Как увеличить словарный запас малыша в возрасте 1,5-2 лет. Словарный запас ребенка в 1 год


Нормы развития речи ребенка от 0 до 7 лет: памятка родителям

Установлено, что речь неразрывно связана с такими процессами, как память, внимание, мышление. Только с помощью речи может произойти вхождение человека в общество. Именно поэтому её нарушения требуют своевременного и грамотного вмешательства специалиста - логопеда.

Этапы речевого развития ребенка

Первый год жизни малыша

Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».

Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

Ясельный возраст

Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.

Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» - «жук», «сенок» - «щенок».

Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.

Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» - «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.

Младший дошкольный возраст

Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).

Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» - «обгоню», «натерять» - «потерять», «колесы» - «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.

Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» - «река», «лыба» - «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» - «устал».

Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.

Старший дошкольный возраст

Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.

Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).

Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.

Признаки задержки речевого развития

К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:

  • Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
  • Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
  • Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
  • Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
  • Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
  • Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
  • Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.

Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:

  • время их появления,
  • активный и пассивный словарный запас,
  • общая речевая активность ребенка,
  • наличие фразовой и связной речи.

К 2-м годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, пока из двух слов: «Баба, дём» - «Бабушка, идём».

Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:

  • правильное произношение звуков,
  • умение строить предложения,
  • грамотный пересказ.

Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики.

В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.

За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.

Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.

Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

fidem.spb.ru

Этапы развития речи у ребенка. Нервные болезни

Первые полгода

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на обращение: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. В 3 месяца при общении с взрослым малыш оживляется, «гукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

В 5 месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса. К 6 месяцам появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.

До года

В 8 месяцев возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»).

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»). Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

После года

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас 20 слов.

Второй год развития

2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

После двух - не поздно

3 года. Словарный запас 250-700 слов, ребёнок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки.

4 года. В речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребёнок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. Словарный запас увеличивается до 2500-3000. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи; активно употребляет обобщающие слова («одежда», «животные»).

7 лет. Словарь увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила. Ребёнок активно пытается объяснить значение слов, размышляет о роде существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.

medportal.ru

Сколько слов знает ребенок?

Ярош Татьяна Александровна

Какое количество слов может усвоить человек? Есть ли границы для каждого возрастного этапа жизни?

Словарный запас каждого человека состоит из активной и пассивной части. Активный словарь включает в себя слова, которые мы не только понимаем, но и повседневно используем. Пассивный словарь – это такие слова, которые мы понимаем, но пользуемся ими редко. Пассивный словарь всегда больше активного.

Активный словарь малыша постепенно увеличивается: в 1 год он составляет 10 слов, а к 3 годам достигает 100 слов. В 4 года ребенок произносит до 1500 слов, в 5 лет – около 200. Семилетний ребенок пользуется 4000 слов. У взрослого человека активный словарь насчитывает 6-8 тыс. слов.

Качественный состав словаря дошкольников разного возраста существенно различается. На 4-ом году жизни у ребенка еще встречаются слова типа «ляля», «киця». Малыш пользуется словами-заменителями, если не знает точного названия. Например, окно и подоконник обозначает одним словом «окно». Часто заменяет названия предметов словами «этот», «тот»: «Дай мне это». Имена прилагательные часто носят обобщающий характер: «хороший» - это и красивый и добрый, и веселый. В активном словаре чаще всего встречаются существительные и глаголы.

Пятилетний ребенок чрезвычайно любознательный и разговорчивый. Это способствует быстрому обогащению его словарного запаса прилагательными, числительными и др. частями речи. На 5-ом году жизни у детей ярко проявляется собственное словообразование. Если малыш не знает или забыл название предмета, он подбирает подходящее слово: «кофемолка» - «крутилка» и т.д.

Активный словарь 6-7 летнего ребенка намного богаче. Он свободно пользуется всеми частями речи, правильно называет предметы, их признаки, свойства. Эффективно обогащают словарный запас ребенка настольные игры: «Лото», «Домино», «Парные картинки». Взрослые могут быть активными участниками этих игр.

Родители также могут проводить словесные игры. Например, игра «Скажи наоборот». Взрослый называет слово, а ребенок подбирает противоположное по смыслу:Черный – белыйБольшой -Теплый -Добрый -Мокрый - и т.д.

Интересна детям игра «Путаница». Например, взрослый называет фрукты: яблоко, груша, помидор, слива, апельсин, вишня. Ребенок должен исправить ошибку.

Богатство и образность придают речи пословицы и поговорки. Пословицы нравятся детям игрой слов, ритмикой.

Во время приема пищи можно ознакомить детей с такими поговорками: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «А Васька слушает, да ест».

Если малыш выполняет ваши поручения неохотно, поспешно, тут пригодятся такие пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», Поспешишь – людей насмешишь», «Делу время, а потехе час».

Во время прогулок и наблюдений за природой можно ознакомить ребенка с народными приметами: «Солнце светит, да не греет», «Солнце низко – вечер близко», «Два друга – мороз да вьюга».

Важно знать, что ребенок усваивает слова в определенной последовательности. Сначала он непосредственно знакомится с предметом, играет с ним, слышит от взрослых название. Потом формируется представление об этом предмете, малыш знает, для чего он нужен, что с ним можно делать: «Ручкой можно писать на бумаге».

Лучше всего ребенок запоминает новые слова, если они связаны с непосредственным восприятием предмета: погладил кошку – «мягкая, пушистая шерстка».

Ежедневный быт – это главный источник обогащения словарного запаса. Можно использовать название бытовых предметов для развития слово образований:Суп – супницаМыло – мыльницаХлеб - …Сахар - …Перец - … Выходные дн

и желательно использовать для прогулок, экскурсий, наблюдений за окружающей средой. Наблюдение – ценный источник развития речи, потому что дошкольник не может молча наблюдать за чем-либо. Он все время спрашивает, как называется незнакомый предмет, для чего он нужен. Ребенок делится впечатлениями об увиденном, старается рассказать связно. Объектов для наблюдения множество: растения, птицы, животные, явления природы, транспорт, труд взрослых. Желательно наблюдение за природой проводить в разные времена года, сравнивать, как выглядит дерево зимой, весной и т.д.

Овладение богатым словарным запасом возможно только на основе звуковой культуры речи. К 4-5 годам малыш должен овладеть произношением всех звуков родной речи. К сожалению, почти половина 6-летних детей имеет недостатки произношения и восприятия звуков.

Речевой аппарат дошкольника имеет свои особенности. Голосовые связки и гортань дошкольника короче, чем у взрослого. Язык занимает большую часть ротовой полости, движения его недостаточно точны и координированы. Этим можно объяснить некоторые недостатки произношения. У детей небольшой объем легких, поэтому речевое дыхание недостаточно развито.

Устная речь существует в двух формах: диалог и монолог. Для диалога характерны короткие, неполные предложения, использование мимики. Диалогическую речь дети осваивают до 5 лет. На 6-ом году жизни она уже не удовлетворяет речевые потребности ребенка. Он хочет уже сам пересказать сказку, содержание мультфильма, поэтому начинает пользоваться монологической речью.

Монолог – это речь одного человека, поэтому требуется последовательное изложение мысли, связность рассказа. Большинство детей к 6 годам овладевают связной монологической речью. До прихода в 1 класс ребенок должен научиться описывать знакомый предмет с его основными признаками, качествами. А также сравнивать 2-3 предмета, самостоятельно составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Шестилетний ребенок до прихода в 1 класс должен знать все печатные буквы, различать большую и маленькую букву.

Необходимо научить ребенка читать слова и небольшие предложения, научить выполнять звуковой анализ слова. Он включает в себя деление слова на слоги и последовательное называние каждого звука. Например, слово «рыба» разделить на ры-ба, назвать звуки: «р», «ы», «б», «а».

Советы родителям:Как можно больше разговаривайте с ребенком. Поощряйте его вопросы, воспитывайте «почемучку». Чаще сами задавайте малышу вопросы.Каждое непонятное слово обязательно объясните. Разговаривайте с ребенком только правильной речью, не «сюсюкайте». Если ваш трехлетний ребенок говорит мало слов, не пользуется предложениями, посещайте логопедический садик. Если пятилетний неправильно произносит звуки, обратитесь к логопеду.

Используйте каждую свободную минуту для общения с ребенком. Основными собеседниками ребенка являются члены его семьи. Учите ребенка составлять рассказы и сказки, пересказывать содержание мультфильмов.

Развивайте мелкую моторику рук малыша, это будет существенно влиять на развитие речи. Используйте для этого игры с пластилином, мозаикой, паззлами, конструкторами. Выполняйте с ребенком пальчиковую гимнастику.

www.uaua.info

Словарный запас ребенка

5 Апрель 2015      admin74      Главная страница » Развитие детей      Просмотров:   3313

Суждения о развитости человека, его способностях основываются во многом на его словарном запасе. Чем богаче его лексикон, тем выше интеллект. Внимание этому нужно уделять с детства. Но словарный запас ребенка формируется не сам по себе, а под влиянием различных факторов: общения с окружающими, просмотра (прочтения) и усвоения информации из книг и телепередач и т.д.

Вот некоторые идеи о том, как работать над развитием речи детей.

Словарный запас по возрасту

Для того чтобы понять, насколько отвечает общепринятой норме словарный запас вашего ребенка, можно воспользоваться таблицей:

Возраст ребенка Словарный запас (количество слов)
До 12 мес. 3-4
До 15 мес. 6
До 1,5 лет До 20
До 1 год, 9 мес. 15-30
2 года 50
До 3 лет 250-700
До 4 лет От 1,5 до 2 000
До 5 лет 3 000
До 7 лет 3 500

 

Конечно, говоря о словарном запасе ребенка в разные периоды, мы не имеем в виду точность произношения. Понятно, что малыш до 2 лет говорит так, как может, пропуская в словах слоги или искажая их для удобства произнесения. Здесь важно то, что он понимает, о чем идет речь, то есть пополняется и его пассивный запас слов.

Современные учебные программы рассчитаны на приход в школу начитанных и достаточно развитых интеллектуально детей, уровень знаний которых подтверждается вступительными тестами. Прежде чем определить малыша в класс, с ним побеседует психолог, в задачу которого входит и определение степени развития речи ребенка. То есть, с того момента, как малыш произнес первое слово и до его готовности делать сравнения, сопоставления, умозаключения, должно пройти совсем немного времени – каких-то 4-5 лет.

Полезные упражнения

  • Двухлетние дети могут много дней не говорить даже отдельных слов. Девочки-двойняшки, дочки моей знакомой, в этом возрасте предпочитали общаться на собственном «тарабарском» наречии, который не понимали ни родители, ни родственники. Зато после двух заговорили чисто и грамотно, сразу предложениями. Главное – не смотря ни на что, постоянно разговаривать с детьми, давая им образец грамотного произношения слов. Например, показывая на кошку, говорите: «Это кошка». Ребенок попытается повторить: «Кока». Одобрите его попытку: «Правильно, это кошка». Не надо со смехом «копировать» его вариант. Похвала родителей – мощнейший стимул для развития малыша и пополнения словарного запаса ребенка 
  • Читайте книги вслух: сначала вы, потом, когда научится, ребенок. Выбирайте произведения с красочными картинками, чтобы за словами закреплялись запоминающиеся образы. Мышление устроено так, что путем визуализации происходит не только самое надежное запоминание, но и пробуждается воображение, которое позволяет фантазировать на тему прочитанного
  • Побуждайте детей к ведению диалога. Диалогическая речь – отличное средство пополнения словарного запаса. Слушая собеседника, ребенок исподволь перенимает его выражения. Это расширяет его кругозор, тренирует память
  • Существует феномен, согласно которому малышей привлекают необычные, многосложные слова. Так, названия динозавров, латинские наименования жуков и растений они запоминают и воспроизводят легче, чем привычные для обихода выражения. Малыш, с легкостью называющий «трицератопса» или «юньнанозавра», способен поразить любого взрослого, так что используйте это свойство памяти с пользой для них, помогая постигать интересную для детей информацию
  • Важно не просто запоминание новых слов, но и умение их толковать. Чаще спрашивайте малыша, что он имеет в виду. Просите объяснить что-то другими словами. Тренируйте воображение: «На что это похоже?» Так вы поможете ему устанавливать связи между различными предметами и явлениями

Развитию словарного запаса ребенка помогает каждодневное общение с близкими. Чем ярче и богаче ваша собственная речь, тем разговорчивее и сообразительнее будет ваш малыш.

 

    Метки: близкие, богатый, важно, вид, возраст, воображение, выражение, грамотный, запас, запоминание, информация, книга, малыш, общение, память, помогать, понимать, пополнение, произношение, развитие, развитие детей, различный, ребенок, речь, родитель, словарный, Словарный запас ребенка, собственный, тренировать, тьма     

sonyaclub.ru

словарный запас в 2,5 года. Наши трёхъязычные дети

Таблица: словарный запас в 2,5 года

Ниже – таблица слов, освоенных к 2,5 годам (выписаны только слова из активного запаса, то есть те, какими пользовались сами дети).

Слова сгруппированы по темам (или, точнее, по смысловым сферам быта – как они воспринимаются детьми – и по грамматически-смысловым сферам).

Слова трёх языков, опять-таки, разделены, чтобы легче было оценить словарный запас в каждом языке. «Интернациональные» слова обозначены как единицы того языка, в контексте которого были восприняты. Стрелочки обозначают тенденцию чаще использовать слово определённого языка.

Звукоподражательные и «инфантильные» словечки заключены в скобки. Их в таблице довольно мало[3].

Некоторые слова (как правило, из русского детского лексикона) сильно отличаются от «взрослых» – я записывала их так, как слышала (транскрипция НЕ научная), при этом, если произношение неочевидно, ударные гласные указаны. Если слово трудно опознать, добавляла пояснение после знака равенства.

Варианты обозначены косой чертой.

Иногда приводятся примеры полных высказываний (в квадратных скобках).

Для экономии места в «Анином» столбце приведены только те слова, которые в этом возрасте умела говорить исключительно она (то есть это лексика СВЕРХ того словарного запаса, которым в 2,5 года владел Алек).

Аниных слов в таблице помещено МЕНЬШЕ, чем она реально использовала: я в какой-то момент перестала за ней записывать, так как стало очевидно, что общий (в трёх языках) словарный запас сравним с тем, который специалисты «прогнозируют» одноязычным детям в этом возрасте.

Удивителен явный численный перевес более сложных русских слов – это, видимо, и есть одно из оправданий немецкого понятия «материнский язык». Алек, например, мог сказать больше 40 русских слов – и лишь 15 английских и 16 немецких.

Странным образом немецких слов больше, чем английских (у Алека! у Ани пропорция всё-таки обратная) – показатель «силы» языка? Сейчас с трудом верится, что освоение немецкой лексики в немецком саду шло такими стремительными темпами, что английский «отстал»; может быть, какую-то часть английских слов я пропустила мимо ушей, не опознала, не записала вовремя? Нет, вряд ли…

Продвижение в немецком, как задним числом становится ясно, пошло «по Камминзу» (James Cummins). он утверждает, что так называемая коммуникативная способность развивается во втором языке быстрее, чем в первом.

* * *

Попадает ли развитие трёхъязычного ребёнка в намеченные специалистами для одноязычных детей рамки? И если выпадает из этих рамок, то насколько серьёзны отклонения?

По таблицам видно, что наши малыши практически не «отставали» до 2-х лет.

Проблемы возникли в возрасте после двух, и большей частью у нашего сына. Так, позднее, чем можно было ожидать (после 2,5 лет), состоялось описанное многими авторами лавинообразное нарастание запаса слов…

Проследить, как дальше развивались языки, сравнить результаты у наших и у одноязычных детей – эти ответственные задачи, пожалуй, для особой (скорее научной) работы.

Здесь же хочется поделиться одним «открытием», которое нас очень ободрило (хочется верить, и родителей других мультилингвов обнадёжит).

Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины, пионеры идеи «раннего развития» в России, однажды составили схему «опережающего развития» своих детей (Никитины Б. П. и Л. А. Мы, наши дети и внуки. М.,1989.) («Нормы», которые в этой таблице приводятся, взяты, правда, из русских официальных документов середины 60-х годов.) Вот эта схема, в виде таблички и с добавлением наших успехов (в русском языке). Цифры означают возраст: количество лет.

Получается, развитие наших детей в «материнском языке» ближе к «раннему», чем к «нормальному»…

Все эти выкладки сделаны, понятно, не для того, чтобы хвастаться достижениями отпрысков. (Да не нужно нам «раннего развития»! нам вполне хватает «своевременного» – такого, что сообразно нашим возможностям и не слишком «выламывается» из «типичных» – примерных! – возрастных границ.) Сравнения предприняты с целью «самотерапии». И адресованы мамам и папам. Одержимым всевозможными тревогами, переживающим из-за речи их многоязычных малышей.

Даже сейчас (и даже в Берлине!) некоторые врачи и педагоги настоятельно советуют родителям отказаться от многоязычия, и родители слушаются советов. На детских площадках то и дело встречаются мамы, которые стесняются того, что ребёнок плохо говорит (по-русски ли, по-немецки ли). Дедушки и бабушки пытаются утешать молодых родителей: «Нашему ребёнку труднее, чем другим! он же всё-таки не с одним языком растёт!» А мамы всё сравнивают, расстраиваются, впадают в панику…

Сравнениями хочется этих мам успокоить. Вполне МОЖЕТ БЫТЬ, дети развиваются сообразно возрасту, в рамках «нормы» (по крайней мере, в одном языке!). Может статься, через несколько лет мамы вспомнят пустые треволнения с усмешкой и недоумением…

Итак, мамам надо бы прежде всего расслабиться и спокойно, по мере сил заниматься с ребёнком родной речью. Но также и наблюдать, формулировать проблемы по возможности конкретнее и «смотреть в корень».

* * *

Все эти годы мы жили со стойким ощущением «отставания» – нашего сына. Ощущение это было не вполне беспочвенным. Оно возникло, когда сын в 2 года (в детском садике) на некоторое время почти замолчал. Он «отказывался» учить новые и использовать старые слова.

Позднее ощущение «отставания» поддерживалось тем, что сын много медленнее, чем дочь, усваивал новые слова и правила.

И ещё тем, что ошибки у нашего сына держались годами.

Это были, прежде всего, многочисленные неправильности в немецком: хаос в склонении, прошедшее время сильных глаголов – нередко по образцу слабых.

Впрочем, до поры до времени немецкий нас мало волновал: заведомо «сильный язык», казалось, рано или поздно выправится «сам». (Так это или нет, можно спорить. Я в своём тогдашнем убеждении не стала бы упорствовать…)

Ошибки в английском нас тоже до некоторого времени не слишком заботили. У Д. Шеффера встречается указание на то, что английские дети и вообще начинают говорить правильно позднее, чем русские. объяснение: грамматические признаки слова в русском очень важны, вот и усваиваются быстрее.

В русской речи сына казалось досадным неправильное склонение. Со спряжением, по крайней мере с представлением о его правилах, у сына проблем не было.

Кроме того, оказалась чрезвычайно устойчивой определённая группа ошибок. Во всех трёх языках. Ошибки эти продержались особенно долго не только у Алека, но и у Ани! У Алека вообще почти не было заметно перемен к лучшему… КАТЕГОРИЯ РОДА – вот что оказалось камнем преткновения для обоих наших детей. У малышей долго вызывали большие трудности

• замена существительного правильным местоимением;

• согласование в роде местоимений и прилагательных с существительным;

• изменение глаголов прошедшего времени по родам;

– в общем, всё, связанное с родом! причём неправильности появлялись и тогда, когда наши дети рассказывали друг о друге, и даже о себе…

У наших трёхлетних близнецов парадоксы родового самосознания были особенно заметны.

Когда детям было 3+3, Анины ошибки в роде зеркально отражали Алековы: он говорил о себе в женском роде, она – в мужском. То есть дочь сообщала: «Я попи?сал», а сын жаловался: «Я упала»…

С «неусвояемостью» категории рода мы боролись годами. От «пробуксовывания» начали избавляться довольно поздно.

У четырёхлетних детей замечена была такая странность: если обращать внимание на форму рода, прямо спрашивать о том, как сказать, отвечали дети чаще правильно, чем неправильно. У нас начала появляться надежда на то, что ошибка, наконец, уходит из речи детей.

Лишь в 4+9 (после очередной поездки в Россию) Аня овладела правильными родовыми формами (для мужского и женского рода) и начала даже корректировать речь Алека. Венцом усвоения категории стало Анино грамматическое наблюдение в 5+8:

Аня: «Папа – как девочка!» Сказала и смеётся. Я не сразу поняла, о чём она. Потом дошло: она заметила, что «папа» склоняется как слова женского рода.

В случае Алека борьба длилась дольше и шла с переменным успехом.

Когда сыну исполнилось 5+3, иногда казалось, что он, наконец, освободился от ошибок в формах с участием рода. В 5+5 Алек, высказавшись неправильно, поправлялся… Однако в его 5+9 совершился очередной откат, все ошибки вернулись. (Результат поездки в Америку и усиления английского языка, в котором род не столь важен?)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Как увеличить словарный запас малыша в возрасте 1,5-2 лет

26 ноября 2013 г. 0

Как это ни странно, но в память большинства родителей намного больше "врезается" не младенчество их малыша, а более "осмысленный" возраст 1,5-2 лет. Скорее всего, это связано с тем, что именно в этот период ребенок начинает очень активно двигаться и проказничать, а также вовсю "работать языком". Вот и получается так, что веселые проделки малыша и его первые слова помнят намного дольше, чем умильное "агуканье" и "пускание пузырей" младенца.

Конечно же, словарный запас 2-х летнего малыша еще очень скудный, и многие слова он произносит неправильно. Поэтому очень важно не упустить этот момент, поскольку он принципиально важен для полноценного развития вашего малыша в дальнейшем. Всячески помогайте своему ребенку если не выражать свои мысли, то хотя бы правильно проговаривать слова и связывать их в предложения.

Отметим, что правильное развитие речи ребенка 2 лет во многом зависит от речевой среды, в которой он находится. Без речевого окружения даже абсолютно здоровый и развитый для своего возраста малыш, может вообще не заговорить. А поскольку ребенок перенимает опыт общения у окружающих, то родителям необходимо пристально следить за тем, как и что они говорят своему крохе.

Основы развития речи ребенка в раннем возрасте

  1. Ребенок, с которым много говорят, и сам начинает говорить. И наоборот, молчание или игнорирование любых попыток малыша заговорить только отдаляют начало активизации речи.
  2. Не надо сюсюкаться, общайтесь с малышом на равных. Четко и внятно произносите все слова и звуки, а также поправляйте ребенка, если он говорит неправильно или нечетко. Достаточно часто встречаются ситуации, когда школьник продолжает общаться со сверстниками словами типа «увидель», «заметиль» и т.д. (то есть, детским говором). Это прямое следствие "сюсюканья" с ребенком в раннем возрасте.
  3. Задавайте наводящие вопросы и пользуйтесь неоконченными предложениями: «Жили-были… Кто?», «Мышка прибежала, хвостиком…Что сделала?». Это заставляет ребенка задуматься, и подбирать подходящие слова для того, чтобы ответить Вам.
  4. Систематически и регулярно спрашивайте его о членах семьи, роде их занятий, возрасте, увлечениях и друзьях, Этим Вы будете тренировать память малыша и увеличивать его словарный запас. Если ребенок увлекается машинами, беседуйте с ним о видах автомобилей, их цветах, марках и размерах. Купите книжки, и на прогулках обращайте его внимание на различную технику на дорогах. Результат не заставит себя ждать: к двум годам маленький человечек достаточно логично сможет изложить свои мысли вполне понятной, правильной и грамотной речью.
  5. Используйте компьютер для развития малыша, но не переусердствуйте. По полчаса 1-2 раза в день – тот максимум времени, который вполне достаточен, чтобы ребенок получил новые знания или закрепил в памяти полученную информацию. Программы и разнообразные занятия для развития речи ребенка сегодня очень легко найти в интернете. Например, можно воспользоваться обычными презентациями с красочными и интересными для крохи картинками.
  6. Ребенок в этом возрасте активно копирует слова окружающих его людей. Поэтому категорически запрещается при нем браниться и ругаться. Если Вы хотите вырастить воспитанного и тактичного человека, то общение вокруг ребенка должно быть спокойным. Ведь он уже начинает прислушиваться к речи и копирует Вашу манеру разговора по телефону, Ваш стиль общения с близкими, гостями и чужими людьми вне дома.

Говорите, говорите, и еще раз говорите...

У каждого ребенка развитие речи проходит индивидуально. Кто-то "схватывает" слова буквально на лету и бегло разговаривает уже в 2 года, а кто-то не может произнести и нескольких слов. Специалисты отмечают, для того чтобы малыш захотел говорить, у него должна появиться потребность в общении со взрослыми. Только если взрослые постоянно "включают" своего ребенка в обсуждение какого-либо предмета или действия, у малыша появляется необходимость назвать этот предмет и произнести первое слово. Поэтому основным средством развития речи детей являются разговоры взрослых из его окружения.

Конечно же, приведенный выше список рекомендаций далеко не полный. И у каждого родителя будет, чем его дополнить. Но важно одно: чтобы ребенок стал полноправным членом социума, надо уже с пеленок заниматься с ним, не оставляя занятия на «потом» в надежде, что он «догонит» в детском саду или в школе. Не допускайте коммуникативного и умственного отставания ребенка, и он будет вам благодарен.

развитие речи ребенка

Статьи по теме

fulledu.ru

Словарный запас ребенка трех лет

В возрасте с 2 до 3 лет очень активно начинает расширяться словарный запас ребенка. К трем годам словарный запас составляет примерно 700-1000 слов. Благодаря такому большому количеству слов малыш начинает активно пользоваться речью.

К трем годам он говорит фразами, использует в речи глаголы, предлоги, существительные и глаголы в множественном числе, умеет передавать свои мысли и чувства, вести беседу. В 3 года ребенок должен уметь произносить гласные А О И У Ы , и согласные Б П В Ф Д Т Г К М Н .

Какие же слова присутствуют в словарном запасе ребенка 3 лет

В основном это слова из окружающего мира ребенка.

Существительные: игрушки, части тела, посуда, мебель, одежда, обувь, продукты питания, фрукты, овощи, бытовая техника, предметы обихода, названия некоторых животных, птиц, растений, явлений природы.

Глаголы: обозначающие действия самого ребенка, действия других людей, некоторые другие действия, например, каша варится, вода льется.

Прилагательные: обозначающие некоторые признаки предметов, например цвет: красный, синий, зеленый, желтый; величину: большой, маленький, другие признаки: горячий, холодный, сладкий, горький.

Наречия: много, мало, больно, жарко, холодно.

Не лишним будет напомнить, что все дети развиваются по разному, одни вовсю говорят уже в год, а другие и к трем годам произносят лишь несколько простых слов.

В два — два с половиной года родителям стоит выяснить, каков у ребенка пассивный словарный запас, то есть, что из вышеперечисленного словаря знает малыш, знает ли он, что обозначает то или иное слово.

Как родителям понять, какие слова ребенок знает, а какие нет?

Просто в моменты бодрствования и игр попросите ребенка принести какую-нибудь игрушку или предмет или предложите произвести какое-либо действие с предметом, лучше такое, которое ребенок в повседневной жизни не выполняет. Так вы сразу узнаете, понял вас малыш или нет. Бывает, что ребенок путает некоторые слова, например, туфли и ботинки. Иногда путает слова схожие по звучанию: дудочка-удочка, булочка -улочка; или принимает словосочетание за отдельное слово, как девочка, которая просила спеть песенку про Шумелку-мышь. Выяснилось, что это песня «Шумел камыш, деревья гнулись»

Как расширить словарный запас ребенка в 3 года

Очень полезно для расширения пассивного запаса слов читать ребенку, рассматривать картинки в книжках, предметные картинки. Предлагайте ребенку найти на картинке яблоко, банан, стул, кровать, тарелку, холодильник. Для расширения словарного запаса прекрасно подойдут занятия по методике Домана.

Большое значение для развития речи имеет наличие в словаре глаголов. Если в словаре ребенка часто присутствуют 20 глаголов, то происходит значительный скачок в развитии речи. Чтобы обогатить глаголами словарь ребенка, взрослым необходимо в моменты общения постоянно описывать свои действия: помешаю кашу, вытираем ротик салфеткой, протрем пыль, польем цветок.

Если при обследовании вы выяснили, что с пониманием речи, то есть с пассивным словарем все хорошо, но активной речи нет необходимо, чтобы у ребенка появилось желание вам подражать, повторять за вами различные действия, движения, мимику. Поощряйте желание малыша протереть пыль, подмести пол, помыть посуду, состряпать пирог, выложить узор, сделать зарядку для язычка и т. д. Часто родители в стремлении сделать все быстро, буквально отбивают у малыша желание действовать, они лучше сами быстро вымоют посуду, сами оденут ребенка, накормят его. Если же у взрослых хватит терпения, то посредством этих несложных дел вы привьете ему любовь к труду, расширите его словарный запас, укрепите ваши отношения.

Следующий шаг для расширения активного словарного запаса — это развитие слуха и развитие речевого дыхания.

И конечно, с самого раннего возраста необходимо проводить с ребенком игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Также не забывайте об артикуляционной гимнастике. Заведите дневник и записывайте в него какие слова уже есть в словаре вашего ребенка и какие появляются вновь. Так вам легче будет контролировать развитие речи малыша.

 

 

voskoboynikova-roshds1.edumsko.ru


Смотрите также