  • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.

  • Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.

  • Включать веселую и ритмичную музыку.

  • Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.

  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.

  • Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.

  • Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.

  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.

  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка №2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников.

  • Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.

  • Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.

  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.

  • Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:

А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.

Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.

В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

  • После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.

  • Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.

  • Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.

  • Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

  1. Упражнения при подготовке домашних заданий

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:

    • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.

    • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.

    • Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.

    • Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.

    • Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.

    • «Рисование картины». Наитии в комнате какой – нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.

  1. Мини – сочинение учащихся класса «Как я делаю уроки»

    Вопросы для обсуждения на родительском собрании.

    - Здоровье ребенка и школьные нагрузки.

    - Особенности рационально организованного режима дня.

    - Приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.

    Ход собрания

    На плакате – статистика по теме собрания. Классный руководитель приводит цифры статистики, тем самым подчеркивая актуальность выбранной темы для собрания.

    Статистика актуальности темы.

    • Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.

    • К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.

    • 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться.

    • Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.

    • 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести

    • 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.

    • Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.

    • Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

    1. Вступительное слово классного руководителя

    Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, сто ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на доске.

    Отсутствия у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.

    Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители кране скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.

    Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

    - снижение количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;

    - повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом.

    - рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

    - изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций

    Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье. Как это организуют родители нашего класса?

    1. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.

    2. Анализ сочинений учащихся «Как я делаю уроки»

    3. Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.

    Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группа в течении 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.

    НЕЛЬЗЯ:

    • Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

    • Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.

    • Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

    • Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

    • Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

    • Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

    • Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

    • Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

    • Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

    • Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

    • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.

    • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

    • Ругать ребенка перед сном;

    • Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

    • Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

    • Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

    1. Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.

    2. Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения школьником режима дня.

    3. Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.

  2. doc4web.ru

    Статья "Режим дня первоклассника"

    Режим дня первоклассника.

    Значение режима дня для детей младшего школьного возраста.

    В жизни каждого ребенка наступает момент поступления в школу. Первоклассник сталкивается с большим количеством трудностей в начале обучения. Беспечный дошкольник становится ребенком, который должен подчиняться правилам школьной жизни. В адаптационный период у детей наблюдаются ухудшение здоровья, трудности в обучении и т.п. Это непосредственно связано с нарушением режима. В жизни младшего школьника режим дня очень важен и необходим. В первую очередь соблюдение режима предохраняет нервную систему от переутомления, что способствует повышению работоспособности и повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям, создает благоприятные условия для психического и физического развития. Нельзя забывать о том, что соблюдение распорядка дня дисциплинирует. Режим дня – порядок чередования различных видов деятельности, отдыха в течение суток. Основными компонентами режима являются сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность в школе и дома, отдых, прием пищи, личная гигиена. Не делайте исключение в каникулы и выходные дни. Только постоянное и систематическое соблюдение режима даёт результаты.

    На что обратить внимание при составлении распорядка дня первоклассника.

    В разных школах занятия начинаются по-разному. Подъем ребенку нужно организовать не менее чем за час - полтора до начала занятий. Следовательно, утреннее пробуждение школьника, у которого уроки начинаются в 8.30, должно быть в 7.00 (естественно, должна учитываться отдаленность дома от школы).

    До завтрака он должен сам застелить постель, сделать гимнастику, умыться, причесаться. Эти приемы можно отработать задолго до поступления в школу.

     Утренняя гимнастика - обязательная часть режима ребенка, помогает включиться в общий ритм школьных занятий. Значение утренней гимнастики многообразно: она растормаживает нервную систему после сна, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Зарядка помогает преодолеть сонливость, способствует положительным эмоциям, помогает ребенку быстрее включиться в школьный процесс.

    Хорошая прогулка без спешки по дороге в школу взбодрит маленького ученика. Для этого будет лучше утром выходить немного раньше.

    После школы ребенку необходим отдых. Пусть это время он проведет на свежем воздухе, после сытого обеда. Для первоклассника, который быстро утомляется в школе, требуется час послеобеденного сна, а затем прогулка. Общее время для подвижных игр и пребывания ребенка на свежем воздухе должно быть не менее 3,5 часов в день ( в том числе дорога от дома до школы и назад). Игры на свежем воздухе усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

    Принято официальное решение не задавать домашнего задания в первом классе, т.к. первоклассник очень устает, что сказывается на его здоровье. В первом классе необходимо развить психологические функции (внимание, память, мышление, воображения, умение обобщать и анализировать и т.п.), а также мелкую моторику руки. Этому способствуют развивающие игры и занятия , такие как лепка, вырезание, рисование, аппликация, решение головоломок, прохождение лабиринтов, работа с конструктором, постройки из кубиков, мозаика, составление картинок из пазлов и т.п. Лучшее время для интеллектуальной деятельности у ребенка - с 16.00 до 18.00. Ученые установили, что в 14.00-15.00 работоспособность мозговой деятельности снижается, и снова повышается к 16.00 . Оставшееся время можно посвятить занятиям в кружках, секциях при условии, что это не повлияет негативно на физическое и умственное самочувствие ребенка и не будет превышать 2-3 раз в неделю. Учитывайте также желание самого ребенка.

    Привлекайте детей к домашним хлопотам таких, как мытьё посуды, покупка хлеба, выгул домашних животных т.д.

    Необходимо ограничивать время проведенное за компьютером и телевизором.. Рекомендуемая норма просмотра телевизора для семилетнего ребенка не более одного часа в день, за компьютером- не более 30 мин.

    Последний прием пищи должен быть не позднее 19.00. В рацион питания школьника обязательно нужно включать продукты богатые белком, кальцием, цинком, углеводами. В меню 6-7 летнего ребенка обязательно должны присутствовать молочные и кисломолочные продукты, мясо, рыба, яйца, крупы, фрукты, овощи.

    Вечером, после ужина до сна, пусть ребенок проведет время по своему желанию, главное, исключить шумные и подвижные игры.

    Спать ложится не позднее 21.00, предварительно подготовив постель для сна, умыться, почистить зубы, снять домашнюю одежду. Полноценный ночной сон способствует лучшему усвоению информации на уроках. Сон школьника должен быть не менее 10 часов.

    Приучайте первоклассника собирать портфель с вечера. Первое время помогайте ему в сборе к школьным занятиям, но не делайте это сами, без участия самого ребенка. Постепенно процесс приготовления к школе должен стать самостоятельным для маленького ученика.

    Составляем оптимальный режим для первоклассника.

    Подъём

    7.00

    Утренняя зарядка, туалет, водные процедуры, уборка постели

    7.00 – 7.20

    Завтрак

    7.20 – 7.40

    Сборы в школу, дорога в школу, подготовка к уроку

    7.50 – 8.20

    Занятия в школе

    8.30 – 12.30

    Горячий завтрак в школе

    10.00 – 10.15

    Дорога из школы.

    12.30 – 13.00

    Обед

    13.00 – 13.30

    Послеобеденный сон или отдых

    13.30 – 14.30

    Прогулка, игры на воздухе, помощь семье

    14.30 – 16.00

    Полдник

    16.00 – 16.15

    Развивающие игровые занятия

    16.15 – 17.15

    Прогулка, общественно полезный труд

    17.15 – 19.00

    Ужин, свободное время, помощь семье, ручной труд, тихие игры

    19.00 – 20.30

    Приготовление ко сну

    20.30 – 21.00

    Сон

    21.00 – 7.00

    Автор: Мелехина Н.В.

    globuss24.ru

    "Режим дня школьника" - 1 класс - Родительское собрание - Каталог файлов

    РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА.

    Задачи:

    1.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка   привычки выполнения режима дня

         2. Показать  родителям  необходимость соблюдения правил гигиены и          

             выполнения режима дня школьника.

    Подготовительная работа к собранию:

    1. Анкетирование учащихся класса.

    -   В котором часу ты встаешь утром?

    -   Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

    -   Ты встаешь охотно или с трудом?

    -   Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

    -   Делаешь ли ты зарядку по утрам?

    -   Ты делаешь ее один или вместе с родителями?

    -   Как долготы делаешь уроки?

    -   Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?

    -   Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять до­машние задания?

    -   В котором часу ты идешь спать?

    2. Анкетирование родителей учащихся класса.

    -   Считаете ли вы необходимым условием успешности учебнойдеятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?

    -   Ваш ребенок встает сам или вы его будите?

    -Он встает охотно или с трудом?- Как вы на это реагируете?

    -   Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?

    -   Делает ли ваш ребенок зарядку?

    -   Являетесь ли вы для него в этом примером?

    -   Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?

    -   Гуляете ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?

    -   Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?

    -   Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?

    -   Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?

            3.Разработка памятки для родителей по созданию условий ребенку для   

              выполнения домашних заданий.

     

                                                         Памятка

    Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних  заданий первоклассником.

    •   Оздоровительная минутка проводится через каждые 10—15 минутвыполнения домашних заданий.

    •   Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3минут.

    •   Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необхо­димо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т. д.

    •   Очень полезны задания с одновременной эмоциональной

    на­грузкой -для снятия напряжения. Они могут быть такими:

    •         Встаньте между спинками двух стульев, опираясь на них. Приседая на одной ноге (другая вытянута    вперед), напрягайте мышцы рук и ног в течение нескольких секунд. Затем встаньте. Меняя ногу для приседания, повторяйте упражнение 4—6 раз. Дышите произвольно.

    •         Встаньте на 2 шага от стола. Выставляя одну ногу вперед (на выпаде), обопритесь ладонями о край стола. Во время выдоха напрягайте мышцы рук и ног, как бы желая сдвинуть с места тяжелый груз. Повторяйте упражнение 4—6 раз, затем удобно сядьте, расслабьте мышцы и 2—3 раза глубоко подышите.

     

     

                                                     Ход собрания.

    Статистика актуальности темы.

    •   Лишь 20—25% первоклассников, переступающих ежегодно школьныйпорог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.

    •   К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.

    •   15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонли-­вость, отсутствие желания учиться.

    •   Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения  осан­-ки, которые усугубляются в первый год обучения.

    •   10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зренияразличной тяжести.

    •   20% детей входят н группу риска в связи со склонностью к близору

      кости.

    •   Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.

    •   Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

    I. Вступительное слово классного руководителя

    Начало обучения ребенка в школе - это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со време­нем есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на доске.

    Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ре­бенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком , поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.

    Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюде­ние режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.

    Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоцио­нального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что имен­но этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

    -    снижением количества правильных ответов на уроке и дома по­сле того, как ребенок выучил материал урока;

    -    повышением количества ошибок наряду с хорошо выученнымправилом;

    -рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утом­-ляемостью;                                                           

    -  изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляциифизиологических функций.

    Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влия­нию утомления на его здоровье. Как это организуют родители нашего класса?

    II.  Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания

    III. Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня

    Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные зако­ны для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работа­ют в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с док­ладом. На основе групповых запретов составляется общий свод роди­тельских «НЕЛЬЗЯ», который оформляется в памятку.

    НЕЛЬЗЯ:

    •   будить ребенка в последний момент перед уходом в школу,объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

    •   кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бу-­тербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еданравится;

    •   требовать    от    ребенка    только    отличных    и    хорошихрезультатов в школе, если он к ним не готов;

    •   сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

    •   лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок вшколе;

    •   заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этогоправа;

    •   кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашнихзаданий в частности;

    •   заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

    •   не делать оздоровительных пауз во время выполнения домаш-­них заданий;

    •   ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

    •   сидеть у телевизора и за компьютером более 40—45 минут в день;

    •   смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;­

    •   ругать ребенка перед сном:

    •   не проявлять двигательную активность в свободное от уроковвремя;

    •   разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и на­-зидательно;

    •   не прощать ошибки и неудачи ребенка.

    3. Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника

    Примерный вариант режима дня

                 первоклассника.

                               Время

    Подъем

    7 часов

    Зарядка, умывание, уборка постели

    7 ч.- 7.15

    Завтрак

    7.15 – 7.35

    Дорога в школу

    7.45 – 8.10

    Занятия в школе

    8.30 – 12.40

    Прогулка

    13.00 – 14.30

    Обед, отдых, помощь по дому

    14.30 -16.00

    Приготовление уроков

    16.00 -17.00

    Свободное время

    17.00 -19.00

    Ужин

    19.00 – 19.30

    Свободное время

    19.30 – 20.30

    Подготовка ко сну

    20.30 – 21.00

     

    4. Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выпол­нения школьником режима дня.

    5. Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.

     

    fetisova.ucoz.ru


    Смотрите также